Научная статья на тему 'Организация профессиональной подготовки как основа управления рисками банковской деятельности'

Организация профессиональной подготовки как основа управления рисками банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РИСКИ / RISKS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BANK ACTIVITY / АНАЛИЗ / СИСТЕМА ПРАКТИКИ / A SYSTEM OF PRACTICE / ПРОЛОНГИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROLONGED TRAINING / СТАЖИРОВКА / AN ANALYSIS / TRAINING APPRENTICESHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Россиина Нина Сергеевна, Коряковцева Елена Юрьевна, Хахлев Евгений Вячеславович

Управление как процесс целенаправленного воздействия на конкретный объект является сложной системой, обеспечивающей реализацию интенциональных установок, сформулированных до его начала. Для достижения поставленных целей, решения определенных задач необходимо оценить не только базовые возможности, но и риски, способные при их воплощении противодействовать процессу управления. Поскольку управление организуется в условиях неопределенности, то профессионал, принимающий управленческие решения, должен иметь сформированный потенциал, обеспечивающий способность к планированию, анализу, контрольным мероприятиям и даже личному нелицеприятному самоанализу и самооценке. В сферах высокорискованной деятельности (например, банковской) управленческие решения должны приниматься специалистами-профессионалами на основе сплава базовых знаний по экономическим, психологическим, управленческим дисциплинам. Подобные способности формируются в учебном заведении на практических, лабораторных занятиях и шлифуются в ходе прохождения практики. Студенты направления «Профессиональное обучение (экономика и управление)» обладают значительным потенциалом, поскольку он формируется не только на теоретической основе изученных экономических дисциплин, совокупности знаний по педагогике и психологии, но и существенно дополняется опытом, аккумулируемым в ходе прохождения совокупности практик (технологической, квалификационной, производственной (педагогической). Практиканты, включенные в последовательную систему разновариантных практик, сориентированы как на управленческую, так и на прикладную (операционную и образовательную) деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Россиина Нина Сергеевна, Коряковцева Елена Юрьевна, Хахлев Евгений Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Professional Training as a Basis of Risk Management of the Bank Activity

Management as a process of the purposeful influence on a certain object is a difficult system providing realization of intentional ideas formulated before its beginning. To achieve the goals, to solve certain problems it is necessary to estimate not only basic opportunities, but also risks which can, if to use them, counteract the management process. As management is organized in conditions of uncertainty, the professional who makes administrative decisions, must have a well-formed potential providing an ability to plan, analyse, control actions and even to personal impartial self-analysis and self-assessment. In spheres of the high-risk activity (for example, a bank sphere) administrative decisions must be made by expert-professionals on the basis of the alloy of basic knowledge on economic, psychological, administrative disciplines. Similar abilities are formed in the educational institution on practical, laboratory classes and are ground during practical training. Students of the direction "Professional Education (Economy and Management)" possess a considerable potential as it is being formed not only on the theoretical basis of the studied economic disciplines, a set of knowledge on pedagogics and psychology, but also it is significantly supplemented with the experience accumulated during some practices (technological, qualification, production (pedagogical). The probationers included into the consecutive system of multiple practices are oriented both onto the administrative, and on applied (operational and educational) activity.

Текст научной работы на тему «Организация профессиональной подготовки как основа управления рисками банковской деятельности»

