Научная статья на тему 'Организация профилактической помощи в центре здоровья медицинского учреждения, не имеющего прикрепленного населения, в современных условиях (на примере томской области)'

Организация профилактической помощи в центре здоровья медицинского учреждения, не имеющего прикрепленного населения, в современных условиях (на примере томской области) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
681
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРЫ РИСКА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HEALTH CENTERS / IMPROVEMENT ACTIVITIES / RISK FACTORS FOR NONCOMMUNICABLE DISEASES / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Найденова Н.Е.

Предложена структурно-функциональная модель деятельности центра здоровья медицинской организации без прикрепленного населения, адаптированная к современным условиям, которая позволяет повысить эффективность деятельности по продвижению профилактических услуг центра здоровья и качество оказываемых услуг в центре здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Найденова Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of preventive care in the health center medical institutions without an attached population in modern conditions

A structural-functional model of the health centers medical institutions without an attached population adapted to in modern conditions. It can improve the effectiveness of the promotion of preventive health services center and the quality of services at the health center.

Текст научной работы на тему «Организация профилактической помощи в центре здоровья медицинского учреждения, не имеющего прикрепленного населения, в современных условиях (на примере томской области)»



Н.Е. Найденова,

заведующая отделением «Центр здоровья», ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», г. Томск, Россия

организация профилактической помощи в центре здоровья медицинского учреждения, не имеющего прикрепленного населения, в современных условиях (на примере томской области)

УДК 614.2

Найденова Н.Е. Организация профилактической помощи в центре здоровья медицинского учреждения, не имеющего прикрепленного населения, в современных условиях (на примере Томской области)

(Томская областная клиническая больница, г. Томск)

Аннотация. Предложена структурно-функциональная модель деятельности центра здоровья медицинской организации без прикрепленного населения, адаптированная к современным условиям, которая позволяет повысить эффективность деятельности по продвижению профилактических услуг центра здоровья и качество оказываемых услуг в центре здоровья.

Ключевые слова: центры здоровья, совершенствование деятельности, факторы риска неинфекционных заболеваний, структурно-функциональная модель деятельности.

Введение

В последнее десятилетие профилактика и формирование здорового образа жизни являются стратегическими задачами здравоохранения РФ. С 2009 г. вступила в силу государственная программа по формированию среди населения вого образа жизни. Среди инноваций этой программы является открытие по всей стране и финансирование за счет средств системы ОМС 512 Центров здоровья. [12, 2, 3]. Перед созданными центрами здоровья была поставлена задача внесения значительного вклада в укрепление здоровья населения [6].

Оздоровление образа жизни - ключевое направление в стратегии охраны здоровья населения. В случае успешной реализации оно приведет к укреплению здоровья населения России, значительному снижению распространенности многих заболеваний и увеличению продолжительности жизни [10].

Одной из важнейших проблем, стоящих перед практическим здравоохранением по усилению профилактической деятельности, повышению ее качества, эффективности и результативности, является разработка новых и адаптация к современным требованиям и условиям работы современных организационных, информационных и профилактических технологий деятельности.

© Н.Е. Найденова, 2016 г.

В ноябре 2015 года утверждены новые Правила организации деятельности центра здоровья, расширяющие его функции, включая участие центров здоровья в проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, диспансерном наблюдении за гражданами, имеющими высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний [7]. Включение центров здоровья в программу проведения диспансеризации целесообразно ввиду низкой посещаемости центров здоровья работающим населением [13].

В новых Правилах организации деятельности центра здоровья дополнительно включена функция информирования врачей медицинской организации, в составе которой организован центр здоровья, о случаях выявления граждан с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Описанные выше новые функции центра здоровья применимы для структурных подразделений, расположенных в медицинских организациях первичного звена здравоохранения с прикрепленным населением, участвующих в организации и проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, диспансерного наблюдения больных хроническими неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким риском их развития. Безусловно, большинство центров здоровья для взрослого населения в РФ расположено в учреждениях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

Выполнение в учреждениях ПМСП перечисленных выше нормативных актов позволит не только формировать потоки населения в центр здоровья, но и в соответствии с действующим порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения качественно выявлять, анализировать, учитывать факторы риска хронических неинфекционных заболеваний [8].

