Научная статья на тему 'Организация проектной и исследовательском деятельности учащихся с использованием образовательного веб-приложения'

Организация проектной и исследовательском деятельности учащихся с использованием образовательного веб-приложения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / INFORMATION EDUCATIONAL RESOURCES / INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY / EDUCATIONAL WEB APPLICATION / COMPUTER SCIENCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симанева Т.А., Булгакова М.С., Булгаков В.В.

Рассматриваются особенности проектирования и возможности использования сайта учителя для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников. Обсуждаются вопросы создания одной из эффективных моделей управления учебным процессом на основе средств ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симанева Т.А., Булгакова М.С., Булгаков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN WITH USE OF EDUCATIONAL WEB APPLICATIONS

The features of the design and the possibility of using the teacher’s site for the organization of educational, research and project activities of students are considered. Surveys of creating one of the effective models of learning management based on ICT tools are discussed.

Текст научной работы на тему «Организация проектной и исследовательском деятельности учащихся с использованием образовательного веб-приложения»

УДК 378+519.1 СИМАНЕВА Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: simanevata@mail.ru БУЛГАКОВА М.С.

аспирант, 4 год обучения направления подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: matilda_kitten@rambler.ru БУЛГАКОВ В.В.

аспирант, 3 год обучения направления подготовки 44.06.01 Педагогические науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: bylg@ramber.ru

UDC 378+519.1 SIMANEVA T.A.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of informatics of Orel State University E-mail: simanevata@mail.ru BULGAKOVA M.S.

Post-graduate student, 4 year of study 09.06.01 Computer science and engineering of Orel State University E-mail: matilda_kitten@rambler.ru BULGAKOV V.V.

Post-graduate student, 3year of study 44.06.01 Teacher education of Orel State University E-mail: bylg@ramber.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ

THE ORGANIZATION OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN WITH USE OF EDUCATIONAL WEB APPLICATIONS

Рассматриваются особенности проектирования и возможности использования сайта учителя для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников. Обсуждаются вопросы создания одной из эффективных моделей управления учебным процессом на основе средств ИКТ.

Ключевые слова: информационные образовательные ресурсы, индивидуальная траектория обучения, образовательное веб-приложение, обучение информатике

The features of the design and the possibility of using the teacher's site for the organization of educational, research and project activities of students are considered. Surveys of creating one of the effective models of learning management based on ICT tools are discussed.

Keywords: information educational resources, individual learning trajectory, educational web application, computer science training.

Современный этап развития школьного образования выдвигает на первый план личностно-ориентированную парадигму образования, определяя новые ценности: саморазвитие, самообразование, самореализация, формирование индивидуальной траектории обучения с учетом их познавательных способностей, творческих возможностей и интересов учащихся. Информационному обществу нужен самостоятельно мыслящий выпускник, умеющий определить дальнюю и ближайшую перспективу, наметить план действий, способный ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты, творчески решать возникающие проблемы. Как показывает практика, сегодня в школе есть возможности для развития у ребят таких способностей - это организация процесса обучения на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности. О важности формирования исследовательских и проектных умений говорится в тексте программы развития УУД на ступени основного общего образования [1].

Умение рассматривается как готовность к осуществлению определенной деятельности на основе осознанного использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств этой деятельности. Исследование - это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или явлений на основе имеющихся знаний. Таким образом, под исследовательскими умениями понимаем готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение процессов, фактов, явлений [2].

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в образовании это в первую очередь - образовательная технология, использующая в качестве средства учебное исследование, направленное на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя. Говоря о соотношение научного и образовательного в исследовательской деятель-

© Симанева Т.А., Булгакова М.С., Булгаков В.В. © Simaneva T. A., Bulgakova M.S., Bulgakov V.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ности учащихся, следует помнить, все, что делается в школе, имеет в первую очередь, образовательный смысл и оценивается по критериям результативности и эффективности развития учащихся. Для учебного исследования характерными являются:

• постановка проблемы,

• изучение теоретических аспектов проблемы,

• подбор методик исследования и практическое их освоение,

• сбор материала, его анализ и обобщение,

• собственные выводы.

