Научная статья на тему 'Организация практики при подготовке бакалавров менеджмента'

Организация практики при подготовке бакалавров менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / MANAGER / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / EDUCATIONAL PRACTICE / PRODUCTION PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Елена Петровна, Болдырева Римма Юрьевна

Сформирован практико-ориентированный подход к формированию профессиональных компетенций менеджера на базе поэтапной его подготовки, предусматривающей увязку теоретического обучения с практикой. Разработаны программы учебных и производственных практик при подготовке бакалавра менеджмента, отвечающие профессиональному стандарту в данной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Елена Петровна, Болдырева Римма Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION PRACTICES IN THE PREPARA TION OF BACHELOR OF MANAGEMENT

The article generated a practice-oriented approach to formation of professional competence of managers on the basis of its preparation phase providing linking theoretical learning with practice. The programs of educational and industrial practices in the preparation of Bachelor of Management in charge of professional standards in this field.

Текст научной работы на тему «Организация практики при подготовке бакалавров менеджмента»

УДК 378.14.015.62

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ

МЕНЕДЖМЕНТА

Е.П. Михалева, Р.Ю. Болдырева

Сформирован практико-ориентированный подход к формированию профессиональных компетенций менеджера на базе поэтапной его подготовки, предусматривающей увязку теоретического обучения с практикой. Разработаны программы учебных и производственных практик при подготовке бакалавра менеджмента, отвечающие профессиональному стандарту в данной сфере деятельности.

Ключевые слова: менеджер, практико-ориентированный подход, учебная практика, производственная практика.

«Есть особенно эффективный метод получения информации, не используемый большинством менеджеров. Нужно просто пойти туда, где работают, и посмотреть, что там делается».

Эндрю Гроув

В настоящее время управление современным бизнесом осуществляется и будет осуществляться впредь, в обозримой перспективе, в условиях жесткой конкуренции, с одной стороны, и в условиях ограниченности ресурсов, с другой. Это касается не только основных и вспомогательных материальных ресурсов, финансовых средств, но и прежде всего, профессиональных кадров требуемой квалификации, профессии и специализаций. В этом случае менеджерам приходится принимать оптимальные, как стратегические, так и тактические решения с учетом динамично меняющегося окружения, разрабатывать сценарии развития, базирующиеся не только на знаниях и профессиональных навыках, но используя имеющийся научно-методический инструментарий, выработанный отечественной и зарубежной наукой и практикой.

В современных условиях эффективность управления во многом определяется именно личностью менеджера, его умением разрабатывать и внедрять в жизнь предприятия рисковые, но подкрепленные аналитическими расчетами решения, способностью брать ответственность за решения на себя или разделять ее с коллективом единомышленников. При этом менеджеру необходимо создавать вокруг себя команду специалистов, не просто глубоко знающих свою предметную область (технику, технологию, экономику, финансы и др.), но и способных, а главное готовых, грамотно делегировать функции и ответственность нижестоящим работникам, создавая условия для их высокопроизводительной деятельности. Эффективный менеджер должен быть гибким, способным идти на компромисс,

внедрять инновационные методы работы и стимулирования персонала как своего подразделения, так и предприятия в целом.

В каждой профессии, в том числе и в профессии менеджера, существуют свои особенности и нюансы, которые познаются только непосредственно на рабочем месте. С подобного рода проблемами сталкивается каждый молодой специалист, впервые устроившийся на работу.

Исследование выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведенное Мировым банком, зафиксировало, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9-10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1-2 балла). Студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты [1].

Сегодня производство как никогда нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать инновационные идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Эта задача успешно решается на современном этапе модернизации профессионального образования.

Основными внешними потребителями услуг высших учебных заведений сегодня являются работодатели, которые ожидают от выпускников владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества. Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном - нужны высококвалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до ученого-исследователя.

Для того чтобы решить данную ключевую задачу и приблизить студента к реальности выбранной профессии, в концепции высшего образования России произошло смещение акцентов с теоретической подготовки на прак-тико-ориентированный подход, который реализуется в образовательных программах прикладного бакалавриата, ориентированных на обеспечение:

- профессиональной практико-ориентированной подготовки, характерной для программ среднего профессионального образования;

- профессиональной теоретической подготовки, характерной для программ высшего профессионального образования бакалавриата.

Миссия программы прикладного бакалавриата состоит в следующем:

- адаптация образовательных программ вузов к заказу на практико-ориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов;

- расширение вариативности образовательных программ и сокращение их дублирования на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

- снижение издержек организаций работодателей по доучиванию выпускников;

- сокращение сроков вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса и старения кадров;

- снижение риска нетрудоустройства выпускников.

