Научная статья на тему 'Организация пропаганды ценности психического здоровья и психообразования в центральных районных больницах'

Организация пропаганды ценности психического здоровья и психообразования в центральных районных больницах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХООБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / INTEGRATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF PSYCHOEDUCATION / QUALITY AND EFFECTIVENESS OF PSYCHIATRIC CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Свиридов Игорь Геннадьевич, Казаковцев Борис Алексеевич

Показаны преимущества и недостатки в деятельности районных врачей-психиатров по вопросам повышения качества и эффективности психиатрической помощи сельскому населению. Предложены рекомендации относительно обеспечения комплексного подхода к организации пропаганды ценности психического здоровья за счет включения в открытые психообразовательные группы не только пациентов и их родственников, но и более широкого круга заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promoting the value of mental health and psychoeducation in central district hospitals

The paper highlights the advantages and drawbacks in the activity of district clinical psychiatrists regarding improvement in quality and effectiveness of mental health care provided to rural population. Guidelines are proposed to ensure an integrated approach to mental health promotion to advance the value of positive mental health through inclusion in open psycho-educational groups not only of patients and their relatives but also a wider spectrum of interested individuals.

Текст научной работы на тему «Организация пропаганды ценности психического здоровья и психообразования в центральных районных больницах»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© И.Г. Свиридов, Б.А. Казаковцев, 2014 УДК 616.89

Для корреспонденции

Свиридов Игорь Геннадьевич - аспирант ФГБУ «Государственный

научный центр социальной и судебной психиатрии

им. В.П. Сербского» Минздрава России

Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23

Телефон: (495) 637-55-95

Е-таИ: igor_doc@mail.ru

И.Г. Свиридов, Б.А. Казаковцев

Организация пропаганды ценности психического здоровья и психообразования в центральных районных больницах

Promoting the value of mental health and psychoeducation in central district hospitals

I.G. Sviridov, B.A. Kazakovtsev

The paper highlights the advantages and drawbacks in the activity of district clinical psychiatrists regarding improvement in quality and effectiveness of mental health care provided to rural population. Guidelines are proposed to ensure an integrated approach to mental health promotion to advance the value of positive mental health through inclusion in open psycho-educational groups not only of patients and their relatives but also a wider spectrum of interested individuals. Key words: integrated approach to the organization of psychoeducation, quality and effectiveness of psychiatric care

ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной

психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва

The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow

Показаны преимущества и недостатки в деятельности районных врачей-психиатров по вопросам повышения качества и эффективности психиатрической помощи сельскому населению. Предложены рекомендации относительно обеспечения комплексного подхода к организации пропаганды ценности психического здоровья за счет включения в открытые психообразовательные группы не только пациентов и их родственников, но и более широкого круга заинтересованных лиц.

Ключевые слова: комплексный подход к организации

психообразования, качество и эффективность психиатрической помощи

Используемый нами комплексный подход к совершенствованию психосоциальной помощи [2-4] сельскому населению Рязанской области обеспечивается включением в организацию психообразовательного процесса врачей-психиатров региональных психоневрологических диспансеров или психиатрических больниц, районных участковых психиатров, врачей общей практики, специалистов полипрофессиональных бригад, работающих в стационарных или амбулаторных условиях.

Вместе с тем психиатрические отделения и кабинеты в Рязанской области имеются не во всех центральных районных больницах (ЦРБ), и в части из них должности врачей-психиатров отсутствуют или укомплектованы недостаточно. Кроме того, в части сельских районов фельдшерско-акушерские пункты находятся на большом расстоянии от ЦРБ, и психиатрическая помощь в них практически не оказывается. Оба обстоятельства не способствуют ранней обращаемости к психиатру и ранней выявляемости психических расстройств, что подтверждено многократными упоминаниями в литературе [1] положительного

Ф

Российский психиатрический журнал № 2, 2014

33

ф

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

значения привлечения к оказанию психиатрической помощи врачей общей практики и семейных врачей. Вместе с тем существует еще одно обстоятельство, ограничивающее осведомленность сельского населения в сфере психического здоровья и психиатрической помощи: отсутствие у многих районных психиатров навыков просветительской и психообразовательной работы.