УДК 378.14

Н. С. Россиина, Е. Ю. Коряковцева, Е. В. Хахлев

Организация профессиональной подготовки как основа управления рисками

банковской деятельности

Управление как процесс целенаправленного воздействия на конкретный объект является сложной системой, обеспечивающей реализацию интенциональных установок, сформулированных до его начала. Для достижения поставленных целей, решения определенных задач необходимо оценить не только базовые возможности, но и риски, способные при их воплощении противодействовать процессу управления. Поскольку управление организуется в условиях неопределенности, то профессионал, принимающий управленческие решения, должен иметь сформированный потенциал, обеспечивающий способность к планированию, анализу, контрольным мероприятиям и даже личному нелицеприятному самоанализу и самооценке. В сферах высокорискованной деятельности (например, банковской) управленческие решения должны приниматься специалистами-профессионалами на основе сплава базовых знаний по экономическим, психологическим, управленческим дисциплинам. Подобные способности формируются в учебном заведении на практических, лабораторных занятиях и шлифуются в ходе прохождения практики. Студенты направления «Профессиональное обучение (экономика и управление)» обладают значительным потенциалом, поскольку он формируется не только на теоретической основе изученных экономических дисциплин, совокупности знаний по педагогике и психологии, но и существенно дополняется опытом, аккумулируемым в ходе прохождения совокупности практик (технологической, квалификационной, производственной (педагогической). Практиканты, включенные в последовательную систему разновариантных практик, сориентированы как на управленческую, так и на прикладную (операционную и образовательную) деятельность.

Ключевые слова: управление, риски, профессиональная подготовка, банковская деятельность, анализ, система практики, пролонгированное обучение, стажировка.

N. S. Rossiina, E. Ju. Koryakovtseva, E. V. Khakhalev

Organization of Professional Training as a Basis of Risk Management of the Bank Activity

Management as a process of the purposeful influence on a certain object is a difficult system providing realization of intentional ideas formulated before its beginning. To achieve the goals, to solve certain problems it is necessary to estimate not only basic opportunities, but also risks which can, if to use them, counteract the management process. As management is organized in conditions of uncertainty, the professional who makes administrative decisions, must have a well-formed potential providing an ability to plan, analyse, control actions and even to personal impartial self-analysis and self-assessment. In spheres of the high-risk activity (for example, a bank sphere) administrative decisions must be made by expert-professionals on the basis of the alloy of basic knowledge on economic, psychological, administrative disciplines. Similar abilities are formed in the educational institution on practical, laboratory classes and are ground during practical training. Students of the direction "Professional Education (Economy and Management)" possess a considerable potential as it is being formed not only on the theoretical basis of the studied economic disciplines, a set of knowledge on pedagogics and psychology, but also it is significantly supplemented with the experience accumulated during some practices (technological, qualification, production (pedagogical). The probationers included into the consecutive system of multiple practices are oriented both onto the administrative, and on applied (operational and educational) activity.

Keywords: management, risks, professional training, a bank activity, an analysis, a system of practice, prolonged training, training apprenticeship.

Возможность введения студентов-

практикантов в условия реальной деятельности свидетельствует об их достаточности и базовой состоятельности, нацеленности на обеспечение минимизации рисков профессиональной подготовки.

Управление процессом подготовки студентов, включение их на этапе проведения совокупности практик в полноту реальной деятельности и систему пролонгированной подготовки банковских работников обеспечивает большую достаточ-

ность их на профессиональной стезе, минимизацию рисков от неправильно принятых, необоснованных управленческих решений в дальнейшем.

Исследование проблем организации всесторонней подготовки студентов по направлению «Профессиональное обучение» (экономика и управление) является предметом изысканий, проводимых преподавателями кафедры совместно с сотрудниками бизнес-сообщества с целью обоснования и реализации совместных управленческих решений в этом направлении.

© Россиина Н. С., Коряковцева Е. Ю., Хахлев Е. В., 2014

Управление представляет собой организацию воздействия на конкретный объект, направленного на регулирование, развитие, стабилизацию с тем, чтобы достичь поставленной цели и решить определенные задачи. Структурно это сложная система, включающая в себя процессы мотивации, планирования, упорядочения, реализации конкретной деятельности, учета ее результатов, анализа полученных данных, контроля, коррекции, корректировки, необходимая для реализации интенциональных (целевых) установок.

Поскольку модель, представленная на этапе замысла, обычно не совпадает с результатом при неконтролируемом процессе, то управление необходимо во всех сферах, сориентированных на получение определенного итогового продукта конкретной деятельности. Значимость его возрастает в условиях высоких рисков, опасностей, возможности несения потерь и убытков, поскольку совокупность грамотных управленческих решений приводит к минимизации вероятности реализации риска или даже ее нуллификации.

