164
ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа
УДК 331.1
Е. В. Мещерякова, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана (БГТУ); А. Б. Ольферович, кандидат экономических наук, доцент, декан (БГТУ)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ КЛУБЕ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА «ECONOMIX»
В статье рассматриваются этапы становления научно-исследовательского клуба «EconoMix» как формы активизации студентов с целью приобщения их к проектной и исследовательской работе. Рассказывается про организацию деятельности студенческого объединения и ее результаты.
This paper presents the stages of a scientific and research club "EconoMix" growing as a form of activization of students with the aim of their exposure to project and research work. The paper tells about the organization of the activities of a student union and its results.
Введение. Научно-исследовательское объединение студентов инженерно-экономического факультета БГТУ образовалось в 2001 г. на базе кафедры менеджмента и экономики природопользования для активизации студентов и получения практических навыков при освоении дисциплин «Психология управления» и «Управление персоналом». В 2001-2004 гг. на практических занятиях по этим дисциплинам проводился цикл тренинговых занятий по группам для специальностей «Менеджмент» и «Экономика и управление». С 2004 г. работа с талантливой молодежью на кафедре стала вестись на регулярной основе через научно-исследовательские студенческие кружки. С 2007 г. проводятся внутриву-зовские конкурсы. С 2010 г. студенты стали разрабатывать и представлять как внутри вуза, так и за его пределами свои бизнес-проекты. С 2011 г. объединение начало функционировать как научно-исследовательский экономический клуб.
Основная часть. Организация работы с талантливой студенческой молодежью и подготовка ее к участию в работе научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х» начинается со второго курса, для чего проводятся внутривузовские конкурсы. Они проходят как циклы межкафедральных и межкурсовых деловых игр: «Образование предприятия. Отбор кадров» и «Переговоры. Торговая сделка. Рекламация». Данные игры были представлены в качестве экспонатов 7-10 апреля 2009 г. на Х11 республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения».
В 2012 г. состоялось официальное утверждение клуба на базе двух кафедр: менеджмента и экономики природопользования, экономики и управления на предприятии. Было разработано положение о студенческом научно-исследовательском экономическом клубе «ЕсопоМ1х».
Студенты сформулировали девиз, нарисовали логотип и смоделировали сертификат участника. Положение утверждено приказом ректора № 120-С от 21.04.2012.
Студенческий научно-исследовательский экономический клуб «ЕсопоМ1х» инженерно-экономического факультета организован с целью совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля, углубления практических навыков проведения коллективной творческой работы, приобретения умений в области управления инвестиционными и инновационными процессами, получения знаний в сфере управления всеми аспектами деятельности организации.
Задачи студенческого научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х»:
- вовлечение студентов, начиная с первых курсов обучения в университете, в процесс глубокого освоения теоретических знаний и отработку умений применения их на практике для решения управленческих задач;
- организация творческого процесса освоения студентами получаемой профессии путем организации конкурсов по специальностям, деловых игр, решения кейсов;
- освоение студентами практических навыков разработки инновационных проектов, их презентации и внедрения через расширение сотрудничества с технологическими кафедрами и проведение открытых конкурсов;
- проведение рекламных и профориентаци-онных мероприятий среди представителей бизнеса и школьников выпускных классов, направленных на повышение имиджа специальностей инженерно-экономического факультета.
Девиз студенческого научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х» -«Знать - Уметь - Делать - Побеждать».
Профессиональное кредо руководителей -«Раскрывая потенциал, мы созидаем будущее».
Руководитель студенческого научно-исследовательского экономического клуба «ЕсопоМ1х» -
Заочное обучение, самостоятельная, научно-исследовательская работа студентов
165
доцент, кандидат экономических наук Е. В. Мещерякова. Соруководители: старший преподаватель, кандидат экономических наук Н. О. Атро-щенко, старший преподаватель В. А. Усевич.
С 2013 г. в состав кафедр, на базе которых организовывается работа клуба, была включена кафедра маркетинга и экономической теории.
Деятельность научно-исследовательского экономического клуба «БсопоМ1х» организуется в следующих направлениях: научно-исследовательская деятельность, организация бизнес-инкубатора (разработка проектов, их презентация на конкурсах различного масштаба, организация их внедрения), профориентацион-ная деятельность (рекламная работа со школьниками и представителями бизнеса).
Бизнес-инкубатор планируется организовать на базе научно-исследовательского экономического клуба «БсопоМ1х» совместно с технологическими кафедрами. Бизнес-инкубатор является новой формой организации деятельности студентов в высшей школе, которая позволяет заинтересовать студентов возможностью решения актуальных для экономики страны проблем при всестороннем развитии их способностей, привлечь внимание представителей деловых кругов к реальным научным разработкам и усилить связь университета и бизнеса.
В рамках данного направления деятельности уже проводятся деловые игры, конкурсы, выступления команд перед представителями бизнеса. Планируется подготовка к внедрению технологических разработок, а именно: проведение маркетинговых исследований, полномасштабных экономических расчетов, подготовка бизнес-планов, инвестиционных планов, а также презентаций для деловых кругов. Для выступления на конкурсах разных форматов, в том числе и международных, при презентации проектов, вуза и Республики Беларусь разрабатываются наглядные материалы.
Экономический клуб проводит уже несколько лет старт-апы бизнес-идей студентов старших курсов с разработкой рекламных продуктов. В рамках бизнес-инкубатора планируется осуществлять разработку бизнес-планов инновационных проектов развития предприятий лесного комплекса, химической промышленности, промышленности строительных материалов, полиграфии, проведение исследований в области повышения эффективности систем управления маркетингом, логистикой, организации производства.
В рамках функционирования бизнес-инкубатора возможна активизация работы со школьниками выпускных классов, направленная на их профессиональную ориентацию, осуществление рекламной деятельности среди потенциальных абитуриентов.
Для успешной деятельности экономического клуба в данных направлениях необходимо соответствующее оборудование, которое позволит осуществлять ее эффективно и на более высоком профессиональном уровне и которое можно закупить на средства, выделенные специальным распоряжением Президента Республики Беларусь в рамках работы с талантливой молодежью.
За последние 5 лет работы членами экономического клуба было организовано более 20 деловых игр и внутривузовских конкурсов. Студенты участвовали в 27 международных конференциях, 18 конкурсах международного и республиканского уровня. Было разработано более 40 инвестиционных бизнес-плана и проведена их презентация. По результатам участия получено 47 дипломов победителей и сертификатов участников; 16 главных призов и кубков; 5 благодарностей.
По результатам Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь получено 14 дипломов I категории, более 60 дипломов II категории, более 59 дипломов III категории, а также более 60 других наград международного и республиканского уровня. В работе клуба приняло участие более 300 студентов.
Результаты работы научно-исследовательского экономического клуба «БсопоМ1х» освещались на сайтах газеты «Комсомольская правда», ОРБКБУ, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, шагкей^.Ьу, в новостях на ТиТ.БУ, а также в цикле статей вузовской газеты «Технолог».
Заключение. Студенческий научно-исследовательский клуб «БсопоМ1х» прошел долгий путь становления от небольших тренинговых занятий до постоянно функционирующего структурного подразделения университета. Участие в его деятельности способствует личностной идентификации, росту активности студентов и более глубокому усвоению знаний и навыков, требуемых в профессиональной деятельности.
Поступила 15.04.2014