По-прежнему остается нерешенным вопрос формирования потоков населения в центры здоровья медицинских учреждений, не имеющих прикрепленного населения, не

участвующих в организации и проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения. Это специализированные учреждения (областные, краевые клинические больницы, физкультурные и кардиологические диспансеры и пр.) и учреждения особого вида (Центры медицинской профилактики). Именно в них возникает необходимость продвижения профилактических медицинских услуг, т.к. потребность населения в получении профилактических услуг (субъективная потребность) остается в настоящее время невысокой.

Для описанной выше категории центров здоровья остаются нерешенными вопросы информирования о случаях выявления граждан с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, остаются нерешенными вопросы сбора, анализа и учета факторов риска неинфекционных заболеваний в соответствии с едиными требованиями [8, 5], что подтверждает необходимость оптимизации и адаптации технологий выявления и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний для данной категории центров здоровья.

В работе Авдеевой М.В. сформулирована модель центра здоровья как медицинского подразделения ЛПУ первичного звена здравоохранения, имеющего прикрепленное население, эффективно реализующего программы индивидуальной и семейно-групповой профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний среди населения административной территории [1]. В этой модели введена маркетинговая деятельность по привлечению приоритетных потребителей первичной профилактики заболеваний, которая подразумевает только выездной режим работы центра здоровья, но не учитывает возможность ее использования при стационарном режиме работы. Использование маркетинговой деятельности при стационарном режиме работ особенно актуально, т.к. у большинства центров здоровья в РФ в настоящее время имеется только 1 комплект оборудования. Кроме того, в работе не описана технология

маркетинговом деятельности, что существенно затрудняет ее реализацию в практической деятельности.

Проведенный анализ нормативной базы, литературных источников и существующих современных подходов в области профилактики неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения подтвердил необходимость дальнейшего совершенствования и адаптации к современным условиям структурно-функциональной модели деятельности центра здоровья медицинских организаций, не имеющих прикрепленного населения, что и явилось целью настоящего исследования.

Методы - организационное моделирование, аналитический, экспериментальный, системный анализ, ССВУ (SWOT) -анализ. Источник получения информации - литературные

данные, нормативно-правовые документы, результаты собственных исследований.

Результаты и обсуждение

Оценка организации работы центров здоровья медицинских организаций, не имеющих прикрепленного населения, проведена с помощью матрицы ССВУ (SWOT)-анализа. Использование ССВУ (SWOT)-анализа позволяет на основе влияния сильных и слабых сторон осуществлять аналитическое предвидение при разработке стратегии деятельности, прогнозирование потенциала медицинской организации [11] и определить первоочередные меры для успешного их взаимодействия как внутри системы здравоохранения, так и вне ее.

ССВУ (SWOT)-анализ деятельности центров здоровья для взрослого населения медицинских организаций, не имеющих прикрепленного населения, представлен в таблице 1.

Таблица 1

ССВУ (SWOT) - анализ деятельности центров здоровья для взрослого населения медицинских организаций, не имеющих прикрепленного населения

Сильные стороны (Strengths,

Стандартное оснащение центров здоровья Алгоритм проведения комплексного обследования

Применение визуализирующих методик донозоологической диагностики Выявление факторов риска неинфекционных заболеваний

Индивидуальный подход при выдаче рекомендаций по ведению ЗОЖ Наличие ПМК «Мобильный центр здоровья»

Слабые стороны (Weaknesses,

Необходимость продвижения профилактических медицинских услуг (формирования потоков населения)

Отсутствие маркетинговых технологий в деятельности

Отсутствие системы менеджмента качества Отсутствие единых требований к сбору, анализу и учету факторов риска неинфекционных заболеваний

Информирование медицинских организаций о случаях выявления граждан с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний

Возможности (Opportunities,

Наличие законодательной и нормативной базы ЗОЖ

Единая информационная система регистрации пациентов и хранения данных обследования (ФК «Центр здоровья)

Региональные программы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию

ЗОЖ

Наличие методических рекомендаций ГНИЦ ПМ

Угрозы (Threats,

Недостаточная информированность населения о наличии и возможностях центров здоровья Низкая (субъективная) потребность населения в получении профилактических услуг Низкая мотивация населения о получении знаний по ЗОЖ от медицинского персонала Отсутствие алгоритма работы при выездной деятельности и при работе с организованным населением

Отсутствие системы обучения специалистов центров здоровья новым коммуникативным технологиям, психологическим принципам формирования поведения и его изменений Диспансеризация взрослого населения

енеджер №3

здравоохранения 2016

В ходе исследования выявлены слабые стороны деятельности центра здоровья для взрослого населения медицинской организации, не имеющей прикреплённого населения. Наиболее значимыми среди них являются: необходимость продвижения профилактических медицинских услуг (формирования потоков населения); отсутствие маркетинговых технологий в деятельности и системы менеджмента качества; отсутствие единых требований к сбору, анализу и учету факторов риска неинфекционных заболеваний.