Риск как потенциальная возможность потерь (или недостижения цели) сопровождает любую деятельность, в том числе и профессиональную. Профессиональная деятельность традиционно определяется структурно в виде целостной системы, включающей различные элементы: мотивы платной работы в определенной сфере; цели, задачи, обосновывающие выполнение операций, осуществление работ, оказание услуг (т.е. конкретные действия, обеспечивающие достижение цели и решение поставленных задач); результат, заранее обусловленный договором (контрактом), поощрение (плата) за него); варианты стимулирования. В силу многоаспектности системы, с одной стороны, и в силу значимости субъективных, личностных факторов, с другой стороны, для преодоления рисков профессиональной деятельности, необходим широкий спектр исследований обеспечивающих его преодоление, особенно в сферах высокорискованных процессов и процедур.

Деятельность коммерческого банка как структуры, работники которой совершают различные операции, сделки, выполняют работы, оказывают услуги многоаспектного характера с различными финансовыми (что особенно важно - зачастую виртуального характера) инструментами, на основе разнообразных методик, схем организации работы, с использованием динамично меняющихся технических и технологических систем, организационных структур и т.д., сопряжена со

значительным количеством рисков внешнего и внутреннего характера, системного и элементарного уровня. Масштабная характеристика рисков в банковской деятельности дана в работах Г. С. Сейткасимова, О. М. Лаврушина, Е. Ф. Жукова др. [2, 3, 4].

В рамках исследуемой проблемы необходимо уточнить, что совокупность внутренних рисков коммерческих банков (и банковской системы) имеет, безусловно, базовый характер по отношению к самым различным вариантам развития негативных последствий как для этих учреждений, так и для их клиентов.

К деконструктивному потенциалу возможных к реализации рисков относят недостаточность внутренней и внешней законодательно-нормативной инструктивной, методологической базы (стандартов, инструкций, рекомендаций, методических и методологических инструментов; регламентов по проведению операций; макетов необходимой, с учетом специфики деятельности, внутренней документации; нормативно-методического обеспечения проведения анализа финансового состояния (предприятий, партнеров, клиентов, инвестиционных проектов); отсутствие четко сформулированной политики (кредитной, депозитной, инвестиционной). Сюда же необходимо отнести и недостаточную правовую и специальную подготовку сотрудников банков, злоупотребление должностными лицами банка служебным положением, выдачу «дружеских», необоснованных кредитов; утаивание реальных сведений о рисках и потерях; ошибочность управленческих решений; несовершенство организационной структуры управления операциями (например, кредитованием), слабость в управлении портфелями активов; высокую степень ориентации деятельности банка на определенную сферу (низкую диверсификацию), недостаточность аналитической и оценочной обоснованности и мотивации и пр.

Специальные методики преодоления рисков предполагают использование определенных средств, форм осуществления деятельности, подходов к достижению целей и решению поставленных задач [4, 5].

С целью минимизации риска банк (например, в сфере кредитования) должен: диверсифицировать портфели своих клиентов; ориентироваться на предоставление кредитов в виде более мелких сумм большему количеству клиентов, что ведет к диверсификации всех видов риска (т.е. рассредоточению рисков); предоставлять большие суммы

заемных ресурсов клиентам на консорциональ-ной (синдицированной) основе.

Банку необходимо организовывать клиентские операции таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активами и пассивами, сохранять показатели своей ликвидности на определенном нормативными требованиями уровне, рентабельности - в пределах мотивированного прогноза. Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значение для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими [2, 3, 4]. Основным инструментом снижения рисков кредитования, по мнению и исследователей и практиков, является анализ кредито- и платежеспособности заемщиков. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с изучения общих характеристик заемщика, оценки различных сторон его деятельности. Сюда входит, например, характеристика внешней, внутренней среды, исследование показателей, масштабно характеризующих многоаспектную финансово-хозяйственную деятельность предприятия, способность данного хозяйствующего субъекта получить возможность погашения основного долга по кредиту и процентов по нему за счет результатов инвестиционной деятельности, организованной на заемные средства и т.д.