Проект - направлен на создание того, что еще не существует (создание сайта, разработка модели технического устройства, выставка, газета и.т.) и предполагает наличие проектного замысла, главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Учебный проект - это комплекс самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение продукта. Главным результатом учебной проектной деятельности является субъективная практическая значимость для автора, возможность самостоятельно получить значимый результат. Выделяют несколько этапов в проектной деятельности:

• подготовительный (осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта);

• проектировочный (построение плана действий);

• практический (исследование, сбор и обработка данных, интерпретация результатов, их представление);

• аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы);

• контрольно-коррекционный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок);

• заключительный (представление содержание работы, обоснование выводов.

Используя в процессе обучения исследовательскую и проектную деятельность, перед учителем встает целый ряд задач, от успешного решения которых зависит эффективность использования педагогической технологии и в конечном итоге качество обучения учащихся. Деятельность педагога, учителя информатики выстраивается в соответствии с этапами исследовательской и проектной деятельности. Руководитель на каждом этапе должен создавать ситуацию, при которой учащийся предлагает один из альтернативных вариантов решения и совместное с руководителем обсуждение, всесторонний анализ сильных и слабых сторон позволяет ученику при необходимости скорректировать решение. После чего ученик переходит к следующему этапу в соответствии с планом исследования или проекта.

В рамках организации исследовательской и проектной деятельности учитель:

формирует теоретический материал - предметно-содержательную основу, которая необходима учащемуся для выбора темы исследования, постановки целей и задач;

анализирует существующие в науке методики исследований, подбирает и адаптирует методику, которая посильна для самостоятельного исполнения учащимися;

оценивает и утверждает план экспериментальной (аналитической части;

адаптирует методику обработки данных так, чтобы объем и сложность были посильны ученику, и не вносили грубых погрешностей в характер результатов;

фиксирует итоговую оценку и дает рекомендации по ее представлению на конференциях и конкурсах.

Современный уровень развития информационных технологий позволяет создавать информационные образовательные ресурсы, обеспечивающие индивидуальную траекторию обучения учащихся, организовать их исследовательскую и проектную работы. В условиях цифровой школы инструментальную основу учебно-исследовательской и проектной деятельности ученика должны составлять средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий, которые мы разместили на учебном веб-сайте учителя. При проектировании веб-приложения мы учитывали все особенности организации исследовательской и проектной деятельности рассмотренные выше не только в рамках классно-урочной системы, но и такие формы обучения, которые позволяют вывести образование ее пределы и организовывать учебные сетевые проекты, вебинары, форумы, дистанционные олимпиады и т. п .

Для проектировании веб-приложения предварительно составлена модель электронного обучения в рамках исследовательской и проектной деятельности, в которой выделена модель обучающегося, модель предметной области (теоретической базы исследования) и модель управления учебным процессом (навигация по этапам учебного исследования, проекта). В упрощенном случае модель обучающегося содержит информацию об участнике образовательного процесса (ФИО и класс при регистрации на сайте), его предпочтения в выборе темы проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Модель предметной области включает следующие содержательные компоненты:

рабочую программу по предмету; темы учебно-исследовательских и проектных работ в рамках классно-урочной деятельности;

темы учебно-исследовательских и проектных работ в рамках внеурочной деятельности;

подробный план с описанием каждого этапа учебного исследования или проекта по выбранной теме, с описание системы оценивания выполненной работы;

инструментальные средства (средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий) сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности по предмету;

цифровые образовательные ресурсы; видеоматериалы (видеоуроки) по использованию облачных технологий в ходе выполнения учебно-исследовательской, проектной деятельности;

методические материалы для ученика и учителя по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Модель управления учебным процессом (опре-

деляет алгоритм перемещения по этапам проектной и учебно-исследовательской деятельности, позволяет строить индивидуальные образовательные траектории с возможностью глубины уровня исследования материала путем изучения его с разной степенью детализации).

Работа по выбору темы исследования или проекта в рамках внеурочной деятельности начинается с входного тестирования учащихся. Его целью является выявление интересов и увлечений ребенка. Для учеников после регистрации и тестирования возможен доступ к просмотру имеющихся к выполнению заданий проекта (см. рис.1).

