Научная статья на тему 'Направления развития самостоятельной работы студентов'

Направления развития самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / самостоятельная работа студентов / деловые игры / студенческий научно-исследовательский клуб / organization / students’ independent work / business games / student research economic club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Валентиновна, Ольферович Андрей Богданович, Усевич Виктория Анатольевна

Рассмотрены направления развития самостоятельной работы студентов инженерно-экономического факультета, а именно: проектная работа, решение кейсов, деловые игры, «круглые столы», другие виды учебной деятельности, способствующие росту творческой активности и заинтересованности студентов. Показано, что для успешного осуществления данного вида учебной деятельности необходимо соблюдение ряда условий, а самостоятельная работа в группах должна подчиняться определенным принципам. Проанализирована позиция преподавателя при организации групп студентов для самостоятельной работы. Отмечено, что для активизации самостоятельной деятельности студентов на факультете осуществляется цикл деловых игр, что способствует формированию навыков работы в команде, принятию управленческих решений, умению брать на себя ответственность. Представлены формы организации самостоятельной работы студентов инженерно-экономического факультета, в частности студенческий научно-исследовательский экономический клуб «EconoMix». Показано, что члены данного сообщества осуществляют самостоятельную подготовку и принимают активное участие в конкурсах различного формата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Валентиновна, Ольферович Андрей Богданович, Усевич Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT DIRECTIONS OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK

The development directions of students’ independent work at the Economic Engineering Faculty are considered, and namely: project work, case studies, business games, round-table discussions and other learning activities that promote the growth of creative activity and interest of students. It is shown that for the successful implementation of this learning activity type certain conditions should be met, and independent group work should conform to certain principles. The teacher’s role in the organization of student groups for independent work is analyzed. It is noted that to improve student independent work at the Faculty a cycle of business games is carried out, which enables the formation of teamwork skills, managerial decision-making, and the ability to take responsibility. The forms of student independent work organization at the EEF are presented, in particular, student scientific research economic club “EconoMix”. It is shown that the members of this club can study without assistance and take an active part in competitions and contests of different formats.

Текст научной работы на тему «Направления развития самостоятельной работы студентов»

УДК 331.1

Е. В. Мещерякова, А. Б. Ольферович, В. А. Усевич

Белорусский государственный технологический университет

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Рассмотрены направления развития самостоятельной работы студентов инженерно-экономического факультета, а именно: проектная работа, решение кейсов, деловые игры, «круглые столы», другие виды учебной деятельности, способствующие росту творческой активности и заинтересованности студентов. Показано, что для успешного осуществления данного вида учебной деятельности необходимо соблюдение ряда условий, а самостоятельная работа в группах должна подчиняться определенным принципам. Проанализирована позиция преподавателя при организации групп студентов для самостоятельной работы. Отмечено, что для активизации самостоятельной деятельности студентов на факультете осуществляется цикл деловых игр, что способствует формированию навыков работы в команде, принятию управленческих решений, умению брать на себя ответственность.

Представлены формы организации самостоятельной работы студентов инженерно-экономического факультета, в частности студенческий научно-исследовательский экономический клуб «EconoMix». Показано, что члены данного сообщества осуществляют самостоятельную подготовку и принимают активное участие в конкурсах различного формата.

Ключевые слова: организация, самостоятельная работа студентов, деловые игры, студенческий научно-исследовательский клуб.

E. V. Meshcharakova, A. B. Olferovich, V. A. Usevich

Belarusian State Technological University

DEVELOPMENT DIRECTIONS OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

The development directions of students' independent work at the Economic Engineering Faculty are considered, and namely: project work, case studies, business games, round-table discussions and other learning activities that promote the growth of creative activity and interest of students. It is shown that for the successful implementation of this learning activity type certain conditions should be met, and independent group work should conform to certain principles. The teacher's role in the organization of student groups for independent work is analyzed. It is noted that to improve student independent work at the Faculty a cycle of business games is carried out, which enables the formation of teamwork skills, managerial decision-making, and the ability to take responsibility.

