Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности учащихся с помощью мобильных технологий'

Организация проектной деятельности учащихся с помощью мобильных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА В ШКОЛЕ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT-BASED LEARNING / PROJECT METHOD / RESEARCH PROJECTS / MOBILE TECHNOLOGIES / CLOUD TECHNOLOGIES / MOBILE DEVICES IN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Максим Юрьевич

Статья рассматривает применение мобильных и облачных технологий при организации проектной деятельности обучающихся. Предлагается подход, позволяющий упростить информационный обмен между участниками проекта и снизить нагрузку на педагога путем размещения материалов в облачном хранилище. Обсуждаются возможности применения мобильных устройств в проектно-исследовательской деятельности как инструментов получения, создания, редактирования и просмотра информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PROJECT-BASED LEARNING IN THE SCHOOL USING MOBILE TECHNOLOGIES

The article deal with using of mobile and cloud technologies in the organization of project activities of students. An approach that makes it easier to exchange information between project participants and reduce the burden on the educator by placing materials in the cloud storage is proposed. The possibilities of using mobile devices in design and research activities as tools for obtaining, creating, editing and viewing information are discussed.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности учащихся с помощью мобильных технологий»

№ 12 (42)

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

декабрь, 2017 г.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Новиков Максим Юрьевич

соискатель, Уральский государственный педагогический университет, 620075, Россия, г. Екатеринбург, улица Карла Либкнехта, 9 старший преподаватель, Уральский Федеральный университет, 620002, Россия, г. Екатеринбург, улица Мира, 19

E-mail: nm0105@ya.ru

THE ORGANIZATION OF PROJECT-BASED LEARNING IN THE SCHOOL USING MOBILE

TECHNOLOGIES

Maksim Novikov

competitor for a Degree, Ural State Pedagogical University 620075, Russia, Ekaterinburg, Karla Libknekhta Street, 9 senior teacher, Ural Federal University, 620002, Russia, Ekaterinburg, Mira St., 19

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает применение мобильных и облачных технологий при организации проектной деятельности обучающихся. Предлагается подход, позволяющий упростить информационный обмен между участниками проекта и снизить нагрузку на педагога путем размещения материалов в облачном хранилище. Обсуждаются возможности применения мобильных устройств в проектно-исследовательской деятельности как инструментов получения, создания, редактирования и просмотра информации.

ABSTRACT

The article deal with using of mobile and cloud technologies in the organization of project activities of students. An approach that makes it easier to exchange information between project participants and reduce the burden on the educator by placing materials in the cloud storage is proposed. The possibilities of using mobile devices in design and research activities as tools for obtaining, creating, editing and viewing information are discussed.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, исследовательские проекты, мобильные технологии, облачные технологии, мобильные устройства в школе.

Keywords: project activity, project-based learning, project method, research projects, mobile technologies, cloud technologies, mobile devices in school

Современное общество предъявляет к выпускникам школ новые и более высокие требования, акцентируя внимание на всестороннем развитии и воспитании творческой, самостоятельности, активной личности. Актуальным становится вопрос организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в ходе которой не только развиваются общеучебные умения и навыки, но и сохраняется мно-говекторность в выборе направлений проекта.

Организация проектно деятельности обучающихся позволяет:

• Обеспечить индивидуализацию обучения

• Повысить мотивацию учащихся [8]

• Реализовать профессиональное самоопределение учащихся [6]

• Осуществить интеграцию учебных дисциплин

[2]

• Сочетать групповые и индивидуальные формы работы

• Раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся [4]

• Развивать критическое мышление [3] Исследуя отношение педагогов и преподавателей

к организации проектной деятельности учащихся через анкетирование, исследователями были выявлены наиболее распространенные трудности [1]. В частности, наиболее актуальной проблемой стала нехватка времени в условиях ежедневной нагрузки педагогов, связанной с проверкой тетрадей и подготовкой к за-

Библиографическое описание: Новиков М.Ю. Организация проектной деятельности учащихся с помощью мобильных технологий // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 12(42). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5335

№ 12 (42)

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

нятиям. Вследствие этого важным становится организация проектной деятельности обучающихся таким образом, чтобы минимизировать временные затраты педагога.

Так как часть проектно-исследовательской работы носит надпредметный характер и не зависит от темы исследования, следует отделить ее от предметной составляющей проекта. К независимым от темы исследования составляющим работы педагога с обучающимися, можно отнести:

1. Информационный обмен между учащимся и педагогом.

2. Контроль за ходом проектно-исследователь-ской деятельности.

3. Работу над оформлением текста научно-исследовательского проекта.

4. Подготовку презентационных материалов.

5. Подготовку публичного выступления.

