Научная статья на тему 'Организация продуктивной самостоятельной работы студентов колледжа при изучении физики'

Организация продуктивной самостоятельной работы студентов колледжа при изучении физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижняк Ю. А.

В статье рассмотрены некоторые дидактические аспекты продуктивной познавательной деятельности студентов при изучении физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of effective independent work of college students when studying physics

The article is devoted to some didactic aspects of efficient independent educational students' work.

Текст научной работы на тему «Организация продуктивной самостоятельной работы студентов колледжа при изучении физики»

УДК 377.388:53

Х 433

Ю.А. Хижняк

Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта, филиал Иркутского государственного университета путей сообщения Россия, Улан-Удэ, пр. 50 лет Октября, 56

Организация продуктивной самостоятельной работы студентов колледжа

при изучении физики

В статье рассмотрены некоторые дидактические аспекты продуктивной познавательной деятельности студентов при изучении физики.

Yu.A. Khizhnyak

Ulan-Ude Institute of railway transport, branch of Irkutsk State University of communications Russia, Ulan-Ude, 50 years of Oktyabr avenue, 56

The organization of effective independent work of college students when studying physics

The article is devoted to some didactic aspects of efficient independent educational students' work.

Существенное изменение характера современной производственной деятельности привело к увеличению спроса на специалистов, «которые не только владеют системой определенных научных знаний, но и обладают достаточно развитыми аналитически умениями, способностью ориентироваться в нестандартных ситуациях» [1, c.55]. Так, в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что в современном обществе ценится не столько владение большим объемом информации, сколько умение самостоятельно добывать и применять имеющиеся знания на практике, умение развивать и обобщать свой опыт, а также, при необходимости переучиваться.

Как отмечает Е.С. Полат, работодатели все больше заинтересованы в таком работнике, который:

а) умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

б) обладает критическим и креативным мышлением;

в) владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Вместе с тем качество современного образования не соответствует тем высоким требованиям, которые предъявляет к подготовке специалиста постиндустриальное общество. В этой связи отечественной системой образования поставлена задача его модернизации на компетентност-ной основе.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, на формировании способностей и их продуктивное использование. Поэтому в профессиональном образовательном учреждении каждая учебная дисциплина должна не только предоставлять обучаемым определенный объем информации, но и формировать профессиональную компетентность будущего специалиста.

Профессиональная компетентность - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями профессии, самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы, оценивать результаты своей деятельности.

Процесс становления современного специалиста начинается в стенах учебного учреждения, и функция преподавателя теперь заключается не только в том, чтобы заложить базовые знания и умения, но и в том, чтобы развить навыки самостоятельной работы, творческий потенциал, которые должны стать фундаментом для формирования профессиональных компетенций.

«Техник со средним профессиональным образованием должен участвовать в создании новой интеллектуальной продукции в области инженерной науки и техники. Поэтому в процессе профессионального образования у него должно быть развито творческое мышление, он должен освоить способы самообразования, саморазвития и самооценки, приобрести умения, обеспечивающие осуществление проектно-технологической деятельности» [5, с. 43]. В этой связи воз-

2008/15

растают требования к качеству знаний и уровню подготовки студентов по физике. В профессиональных учебных учреждениях, где изучается физика, это не просто общеобразовательная дисциплина: знания, сформированные у студентов по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения техник и технологий. Вместе с тем к одному из ведущих тенденций развития профессионального образования относят и его непрерывность. Смысл непрерывного образования заключается в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать себя [5, с. 47].

Таким образом, самостоятельная работа в профессиональном учебном учреждении является важнейшей частью учебного процесса. Принятие Болонской конвенции и новая парадигма высшего профессионального обучения, направленная на сокращение аудиторных часов и перенос акцента на самостоятельную внеаудиторную работу, приводит к необходимости поиска новых подходов к организации самостоятельной работы студентов.

Сложившаяся система организации самостоятельной работы устарела и требует определенной модернизации. Современные методики управления самостоятельной работой обучаемых не способствуют полному усвоению ими фундаментальных знаний, умений, навыков, несмотря на то, что и до настоящего времени самостоятельная работа представляет научный интерес для многих ученых исследователей.

На основании вышеизложенного можно предположить, что обновление форм и методов управления самостоятельной работой должно происходить на основе усиления индивидуальной самостоятельной работы студентов, способствовать формированию у них творческой деятельности.