В основе прикладного бакалавриата лежат образовательные программы, направленные на овладение практическими навыками работы на производстве, на конкретном рабочем месте, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьезной теоретической подготовки.

В этой связи в начале 2016 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (ФГОС3+) [2], который предусматривает усиление прикладного, практического характера стандартов профессионального образования, их адекватность современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Однако несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного высшего образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. И пока только ряд утверждений не вызывает споров - такого рода обучение должно ориентироваться на конкретную практику, а не на учебники, и должно осуществляться при тесном сотрудничестве учебных заведений и предприятий (организаций).

Так реализуется основное преимущество прикладного бакалавриата - практико-ориентированная подготовка высококвалифицированных специалистов, когда учебно-образовательные программы строятся исходя из потребностей предприятия (организации).

Следует отметить, что диплом о высшем образовании сам по себе не гарантирует выпускнику вуза успешного трудоустройства. Согласно исследованиям рекрутинговых агентств, около 30% работодателей отмечают несоответствие между полученным дипломом с присвоенной квалификацией, ожиданиями молодого специалиста и его возможностью выполнять конкретные работы и функции. Эта проблема в настоящее время становится актуальной, как никогда раньше.

Среди ученых, занятых проблематикой организации практико-ориентированного обучения, следует отметить Ялалова Ф.Г., который сформулировал деятельностно-компетентностную парадигму, в соответствии с которой высшее образование должно быть направлено, кроме знаний, умений и навыков, на получение опыта практической деятельности с целью достижения выпускниками профессиональных, а также социально значимых компетентностей. Мотивация в теоретическом овладении дисциплинами учебного плана должна идти от потребности в решении конкретных профессиональных задач [1].

Другие авторы (Ветров Ю.П., Клушина Н.П.) напрямую связывают практико-ориентированное образование с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной возможности и готовности выполнять профессиональную деятельность [3].

Организация практико-ориентированного обучения является условием подготовки конкурентоспособных специалистов с высокой степенью эффективности адаптации к потребностям рынка труда.

При подготовке таких выпускников высшей школы роль практики неоспорима.

Согласно Федеральному Закону РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», практика - это вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [4].

Поэтому высшие учебные заведения при разработке учебных планов по направлению «Менеджмент» согласно ФГОС3+ особое значение придают роли практики в системе подготовки как бакалавров, так и магистров менеджмента.

Вне зависимости от уровня получаемого высшего образования (бакалавриат, магистратура) выделяют два вида практики:

1. Учебная практика, которая не предполагает выполнение каких-либо профессиональных функций, но подразумевает ознакомление с особенностями управленческого труда.

2. Производственная практика, в том числе и преддипломная, которая предусматривает участие студента в производственном процессе и выполнение им определенных функций в качестве сотрудника предприятия (организации).

Отличительной особенностью проведения практики (как учебной, так и производственной) обучающихся по образовательным программам прикладного бакалавриата является:

- включение ее в образовательный процесс в форме аудиторных занятий;

- увеличение объема практик по отношению к объему практик по программам академического бакалавриата в 1,5 - 2 раза.

Практики могут осуществляться:

- непрерывно (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения всех видов практики, предусмотренные образовательной программой);

- дискретно по видам практики (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения отдельно каждого вида практики, предусмотренные образовательной программой);

- путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

В Тульском государственном университете разработано «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» [5], которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования вне зависимости от форм обучения, виды, типы (направленность) и способы проведения практики.

На основе данного документа на кафедре «Финансы и менеджмент» разработано учебно-методическое обеспечение всех видов практик в соответствии с учебным планом по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиля «Менеджмент организации».

Общая характеристика практик при подготовке бакалавра менеджмента представлена в таблице.

Общая характеристика практик при подготовке бакалавра менеджмента

Индекс по учебному плану Наименование практики Семестр Зачетные едини- Продол-житель-ность,

цы недель

ПР.В.У. Учебная практика

ПР.В.У.1 Учебно-ознакомительная практика 1 12 *

ПР.В.У.2 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков 2 6 4

ПР.В.П. Производственная практика

ПР.В.П.1 Информационно-аналитическая практика 3 7 *

ПР.В.П.2 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 4 6 4

ПР.В.П.3 Практика менеджмента 5 5 *

ПР.В.П.4 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 6 6 4

ПР.В.П.5 Экономическая практика 7 4 *

ПР.В.П.6 Организационно-управленческая практика 8 5 *

ПР.В.П.7 Преддипломная практика 8 6 4

Всего 57 16

* распределенная практика

Структура и продолжительность всех видов практик, реализуемых при подготовке бакалавра менеджмента в ТулГУ, представленных в табл.1, разработана с учетом специфики профиля подготовки «Менеджмент организации» и соответствует:

- требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12.01.2016г. [2];

- стандарту ТулГУ СТ ТулГУ 8.2.4-06-2015 [4].

