Научная статья на тему 'Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики'

Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРУППИРОВКА / РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / УМНОЖЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / GROUPING / HANDOUTS / MULTIPLICATION / TEST RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Хайдар Раупович, Рашидов Анваржон Шарипович

В статье представлена методика использования инновационных технологий в практических занятиях по теме «Логарифм числа. Основные логарифмические тождества. Логарифм умножения, деления и степени» для учащихся академических лицеев и общеобразовательных школ. В частности, при разделении учащихся на группы, каждой группе были предоставлены примеры тем, затронутых на теоретических занятиях, а также продемонстрировано использование частной технологии «Бумеранг». В конце статьи приведены выводы о возможных результатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZE PRACTICAL TRAINING BASED ON INNOVATIVE TECHNOLOGIES ON MATHEMATICS

In this article is given the method of using innovative technologies in the practical training on “Logarithm of numbers. Basic logarithmic identities. The logarithm of multiplication, division and the degree." for students of academic lyceums and general secondary schools. In particular, the division of students into groups, each group was given examples of topics covered in the theoretical lesson, and the use of special technology "Boomerang" was shown. In the summary section, the possible results are recorded.

Текст научной работы на тему «Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Расулов Х.Р.1, Рашидов А.Ш.2 Email: Rasulov1172@scientifictext.ru

1РасуловХайдар Раупович - кандидат физико-математических наук, доцент; 2Рашидов Анваржон Шарипович - базовый докторант, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлена методика использования инновационных технологий в практических занятиях по теме «Логарифм числа. Основные логарифмические тождества. Логарифм умножения, деления и степени» для учащихся академических лицеев и общеобразовательных школ. В частности, при разделении учащихся на группы, каждой группе были предоставлены примеры тем, затронутых на теоретических занятиях, а также продемонстрировано использование частной технологии «Бумеранг». В конце статьи приведены выводы о возможных результатах. Ключевые слова: инновационные технологии, группировка, раздаточный материал, умножение, результаты тестов.

ORGANIZE PRACTICAL TRAINING BASED ON INNOVATIVE TECHNOLOGIES ON MATHEMATICS Rasulov Н.К.1, Rashidov A.Sh.2

1Rasulov Haydar Raupovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent;

2Rashidov Anvarjon Sharipovich - PhD Student, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL ANALYSIS, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article is given the method of using innovative technologies in the practical training on "Logarithm of numbers. Basic logarithmic identities. The logarithm of multiplication, division and the degree." for students of academic lyceums and general secondary schools. In particular, the division of students into groups, each group was given examples of topics covered in the theoretical lesson, and the use of special technology "Boomerang" was shown. In the summary section, the possible results are recorded.

Keywords: innovative technologies, grouping, handouts, multiplication, test results.

УДК 37.

Выпускники академических лицеев должны обладать отличными знаниями и умением мыслить самостоятельно. Для этого в лицеях целесообразно использовать инновационные и информационные технологии. Инновационная технология обладает универсальным свойством, которое может быть реализовано каждым специалистом в одинаковой степени и для достижения поставленной цели.

Использование инновационных технологий на практических занятиях, также требует от учителя больших навыков и знаний [1-14]. Если вместо нее использовать инновационные технологии, цель будет достигнута. В зависимости от темы учитель может добиться высоких результатов с помощью частных технологий.

Частные технологии охватывают инновационные системы, в том числе набор методов и инструментов для реализации определенных направлений образовательного контента. К ним относятся технологии обучения определенным предметам и технологии для учителей

по работе со студентами. В частности, кратко познакомим с использованием частной технологии «Бумеранг» [15] на занятиях академического лицея.

Тема: Логарифм числа. Основные логарифмические тождества. Логарифм умножения, деления и степени.

Цель: контроль за индивидуальным и групповым усвоением раздаваемых материалов учащимся во время урока, и за тем, насколько они усвоили данные задания. После проведения организационной части урока преподаватель проверяет домашнее задание и исправляет ошибки учеников, после чего наступает этап активизации знаний учеников.

Например, посчитайте примеры, объясненные учителем [16]:

1) ^23 + 2) 10^36 +10^43)

Для учителя рекомендуется не удалять примеры, которые объяснял на доске, чтобы ученики могли использовать их во время урока. В классах математики развешивают плакаты с формулами или развешивают плакат с заранее составленными логарифмическими формулами.