«Общепризнанно, что человек формируется, развивается и проявляется в деятельности и именно поэтому эффективность педагогического процесса зависит от включения обучающихся в активную, значимую для них учебную деятельность. Посредством организации данной деятельности осуществляется присвоение студентами социального и профессионального опыта, развитие психических функций и способностей, формируется система отношений к миру и к самому себе» [5, с.62].

Согласно деятельностному подходу, обучение - это взаимосвязанная деятельность педагогов и студентов, направленная на реализацию ведущих функций образования [5, с. 67].

В зависимости от вида и характера современной деятельности выделяют различные типы обучения. Традиционный (репродуктивный) тип обучения построен на трансляции и воспроизведении студентами необходимых для решения новых задач знаний и способов деятельности. При этом не учитывается, имеется ли у обучающихся потребность в их усвоении. В результате не осваивается опыт творческой деятельности. Современный инновационный (продуктивный) тип обучения основан на организации педагогом интенсивной, самостоятельной и творческой деятельности обучающихся, направленной на решение ими конкретных познавательных, жизненно и профессионально важных проблем, побуждающих к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, способов творческой деятельности, ценностей и смыслов [5, с 69-70].

Уточним, что продуктивная познавательная деятельность проявляется в достаточно самостоятельном созидании нового продукта (знаний), в том, насколько широко учащийся сможет переносить эти знания в измененные или абсолютно новые ситуации, переобрабатывать их в соответствии с требованиями познавательной задачи. Кроме того, продуктивная деятельность выражается не только и не столько в широком применении уже имеющихся знаний, но она также предполагает выход за рамки, ограниченные этими знаниями. В этом контексте особый интерес представляет процесс решения задач [8, с. 197].

С точки зрения В.И Загвязинского, знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных познавательных задач.

Таким образом, проявляется формализм, который выражается в отрыве заученных обучаемыми теоретических положений от умения применять их на практике. [3,с24]

С дидактической точки зрения можно выделить следующие черты продуктивной деятельности:

^ способность видеть новые функциональные возможности объекта;

> вычленение отдельных элементов объекта или явления, умение выделять существенное;

^ видение различных способов решения данной проблемы, самостоятельное конструирование нового способа деятельности из ранее известных;

^ построение принципиально нового способа решения, не являющегося комбинацией известных способов решения познавательных задач [2, с. 107].

Вслед за И.П. Подласым под продуктивными мы будем понимать «знания, умения, обладая которыми, выпускник образовательного учреждения обретает прочную опору для своей будущей жизни. Продуктивные - значит необходимые, действенные, прочные, постоянно актуальные, сформированные на должном уровне знания и умения» [9, с. 4].

Хотелось бы отметить, что сами по себе у учащихся ни черты, ни навыки продуктивности не появляются, они формируются только в процессе тщательно спланированной продуктивной познавательной деятельности. [7, с. 58]

«Опыт показывает, что повышение степени самостоятельности при организации продуктивной познавательной деятельности учащихся обусловливает осознание важности овладения способами умственных действий и способствует их переносу в нестандартные ситуации; позволяет оценить переход от прямых указаний преподавателя к непосредственно самостоятельному применению определенных знаний и умений, к процессу решения учебных задач в целом; способствует переходу от задач репродуктивного характера к задачам продуктивным» [7, с.58].

М.И. Махмутов выделяет существенные признаки самостоятельности, которые проявляют учащиеся в познавательной деятельности:

^ потребность в познаниях;

^ желание глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их получения;

^ критический подход к изучаемым материалам, суждению других людей;

^ возможность высказывать собственную точку зрения;

^ умение самостоятельно мыслить;

^ умение самостоятельно добывать новые знания и использовать их для дальнейшего самообразования и практической деятельности [4, с. 240].

Обобщая все вышеизложенное, выделим дидактические аспекты продуктивной познавательной деятельности для организации самостоятельной учебной работы:

• целью продуктивной познавательной деятельности должно быть создание нового образовательного продукта (знаний) и новых способов действий;

• отказ от однозначных видов работ, целесообразное сочетание всех видов и форм деятельности;

• задания должны быть интересными, расширять кругозор, повышать эрудицию [10, с.109];

• для обеспечения достаточной самостоятельности создания продукта подсказка со стороны учителя должна быть дозированной;

• акцентировать внимание на экспериментальных и проектных заданиях, которые должны содержать элементы исследования;

• задания должны носить практикоориентированный и профессионально-ориентированный характер;

• самостоятельная работа должна содержать задания на сравнения, сопоставления, рецензирование.