Цель настоящего сообщения - показать эффективность проводимой на протяжении ряда лет организационно-методической деятельности областных психиатрических учреждений, включающей мероприятия по организации пропаганды среди населения сельских районов Рязанской области ценности психического здоровья и обучению районных психиатров проведению в амбулаторных условиях психообразовательных занятий с пациентами и их семьями.

Материал и методы

В период с 2010 по 2012 г. в ряде сельских районов Рязанской области проведена апробация предложенной в 2009 г. модели поэтапного проведения комплексной просветительской, организационно-методической и психообразовательной деятельности. Полученные результаты этой деятельности планировалось использовать для разработки рекомендаций по повышению эффективности психосоциальной работы при оказании психиатрической помощи.

На первом этапе исследования

1. Изучен опыт проведения пропаганды ценности психического здоровья и психообразования в России и за рубежом.

2. Результаты анализа динамики показателей общей и первичной заболеваемости населения Рязанской области за 2002-2012 гг. сопоставлены с величинами предложенного нами показателя, рассчитываемого по формуле

А = (а + а1 + в + в1) : С х 100,

где А - показатель активности движения пациентов (ПАДП); а - число пациентов, взятых на диспансерное наблюдение (ДН); а1 - число пациентов, снятых с ДН; в - число пациентов, переведенных в группу оказания консультативно-лечебной помощи (КЛП); в1 - число пациентов, выведенных из группы оказания КЛП; С - число пациентов, находящихся на ДН.

3. В целях изучения уровня знаний населения, специалистов, пациентов и их родственников о психическом здоровье и психических расстройствах и их мнения о пользе пропаганды ценности психического здоровья разработаны анкеты, опросные листы, вопросы для интервью.

На втором этапе исследования

1. Разработаны обучающие программы для специалистов по вопросам сотрудничества с пациентами и их родственниками.

2. Разработаны формы психообразовательных занятий для пациентов и их родственников.

3. Разработана модель психообразовательной деятельности, состоящая из методического и инфраструктурного блоков.

В методический блок включены вопросы: обеспечения информационной поддержки населения, специалистов, пациентов и их семей по проблемам сохранения, укрепления и восстановления психического здоровья; формирования и использования знаний о психическом здоровье и психических расстройствах; формирования и поддержки установки на психообразование; реализации психообразовательных программ.

В инфраструктурный блок включены вопросы: формирования мотивации к психообразованию; психологической и социальной поддержки пациентов и их родственников; мониторинга эффективности психообразовательной работы.

В качестве критериев формирования мотивации к психообразованию у пациентов и их родственников были приняты признание ими ценности психического здоровья, исполнение рекомендаций по поддержанию здорового образа жизни и добровольное обращение за психиатрической помощью.

На третьем этапе исследования

1. Утвержденные Минздравом Рязанской области методические рекомендации по организации психообразования пациентов и их родственников направлены во все учреждения здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь, включая ЦРБ.

2. Разработанные и изданные большим тиражом буклеты для населения, посвященные нарушениям сна, невротическим расстройствам, депрессивным расстройствам, психическим расстройствам позднего возраста, а также вопросам обеспечения прав граждан при оказании психиатрической помощи, переданы для распространения руководителям всех учреждений здравоохранения области.

3. Подготовлена и во всех городских и муниципальных медицинских учреждениях области используется серия видеофильмов по вопросам психического здоровья.

4. По проблемам психического здоровья:

- в рамках форумов актуальная информация размещается на интернет-сайтах областного психоневрологического диспансера и областной психиатрической больницы;

- по областному телевидению и радио регулярно проводятся передачи, соответствующие материалы публикуются в областных газетах и журналах;

34

Российский психиатрический журнал № 2, 2014

И.Г Свиридов, Б.А. Казаковцев

- со школьниками и студентами учебных заведений проводятся лекции и беседы.

5. В рамках Недель психического здоровья [2] в 3 сельских районах области с врачами-психиатрами ЦРБ проведены инструктивно-методические занятия по вопросам использования психообразовательных программ в работе с пациентами и их родственниками.