The forms of student independent work organization at the EEF are presented, in particular, student scientific research economic club "EconoMix". It is shown that the members of this club can study without assistance and take an active part in competitions and contests of different formats.

Key words: organization, students' independent work, business games, student research economic club.

Введение. Процесс получения высшего образования нацелен на формирование творческой личности, способной самостоятельно решать поставленные перед ней задачи. Этой цели невозможно добиться только посредством передачи знаний на лекциях. Необходимо перевести студента из потребителя готовых знаний, из роли наблюдателя в позицию личности, способной творчески воздействовать на процесс, развиваясь в процессе этого взаимодействия.

Именно самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из видов учебной работы, включающим активные формы и методы обучения. СРС помогает получить навыки формулирования проблемы, анализа путей ее решения, поиска оптимального результата и обоснования его правильности.

Основная часть. Необходимость воспитания творческой и активной личности определя-

ет место СРС как не просто важной формы образовательного процесса, а его основы.

Мы переходим от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет о пересмотре всего образовательного процесса, который должен быть направлен на формирование желания получать знания, интерес к творческому процессу саморазвития и повышение собственной ценности как квалифицированного специалиста.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

1) готовность студентов к самостоятельному труду;

2) мотивация к получению знаний;

3) наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

142

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-метолическая работа

4) система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

5) консультационная помощь.

Работа группы при проведении практических занятий с элементами самостоятельной работы должка следовать и подчиняться следующим принципам:

- принцип активности;

- принцип творческой позиции;

- принцип осознания необходимости того или иного поведения;

- принцип партнерского общения;

- принцип реалистичности (по мере возможности ситуации предлагаются из практической деятельности).

Преподаватель может быть в двух позициях: как центр группы (влияющий, изменяющий умения и навыки студентов за счет личного влияния) и как равный среди равных (он создает ситуации для изменения позиций членов группы). При этом он должен уметь слушать, быть открытым, доброжелательно ко всем относиться, стимулировать активность участников, заинтересовать при отсутствии навязывания своего мнения, увлечь всех, четко формулировать и говорить понятно для всех, быть способным найти выход из любой нестандартной ситуации, которая постоянно создается в студенческом коллективе, проявлять находчивость, при необходимости ответить на любой вопрос.

Среди упражнений есть те, что инициируют сравнительно спокойные дискуссии, и те, которые влекут за собой достаточно бурное выражение эмоций.

В основе концепции активных методов обучения лежит учет особенностей учащихся, важнейшими из которых являются следующие:

1) потребность в обосновании, смысле;

2) потребность в самостоятельности;

3) небольшой жизненный опыт и поэтому слабое осознание необходимости обучения;

4) требование теоретического обоснования, предшествующего ролевым упражнениям и деловым играм;

5) желание, чтобы упражнения доставляли удовольствие.

Преподаватель при использовании активных методов обучения должен:

- объяснять цели занятия и задачи участников;

- обеспечить адресное участие каждого, создать атмосферу сотрудничества и взаимной поддержки.

Участникам следует создать команду поддержки и болельщиков, с которыми они могут совещаться и которые смогут им подсказать линию поведения и аргументы в случае необходимости.

Кроме того, у группы наблюдателей или болельщиков есть возможность:

1) оценивать эффективность поведения участников, чтобы потом представить свои выводы во время обсуждения;

2) дистанцироваться от происходящего, чтобы увидеть то, чего не замечают участники.

Замечания должны быть конкретными, указывать на определенную деталь поведения и последствия, т. е. надо связать поведение и результат (только факты и их последствия).

Важно указывать и на то, что удалось, целесообразно делать выводы, соблюдая паритет негатива и позитива.