Таким образом, речь идет о такой организации процесса обучения, при которой помощь учителя постепенно должна сокращаться, увеличивая проявление познавательной самостоятельности учащихся и развития черт продуктивной познавательной деятельности.

Литература

1.Гладышева Н.К. Методические вопросы обучения физике [Текст]/ Н.К.Гладышева, И.И. Нурминский / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского// На пути к 12-летней школе: сб. науч. тр. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 368 с.

2.Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики [Текст]: учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразовательных школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студ. пед. ин-в/ под ред. М.Н.Скаткина. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

З.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

4.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]: кн. для учителей / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

2008/15

5.Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования/ Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

6.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

7.Павлуцкая Н.М. Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Павлуцкая. - М., 2007. - 222 с.

8.Павлуцкая Н.М. Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся в процессе решения экспериментальных задач по физике / Н.М. Павлуцкая, Л.В. Скокова // Физика в школе и вузе: сб. науч. ст. [Текст] -СПб., 2007. - Вып. 6. 264 с.

9.Подласый И.П. Продуктивная педагогика [Текст]: кн. для учителя/ И.П. Подласый. - М.: Народное образование, 2003. - 496 с.

10. Сенаторова Н.Р. Принципы формирования продуктивных творческих задач на примере изучения физики [Текст] / Н.Р. Сенаторова; под ред. В.Я. Ляудис // Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы I на-уч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 октября 1993 г. - М., 1994.203с.

References

1.Gladysheva N.K., Nurminskiy I.I. Methodical questions of teaching physics [Text] / Edited by Yu.I. Dik, A.V. Khutor-skoy // On the way to 12 years study school: Collection of scientific works. - M., 2000. - 368 p.

2.Secondary school didactics: Some problems of present day didactics [Text]: Textbook / Edited by M.N. Skatkina. - 2nd edition, revised and updated. - M.: Prosveschenie, 1982. - 319 p.

3.Zagvyazinskiy V.I. Teaching theory: Present-day interpretation: Textbook for higher pedagogical institutions. - M.: Academia, 2001. - 192 p.

4.Makhmutov M.I. Organization of problem teaching at school [Text]: Teachers’ book. - M.: Prosveschenie, 1977. -240 p.

5.Nikitina N.N., Zheleznyakova O.M., Petukhov M.A. Fundamentals of professional pedagogical activity: Textbook. -M.: Masterstvo, 2002. - 288 p.

6.New pedagogical and information technologies in education system [Text]: Textbook / Е^. Polat and others. Edited by Е^. Polat. - M.: Academia, 2001. - 272 p.

7.Pavlutskaya N.M. Organization of effective cognitive activity of learners in teaching to solve physical tasks [Text]: dis. ... cand. of pedagogy. - M., 2007. - 222 p.

8.Pavlutskaya N.M., Skokova L.V. Organization of effective cognitive activity of learners in the process of solving experimental tasks on physics // Physics at school and higher educational institution. Edition 6. International collection of scientific articles [Text]. - StPetersbоurg, 2007. - 264 p.

9.Podlasiy I.P. Productive pedagogy [Text]: Тeacher’s book. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2003. - 496 p.

10. Senatorova N.R. Principles of forming productive creative tasks in the study of physics [Text] / Edited by V.Ya. Lyaudis // Innovational teaching: strategy and practice Materials of the First scientific practical seminar of psychologists and educators. Sochi, October 3-10, 1993. - M., 1994. - 203 p.

УДК 378.016:512 Ц 932

Л.Х. Цыбикова

Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: cibikova@rambler.ru

К вопросу о соотношении фундаментализации и инноваций в вузовском курсе алгебры

В статье рассматривается возможность введения инноваций - изменения содержания и технологии преподавания вузовского курса алгебры за счет использования системы компьютерной математики Maple. Это позволит усилить фундаментализацию алгебраического образования студентов-математиков.

L.Kh. Tsybikova

Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str.,24a. E-mail: cibikova@rambler.ru

To a problem on a relation fundamentalization and innovations in a high school course of algebra

In article the opportunity of introduction of innovations - changes of the maintenance and technology of teaching of a high school course of algebra due to use of system of computer mathematics Maple is considered. It will allow to strengthen fundamentalization algebraic education of students-mathematicians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.