Научная статья на тему 'Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся техникума по экономическим дисциплинам'

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся техникума по экономическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся техникума по экономическим дисциплинам»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

С. И. Карпова, преподаватель Прокопьевского электромашиностроительного техникума

Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности при работе с информацией. Проектная деятельность позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал при создании продукта, вложить душу, принести пользу и приложить свои знания.

Активное применение в учебном процессе технологий проектно-исследовательской деятельности учит обучающихся проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, рефлексии и самоанализу, презентации и самопрезентации, а также поиску информации, практическому применению академических знаний, самообучению, исследовательской и творческой деятельности.

Согласно ФГОС СПО обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции — это универсальные знания, умения и навыки, необходимые для продуктивной образовательной деятельности. Профессиональные компетенции — это знания, умения и навыки, которые позволяют обучающемуся успешно решать профессиональные задачи.

Метод проектов как развивающая технология профессионального образования, ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста. Данный подход делает упор на результат образования, где результат — не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях и решать разноуровневые профессиональные задачи.

Специфика использования проектной методики на занятиях по экономическим дисциплинам обусловлена спецификой самого предмета, целями и задачами, которые стоят перед педагогом. Особое значение имеет практико-ориен-тированный тип проекта, который реализуется с потенциальным работодателем.

Первое знакомство студентов с проектно-исследовательской деятельностью необходимо начинать в форме презентации метода проектов и проектов прошлых лет с анализом сильных и слабых сторон. На этом этапе роль педагога сводится к тому, что он мотивирует студентов к самостоятельной проектной деятельности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории организация проектной деятельности может быть различна. Например, преподаватель дает уже готовую формулировку задачи, а студенты работают над идеями (выдвигают, исследуют на актуальность и разрабатывают). Затем студенты планируют изготовление продукта в соответствии с выбранной идеей, изготавливают конечный продукт и на заключительном этапе оценивают его.

Возможен и такой вариант: студентам дается материал, на основе которого необходимо выдвинуть идеи для создания продукта проектной деятельности. Они занимаются исследованием и выбирают конкретный вариант проекта. Затем формулируют задачу, разрабатывают идею и составляют план создания продукта. И в итоге создают и оценивают продукт.

Преподавателю необходимо определить, как будет организована работа над проектом, — индивидуально или же по группам. Как в первом, там и во втором варианте есть свои особенности.

Главными особенностями индивидуального проекта является то, что тема проекта подбирается таким образом, что она соответствует особенностям и интересам личности студента. Также следует отметить то, что в результате реализации проекта формируются ответственность, дисциплинированность и инициативность. В свою очередь групповой проект направлен на формирование чувства коллективной ответственности и навыков сотрудничества. Те-

ма данного проекта выбирается в соответствии с интересами коллектива студентов.

В основе проекта лежит решение какой-либо проблемы. Это решение предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения, интегрирование знаний и умение применять знания из различных областей. Результаты любого проекта должны быть «осязаемыми». Будь то теоретическая проблема, где результатом должно являться конкретное решение, или практическая проблема, где результатом будет конкретный результат, готовый к применению.

Можно выделить следующие стадии работы над проектом:

1. Подготовка. Знакомство обучающихся с предназначением и структурой необходимой документации — паспортом проекта, который является вступлением к проектной папке.

Структура паспорта:

1) название проекта;

2) предметная область;

3) типология проекта;

4) автор(ы) проекта;

5) руководитель проекта;

6) цель проекта;

7) задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающие и исследовательские задачи);

8) вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);

9) аннотация проекта (актуальность, личная значимость, краткое содержание);

10) возможные продукты проекта;

11) этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы обучающихся, содержание работы, выход этапа);

12) возможное распределение ролей в проектной группе.

Содержанием работы на данном этапе будет определение темы и целей проекта. Деятельность педагога заключается в том, что он вводит в курс проектного метода и помогает с постановкой цели, обучающиеся же в свою очередь активно участвуют в обсуждении с преподавателем, определяют цели проекта. На данном этапе студентов следует проинформировать, как правильно обосновать актуальность работы, четко обозначается структура и план работы. Преподавателю также необходимо тщательно продумать ресурсное обеспечение проекта.

2. Планирование. Определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, форм отчета, критерии оценки результатов,

распределяются роли участников проекта. Педагог на данной стадии предлагает идеи, а обучающиеся определяют задачи и составляют план.