6. Изучена корреляция результатов просветительской работы с показателями первичной заболеваемости психическими расстройствами.

В настоящем сообщении приводятся данные сравнительного изучения 2 групп пациентов по их демографическим, клиническим и социальным характеристикам и мотивации первичного обращения к врачу-психиатру ЦРБ.

Из 398 пациентов, впервые в 2012 и 2013 гг. добровольно обратившихся к врачу-психиатру ЦРБ, в основную группу (ОГ) вошли 302 пациента, проживающих в 3 сельских районах: Касимовском (удаленность от областного центра 164 км), Сасовс-ком (202 км), Кадомском (265 км) районах, где в период с 2010 по 2012 г. неоднократно (не реже 1 раза в год) в рамках проведения Недели психического здоровья осуществлялась активная организационно-методическая и психообразовательная работа [2]. Контрольную группу (КГ) составили 96 пациентов, проживающих в 5 сельских районах, где указанная работа не проводилась: Кораб-линском (93 км), Ухоловском (122 км), Пителинс-ком (230 км), Чучковском (201 км) и Ермишинском (257 км). Все ЦРБ в перечисленных районах были обеспечены врачами-психиатрами согласно штатному расписанию.

Из общего числа 398 пациентов у 80 (20,1%) диагностировались шизофрения, шизотипичес-кие и бредовые расстройства ^20^29), у 147 (36,9%) - невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства ^40-48), у 125 (31,4%) - расстройства настроения (аффективные расстройства) ^30-38), у 46 (11,6%) - органические, включая симптоматические, психические расстройства ^00-09).

У пациентов с расстройствами, входящими в рубрику «Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства», диагностировались: параноидная шизофрения в 42 (52,5%) случаях; острые и преходящие психотические расстройства -в 19 (23,8%); шизоаффективные и шизотипичес-кие расстройства - соответственно в 10 (12,4%) и 9 (11,3%) случаях.

У пациентов с расстройствами, входящими в рубрику «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства», диагностировались: реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации в 63 (42,8%) случаях; тревожные расстройства -в 53 (36%); обсессивно-компульсивные расстройства - в 10 (6,8%); соматоформные расстройства -

в 9 (6,1%); диссоциативные (конверсионные) расстройства - в 6 (2,7%); другие невротические расстройства - в 6 (2,7%) случаях.

У пациентов с расстройствами, входящими в рубрику «Расстройства настроения (аффективные расстройства)», диагностировались: рекуррентные депрессивные расстройства - в 71 (56,8%) случаях; биполярные аффективные расстройства -в 26 (20,8%); депрессивные эпизоды - в 16 (12,8%); смешанные аффективные эпизоды - в 8 (6,4%); маниакальные эпизоды - в 4 (3,2%) случаях.

У пациентов с расстройствами, входящими в рубрику «Органические, включая симптоматические, психические расстройства», диагностировались: психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга, -в 29 (63%) случаях; расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, - в 17 (37%) случаях.

На проводимых врачом-психиатром ЦРБ групповых психообразовательных занятиях с пациентами и их родственниками решались задачи: преодоления стигмы; выявления причин психических расстройств, знакомства с особенностями течения психических расстройств, прогнозом и видами терапии; формирования способности понимания болезни, обучения способам распознавания симптомов и выработки способности самоконтроля; обсуждения роли стрессовых ситуаций в развитии обострения; возможности получения эмоциональной поддержки, обсуждения своих чувств, переживаний, ситуаций, в которой оказались другие; понимания, как другие справляются со своими проблемами; высказывания своих собственных соображений; обучения навыкам управления расстройством; ознакомления с ролью фармакотерапии в лечении и процессе выздоровления; включения пациентов в процесс лечения; знакомства с возможными побочными эффектами фармакотерапии; улучшения взаимоотношений между пациентами и между пациентами и персоналом; создания или расширения социальных сетей.

