Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы эндокринологии
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНДОКРИНОЛОГИЯ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕДАГОГИКА / ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ENDOCRINOLOGY / HEALTHCARE PERSONNEL / TRAINING / PEDAGOGY / ENDOCRINOLOGY CARE / ORGANIZATION OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пигарова Екатерина Александровна

В настоящее время в числе приоритетных задач системы здравоохранения стоят повышение качества оказываемой медицинской помощи населению и доступность услуг. Неполная кадровая укомплектованность является серьезным тормозом на пути оказания качественной помощи. Дефицит медицинских кадров широко распространен в медицине, что особенно выражено в первичном звене здравоохранения, не исключением является и эндокринология. Дефицит кадров напрямую связан с проблемами доступности и качества оказания медицинской помощи. Достичь решения поставленных задач системы здравоохранения позволят реорганизация системы профессиональной подготовки, переподготовки и непрерывного медицинского образования в объеме, позволяющем ликвидировать количественные и качественные дефекты в оказании помощи лицам с эндокринопатиями, а также анализ кадровой потребности и планирование кадров исходя из реальных запросов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пигарова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF ENDOCRINOLOGY CARE AND SPECIALIST TRAINING

Currently, among the priority tasks of the health care system is to improve the quality of medical care provided to the population and the accessibility of services. Incomplete staffing is a serious slowdown to the provision of quality care. The shortage of medical personnel is widespread in medicine, which is especially pronounced in primary health care, and endocrinology is no exception. The shortage of personnel is directly related to the problems of accessibility and quality of medical care. Reorganizing the system of professional training, retraining and continuing medical education in a volume that allows eliminating quantitative and qualitative defects in providing care for people with endocrine diseases, as well as analyzing staffing needs and planning based on the real needs of the population, will help to achieve the solution to the set tasks of the healthcare system.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

4 | Проблемы эндокринологии / Problems of Endocrinology

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

© Е.А. Пигарова

Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии, Москва, Россия

В настоящее время в числе приоритетных задач системы здравоохранения стоят повышение качества оказываемой медицинской помощи населению и доступность услуг. Неполная кадровая укомплектованность является серьезным тормозом на пути оказания качественной помощи. Дефицит медицинских кадров широко распространен в медицине, что особенно выражено в первичном звене здравоохранения, не исключением является и эндокринология. Дефицит кадров напрямую связан с проблемами доступности и качества оказания медицинской помощи. Достичь решения поставленных задач системы здравоохранения позволят реорганизация системы профессиональной подготовки, переподготовки и непрерывного медицинского образования в объеме, позволяющем ликвидировать количественные и качественные дефекты в оказании помощи лицам с эндокринопатиями, а также анализ кадровой потребности и планирование кадров исходя из реальных запросов населения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эндокринология, кадровое обеспечение, подготовка кадров, педагогика, эндокринологическая служба, организация медицинской помощи.

ORGANIZATION, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF ENDOCRINOLOGY CARE AND SPECIALIST TRAINING

© Ekaterina A. Pigarova

Endocrinology Research Centre, Moscow, Russia

Currently, among the priority tasks of the health care system is to improve the quality of medical care provided to the population and the accessibility of services. Incomplete staffing is a serious slowdown to the provision of quality care. The shortage of medical personnel is widespread in medicine, which is especially pronounced in primary health care, and endocrinology is no exception. The shortage of personnel is directly related to the problems of accessibility and quality of medical care. Reorganizing the system of professional training, retraining and continuing medical education in a volume that allows eliminating quantitative and qualitative defects in providing care for people with endocrine diseases, as well as analyzing staffing needs and planning based on the real needs of the population, will help to achieve the solution to the set tasks of the healthcare system.

KEYWORDS: endocrinology, healthcare personnel, training, pedagogy, endocrinology care, organization of medical care.

В настоящее время в числе приоритетных задач системы здравоохранения стоят повышение качества оказываемой медицинской помощи населению и доступность услуг. В связи с этим поставлена задача реорганизации системы профессиональной подготовки, переподготовки и непрерывного медицинского образования в объеме, позволяющем ликвидировать количественные и качественные дефекты в оказании помощи лицам с эндокринопатиями.

Неполная кадровая укомплектованность является серьезным тормозом на пути оказания качественной помощи. Дефицит медицинских кадров широко распространен в медицине, что особенно выражено в первичном звене здравоохранения. Дефицит кадров напрямую связан с проблемами доступности и качества оказания медицинской помощи. Врачи, подчас от безысходности, да и по необходимости, занимают две ставки, совмещают деятельность в государственной и частной клиниках. Возможна ли качественная работа доктора, когда у него тридцать и более пациентов за смену? Можно ли за 19 положен-

ных по регламенту минут оказать необходимую помощь? Сегодняшний эндокринолог давно уже стал врачом семейным для лиц с сахарным диабетом и обязан владеть общетерапевтическими, кардиологическими, онкологическими и другими компетенциями. А фактор старения населения планеты и связанное с этим повышение метаболических, сердечно-сосудистых, онкоэндокринологи-ческих заболеваний и остеопороза предъявляет больше требований к подготовке специалистов.