Выявлены наиболее значимые угрозы: недостаточная информированность населения о наличии и возможностях центров здоровья, низкая (субъективная) потребность населения в получении профилактических услуг, низкая мотивация населения в получении знаний по ЗОЖ от медицинского персонала; отсутствие системы обучения специалистов центров здоровья новым коммуникативным технологиям, психологическим принципам формирования поведения и его изменений; отсутствие алгоритма работы при выездной деятельности и при работе с организованным населением.

Определены основные направления совершенствования оказания медицинской помощи для описанной выше категории центров здоровья: продвижение профилактических медицинских услуг - организация потоков населения, в том числе организованного населения на обследование в центр здоровья; повышение качества услуг, оказываемых в центрах здоровья - разработка, адаптация алгоритмов и технологий оказания профилактических медицинских услуг.

На основании выявленных проблем, с учетом использования современных подходов в области профилактики неинфекционных заболеваний, в целях эффективного использования ресурсов и возможностей центров здоровья разработана и адаптирована к современным условиям структурно-функциональная модель деятельности центра здоровья медицинских организаций, не имеющих прикрепленного населения.

При адаптации и совершенствовании модели учтены цели и задачи, поставленные перед центрами здоровья в действующих нормативных документах МЗ РФ [6, 7], опыт их реализации в медицинских организациях без прикрепленного населения, а также слабые стороны регламентированной деятельности центров здоровья медицинских организаций без прикрепленного населения, выявленные в процессе ее реализации.

Модель апробирована и внедрена в центре здоровья ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», где осуществлялась отработка всех ее элементов и связей между ними.

Проведена рационализация организационной и функциональной структур. Новое введение в структуру центра здоровья кабинета маркетинга и контроля качества (на функциональной основе) наиболее полно решает главную задачу о необходимости продвижения профилактических медицинских услуг (формирования потоков населения) в центре здоровья и контроля качества оказываемых услуг.

В случае расположения центра здоровья в медицинской организации особого вида -Центре медицинской профилактики - функция продвижения профилактических услуг центра здоровья, контроля качества может выполняться подразделениями Центра медицинской профилактики. Основной потребитель услуги - трудоспособное организованное население (сотрудники предприятий и учреждений, студенты вузов).

Предложенная модель включает в себя 4 блока, определяющих успешное взаимодействие центра здоровья с внешней средой и повышающих эффективность профилактических услуг внутри системы здравоохранения: маркетинговый, технологический, управленческий, блок менеджмента качества.

Маркетинговый блок

Для продвижения профилактических медицинских услуг в центре здоровья, формирования непрерывных потоков пациентов усовершенствована технология маркетинговой деятельности, позволяющая осуществлять как

выездную, так и стационарную формы работы:

• предложена схема взаимодействия центра здоровья с учреждениями и специалистами за пределами медицинской организации

(Рис V,

• разработан алгоритм взаимодействия центра здоровья с организованным населением при стационарной и выездной форме работы центра здоровья (рис. 2).

В разработанной модели организация работы центра здоровья предполагает четкую систему взаимодействия с учреждениями и специалистами за пределами медицинской организации и определение направления потоков пациентов (рис. 1), что в свою очередь приводит к формированию непрерывных потоков пациентов организованного населения в центр здоровья медицинской организации без прикрепленного населения.

Проведение многопланового сотрудничества с заинтересованными НКО, работодателями, СМИ и отдельными группами организованного и неорганизованного населения позволяет наиболее полно реализовать главную цель - усиление деятельности, направленной на формирование и реализацию системных подходов к укреплению и сохранению здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний.