Психообразовательные занятия проводились в виде встреч в открытых и закрытых группах. В открытых группах - с количеством участников до 20-30, продолжительностью одного занятия (сессии) до 1,5 ч и числом встреч от 5 до 10 - могли принимать участие не только лица, уже обратившиеся за психиатрической помощью, но и из числа всех жителей района, желающих получить информацию по вопросам, связанным с психическим здоровьем. О возможности подобного участия, сроках и месте проведения Недели психического здоровья население района заранее оповещалось по местному радио. В закрытых группах (после начала работы группы новые участники не принимаются) - с количеством участников от 6 до 10-15 и числом заня-

Ф

Российский психиатрический журнал № 2, 2014

35

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

тий 10-12, продолжительностью 45 мин и частотой 1-2 раза в неделю - как правило, принимали участие пациенты и их семьи, уже обратившиеся за психиатрической помощью в текущем году.

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием критерия Стьюдента ({).

Результаты и обсуждение

В ходе сравнительного анализа клинических и социально-демографических характеристик пациентов, включенных в исследование, было установлено отсутствие статистически значимых различий (р>0,05) по возрасту, полу, нозологическому диагнозу, уровню образования, семейного положения, трудовой занятости. При этом длительность существования признаков психического расстройства в группе пациентов, проживающих в сельских районах, где проводилась активная просветительская, организационно-методическая и психообразовательная работа, оказалась достоверно меньшей (р<0,001) по сравнению с группой пациентов, проживающих в сельских районах, где эта работа не проводилась. Полученные данные свидетельствуют о более раннем в первой группе пациентов выявлении психических расстройств и соответственно о больших для них возможностях своевременного получения психиатрической помощи. На это же может указывать тенденция к более частому первичному установлению группы инвалидности во второй из сравниваемых групп пациентов. Данный

вопрос, однако, нуждается в специальном изучении с привлечением большего числа наблюдений (табл. 1).

С учетом сказанного представляло также интерес сравнительное изучение мотивов добровольного обращения пациентов к врачу-психиатру. Содержание и частота ответов в сравниваемых группах пациентов по приведенным пунктам опроса отражены в табл. 2.

В группе пациентов, проживающих в сельских районах, где проводилась активная организационно-методическая, просветительская и психообразовательная работа, достоверно чаще (р<0,001; р<0,01), чем в группе пациентов, проживающих в сельских районах, где эта работа не проводилась или проводилась недостаточно, имели место познавательные и практические мотивы добровольного обращения пациентов к врачу-психиатру. К первым относятся: интерес к занятиям в группе, стремление к новизне, испытание собственной активности, осознание болезни (инсайт), испытание способности к самокоррекции. Ко вторым - приобретение умений использовать полученные знания, достижение комплайенса, развитие положительных личностных качеств. С учетом высокой степени достоверности выявленных различий можно утверждать, что указанные мотивы обращения пациентов за помощью складывались под влиянием просветительской работы областных и районных учреждений здравоохранения.

Таблица 1. Сравнительный анализ клинических и социально-демографических характеристик групп пациентов, впервые добровольно обратившихся к врачу-психиатру ЦРБ

Характеристика Абс. О/ /О Р

ОГ (п=302) КГ(п=96) ОГ КГ

Возраст:

- от 25 до 44 лет 214 73 70,8 76,0

- от 45 до 62 лет 88 23 29,1 24,0 >0,05

Пол:

- мужчины 168 62 55,6 64,5

- женщины 134 34 44,3 35,5 >0,05

Нозологический диагноз:

- расстройства шизофренического спектра 63 17 20,8 17,7

- другие расстройства 239 79 79,2 82,3 >0,05

Образование:

- высшее 99 33 32,7 34,3

- неоконченное высшее 28 8 9,2 8,34

- среднее 122 46 40,4 47,9

- без образования 53 9 17,5 9,3 >0,05

Условия проживания:

- одинокие 44 16 14,5 16,6

- в семье 258 80 85,5 83,4 >0,05

Занятость:

- работают 223 80 73,8 83,3

- не работают 79 16 26,2 16,7 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длительность существования признаков психического расстройства:

