Научная статья на тему 'Организация продуктивной деятельности детей на основе технологий медиаобразования в условиях дол'

Организация продуктивной деятельности детей на основе технологий медиаобразования в условиях дол Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / CHILDREN''S SUMMER CAMP / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRODUCTIVE ACTIVITIES / ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / TECHNOLOGY MEDIA EDUCATION / ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / FOREIGN CHILDREN''S LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина И.В., Белов В.Н.

В статье рассматриваются вопросы организации продуктивной деятельности на основе произведений зарубежной детской литературы. Особое внимание уделяется технологическим приемам медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE ACTIVITIES OF CHILDREN ON THE BASIS OF MEDIA TECHNOLOGIES IN TERMS OF CHILDREN’S HOLIDAY CAMP

The article considers organization of productive activities based on the works of foreign children's literature. Particular attention is paid to technological methods of media education.

Текст научной работы на тему «Организация продуктивной деятельности детей на основе технологий медиаобразования в условиях дол»



МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

УДК 379.8

И. В. Кузина

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

В.Н. Белов

канд. пед. наук, доцент, кафедра прикладной информатики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОЛ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации продуктивной деятельности на основе произведений зарубежной детской литературы. Особое внимание уделяется технологическим приемам медиа-образования.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, продуктивная деятельность, технологии медиаоб-разования, зарубежная детская литература.

I.V. Kuzina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

V.N. Belov, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE ACTIVITIES OF CHILDREN ON THE BASIS OF MEDIA

TECHNOLOGIES IN TERMS OF CHILDREN'S HOLIDAY CAMP

Abstract. The article considers organization of productive activities based on the works of foreign children's literature. Particular attention is paid to technological methods of media education.

Keywords: children's summer camp, productive activities, technology media education, foreign children's

literature.

В условиях современного образования летний период является очень значимым в развитии ребенка. Важно обеспечить преемственность между урочной и внеурочной системами воспитания. Большое значение при этом играют технологии медиаобразования, так как они имеют ярко выраженный аудиовизуальный эффект [1] и позволяют организовать игровую развивающую деятельность, направленную на формирование нравственных качеств личности, критического мышления и способностей к рефлексии [2] в условиях детского оздоровительного лагеря. Все большую актуальность приобретают тематические смены, во время которых открывается возможность детального знакомства с художественным текстом и его медийными интерпретациями. В настоящей статье мы предлагаем различные виды деятельности, основанные на серии произведений про мальчика-волшебника Гарри Поттера.

Первое и главное, что должен делать вожатый - это вместе с воспитанниками познакомиться с романами Дж.К. Ролинг и постараться донести их философский смысл. Спецэффекты на экранах кинотеатров, заклинания, игра в квиддич, полёты на сверхскоростных мётлах, превращения - это всё для зрительного (визуального) восприятия текста, для того, чтобы поддерживать интерес к последующим историям, а вот сложные человеческие отношения, внутренняя борьба с самим собой, поэтапное познание мира - всё это остаётся за строками книги. Задача взрослого - открыть детям подтекст, помочь им разобраться в себе, показать, что мир прекрасен, несмотря ни на что.

Итак, мы останавливаемся на пятой книге Дж.К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса», в которой, на наш взгляд, показаны тонкие нити взаимоотношений подростка с окружающим миром. Гарри Поттер в центре всего, что происходит вокруг и, одновременно, из этого круга исключён. У него есть близкие друзья: подростки (Рон и Гермиона) и взрослые (Сириус Блэк, Альбус Дамблдор, Люпин, Хагрид), но то, что знают они, неведомо Гарри. Своего рода одиночество, которое испытывают в жизни все в подростковом возрасте, когда кажется, что ты никому не нужен, никто тебя не понимает, когда о себе человек знает меньше, чем другие. Единственное, что остаётся - это дерзкая грубая, защита, желание казаться взрослее, чем есть; желание доказать всем, что ты не такой плохой, что слова, которые говоришь - правда.

Пятая книга «Гарри Поттер и Орден Феникса» - это сложное психологическое произведение, рассматривающее многие проблемы современного общества; это синтез художественности и публицистичности. Внимательное прочтение романа позволяет вожатому понять, чем живут подростки. В свою очередь, воспитанникам необходимо предложить серию мероприятий психологического характера, построенных на основе этой книги. Сначала необходимо очертить круг значимых проблем: окружающий мир представлен в двух измерениях - это общества маглов и волшебников, у каждого из них есть свои правящие силы, которые, существуя отдельно, составляют некое единство. Примером тому служат газеты, которые в начале романа читают подростки и пытаются найти истину. Вхож в этот мир и Гарри и Волан-де-Морт, они противостоят друг другу, являя собой две стихии, и одновременно воздействуют друг на друга через окружение (Рона, Гермиону, пожирателей смерти и других). В этой борьбе задействована вся общественная система: Хогвартс (Грифиндор и Сли-зерин); педагогический коллектив во главе с Дамблдором (и в нём раскол на два лагеря: те, кто верит Гарри, и те, и кто считает его лгуном); подростковые группировки и (нельзя забывать) о тёте и дяде Дурсли с Тисовой улицы. Одна из главных действующих лиц - сова Букля, которая является, своего рода, проводником в миры маглов и волшебников. Только ей позволено беспрепятственно и без каких-либо ограничений жить как «на территории» простых людей, так и особенных. Сова - символ мудрости и единения, к которому необходимо стремиться в условиях человеческого общества.