Алгоритм взаимодействия центра здоровья с организованным населением (рис. 2) позволяет создать преемственность в работе с ведомственными здравпунктами, санаториями-профилакториями, а в районах области - с районными больницами при выездной форме работы.

Установлены компоненты эффективной маркетинговой деятельности центра здоровья:

Рисунок 1. Схема взаимодействия центра здоровья с учреждениями и специалистами за пределами медицинской организации для продвижения профилактических медицинских услуг

Менеджмент в здравоохранении лт - -ф

Рисунок 2. Алгоритм взаимодействия центра здоровья с организованным населением

1. Правильно отобранные, обученные сотрудники, которые должны обладать определенными навыками: коммуникативными в ведении переговоров, общении по телефону; технологией продвижения услуг, пиар-технологией.

2. Технология продвижения услуги - наличие необходимых документов, страницы на сайте медицинской организации.

Необходимо разработать не менее 12 документов, учитывающих специфику работы и форму работы, включая цветные и черно-белые рекламные листовки, несколько вариантов информационных писем с сопровождающими документами, объявлений и сообщений для рассылки и для СМИ, сообщений для аудиороликов для эффективного продвижения услуги.

Работа с организованным населением осуществляется по следующему алгоритму:

1 этап - предварительный (оповещение).

2 этап - основной (обсуждение и согласование): формы сотрудничества (договор/соглашение о безвозмездном сотрудничестве);

даты и времени обследования; формы работы: выездная/ стационарная; комплексное обследование, индивидуальное консультирование; комплексное обследование, индивидуальное консультирование и групповое профилактическое консультирование;

3 этап - непосредственное оказание услуг специалистами центра здоровья.

4 этап - контроль эффективности оказанных услуг.

При работе с организованным населением (организации и предприятия; общественные организации) на 1-ом этапе использовались следующие способы продвижения профилактических услуг: онлайн (рассылка по электронной почте), факсильный, телефонное сопровождение (прямой контакт).

Способствовали продвижению услуг населению маркетинговые коммуникации: онлайн способы продвижения (сайт, баннерная реклама); оффлайн способы продвижения (участие в мероприятиях, акциях с информационным сопровождением), использование

рекламных листовок, размещение (трансляция) аудиороликов в местах скопления людей; пиар-технологий в СМИ (паблисити - бесплатное сообщение в СМИ).

Цели маркетинговых коммуникаций: предоставление необходимой информации, формирование убежденности, изменение поведения целевой аудитории, побуждение к действию -формирование потоков в центр здоровья. Инструменты коммуникационного воздействия на целевые аудитории: акции; работа с клиентскими базами; баннерная реклама.

структура и внедрение мероприятий технологического блока

В соответствии с действующими нормативными актами, на основании существующих технологий выявления и коррекции факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, неинфекционных заболеваний [8, 5] адаптирована функциональная модель оказания профилактической помощи в центре здоровья медицинской организации без прикрепленного населения.

Модель отображает все производимые медицинским персоналом действия, их последовательность, связи между этими действиями и ориентирована прежде всего на обеспечение эффективной деятельности по выявлению и коррекции факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, неинфекционных заболеваний. Представленная модель позволяет оптимизировать технологию выявления факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в центре здоровья, устанавливает приоритеты в работе врача-терапевта центра здоровья по выявлению и коррекции факторов риска, определяет тактику ведения пациента с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний.

При первичном обращении пациента в центр здоровья на первом этапе в регистратуре центра здоровья проводится регистрация: на каждого пациента заполняется паспортная часть «Карты ЦЗ» (учетная форма ^25-ЦЗ/у «Карта центра здоровья»). На втором этапе в кабинетах инструментального

и лабораторного обследования центра здоровья проводится базовое комплексное обследование. Базовое обследование выполняет средний медицинский персонал (рис. 3).

На третьем этапе оказания помощи пациентам в центре здоровья врачами-терапевтами уточняются данные анамнеза, анализируются полученные результаты комплексного обследования и обсуждаются с пациентом; оцениваются степени артериальной гипер-тензии (АГ), индекс массы тела (ИМТ), окружность талии (ОТ), уровень глюкозы (ГЛ) и холестерина (ХС) в крови (рис. 3, шаги 1,2). Традиционные факторы риска оцениваются в соответствии с существующими критериями и рекомендациями [5], что позволяет своевременно выявить и фиксировать наличие избыточной массы тела и ожирения, абдоминального ожирения, наличие риска АГ, наличие гиперхолестеринемии, гипергликемии.