На инженерно-экономическом факультете уделяется большое внимание организации самостоятельной работы студентов через проектную работу, решение кейсов, деловые игры, «круглые столы», другие виды учебной деятельности, способствующие росту творческой активности и заинтересованности студентов. Профессиональное кредо наших преподавателей, активно занимающихся развитием самостоятельной работы студентов, - «Раскрывая потенциал, мы созидаем будущее».

Задачи самостоятельной работы студентов на инженерно-экономическом факультете:

- вовлечение студентов, начиная с первых курсов обучения в университете, в процесс глубокого освоения теоретических знаний и отработку умений применения их на практике для решения различных бизнес-задач;

- организация творческого процесса освоения студентами получаемой профессии путем организации работы различных кружков и студенческих научных исследовательских лабораторий;

- освоение студентами практических навыков разработки инновационных проектов, их презентации и внедрения через расширение сотрудничества с технологическими кафедрами и проведение открытых конкурсов;

- проведение рекламных и профориентаци-онных мероприятий среди представителей бизнеса и школьников выпускных классов, направленных на повышение имиджа специальностей инженерно-экономического факультета.

На факультете создан и работает студенческий научно-исследовательский экономический клуб «БсопоМ1х», девиз которого «Знать -Уметь - Делать - Побеждать». Экономический клуб проводит уже несколько лет старт-апы бизнес-идей студентов старших курсов с разработкой рекламных продуктов.

На базе научно-исследовательского экономического клуба «БсопоМ1х» совместно с технологическими кафедрами организован бизнесцентр. Бизнес-центр является новой формой организации самостоятельной работы студентов в высшей школе, которая позволяет заинтересовать студентов возможностью решения ак-

туальных для экономики страны проблем при всестороннем развитии их способностей, привлечь внимание представителей деловых кругов к реальным разработкам и усилить связь научного сообщества и бизнеса. В рамках функционирования научно-исследовательского экономического клуба возможна активизация работы со школьниками выпускных классов, направленная на их профессиональную ориентацию, осуществление рекламной деятельности среди потенциальных абитуриентов.

В рамках бизнес-центра планируется осуществлять разработку бизнес-планов инновационных проектов развития предприятий лесного комплекса, химической промышленности, промышленности строительных материалов, проведение исследований в области повышения эффективности систем управления маркетингом, логистикой, организации производства.

Для успешной деятельности экономического клуба в данных направлениях было закуплено соответствующее оборудование, которое позволяет осуществлять ее эффективно и на более высоком профессиональном уровне, на средства, выделенные специальным фондом Президента Республики Беларусь по работе с одаренной молодежью.

В рамках развития самостоятельной деятельности студентов проводятся деловые игры. В 2014/2015 учебном году в цикле деловых игр «Организация предприятия. Проведение собеседования» и «Проведение переговоров. Торговая сделка. Рекламация» принимали участие студенты специальностей «Экономика и управление» всех специализаций, «Менеджмент (недвижимости)», «Менеджмент (производственный)». В процессе проведения цикла деловых игр студенты учатся работать в команде и принимать управленческие решения, брать на себя ответственность.

Данную форму проведения СРС следует записывать на видео, как обычно это делается при организации деловых игр «Проведение переговоров». При наличии записи во время обсуждения целесообразно будет возвращаться к отдельным моментам игры, участники могут наблюдать за своим поведением со стороны и делать выводы. Решается вопрос запоминания деталей каких-либо моментов.

На записи четко прослеживается невербальная информация. Участники должны сами проанализировать свое поведение. Некоторые замечания могут сделать наблюдатели, что позволяет привлечь внимание к наиболее значимым моментам. Студенты осуществляют самостоятельную подготовку к проведению бизнес-игр, используя методический материал и видеофайлы выступлений команд на данных деловых

играх за последние 10 лет, что позволяет выявить характерные черты и особенности поведения, присущие участникам разных лет.