Вышеприведенный пример обеспечивает обоснование значимости не только наличия знаний, умений, навыков многопрофильного, межпредметного содержания, но и способности их применять в условиях конкретных места, времени, условий. Эта способность традиционно называется компетентностью, т.е. «владением по праву» реального (усвоенного) потенциала возможностей. Формирование первичной компетентности как некоего «сплава» усвоенных знаний, умений, навыков, способности и готовности его использования является целью профессионального обучения. Опыт показывает, что проблемы, появляющиеся в условиях конкретной практической деятельности, разрешаются при наличии достаточного профессионализма участников банковской деятельности (и, как показывает опыт - высокого нравственного потенциала) участников коммерческих операций в этой сфере. В огромной степени это зависит от багажа, полученного и освоенного при обучении в высшем учебном заведении.

Профессиональное образование экономического профиля поэтому должно обеспечиваться

изучением будущими профессионалами не только совокупности предметов общенаучного, специального содержания, но дисциплинами аналитического профиля, представленными в необходимой полноте. Целесообразно в перечень изучаемых дисциплин включать предметы: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов», «Экономическую конфликтологию», «Анализ управленческой деятельности», «Экономическую безопасность», «Хозяйственную этику» и пр.

С 2013 года в процесс подготовки профессионалов направления «Профессиональное обучение (экономика и управление)» был введен курс «Экономическая конфликтология», а ранее -«Анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов» (как раздел предмета «Бухгалтерский учет, анализ, аудит»), и курсы «Банковское дело», «Страховое дело» - поскольку получаемая квалификация должна быть обеспечена достаточным информационным потенциалом. Это позволяет выпускникам ориентироваться на возможность найти применение и на педагогической стезе и в сфере управленческой деятельности.

Основу для поступательного развития будущего профессионала составляет и система практик, включающая в себя технологическую, квалификационную, производственную (педагогическую) составляющие будущей возможной деятельности выпускника.

Во время технологической практики ставятся задачи изучения ряда направлений, обеспечивающих работу хозяйствующего субъекта и ее итоги:

- характеристика выпускаемой (планируемой) продукции (работ, услуг) (потребность, удовлетворяемая результатом деятельности, характер (материальная или нематериальная природа; товар, работа или услуга; краткое описание и оценка. Определяются требования к качеству продукции (работ, услуг): показатели и их допустимые значения; условия сертификации. Обосновывается ассортимент выпускаемой (планируемой) продукции (работ, услуг), как реальный, так и потенциальный;

- обоснование необходимых для организации деятельности предметов труда - исходных материалов. Характеристика предметов труда с ориентацией на материальную или нематериальную природу позволяет на основе краткого описания, обосновать требования к их качеству на основе определенных показателей, допустимые

значения предложенных данных. У студентов появляется возможность обосновывать целесообразные методы и средства входного контроля, исследовать практику формулирования сертификационных требований в рамках реального и потенциального ассортимента;

- определение необходимых средств труда -как основных, так и оборотных. На основе проведенных исследований студенты дают характеристику применяемых средств труда на основании различных признаков и критериев (например, материальные или нематериальные; амортизируемые и неамортизируемые (в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и т.д.); их описание. Кроме того, необходимо сформулировать обоснование использования на данном участке конкретных моделей, типов основных средств, возможности ориентации на обоснованный выбор конкретных производителей и пр. Особенное внимание уделяется вопросу требования к качеству (показатели качества и их эксплуатационные ограничения; методы и средства контроля; сертификация, правила эксплуатации и эксплуатационного обслуживания). Необходимые средства труда определяются по отношению как к реальному, так и потенциальному ассортименту;