Таким образом, совокупное значение зачетных единиц по всем видам практик равно 57, что составляет 23,8 % от продолжительности теоретического обучения согласно учебному плану бакалавров менеджмента, что подтверждает направленность на практико-ориентированный подход при их подготовке в Тульском государственном университете.

Рассмотрим виды практик, представленных в табл.1, более детально, определив их цели, задачи, планируемые результаты.

Учебно-ознакомительная практика проводится в первом семестре обучения, является необходимым начальным этапом подготовки бакалавров менеджмента, позволяющим закрепить на практике полученные студентами теоретические знания, способствуя интеллектуальному развитию будущих бакалавров менеджмента, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного менеджера.

Способ проведения учебно-ознакомительной практики: стационарная (на базе кафедры «Финансы и менеджмент» ТулГУ).

Целью прохождения учебно-ознакомительной практики является понимание студентами практической значимости будущей профессии, закрепление и углубление теоретических знаний с позиций их практического применения.

Для достижения указанных целей студент должен решить следующие задачи:

- закрепление и дальнейшее углубление имеющихся теоретических знаний;

- приобретение умений и навыков на основе знаний, получаемых в процессе теоретического обучения;

- приобретение первичных профессиональных практических навыков самостоятельной работы;

- развитие способностей к самостоятельной деятельности в сфере управления: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;

- формирование понятия сущности и социальной значимости профессии менеджера;

- повышение мотивации к профессиональной деятельности;

- овладение искусством общения с людьми;

- получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки управленческой информации;

- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать и осмысливать их, использовать при решении организационно-управленческих задач;

- ознакомление с формами и приемами организации сбора информации (в том числе по электронным каталогам и через интернет);

- выработка умений вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- освоение приемов работы с нормативно-методическими источниками и нормативно-правовыми источниками;

- выполнение индивидуальных заданий;

- формирование навыков представления итогов проделанной работы в виде отчета.

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков относится к учебной практике и проводится во втором семестре в целях получения первичных профессиональных умений и навыков менеджера.

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности менеджера и формированием аналитического опыта ее осуществления.

Способ проведения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков: выездная (на базах сторонних организаций).

Целью прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков является формирование у студентов первичных профессиональных умений и навыков для организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы при поиске и обработке управленческой информации в целях разработки управленческих решений.

Для достижения указанных целей студент должен решить следующие задачи:

- сбор первичных материалов для выполнения курсовых работ по дисциплинам учебного плана, а также выпускной квалификационной работы;

- формирование комплексного представления о специфике рассматриваемой отрасли;

- формирование навыков изучения уровня развития предприятия, работающего в данной отрасли;

- формирование знаний и умений по овладению методами и методиками проведения аналитического исследования, использования современных информационных технологий;

- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать и осмысливать их, использовать при решении организационно-управленческих задач;

- ознакомление с формами и приемами организации сбора информации (в том числе по электронным каталогам и через интернет);

- выработка умений вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- освоение приемов работы с нормативно-методическими источниками и нормативно-правовыми источниками;

- формирование навыков представления итогов проделанной работы в виде отчета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная со второго курса обучения, студенты проходят производственную практику, которая выполняет следующие важнейшие функции в системе профессиональной подготовки бакалавров менеджмента:

- обучающую - актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;

- развивающую - развитие познавательной, творческой активности будущих бакалавров менеджмента, развитие мышления, коммуникативных и психологических способностей;

- воспитывающую - формирование социально активной личности будущего бакалавра менеджмента, устойчивого интереса, любви к профессии;

- диагностическую - проверка уровня профессиональной направленности будущих бакалавров менеджмента, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности менеджера.

В третьем семестре проводится информационно-аналитическая практика, целью прохождения которой является формирование у студентов первичных профессиональных умений и навыков для организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы при поиске и обработке управленческой информации в целях разработки управленческих решений.

Данная практика проводится стационарно, на базе кафедры «Финансы и менеджмент» и прививает студентам навыки самостоятельной информационно-аналитической работы по избранной профессии.