Целесообразным, на наш взгляд, является мероприятие для старших подростков под названием «Психологическая мозаика» (по книге Дж.К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса»). Именно в этом возрасте детей начинают интересовать психологические аспекты. Игра состоит из четырёх этапов.

Так на первом этапе предлагаем учащимся заполнить мини-анкету, целью которой является определение психологического климата во временном коллективе:

1. С каким настроением вы входите в класс?

2. Есть ли в коллективе одноклассники, с которыми вы ни при каких обстоятельствах не хотели бы сталкиваться?

3. Кому из ведущих у вас учителей вы хотели бы и смогли доверить свои тайны?

4. Закончите следующую фразу: «Я бы хотел, чтобы вокруг меня...».

Последнее задание, равно как и предыдущие три, не требует огласки, так как подростки в начале игры ещё не готовы поделиться своими мыслями с окружающими. Если на первый вопрос они отвечают одним-двумя словами и вполне определённо могут сформулировать ответ, то второй вопрос оставляют без письменного ответа, а вот уже на третий охотно отвечают, перечисляя своих любимых учителей, к которым они относят взрослых, умеющих «понимать, хранить чужие тайны и ни при каких обстоятельствах не показывать своего превосходства».

Анкета необходима ещё и для того, чтобы настроить старших подростков на серьёзное отношение к игре, дать возможность задуматься над тем, что такое для них отряд, в котором они проводят все время в течение одной лагерной смены.

Деление на группы можно проводить двумя способами: первый - по желанию (если отряд достаточно дружный); второй - жеребьёвка.

Далее следует предложить составить кластер под условным названием «Два мира в одном детстве», при этом необходимо дать установку: группа - это эксперты-психологи, которым необходимо с профессиональной точки зрения объяснить все взаимосвязи. Победителями считаются те, кто сможет аргументировано донести свою точку зрения до «психолого-педагогического совета».

Третий этап - самый важный и интересный: составление по ключевым цитатам из книги [3] психологической характеристики главных действующих лиц Гарри Поттера и Волан-де-Морта. Если учитывать, что отряд разделён на 4 (5) групп, а сведений о Том-Кого-Нельзя-Называть не так много, то над его характеристикой целесообразно дать работу 1 (2) группам. Причем деятельность можно организовать как на основе уже отобранных фрагментов из книги, так и предложить детям выбрать основополагающие эпизоды из художественного фильма.

Работая над психологическим портретом главных действующих лиц, воспитанники учатся по речевым характеристикам, по описаниям и другим признакам определять, что же влияет на становление личности современного подростка, поэтому закономерным становится этап, где предлагаем детям высказаться на тему «Создание идеальной среды для развития личности». Данный вид деятельности нацелен на анализ произведения в целом, и в тоже время подростки создают модель социума, ориентируются на личный опыт, и выстраивают систему отношений: «школа - ученик - педагогический коллектив»; «дом - школа - улица»; «я - мой внутренний мир, «тёмные силы», истина, одноклассники, родственники, преподаватели». Из высказываний воспитанников составляется модель видения современными подростками школы как социального института.

Следует отметить, что такая деятельность увлекает воспитанников, поэтому нельзя всё сводить только к работе над текстом книги, необходимо заседания (если это будет клуб или общество) строить на научной основе, что в последствии позволит проводить исследовательскую работу на материале отечественной детской литературы. На наш взгляд, после таких видов деятельности востребованными станут произведения Альберта Лиханова, Анатолия Алексина и др. Главная задача вожатого - через интересы современных подростков подойти к отечественной классике для детей; научить понимать себя и людей; разбираться в окружающем, в медийных репрезентациях текстов для детей, а через подобную деятельность сформировать способность к анализу современных средств массовой коммуникации.

Список литературы:

1. Касаткина Е.С. Мультипликационный фильм как средство патриотического воспитания школьников // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 5-6. - С. 11.

2. Кузина И.В. Медиаобразование в условиях реализации ФГОС / И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева //Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 108-112.

3. Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и Орден Феникса: роман / пер. с англ. В. Бабкова, В. Голышева, Л. Мотылёва. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. - 827 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.