- исследование профессионально-квалифицированных требований к персоналу (основному, вспомогательному и обслуживающему). В ходе оценки определяется целесообразный перечень профессий, мотивированный уровень квалификации работающих. В соответствии с характером труда (физический, умственный; регламентированный; творческий и пр.) необходимо обосновать режим работы: нормированный или ненормированный рабочий день; продолжительность выполнения типовой технологической операции; продолжительность смены; мотивированная сменность; варианты организации рабочего места, его обеспечение;

- оценка и описание технологического процесса на основании краткой его характеристики: по источнику энергии (активный или пассивный); по степени непрерывности воздействия на предмет труда (непрерывный, дискретный); по способу воздействия на предмет труда; по виду применяемого оборудования (механический, аппаратурный, информационный или иной) и т.д.;

- характеристика рабочих мест, обеспечивающих реализацию цели и задач, обусловленных уставными, учредительными документами, их краткое описание в соотнесении с характером труда, особенностями организации и обеспече-

ния. Обосновываются требования к помещению: по площади; по санитарно-гигиеническим показателям (экологичности, освещенности и т.п.). Особенное внимание обращается на наличие источников вредных воздействий хозяйствующего субъекта на среду и требования к их компенсации; обусловленные этим ограничения на размещение рабочих мест.

Технологическая практика позволяет на основе реальной информации о деятельности и самого коммерческого банка и его клиентов как хозяйствующих субъектов проводить исследование различных сторон деятельности, обеспечивая характеристику в необходимой полноте.

Возможности пополнения опыта организации анализа финансово-хозяйственного положения хозяйствующего субъекта, полученные при прохождении технологической практики, дополняются потенциалом квалификационной практики, в рамках которой уже усвоенный материал обеспечивает формулирование возможных управленческих решений.

В ходе квалификационной практики студенты осваивают логику организации конкретных направлений деятельности, обеспечивающих работу хозяйствующего субъекта, и с этой целью осуществляют:

- определение требований (как сформулированное гипотетическое управленческое решение) к оборудованию, помещениям (имеющимся или предполагаемым к использованию) с учетом целей, задач конкретного вида деятельности. Практиканты обосновывают целесообразные объемы и необходимые характеристики предполагаемой (и реальной) продукции (работ, услуг). Характеризуются и планируемые (прогнозируемые) к внедрению объекты;

- обоснование доступного предложения оборудования в соответствии с имеющейся информацией (например, на основе предлагаемых баз данных). Студенты должны обоснованно осуществлять оценку производимого, рекламируемого, доступного для приобретения оборудования на основе сравнения различных характеристик (например, показателей цена / качество);

- прогнозирование, характеристика схемы финансирования процесса приобретения оборудования, организации производства. Определение наличия собственных средств, мотивированной возможности привлечения и заимствования.

- оформление сделок по приобретению оборудования, сырья, материалов и пр. Исследование порядка оформления договоров купли-

продажи, прочих документов и их содержательного наполнения.

- характеристику процессов доставки оборудования и ввода его в эксплуатацию. Обосновываются средства доставки, условия монтажа, наладки, проведения испытаний, порядок ввода в эксплуатацию и этапы организации производства.

Направление подготовки «Профессиональное обучение (экономика и управление)» сориентировано и на появление у студентов сначала первичной, а затем и устойчивой компетенции передачи аккумулированных знаний, всего накопленного в процессе обучения потенциала.

Во время производственной (педагогической) практики студенты нацеливаются на решение следующих задач:

- ознакомление с профессиональной деятельностью, связанной с преподаванием дисциплин экономического и предпринимательского профиля, и приобретение умений проводить занятия различных форм с использованием обоснованных реальными условиями методов;

- организация учебно-воспитательного процесса и приобретение умений проведения воспитательных мероприятий;

- выбор направления, являющегося предметом приоритетного внимания при ориентации на исследовательскую деятельность, обеспечивающего подготовку выпускной квалификационной работы;

- развитие теоретических основ всего спектра изученных предметов, углубление практических умений, навыков, появление способности оценивать освоенный потенциал;

- формирование умений и навыков организации и проведения образовательных мероприятий с разными возрастными группами обучающихся;

- закрепление умений целеполагания, планирования и анализа выполненной работы.

