Научная статья на тему 'Организация практической подготовки и научно-исследовательской работы студентов в экономическом клубе инженерно-экономического факультета «EconoMix»'

Организация практической подготовки и научно-исследовательской работы студентов в экономическом клубе инженерно-экономического факультета «EconoMix» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Мещерякова, А Б. Ольферович

В статье рассматриваются этапы становления научно-исследовательского клуба «EconoMix» как формы активизации студентов с целью приобщения их к проектной и исследовательской работе. Рассказывается про организацию деятельности студенческого объединения и ее результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of practical training and research of students in the economic club of the engineering and economic department “EconoMix”

This paper presents the stages of a scientific and research club “EconoMix” growing as a form of activization of students with the aim of their exposure to project and research work. The paper tells about the organization of the activities of a student union and its results.

Текст научной работы на тему «Организация практической подготовки и научно-исследовательской работы студентов в экономическом клубе инженерно-экономического факультета «EconoMix»»

164

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

УДК 331.1

Е. В. Мещерякова, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана (БГТУ); А. Б. Ольферович, кандидат экономических наук, доцент, декан (БГТУ)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ КЛУБЕ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА «ECONOMIX»

В статье рассматриваются этапы становления научно-исследовательского клуба «EconoMix» как формы активизации студентов с целью приобщения их к проектной и исследовательской работе. Рассказывается про организацию деятельности студенческого объединения и ее результаты.

This paper presents the stages of a scientific and research club "EconoMix" growing as a form of activization of students with the aim of their exposure to project and research work. The paper tells about the organization of the activities of a student union and its results.

Введение. Научно-исследовательское объединение студентов инженерно-экономического факультета БГТУ образовалось в 2001 г. на базе кафедры менеджмента и экономики природопользования для активизации студентов и получения практических навыков при освоении дисциплин «Психология управления» и «Управление персоналом». В 2001-2004 гг. на практических занятиях по этим дисциплинам проводился цикл тренинговых занятий по группам для специальностей «Менеджмент» и «Экономика и управление». С 2004 г. работа с талантливой молодежью на кафедре стала вестись на регулярной основе через научно-исследовательские студенческие кружки. С 2007 г. проводятся внутриву-зовские конкурсы. С 2010 г. студенты стали разрабатывать и представлять как внутри вуза, так и за его пределами свои бизнес-проекты. С 2011 г. объединение начало функционировать как научно-исследовательский экономический клуб.

Основная часть. Организация работы с талантливой студенческой молодежью и подготовка ее к участию в работе научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х» начинается со второго курса, для чего проводятся внутривузовские конкурсы. Они проходят как циклы межкафедральных и межкурсовых деловых игр: «Образование предприятия. Отбор кадров» и «Переговоры. Торговая сделка. Рекламация». Данные игры были представлены в качестве экспонатов 7-10 апреля 2009 г. на Х11 республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения».

В 2012 г. состоялось официальное утверждение клуба на базе двух кафедр: менеджмента и экономики природопользования, экономики и управления на предприятии. Было разработано положение о студенческом научно-исследовательском экономическом клубе «ЕсопоМ1х».

Студенты сформулировали девиз, нарисовали логотип и смоделировали сертификат участника. Положение утверждено приказом ректора № 120-С от 21.04.2012.

Студенческий научно-исследовательский экономический клуб «ЕсопоМ1х» инженерно-экономического факультета организован с целью совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля, углубления практических навыков проведения коллективной творческой работы, приобретения умений в области управления инвестиционными и инновационными процессами, получения знаний в сфере управления всеми аспектами деятельности организации.

Задачи студенческого научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х»:

- вовлечение студентов, начиная с первых курсов обучения в университете, в процесс глубокого освоения теоретических знаний и отработку умений применения их на практике для решения управленческих задач;

- организация творческого процесса освоения студентами получаемой профессии путем организации конкурсов по специальностям, деловых игр, решения кейсов;

- освоение студентами практических навыков разработки инновационных проектов, их презентации и внедрения через расширение сотрудничества с технологическими кафедрами и проведение открытых конкурсов;

- проведение рекламных и профориентаци-онных мероприятий среди представителей бизнеса и школьников выпускных классов, направленных на повышение имиджа специальностей инженерно-экономического факультета.