Такая форма работы, как ролевые игры, позволяет решать следующие задачи:

1) приобретение коммуникативных навыков;

2) повышение эффективности изложения информации;

3) изменение мнений и отношений человека после проигрывания им не свойственной ему роли;

4) выяснение мнений других людей по поводу своего поведения;

5) демонстрация определенных моделей поведения, которым можно следовать и в будущем;

6) моделирование возможных реальных ситуаций;

7) появление стимула для понимания и изменения собственного поведения.

В процессе проведения деловых игр выделяются самые активные студенты, имеющие черты лидера. Из них формируется группа студентов, которые могут участвовать в различных конкурсах.

Для студентов организуется профориентаци-онный конкурс «Шаг в будущее», где проявляется и оценивается творческая активность студентов.

Далее начинает проводиться более целенаправленная работа по обучению исследовательской и инновационной деятельности.

На втором курсе студенты более подробно знакомятся с направлениями научной работы преподавателей кафедр и выбирают себе тему исследовательской работы. Наиболее активные студенты закрепляются по выбранной тематике за определенными преподавателями и начинают более глубоко изучать тему, готовить рефераты и участвовать в конференциях. Данная тематика у каждого студента является сквозной и при написании курсовых работ, вплоть до дипломной работы или проекта.

Конкретизация направлений и форм работы осуществляется через работу в кружках. На факультете функционирует 9 кружков.

Студенты инженерно-экономического факультета осуществляют самостоятельную подготовку к конкурсам различного формата. За 2014/2015 учебный год было разработано и представлено на конкурсах более 10 проектов. Это 3-я Международная олимпиада по менеджменту и бизнес-проектам (цикл проектов «зеленое золото Беларуси»), Международный конкурс «Молодежь в предпринимательстве-2015» (диплом за 1-е место в лиге, диплом в номинации «Лучшая команда», диплом в номинации «Общественное признание»), 4-й Международный фестиваль географического маркетинга и брендинга «OPEN» (дипломы 3-й степени в

144

ISSN 16В3-0377. Трулы БГТУ. 2015. № В. Учeбнo-мeтoличecкaя работа

номинации «Проект, событие, кампания» и «Маркетинг территории»), Всероссийский StartUp Tour, проведенный в Минске (диплом и право участия в Startup Village, Москва, Сколково, РФ).

За последние 5 лет работы на факультете было организовано более 25 деловых игр и вну-тривузовских конкурсов. Студенты участвовали в 18 конкурсах международного и республиканского уровня. Было разработано более 40 инвестиционных бизнес-планов и проведена их презентация. По результатам участия получено более 30 дипломов победителей и сертификатов участников; 13 главных призов и кубков.

Заключение. Самостоятельная работа студентов - это деятельность, направленная на по-

вышение эффективности образовательного процесса, воспитание мышления будущего профессионала. Самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее.

СРС как вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, на инженерно-экономическом факультете реализуется как в процессе освоения дисциплин специальностей («круглые столы», решение кейсов, деловые игры, анализ практических ситуаций и заданий), так и за пределами учебного плана, при подготовке к участию в конкурсах различного формата, при разработке инвестиционных проектов и их презентаций.

Информация об авторах

Мещерякова Елена Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики природопользования, заместитель декана по учебной работе инженерно-экономического факультета. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 1За, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Ольферович Андрей Богданович - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и экономики недвижимости, декан инженерно-экономического факультета. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 1За, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Усевич Виктория Анатольевна - старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 1За, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Meshcharakova Elena Valentinovna - Ph. D. (Economic), Assistant Professor, the Department of Management and Environmental Economics, Vice-Dean for academic affairs of the Faculty of Engineering and Economics. Belarusian State Technological University (Ha, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Olferovich Andrey Bogdanovich - Ph. D. (Economic), Assistant Professor, the Department of Organization of Production and Commercial Property, Dean of the Faculty of Engineering and Economics. Belarusian State Technological University (Ha, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Usevich Viktoriya Anatol'evna - senior lecturer, the Department of Economics and Marketing. Belarusian State Technological University (Ha, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 08.07.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.