Выполнение во время проведения практики задач обеспечивает подготовленность к выполнению следующих направлений будущей деятельности:

- профессиональное обучение;

- производственно-технологическая деятельность;

- методическая работа;

- организационно-управленческая деятельность;

- научно-исследовательская работа;

- культурно-просветительская деятельность.

Система предусмотренных учебными планами и программами практик сориентирована на возможность овладения студентами различными областями деятельности с целью приобретения опыта, апробации уже накопленного багажа. Это освоение нацелено на необходимость аккумуляции коллективного опыта, поэтому защита результатов работы проходит как презентация результатов всей группе практикантов.

Одной из площадок организации практики является ярославское отделение ОАО «ОТП Банк», где студенты проходят и технологическую, и квалификационную практики. В рамках освоения учебного и практического материала, поиска ответов на поставленные вопросы студенты могут решить и ряд задач исследовательского, творческого характера. Предусмотрены различные возможности проведения практики: в традиционном режиме и на конкретных рабочих местах.

Если студент решает, что для него целесообразно освоить опыт определенной практической работы, сотрудники банка проводят первичное обучение с возможностью его продолжения в ходе более объемной стажировки.

Первичное обучение связано с изучением практики выполнения определенных операций и даже отдельных элементов этих операций (например, оформление договоров).

Стажировка обеспечивает включение студента в деятельность большего диапазона и включает в себя:

- работу с клиентами банка в реальных условиях в присутствии наставника;

- организацию постоянного контроля знаний, умений и навыков практиканта; стимулирование его на самоконтроль, самоорганизацию;

- быстрое вовлечение в должностные обязанности и отработку консультационных навыков;

- умение организовывать рабочее место;

- отработку навыков полномасштабного оформления документации по конкретным операциям.

С целью многоаспектной подготовки студентов руководителями практики совместно с администрацией банка предусмотрены возможности личной реализации практиканта как в качестве педагога профессионального обучения (участие, например, в организации первичного обучения и (или) стажировок), так и в качестве управленческого персонала (например, организация контроля над осуществлением и реализацией кредитных операций группой сотрудников).

Студенты имеют возможность использовать полученный в университете потенциал (знания, умения, навыки по блокам экономических дисциплин, педагогике и психологии) и развивать коммуникационные умения и навыки.

Особенно интересен опыт участия практикантов в проведении и организации стажировок. Помощь в приобретении практического опыта работы, адаптации на новом месте, освоении профессиональных возможностей позволяет не только оказать услугу другому человеку, но и выявить уровень личной достаточности. В это время и обучающие и обучающиеся должны проявить заинтересованность в работе, приложить максимум усилий в реализации своих знаний, умений, навыков, возможностей. Стажировка является отличным подспорьем для построения будущего пути профессиональной реализации.

Разноуровневый процесс аккумуляции, апробации определенных знаний и навыков (самостоятельно, на основе практических действий, выполнения конкретных операций в компаниях, в рамках аудиторной работы) позволяет соотнести накопленный теоретический материал с возможностью его использования в реальных условиях.

Аудиторная работа со студентами-практикантами предполагает проведение целевых конференций и консультационных мероприятий в индивидуальном и групповом режиме.

Опыт проведения разновариантных (технологической, квалификационной, производственной) практик (с ориентацией на самоконтроль, самоанализ) в коммерческом банке позволил ряду студентов ориентироваться на работу там после окончания университета и не только выполнять объемы работы по осуществлению конкретных операций, но и выполнять руководящие и контрольные функции.

В настоящее время осваивается новая площадка проведения системы практик на основе ООО «НСГ Страхование жизни».

Работа студентов в ходе совокупности практик, аудиторная деятельность дополняются и индивидуальной подготовкой во время, предусмотренное для самостоятельной работы, как под руководством педагогов, так и без установленных традиционно форм контроля.