Далее проводится анкетирование для оценки: наличия тревоги и депрессии (опросник HADS) [5], уровня физической активности [9], структуры и режима питания (опросник по оценке привычек питания, Р.А. Еганян) [5]. У лиц с избыточной массой тела и ожирением определяется тип нарушения пищевого поведения на основании вопросов [4]. Курящим лицам проводят анкетирование для оценки статуса курения (степень никотиновой зависимости, уровень мотивации к отказу от курения) (рис. 3, шаг 3).

В завершение определяется суммарный сердечно-сосудистый риск с учетом данных анамнеза, результатов комплексного обследования, оценки традиционных факторов риска (рис. 3, шаг 4) [5]. Каждому пациенту по выявленным изменениям и нарушениям выдается заключение. Проводится обучение пациента ведению дневника самоконтроля АД и/ или дневника питания, составляется программа коррекции факторов риска.

Дальнейшая тактика ведения пациента определяется с учетом определенного суммарного сердечно-сосудистого риска. Для лиц с низким и средним суммарным сердечно-

шСО

из

вш ш

ПЕРВИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА

в центр здоровья

-^КАБИНЕТ РЕГИСТРАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центра здоровья

1 этап

Кабинеты инструментального и лабораторного обследования центра здоровья -КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА

центра здоровья

II этап

V

ШАГ 2

Анализ полученных результатов комплексного обследования и их обсуждение; оценка степени АГ, ИМТ, ОТ, ХС, ГЛ

III этап

ШАГ 3

Проведение анкетирования для оценки:

наличия тревоги и депрессии

уровня

физической

активности

структуры и режима питания;

нарушения пищевого поведения

статуса курения

ШАГ 4

Определение суммарного сердечно-сосудистого риска

ШАГ 5

- Заключение по выявленным изменениям и нарушениям, информирование пациента.

- Обучение ведению дневника самоконтроля АД и / или дневника питания.

- Составление программы коррекции факторов риска ССЗ, выдача раздаточного материала

Телефонное сопровождение

ШАГ 6

ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ в центре здоровья

т

Повторное обязательное

обследование

по выявленным изменениям

Дополнительное обследование: биоимпедансметрия, программа оценки фактического питания, тест Люшера пр.

Консультация врача-терапевта

Обучение в Школе

здоровья по ФР

ССЗ

низкии и средний

высокии и очень высокий

ШАГ 6 НАПРАВЛЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПМСП для обследования, коррекции лечения

Занятия в кабинете ЛФК

Рисунок 3. Адаптированная функциональная модель оказания профилактической помощи в центре здоровья медицинской организации без прикрепленного населения

ф

с2ЪШхШ

сосудистым риском - динамическое наблюдение и контроль в центре здоровья. Для лиц с высоким и очень высоким риском - направление в медицинскую организацию ПМСП для дополнительного обследования и коррекции лечения (рис. 3, шаг 6).

Внедрение в обязательную функцию врача-терапевта анкетирования совершенствует процесс своевременного выявления, оценки и анализа поведенческих факторов риска: курения, нерационального питания, гиподинамии. Обязательная оценка врачом-терапевтом центра здоровья степени АГ, ИМТ, ОТ, уровней глюкозы и холестерина в крови позволяет своевременно выявить и фиксировать наличие избыточной массы тела и ожирения, абдоминального ожирения, наличие риска АГ, наличие гиперхолестеринемии, гипергликемии, что улучшает, соответственно, оценку и анализ биологических факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Использование в модели технологий и принципов профилактического консультирования способствует достижению целевых уровней факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, а динамическое наблюдение пациентов в центре здоровья повышает приверженность пациентов к врачебным рекомендациям.

Управленческий блок

Менеджмент управления включал в себя:

• разработку, внедрение, развитие маркетинговой технологии, ее контроль;

• контроль над качеством оказания услуг (комплексное обследование, профилактическое консультирование);

• контроль над рациональной эксплуатацией оборудования, своевременным сервис-

ным обслуживанием и обеспечением расходными материалами;

• формирование ресурсов для решения определенных профилактических задач;

• контроль за исполнением и эффективностью проводимых мероприятий и мониторинг состояния здоровья.