Поскольку вышеперечисленные составляющие

не связаны с определенной предметной областью исследования, существует возможность разработать единый подход к их организации. А их дальнейшее многократное использование при работе с учащимися оптимизирует затраты времени педагога. Для этого необходимо выбрать инструменты, которые:

• обеспечат удобный способ хранения материалов проекта с возможностью организации мгновенного доступа к ним и совместного редактирования ресурсов;

• позволят контролировать процессом работы обучающегося в удобное для педагога время;

• дадут возможность просматривать и редактировать текст исследовательского проекта;

• позволят создавать презентационные материалы, обладающие высоким уровнем наглядности и интерактивности;

• будут доступны и знакомы большинству учащихся.

Современные информационно -коммуникационные технологии способны разрешить перечисленные проблемы организации проектной деятельности благодаря облачным вычислениям и мобильным технологиям [5]. Так, облачные технологии позволят педагогу хранить проектный курс в электронной форме с возможностью многократного воспроизведения его материалов и разграничением прав доступа к нему для учащихся. В свою очередь мобильные технологии и устройства позволят получать доступ к материалам проекта в любом месте и в любое время благодаря наличию сети Интернет. Таким образом, педагог имеет возможность осуществлять контроль действий обучающихся, занятых в проектной деятельности, а также оказывать им дистанционную консультационную поддержку.

В качестве примера бесплатного облачного сервиса, доступного как на персональном компьютере, так и на мобильных устройствах, с помощью которого может быть разработан шаблон для проектной деятельности, приведем Google Classroom [8]. К его преимуществам разработчик относит следующие аспекты [8]:

декабрь, 2017 г.

• Простая настройка. Преподаватели могут добавлять учащихся курса самостоятельно или отправлять им код для вступления. Настройка курса занимает всего несколько минут.

• Экономия времени. Создавать, проверять и оценивать задания в электронном сервисе быстрее и удобнее, чем на бумаге.

• Удобная организация. Задания доступны учащимся в одноименном разделе, а материалы курса (документы, фотографии и видеозаписи) автоматически распределяются по папкам на Google Диске.

• Быстрая коммуникация. Преподаватели могут делать объявления и мгновенно создавать обсуждения, а учащиеся - делиться друг с другом ресурсами и отвечать на вопросы в ленте курса.

• Безопасность и доступность. Как и все приложения G Suite for Education, Google Класс не содержит рекламы, не использует данные учащихся и преподавателей в рекламных целях и предоставляется бесплатно.

Деятельность учителя при подготовке «облачного курса» для организации проектной работы учащихся включает в себя:

1. Подготовку материалов, которые являются общими для всех обучающихся (вне зависимости от тем проектов). К ним могут относиться, например, требования к научно-исследовательским проектам, примеры проектов, список тем, полезные советы, ссылки на ресурсы о проектной деятельности и прочие материалы.

2. Создание курса. Этап подразумевает детальное планирование проектной деятельности с указанием контрольных дат, а также его наполнение подготовленными материалами.

3. Подключение обучающихся к курсу.

Помимо преимуществ использования облачных

технологий и мобильных устройств с целью организации проектной деятельности для педагога, следует отметить положительные аспекты применения мобильных устройств обучающимися. Так, мобильные устройства предоставляют широкие возможности в части создания, редактирования и воспроизведения различного по типу контента (текст, таблицы, презентации, видео- и аудиозаписи, фотографии и графические файлы и др.), что очень актуально при работе с различной информацией в ходе научно-исследовательской работы. С помощью персональных мобильных устройств обучающиеся могут:

• получать доступ к материалам по теме проекта посредством сети Интернет;

• осуществлять фото- и видеосъемку, а также звукозапись;

• отслеживать местоположение смартфона;

• оценивать дальность до предметов;

• сканировать и распознавать образы с помощью камеры и соответствующего программного обеспечения;

• взаимодействовать с другими участника проекта при помощи коммуникационных технологий и сервисов.

№ 12 (42)

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Не ограничиваясь перечисленными мультимедийными возможностями современных смартфонов, отметим, что их конкретное применение зависит от темы проекта, мастерства и творческих способностей владельца мобильного устройства.

Несмотря на многоаспектный характер про-ектно-исследовательской деятельности и трудности

декабрь, 2017 г.

реализации метода проектов в обучении, использование мобильных технологий и облачных сервисов позволяет упростить информационный обмен и снизить нагрузку на педагога в условиях работы с большим числом учащихся.

Список литературы:

1. Белова Т.А. Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся // Вестник ТГПУ. 2011. №10. С.153-156

2. Бойцова А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе // ЧиО. 2013. №4 (37). С.185-188

3. Гугкаева И.Т. Метод проектов как педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. 2013. №2. С.144-146

4. Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. С.144-148

5. Новиков М.Ю. Возможности применения мобильных технологий в школьном курсе информатики // Педагогическое образование в России. 2017. №6. С.98-105

6. Позднякова Л.И. Формирование профессионального самоопределения старших подростков в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №67.

7. Приложение Google Classroom / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.android.apps.classroom (дата обращения 15.11.2017).

8. Хакимова А.Х., Румбешта Е. А. Мини-проекты по физике в основной школе как средство формирования учебных умений и интереса к предмету // Вестник ТГПУ. 2012. №7. С.223-228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.