Девиз студенческого научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х» -«Знать - Уметь - Делать - Побеждать».

Профессиональное кредо руководителей -«Раскрывая потенциал, мы созидаем будущее».

Руководитель студенческого научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х» -

Заочное обучение, самостоятельная, научно-исследовательская работа студентов

165

доцент, кандидат экономических наук Е. В. Мещерякова. Соруководители: старший преподаватель, кандидат экономических наук Н. О. Атро-щенко, старший преподаватель В. А. Усевич.

С 2013 г. в состав кафедр, на базе которых организовывается работа клуба, была включена кафедра маркетинга и экономической теории.

Деятельность научно-исследовательского экономического клуба «БсопоМ1х» организуется в следующих направлениях: научно-исследовательская деятельность, организация бизнес-инкубатора (разработка проектов, их презентация на конкурсах различного масштаба, организация их внедрения), профориентацион-ная деятельность (рекламная работа со школьниками и представителями бизнеса).

Бизнес-инкубатор планируется организовать на базе научно-исследовательского экономического клуба «БсопоМ1х» совместно с технологическими кафедрами. Бизнес-инкубатор является новой формой организации деятельности студентов в высшей школе, которая позволяет заинтересовать студентов возможностью решения актуальных для экономики страны проблем при всестороннем развитии их способностей, привлечь внимание представителей деловых кругов к реальным научным разработкам и усилить связь университета и бизнеса.

В рамках данного направления деятельности уже проводятся деловые игры, конкурсы, выступления команд перед представителями бизнеса. Планируется подготовка к внедрению технологических разработок, а именно: проведение маркетинговых исследований, полномасштабных экономических расчетов, подготовка бизнес-планов, инвестиционных планов, а также презентаций для деловых кругов. Для выступления на конкурсах разных форматов, в том числе и международных, при презентации проектов, вуза и Республики Беларусь разрабатываются наглядные материалы.

Экономический клуб проводит уже несколько лет старт-апы бизнес-идей студентов старших курсов с разработкой рекламных продуктов. В рамках бизнес-инкубатора планируется осуществлять разработку бизнес-планов инновационных проектов развития предприятий лесного комплекса, химической промышленности, промышленности строительных материалов, полиграфии, проведение исследований в области повышения эффективности систем управления маркетингом, логистикой, организации производства.

В рамках функционирования бизнес-инкубатора возможна активизация работы со школьниками выпускных классов, направленная на их профессиональную ориентацию, осуществление рекламной деятельности среди потенциальных абитуриентов.

Для успешной деятельности экономического клуба в данных направлениях необходимо соответствующее оборудование, которое позволит осуществлять ее эффективно и на более высоком профессиональном уровне и которое можно закупить на средства, выделенные специальным распоряжением Президента Республики Беларусь в рамках работы с талантливой молодежью.

За последние 5 лет работы членами экономического клуба было организовано более 20 деловых игр и внутривузовских конкурсов. Студенты участвовали в 27 международных конференциях, 18 конкурсах международного и республиканского уровня. Было разработано более 40 инвестиционных бизнес-плана и проведена их презентация. По результатам участия получено 47 дипломов победителей и сертификатов участников; 16 главных призов и кубков; 5 благодарностей.

По результатам Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь получено 14 дипломов I категории, более 60 дипломов II категории, более 59 дипломов III категории, а также более 60 других наград международного и республиканского уровня. В работе клуба приняло участие более 300 студентов.

Результаты работы научно-исследовательского экономического клуба «БсопоМ1х» освещались на сайтах газеты «Комсомольская правда», ОРБКБУ, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, шагкей^.Ьу, в новостях на ТиТ.БУ, а также в цикле статей вузовской газеты «Технолог».

Заключение. Студенческий научно-исследовательский клуб «БсопоМ1х» прошел долгий путь становления от небольших тренинговых занятий до постоянно функционирующего структурного подразделения университета. Участие в его деятельности способствует личностной идентификации, росту активности студентов и более глубокому усвоению знаний и навыков, требуемых в профессиональной деятельности.

Поступила 15.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.