Образовательный сайт учителя информатики

Входное тестирование Меню

Входное тестирование Подробности О - Информация 7 КПЯСС ИнфйрШПпЯ S muco

Кз-сгт-гцкз Информатика 8 «пасс iTbwr«M« *"*сип в

• :'n::-jü'f.ji - viriEEII''10

Д»1Н5в входное титрование учщиксп ci родят от гвыу проекта Начать тест 4 Назад вперёд У "Er—

Вы здмв Главная ■ Инфориаика 8 япасс • Проекты ■ входное тестирование И||форыач»ка Э клисс Сетевые г роекты Метод вч ei киэ материалы

Олимпиады. цнгурсы Подюга»!»»ОГЭ

Авторизация

Рис. 1. Внешний вид одного из окон разработанного сайта. Этап входного тестирования и определения склонностей и интересов ученика.

Кроме того, в системе сайта предусмотрена возможность организации личного или группового общения школьников с учителем в режиме реального времени с демонстрацией «рабочего стола» учителя (открытая презентация), возможность выслать участникам сессии файлов любого типа, параллельно вести чат для протоколирования идей учащихся. Для организации и контроля самостоятельной работы учащихся над проектом или исследованием учитель заполняет на сайте таблицу планирования самостоятельной деятельности учащихся по освоения темы исследования, регламент дистанционной коммуникации (время дистанционных консультаций учителя), критерии оценивания и указания по содержанию и формату представления отчетности (см. рис.2).

Таким образом, для каждого учащегося строится индивидуальная образовательная траектория исследовательской или проектной деятельности. Дальнейшее формирование индивидуальной образовательной траектории и продвижение по ней осуществляется в зависимости от достигнутого уровня изучения, анализа и обобщения теоретического материала исследования и проведение на его основе эксперимента. При переходе от одного этапа исследования к другому осуществляет систематический контроль учителя за выполнением проекта в виде отчетной документации, которую ученик размещает на облачном сервисе, давая учителю ссылку доступа. После плановой консультации с учителем учащийся самостоятельно принимает решение об улучшении качества исследования (анализ, обра-

ботка, визуализация) и подбор наиболее приемлемых коммуникационных технологий представления данных. В случае невыполнения в срок этапного задания или неудовлетворительного результата исследования предлагается внеочередная консультация с учителем и назначается пересдача._

Образовательный сайт учителя информатики

Этап 1

1 этап планирования

ПедриСнмти Летзр _-:г Г

IV . 1 ИнЛчгиггага В «г

В ;)11^линпп:и-:1 S4 флрог • р.1 1

3. 01четмть Д. О^чннвачиэ

,-гл: Т Ц нгапал*

ИпфйДОШКй: "/ mJU

Сетезыг ift-iru

М'.ГГ.П .'Г*!'UOOfKMnU

1ГК.1.П.1 IllhllJil .J

Рис. 2. Внешний вид окна учебные исследования и проекты в структуре сайта учителя. Этап планирования.

Таким образом, разработанный нами сайт учителя-предметника способствуют формированию принципиально новой информационной образовательной среды, обеспечивающей широкие возможности для осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Среды, являющейся мощным средством для формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между участниками образовательного процесса (акцент на саморазвитие, самообразование, самореализацию).

Внедрение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе разработанного веб-приложения позволяет решить комплекс педагогических задач: учебных -

научить пользоваться информацией из различных источников; научить расширять и углублять знания в данной предметной области;

научить пользоваться средствами обработки и визуализации результатов исследований и эксперимента на основе ИКТ,

научить методике исследовательской деятельности, методу нисходящего проектирования; воспитательных -научить самооценке;

научить обосновывать и отстаивать свою позицию; научить умению видеть перспективу развития своей деятельности.

Именно организованная таким образом учебная деятельность, на наш взгляд, позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15). Ийр://минобрнауки.рф/документы/938/ файл/4587/РООР_000_геезй'_2015_01.0ос

2. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/ Под ред. А.В. Леонтовича. 3-е изд. М.: ВАКО, 2018. 160 с. -(Современная школа: управление и воспитание)

References

1. Approximate the main educational program of basic general education. Approved by the decision of the Federal educational-methodical Association on general education (Protocol of April 8, 2015 # 1/15). http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/4587/P00P_000_ reestr_2015_01.doc

2. Research and project work of students. 5-11 classes/ed. A.v. Leontovich. 3-ed. -М.: Waco, 2018. 160 p.-(modern school: management and education)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.