Восполнение кадровой лакуны требует экстренного изменения подготовки врачей-эндокринологов и детских эндокринологов. Дефицит работников эндокринологической службы на фоне постоянного роста потребности населения в медицинской помощи приводит к перегруженности специалистов: в среднем коэффициент совместительства по отрасли составляет 1,5 для врачей и 1,8 для средних медицинских работников. Дефицит делает невозможными эффективное выполнение своих трудовых функций и своевременное повышение квалификации, что отрицательно сказывается на качестве их работы.

Copyright © 2020 Endocrinology Research Centre. All rights reserved._Received: 11.08.2020. Accepted: 13.08.2020.

EDITORIAL

Проблемы эндокринологии / Problems of Endocrinology | 5

Вне сомнения, подготовка новых кадров и создание условий для их трудоустройства в те регионы, где не хватает специалистов, является первоочередной задачей для эффективной работы эндокринологической службы. По официальной статистике, на конец 2018 г. дефицит врачей по специальности «эндокринология» составляет 24%, по детской эндокринологии - 39%, при этом в амбулаторной службе дефицит детских эндокринологов составляет до 82%, а штатных должностей - до 53%. Отсутствие детских эндокринологов в большинстве районных центров субъектов Российской Федерации усложняет выявление первичных больных и своевременную диагностику острых состояний у детей с эндокринной патологией. На основании информации, полученной от главных внештатных специалистов, и данных официальной статистики выявлены региональные диспропорции и проблемы кадрового обеспечения, а именно:

• неадекватное количественное и пространственное планирование кадров в регионе (штатные единицы);

• абсолютный дефицит врачей и высокий процент совместительства;

• неравномерность распределения специалистов (урбанизация);

• «оголенность» районов регионов без компенсационной маршрутизации пациентов.

Простой подсчет распространенности эндокрино-патий, исходя из нынешней численности населения, и современные оптимальные алгоритмы ведения таких пациентов требуют пересмотра программ обучения не только эндокринологов, но и врачей других специальностей, а также делегирования различных компетенций врачам различных специальностей и усиления роли специализированной сестринской помощи.

Современные врачебные компетенции требуют достаточно высокого уровня додипломной подготовки и уж тем более структурированных программ постдипломной подготовки и структурированного непрерывного медицинского образования. Вместе с тем очевидно, что невозможно до бесконечности продлевать обучение в вузе, даже при самых совершенных симуляционных залах и манекенах.

С одной стороны, современное образование эндокринолога как клинициста - это обучение основам междисциплинарной науки, базирующейся на открытиях в физиологии, биохимии, генетике, эмбриологии, иммунологии и других фундаментальных дисциплинах, но вместе с тем из стен института не может выйти врач,

не владеющий основами общения с больными, эмпатией и общетерапевтическими навыками.

Основы, на которых базируется качественное медицинское обучение - это привлечение в вуз мотивированных высокоинтеллектуальных молодых людей, грамотно построенная, гармонично соединяющая современные фундаментальные знания с пациентоориентированной клинической практикой интеграция знаний по горизонтали и вертикали.

Для медицинских работников важно быть подготовленными к практической работе после окончания вуза, для чего следует пересмотреть с участием главных внештатных специалистов Минздрава и корпуса ректоров вузовские программы, а также повышать качество профессиональной деятельности на протяжении всей своей дальнейшей профессиональной жизни.

По данным Координационного совета ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, в настоящее время в Российской Федерации 57 вузов Минздрава России имеют 33 кафедры и 40 курсов эндокринологии или детской эндокринологии. 235 человек составляют общий профессорско-педагогический состав этих кафедр (средний возраст 50 лет, 82% женщины). Специальность эндокринология/детская эндокринология получена в рамках ординатуры/аспирантуры 45% педагогов, через профессиональную переподготовку (3,5 мес) - 32%, у остальных 23% имеется другая терапевтическая специальность. 37% профессорско-преподавательских кадров НЕ ИМЕЮТ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ, в связи с чем более низкую мотивацию для повышения квалификации и освоения новых методик диагностики и лечения.

Современный образовательный процесс требует активного внедрения цифровизации и проведения дистанционных лекций/вебинаров/образовательных программ, что позволит осуществлять обучение в удобное для обучающихся время, в собственном темпе, без отрыва от основной работы или с сокращением продолжительности очной части цикла. Внедрение дистанционных образовательных технологий предоставит возможность для регулярного повышения квалификации также профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, проблемы кадрового обеспечения и подготовки кадров стоят очень остро в области эндокринологии. Их решение позволит повысить своевременность, качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению и добиться целей национальных проектов в области медицины и демографии.

Рукопись получена: 11.08.2020. Одобрена к публикации: 13.08.2020. Опубликована online: 31.08.2020. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ [AUTHORS INFO]

Пигарова Екатерина Александровна, д.м.н. [Ekaterina A. Pigarova, MD, PhD]; адрес: 117036, г. Москва,

ул. Дмитрия Ульянова, д. 11 [address: 11 Dm. Ulyanova street, 117036 Moscow, Russia];

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6539-466X; eLibrary SPIN: 6912-6331; e-mail: kpigarova@gmail.com

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Пигарова Е.А. Организация, проблемы и перспективы развития эндокринологической помощи и подготовки специалистов// Проблемы эндокринологии. — 2020. — Т.66. — №3. — С. 4-5. doi: https://doi.org/10.14341/probl12571

FOR CITATION

Pigarova EA. Organization, problems and development prospects of endocrinology care and specialist training. Problems of Endocrinology. 2020;66(3):4-5. doi: https://doi.org/10.14341/probl12571

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.