Блок менеджмента качества включал в себя принципы системы менеджмента качества [14]:

• ориентация на потребителя услуг;

• постоянное улучшение процессов организации работы подразделения, обучение персонала и внедрение инноваций;

• лидерство в предвидении;

• лидер должен определить видение, руководить и мотивировать людей;

• принятие решений, основанное на фактах, анализе данных и информации;

• вовлеченность персонала - использование знаний, навыков, творческих и других способностей людей в их деятельности;

• процессный подход; желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Выводы. Представленная адаптированная к современным условиям структурно-функциональная модель деятельности центра здоровья медицинской организации без прикрепленного населения позволяет путем реализации управленческих решений рационально использовать трудовые ресурсы, организовать потоки пациентов, проводить мероприятия по улучшению качества профилактической медицинской помощи и, соответственно, достигать основных целей - повышения доступности, качества и удовлетворенности профилактической медицинской помощью ее потребителями.

Литература

1. Авдеева М.В. Научное обоснование модели профилактической деятельности центров здоровья: автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н. Санкт-Петербург. 2014. [Интернет]. URL: http://szgmu.ru/ds/uploаd/files/Автореферат.pdf (Дата обращения 30.07.2015).

енеджер №3

здравоохранения 2016

2. Авдеева М.В., Лобзин Ю.В., Лучкевич B.C. Оценка эффективности организационно-функциональной деятельности центров здоровья по первичной профилактике социально значимых неинфекционных заболеваний. Вестник Российской Военно-медицинской академии 2013; (2): 169-172.

3. Жукова Т.В, Харагургиева И.М. Свинтуховский О.А. Пути оптимизации оценки уровня здоровья здоровых лиц в системе первичной медико-санитарной помощи в связи с социально-гигиеническим мониторингом здоровья населения. Гигиена и санитария 2012; (6): 21-26.

4. Лобыкина Е.Н. Оптимизация лечебно-профилактической помощи населению с избыточной массой тела и ожирением в амбулаторно-поликлинических учреждениях: методические рекомендации. Новокузнецк. 2008. 21 с.

5. Национальные рекомендации Всероссийского общества кардиологов. Кардиоваскулярная профилактика. [Интернет]. URL: http://medi.ru/doc/a030913.htm (Дата обращения: 30.07.2015).

6. Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака: Приказ МЗ и СР РФ от 19 августа 2009 года № 597н. (ред. от 26.09.2011) [Интернет]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_92084/ (Дата обращения: 30.07.2015).

7. Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях: Приказ МЗ РФ от 30 сентября 2015 года № 683н [Интернет]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71160468/ (Дата обращения: 14.12.2015).

8. Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения: Приказ Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан [Интернет]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW; n=176516 (Дата обращения: 14.12.2015).

9. Оганов Р.Г., редактор. Школа здоровья. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний: руководство для врачей. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2009. 160 с.

10. Оганов Р.Г., Герасименко Н.Ф., Колтунов И.Е.. Погосова Н.В. Всероссийская образовательная акция «Здоровые сердца» - масштабный профилактический проект. Профилактическая медицина 2010; (3): 3-5.

11. Плутницкий А.Н. Применение универсальной информационной системы в процессе SWOT-анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения. Здравоохранение РФ 2013; (3): 26-29.

12. Расторгуева Т.И., Полозова О.В. Актуальные вопросы деятельности центров здоровья в Российской Федерации. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья 2012; (6):121-123.

13. Стародубов В.И., Руднев С.Г., Николаев Д.В., Коростылев К.А. Федеральный информационный ресурс центров здоровья: современное состояние и перспективы развития. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2015;45(5). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/706/30/ lang, ru/ (Дата обращения: 15.12.2015).

14. Швец В.Е. Устойчивое развитие и менеджмент качества. Стандарты и качество 2005; (11): 38-4.

UDC 614.2

Naydenova N.E. Organization of preventive care in the health center medical institutions without an attached population in modern conditions (the example of the tomsk region) (Tomsk regional clinical hospital)

Abstract. A structural-functional model of the health center's medical institutions without an attached population adapted to in modern conditions. It can improve the effectiveness of the promotion of preventive health services center and the quality of services at the health center.

Keywords: health centers, improvement activities, risk factors for noncommunicable diseases, structural and functional business model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.