- в пределах одного года 233 27 77,1 28,1 <0,001

- более года 69 69 22,9 71,9 <0,001

Впервые группа инвалидности установлена в год первичного обращения

к врачу-психиатру:

- да 7 2,3 5,2

- нет 295 5 97,7 94,8 >0,05

36 Российский психиатрический журнал № 2, 2014

И.Г Свиридов, Б.А. Казаковцев

Таблица 2. Мотивы добровольного обращения за помощью к врачу-психиатру

Мотивы Абс. 0/ h Р

ОГ (п=302) КГ (п=96) ОГ КГ

Познавательные

Интерес к занятиям в группе 286 42 94,7 43,8 <0,001

Стремление к новизне 225 18 74,5 18,8 <0,001

Испытание собственной активности 156 11 51,6 11,4 <0,001

Осознание болезни (инсайт) 149 2 49,3 2,1 <0,001

Испытание способности к самокоррекции 93 1 30,8 1,04 <0,01

Практические

Приобретение умений использовать полученные знания 197 20 65,2 20,8 <0,001

Достижение комплайенса 189 28 62,6 29,2 <0,001

Развитие положительных личностных качеств 229 26 75,8 27,1 <0,001

Социально обусловленные

Стремление к общению и взаимопомощи 269 80 89,1 83,3 >0,05

Стремление к преодолению трудностей в общении 143 39 47,4 40,6 >0,05

Стремление к гармонизации семейных отношений 178 51 58,9 53,1 >0,05

Вместе с тем между двумя сравниваемыми группами пациентов не было установлено достоверных различий (р>0,05) в социально обусловленных мотивациях добровольного обращения к врачу-психиатру, в том числе связанных со стремлением к общению и взаимопомощи, со стремлением к преодолению трудностей в общении, со стремлением к гармонизации семейных отношений. Подобный общий для обеих групп пациентов круг интересов и ожиданий, по-видимому, свидетельствует о длительной сохранности у них позитивных социальных установок, не зависящих от длительности существования признаков психического расстройства и наличия или отсутствия адекватных представлений о психических расстройствах.

Заключение

В ходе исследования получены доказательства влияния ориентированных на население программ просвещения в области психического здоровья на мотивацию более раннего обращения пациентов

и их родственников к психиатру. Эффективность пропаганды ценности психического здоровья среди населения подтверждена установлением статистически достоверных различий по показателям первичной обращаемости к врачу-психиатру жителей сельских районов, где просветительская и психообразовательная деятельность районных психиатров проводится более активно, в том числе с использованием личного контакта врача с потенциальными пациентами и их семьями. Возможность привлечения к участию в открытых психообразовательных группах не только пациентов и их семей, но и более широкого круга представителей населения района способствует более раннему выявлению психических расстройств.

В связи с этим следует отметить, что недавно проведенный P.W. Corrigan и соавт. [5] метаанализ результатов соответствующих исследований показывает, что для снижения стигмы у взрослых лиц большее значение имеет личный контакт с преподавателем, в то время как для подростков достаточен контакт по видео.

Сведения об авторах

Свиридов Игорь Геннадьевич - аспирант ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: igor_doc@mail.ru

Казаковцев Борис Алексеевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела эпидемиологических и организационных проблем психиатрии ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: bakazakovtsev@serbsky.ru

Литература

1. Дженкинс Р., Бобылева З.Д., Голдберг Д. и др. Интеграция сферы психического здоровья в систему первичной помощи в Свердловской области // Соц. и клин. психиатрия. -2012. - Т. 22, № 1. - С. 51-56.

2. Неделя психического здоровья: Метод. рекомендации // Психическое здоровье. - 2013. - № 2. - С. 3-10.

Российский психиатрический журнал № 2, 2014

3. Свиридов И.Г. Влияние психообразовательной работы на выявляемость психических расстройств // Рос. психиатр. журн. - 2013. - № 2. - С. 21-25.

4. Свиридов И.Г., Казаковцев Б.А. Комплексный подход к организации психообразования // Вестн. неврол., психиатрии и нейрохирургии. - 2013. - № 5. - С. 13-20.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.