3. Исследование. На данной стадии происходит сбор информации (опросы, интервью или наблюдения) и решение промежуточных задач. Педагог консультирует обучающихся, не давая готовых ответов, а лишь направляя их по мере необходимости. Во время обсуждения на консультации студент может вносить в паспорт проекта изменения, дополнения, обозначать новые проблемы и предлагать способы их решения. Вся информация, полученная в результате исследования, собирается в проектную папку.

4. Результаты и выводы. Включает анализ всей информации, полученной в ходе исследования, на основании этого формулируются соответствующие выводы. Обучающиеся занимаются анализом и обработкой информации, а педагог наблюдает и дает советы. Полученные результаты и анализ фиксируются в проектной папке.

5. Представление или отчет. Подводятся итоги проделанной работы (результаты исследования, демонстрация путей решения поставленной проблемы), происходит активное обсуждение с педагогом. Затем осуществляется защита проекта, которая направлена на формирование навыков публичного выступления. На защите предъявляется папка проекта, которая отражает ход работы проектной группы и позволяет преподавателю объективно оценивать ход работы над проектом, а также отслеживать рост участников на каждом этапе реализации проекта.

В итоге проектная папка должна содержать:

1) паспорт проекта с пошаговым планом выполнения этапов проекта, промежуточными отчетами, записями идей, возникавшими проблемами и путями их решения;

2) информацию, полученную в ходе исследования;

3) результаты исследования и анализ;

4) рабочие материалы (сценарии, черновики и т. п.);

5) результаты участия проекта в мероприятиях.

От педагога требуется создание необходимых условий для оформления результатов проектной деятельности и презентации продукта, а также стимулирование студентов-участников, чтобы они задавали вопросы с тем, чтобы у руководителя проекта была возможность оценить коммуникативные способности выступающего. Если проект не индивидуальный, то преподаватель должен обеспечить публичное выступление и возможность отвечать на вопросы для каждого студента.

6. Оценка результатов и процесса. Педагог оценивает результаты и сам процесс по соответствующим критериям, обучающиеся также участвуют в обсуждении.

Рассмотрим возможный вариант проекта в рамках экономической дисциплины.

Название проекта: «Электронная хрестоматия как средство повышения эффективности и качества образования в системе СПО».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель и задачи проекта:

— актуализация знаний основных направлений экономической мысли;

— формирование коммуникативных и информационных компетенций обучающегося;

— формирование навыков работы в группе, защиты и представления работы;

— содействие воспитанию самостоятельности, ответственности и уверенности перед аудиторией.

Задание для обучающихся: по результатам изучения курса «Основы экономики» необходимо выполнить проект «Электронная хрестоматия «История экономической мысли».

Конечный результат: электронная хрестоматия «История экономической мысли», которая состоит из нескольких разделов, где каждому разделу соответствует определенное направление экономической мысли. Каждый раздел включает в себя несколько пунктов, которому соответствует представитель данного направления.

Внутри каждого пункта материал сгруппирован в определенной последовательности:

— биография представителя одного из экономических направлений;

— фрагменты из трудов;

— вопросы и задания.

Методические рекомендации

В выполнение проекта участвует группа из 5-6 человек. Каждая группа работала над определенным направлением экономической мысли. В каждой группе должны быть самостоятельно распределены обязанности по выполнению той или иной деятельности. Проект выполняется в течение месяца. Необходимая информация содержится в литературе из рекомендованного списка, а также возможен самостоятельный поиск студентами источников информации. По окончании срока, отведенного на выполнение, проект должен быть защищен, презентован, а также сведен в единую хрестоматию. Каждый вторник и четверг в течение указанного срока проходят консультации с руководителем. Проект оценивается по пятибалльной шкале.

Использование метода проектов при обучении дисциплине «Основы экономики» формирует навыки исследовательской деятельности, умения планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, работать с информацией и находить необходимые источники, а также применять полученную информацию для решения поставленных задач.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИКУМЕ

т. В. Сасина, методист, преподаватель Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг

Е. О. Романова, преподаватель

Сегодня современный выпускник должен владеть не только необходимыми профессиональными компетенциями, но и определенными навыками решения творческих практических задач, быть мобильным, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Все эти качества необходимо формировать и развивать у обучающихся с первого курса через активное вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность, которая имеет большее значение для подготовки будущего специалиста.

т. В. Сасина

Е. О. Романова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.