В рамках деятельности кафедры экономики, технологии и управления в сфере подготовки будущих профессионалов по направлению «Профессиональное обучение (экономика и управление)» предусмотрен с этой целью ряд вариантов организации деятельности, обеспечивающей на

основе совместной деятельности педагогов и студентов повышение потенциальных возможно -стей обучающихся. Студенты имеют возможность вести исследовательскую работу в кружках, целевых группах, подготавливая рефераты, сообщения, доклады, разрабатывая творческие проекты для реализации в банковском секторе (как в операционной деятельности, так и в сфере управления).

Кроме того, работники кафедры на протяжении восьми лет в ходе работы над кафедральной темой «Закономерности современного этапа экономического развития России и научно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области экономики и управления» проводят конференцию «Экономический потенциал студенчества в региональной экономике». Студенты, предоставляющие тезисы своих разработок, часть из которых связана с проблемами, освещаемыми впоследствии в дипломных проектах, зачастую выбирают для себя ориентиры будущих исследований и творческих изысканий, связанные с объектами, изученными на практике. Специалисты ОАО «Отп Банк» принимают участие в разработке совместных проектов исследований и организации выступлений на конференциях, проводимых в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, что обеспечивает практическую значимость изысканий.

Накопленный багаж позволяет будущему специалисту ориентироваться на возможности личностной реализации в разных сферах деятельности, в условиях самоактуализации воплотить в жизнь личную траекторию пути освоения новых (постоянно появляющихся) знаний, умений, навыков, формирования дополнительных возможностей. Кроме того, он имеет возможность принять участие в организации системы пролонгированного обучения с целью адаптации к новым, постоянно изменяющимся условиям труда для других.

Выпускники, поступившие на работу в ОАО «ОТП Банк» после окончания университета, получали возможность повышения квалификации на основе различных форм и видов пролонгированного обучения. Одна из ее форм, включающая в себя ряд позиций и называющаяся системой управления знаниями персонала, представляет собой совокупность подходов по управлению рисками в работе с персоналом по принятой ими характеристике. В перечень вариантов работы с персоналом входит, например, мероприятие, которое по своей сути можно назвать «мозговой штурм», а на основе принятой в ОАО «ОТП

Банк» терминологии определяется как «извлечение». Суть этой процедуры состоит в том, что в зависимости от возникшей проблемы происходит сбор сотрудников определенного уровня (иногда даже из разных регионов), каждый из которых в рамках уже накопленного ранее опыта определяет возможность выхода из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Варианты обсуждаются, и после анализа критических замечаний принимается общее понимание пути разрешения возникших затруднений. На эти мероприятия могут приглашаться и вновь принятые работники.

Еще один аспект работы с персоналом в рамках названной системы, называемый «организация, хранение знаний, опыта индивидуальных сотрудников», предполагает аккумулирование результатов реальной практики, обобщение преимущественных вариантов организации тех или иных банковских операций при успешной их реализации (отметим, с коммерческой точки зрения). Доступ к мобилизованной таким образом информации предоставляется сотрудникам в рамках локальной сети структуры.

Для целей дистанционного обучения в ОАО «ОТП Банк» создан внутренний информационный портал - интранет, где любой сотрудник может по собственному желанию пройти обучение по любой из представленных тем и рубрик и при необходимости проверить свои знания посредством специально разработанных тестов, а также ознакомиться с соответствующими его уровню новыми утвержденными стандартами. Кроме того, на портале проходят обязательное регулярное обучение специалисты различных направлений бизнеса в соответствии с заранее утвержденным графиком.

Для целей очного обучения в ярославском филиале ОАО «ОТП Банк» выделена отдельная площадка - Центр подготовки и переподготовки персонала. В центре проводятся тренинги, семинары, обучающие занятия, как экспертами банка, так и сторонними тренерами по различным вопросам банковской деятельности. В центре также организована библиотека с бизнес-литературой, которую, как в обычной библиотеке, можно взять на абонемент [7].

В ОАО «ОТП Банк» проводится работа по временной ротации сотрудников. По заранее определенному плану они направляются в командировки для обмена знаниями, умениями, навыками, приобретения опыта в головной офис, ре-

гиональные офисы банка, на внешние курсы повышения квалификации и сертификации.