Для достижения целей информационно-аналитической практики студент должен решить следующие задачи:

- сбор первичных материалов для выполнения курсовых работ по дисциплинам учебного плана, а также выпускной квалификационной работы;

- формирование комплексного представления о специфике рассматриваемой отрасли;

- формирование знаний и умений по овладению методами и методиками проведения аналитического исследования, использования современных информационных технологий;

- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать и осмысливать их, использовать при решении организационно-управленческих задач;

- ознакомление с формами и приемами организации сбора информации (в том числе по электронным каталогам и через интернет);

- выработка умений вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- освоение приемов работы с нормативно-методическими источниками и нормативно-правовыми источниками;

- формирование навыков представления итогов проделанной работы в виде отчета.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится в четвертом семестре, в целях формирования у студентов системы профессиональных компетенций в соответствии с профилем подготовки бакалавров, прививает студентам навыки самостоятельной работы по избранной профессии.

Форма практики: выездная (на базе сторонних организаций).

Данная практика отражает специфику профиля подготовки бакалавров менеджмента и индивидуальный подход к содержанию и формам ее практического освоения.

Задачи данного вида практики:

- сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;

- закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения;

- формирование знаний и умений по овладению методами и методиками проведения аналитического исследования, использования современных информационных технологий;

- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать и осмысливать их, использовать при решении организационно-управленческих задач;

- приобретение навыков самостоятельного решения управленческих

задач;

- приобретение опыта профессиональной деятельности;

- формирование навыков представления итогов проделанной работы в виде отчета.

В ходе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, проводимой в 4 семестре, должны быть выявлены проблемы, стоящие перед объектом исследования, и определены перспективные направления его развития.

Целью прохождения практики менеджмента в пятом семестре является формирование у студентов профессиональных умений и навыков для организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы при поиске и обработке управленческой информации в целях разработки управленческих решений.

Данная практика проводится стационарно, на базе кафедры «Финансы и менеджмент».

Для достижения указанных целей студент должен решить следующие задачи:

- сбор первичных материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом;

- развитие и накопление специальных навыков, изучение организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;

- приобретение практических навыков в анализе управленческо-информационной системы предприятия;

- приобретение практических навыков в анализе эффективности управленческого труда на предприятии.

В шестом семестре проводится практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, целью которой является формирование у студентов профессиональных умений и навыков, а также опыта профессиональной деятельности для организационно -управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы при поиске и обработке управленческой информации в целях разработки управленческих решений.

Форма практики: выездная (на базе сторонних организаций).

Данная практика отражает специфику профиля подготовки бакалавров менеджмента и индивидуальный подход к содержанию и формам ее практического освоения.

Задачи данного вида практики:

- сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;

- закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения;

- формирование знаний и умений по овладению методами и методиками проведения аналитического исследования, использования современных информационных технологий;

- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать и осмысливать их, использовать при решении организационно-управленческих задач;

- приобретение навыков самостоятельного решения управленческих

задач;

- приобретение опыта профессиональной деятельности;

- формирование навыков представления итогов проделанной работы в виде отчета.

В ходе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, проводимой в 6 семестре, должны быть не только выявлены проблемы, стоящие перед объектом исследования, но также разработаны и обоснованы мероприятия, направленные на развитие предприятия (организации).

Следует отметить, что студенты при выполнении ВКР используют технико-экономическую и финансовую информацию, собранную в процессе прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, проводимой в 4 и 6 семестрах. Эта же информация может быть использована студентами для написания курсовых и контрольно-курсовых работ в процессе обучения по дисциплинам учебного плана.

В седьмом семестре обучения проводится экономическая практика, целью прохождения которой является формирование у студентов профессиональных умений и навыков для организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы при поиске и обработке управленческой информации в целях разработки организационно-управленческих решений.

Способ проведения экономической практики: стационарная (на базе кафедры «Финансы и менеджмент» ТулГУ).

Для достижения указанных целей студент должен решить следующие задачи:

- собрать первичные материалы для выполнения выпускной квалификационной работы;

- овладеть методами анализа результатов производственно -хозяйственной деятельности предприятия;

- овладеть навыками разработки и реализации грамотных управленческих решений;

- изучить методы формирования и реализации стратегических и оперативных управленческих решений;

- изучить методику финансово-экономической оценки проектов, направленных на повышение эффективности работы предприятия.

Целями прохождения организационно-управленческой практики в восьмом семестре являются приобретение практических навыков самостоятельной организационно-управленческой работы, выработка умения применять полученные знания при решении конкретных управленческих задач в практической деятельности.