Как в головной структуре ОАО «ОТП Банк», так и в его филиалах, стимулируется самообразование и владение публикуемой информацией как профильного, делового характера, так и общеэкономического, политического и т.д. направления, поскольку сотрудник банка должен демонстрировать разностороннее развитие, профессионализм при обслуживании партнеров и клиентов [6, 7].

Созданная система пролонгированного обучения является не только элементом изучения, но и структурой, позволяющей реально применять полученный в университете багаж знаний, умений, навыков, обеспечивать формирование определенных стандартами компетенций. У студентов появляется возможность для обоснования направлений ее развития и совершенствования.

Предполагается, что во время проведения практики студенты и в дальнейшем будут принимать участие в мероприятиях пролонгированного обучения работников, поскольку это позволяет не только использовать накопленный потенциал, но и выявить пробелы в аккумулированных ранее знаниях и устранить их.

Преподаватели кафедры экономики, технологии и управления сориентированы на масштабную работу не только со студентами-практикантами, но и на консультационную помощь выпускникам университета после его окончания при возникающей необходимости.

Возможности организации масштабной подготовки студентов, обеспечивающей в конечном итоге минимизацию рисков в будущей профессиональной деятельности по направлению «Профессиональное обучение» (экономика и управление) являются предметом исследований, проводимых преподавателями кафедры, совместно с сотрудниками бизнес-сообщества, позволяют обосновывать управленческие решения по организации подготовки выпускников.

Библиографический список

1. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. - Т 2. - М.: Российская академия образования; Ассоциация «Профессиональное образование» 2004.- С. 383.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 030500.18 - Профессиональное обуче-ние(экономика и управление) [Электронный ресурс]

URL : http : //www .pandia. ru/text/77/192/24715 .php (дата обращения 22.12.13).

3. Интервью президента Московской международной валютной ассоциации А. Мамонтова [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/12/19/5810633.shtml (дата обращения: 22.12.13)

4. Разин, А. В. Этика [Электронный ресурс] URL: http://www.biblioteka.zaochnik.com.ua/uchebnaya_literat ura/etika/razin-etika (дата обращения: 22.12.13)

5. Global management consulting firm-Bain & Company:[Электронный ресурс] URL:http://www.bain.com/ (дата обращения 22.12.13)

6. McKinsey&Company:[Электронный ре-сурс]URL:http://www.mckinsey.com (дата обращения 22.12.13)

7. ОАО «ОТП Банк» [Электронный ресурс] URL:www.otpbank.ru (дата обращения 22.12.13)

Bibliograficheskij spisok

1. EHntsiklopediya professional'nogo obrazovaniya [Tekst]. - T 2. - M.: Rossijskaya akademiya obrazovaniya; Assotsiatsiya «Professional'noe obrazovanie» 2004.- S. 383.

2. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya spetsial'-nost' 030500.18 - Professional'noe obuchenie(ehkonomika i upravlenie) [EHlektronnyj resurs] URL : http ://www.pandia. ru/text/77/192/24715 .php (data obrashheniya 22.12.13).

3. Interv'yu prezidenta Moskovskoj mezhdunarodnoj valyutnoj assotsiatsii А. Mamontova [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/12/19/5810633.shtml (data obrashheniya: 22.12.13)

4. Razin, А. V. EHtika [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.biblioteka.zaochnik.com.ua/uchebnaya_literat ura/etika/razin-etika (data obrashheniya: 22.12.13)

5. Global management consulting firm-Bain & Company: [EHlektronnyj resurs] URL:http://www.bain.com/ (data obrashheniya 22.12.13)

6. McKinsey&Company: [EHlektronnyj re-surs]URL:http://www.mckinsey.com (data obrashheniya 22.12.13)

7. ОАО «OTP Bank» [EHlektronnyj resurs] URL:www.otpbank.ru (data obrashheniya 22.12.13)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.