Способ проведения организационно-управленческой практики: стационарная (на базе кафедры «Финансы и менеджмент» ТулГУ).

Для достижения указанных целей студент должен решить следующие задачи:

- закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе теоретического обучения;

- приобретение конкретных знаний по решению управленческих задач в производственных, экономических и коммерческих структурах; организационных задач, соответствующих профилю работы объекта, с использованием средств вычислительной техники и современных информационных технологий;

- приобретение опыта управленческой и организационной работы в коллективе;

- приобретение умения анализировать информацию и обобщать достижения отечественного и мирового опыта в области менеджмента;

- экономическое обоснование мероприятий, направленных на совершенствование управления предприятием (организацией), реализацию организационно-управленческих изменений, повышение эффективности работы предприятий (организаций) и их конкурентоспособности;

- использование возможностей практики для самостоятельного сбора и обработки необходимого для написания бакалаврской работы материала, выполнения собственных исследований и расчетов, обоснования выводов и рекомендаций.

Завершающим видом практики бакалавров менеджмента является преддипломная практика. Целью ее прохождения является формирование у студентов профессионального опыта и навыков для организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, подготовка и защита бакалаврской работы.

Способ проведения преддипломной практики: выездная (на базах сторонних организаций).

Для достижения указанных целей студент должен решить следующие задачи:

- сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;

- развитие и накопление специальных навыков, изучение организационно-методических и нормативных документов для решения управленческих задач;

- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.

- выработка умений вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- выработка умений разработать и обосновать мероприятия, направленные на повышение эффективности работы предприятия.

Эффективное прохождение преддипломной практики студентами является завершающим этапом в подготовке бакалавров менеджмента и необходимым условием успешного выполнения бакалаврской работы.

Отчет о преддипломной практике является самостоятельной научно-практической работой, которую студент выполняет самостоятельно на основе фактического материала, собранного на предприятии (организации).

Таким образом, представленные выше программы практик (учебной и производственной), ориентированные на подготовку бакалавра менеджмента, отражает цепочка «знания - умения - навыки - опыт деятельности».

Выпускники программ прикладного бакалавриата отличаются прак-тико-ориентированным характером полученных умений и знаний. На этом основании можно прогнозировать их большую востребованность на рынке труда, и прежде всего в тех областях, где требуется профессиональная квалификация наряду с теоретической подготовкой, соответствующей высшему профессиональному образованию.

Реализация практико-ориентированного подхода при подготовке бакалавра менеджмента позволяет выпускнику:

- выделять проблему из общей ситуации, выполнять ее аналитический анализ;

- выбирать оптимальный способ разрешения ситуации, разрабатывая эффективные организационно-управленческие решения;

- прогнозировать и анализировать финансово-экономические результаты реализации разработанных рекомендаций.

Указанные преимущества соответствуют критериям профессиональной компетентности бакалавра менеджмента и, отвечая профессиональному стандарту в данной области деятельности, повышают уровень конкурентоспособности выпускников направления «Менеджмент» профиля «Менеджмент организации» Тульского государственного университета.

Список литературы

1. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практи-ко-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 15

января. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2007/0115-2.htm (дата обращения 30.09.2016)

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71228466/#ixzz4L xmOQBZq (дата обращения 28.09.2016)

3. Ветров, Ю. Практико-ориентированный подход / Ю. Ветров, Н. Клушина. // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43 - 46.

4. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения 01.10.2016)

5. Стандарт ТулГУ СТ ТулГУ 8.2.4-06-2015 «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tsu.tula.ru/docs/smk/details/standarts/ (дата обращения 30.09.2016)

Михалева Елена Петровна, канд. техн. наук, доц., проф. кафедры, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Болдырева Римма Юрьевна, канд. экон. наук, доц., доц. кафедры, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

ORGANIZATION PRACTICES IN THE PREPARA TION OF BACHELOR OF MANAGEMENT

E.P.Mihaleva, R.Y. Boldyreva

The article generated a practice-oriented approach to formation of professional competence of managers on the basis of its preparation phase providing linking theoretical learning with practice. The programs of educational and industrial practices in the preparation of Bachelor of Management in charge of professional standards in this field.

Keywords: manager, practice-oriented approach, educational practice, production

practice.

Mikhaleva Helena Petrovna, PhD. tehn. Sciences, Assoc., Professor of the Department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Boldyreva Rimma Yuryevna., PhD. ehkon. Sciences, Assoc., associate professor of the department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.