Если в группе 20 учеников, они делятся по 5 на 4 группы (если количество учеников больше, их делят на 5 или 6 групп) и предоставляют каждой группе заранее подготовленные раздаточные материалы. Эти материалы содержат один вопрос и 5 примеров. Например, для первой группы могут быть:

а) Логарифм произведения. б) Вычислите:

3

1) 1о£ш 5 + 1о£ш 2 2) ^з 6 - ^з ^ 3) 2 -10^ 72

4) 361о®65 + 101-1о&°2 — 81о&3

Учитель раздает по одному экземпляру материалов каждому участнику в каждой группе, затем каждая группа вместе изучает свои материалы. Устанавливается время. Каждый ученик должен усердно изучать материал, предоставленный их группе, спрашивать у других в своей группе, если что-то непонятно, и может объяснять другим, что он понимает и знает, чтобы оценка каждой группы накапливалась. Каждый ученик в группе будет чувствовать ответственность за оценку, и будет стараться повышать ее. Учитель следит за работой каждой группы.

По истечении отведенного времени учитель просит каждого члена группы взять лист бумаги с цифрами от 1 до 5. У каждого члена группы будет один номер и так в каждой группе.

После этого будут сформированы 4 новые группы по 5 человек, состоящие из первого, второго, ..., пятого членов группы. По общей теме

будут сформированы четыре разных варианта.

У каждого члена новообразованной группы две роли: учитель и ученик. В качестве учителя новые члены группы по очереди будут объяснять новой группе примеры, которые они изучили в предыдущей группе. В качестве ученика, он усердно изучает примеры каждого члена новой группы, и вместе анализирует примеры.

После того, как ученики изучили и проанализировали материалы друг друга, учитель просит всех слушателей вернуться в свои предыдущие группы в начале урока. Затем, как все собрались в группы как в начале урока, учитель говорит ученикам, что они знакомы со всеми вариантами, представленными на уроке, и просит каждого ученика задать любой вопрос и пример вариантов у других. Очки каждого члена группы суммируются, чтобы определить, какая группа показала наилучшие результаты.

В системе оценок: полный ответ - 5, неполный ответ - 4, что-то знает - 3, не ответил - 2, не участвовал - 1. Каждая группа может назначить одного ученика для расчета оценки. Будет обсуждение вопросов и ответов. Члены одной группы могут задавать вопросы членам другой группы. Затем подсчитываются баллы групп. Общий балл каждой группы делится на количество учеников группы. Если в группе есть протест, т.е. кто-то из них не принимал

активного участия или вообще не участвовал, ему ставится самая низкая оценка с учетом того, что он что-то выучил и запомнил во время урока. Это побуждает ученика проявлять активность на последующих уроках. После оценки каждого ученика учитель завершает занятие. Оценивает работу ученика, комментирует ответы и задает следующие вопросы: -Что вы узнали на сегодняшнем уроке? - Что нового было для вас? - Что еще вы хотите знать? Учитель внимательно выслушивает ответы учеников и благодарит их. Затем дает домашнее задание и заканчивает урок.

Результат: Результаты экспериментальных испытаний показывают, что значение педагогических технологий в процессе обучения очень велико. Важно преподавать на основе педагогических технологий в школах и академических лицеях, потому что школьники молоды и интересуются многими вещами, в том числе образованием. Интересно организовать урок на основе педагогических технологий, обогатить его в виде конкурсов, на основе различных раздаточных материалов и не принуждать их, а заинтересовать их снова научиться самостоятельно, и стать совершенным человеком в будущем, что считается величайшим достижением учителя. Студенты академических лицеев любопытны, быстро утомляемы и очень склонны к той стороне, которая их направляет. Если мы заинтересуем их уроком и повысим их интерес к чтению, мы достигнем цели. В то же время мы не считаем, что все уроки должны строиться на педагогических технологиях. В математике, в зависимости от темы, перенос одних тем на основе технологий дает высокие результаты, а перенос других тем традиционным способом дает тоже положительный результат.

Список литературы /References

1. Rashidov A.Sh. Development of creative and working with information competences of students in mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:3, 2020., Part II. Pp. 10-15.

2. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4, 2020. Pp. 68-71.

3. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International journal of scientific & technology research. 9:4, 2020. Pp. 3068-3071.

4. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10, 2019. рp. 43-45.

5. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10, 2015. С. 16-20.

6. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 29-32.

7. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadbantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4, 2020. Pp. 65-68.

8. Rasulova Z.D. Conditions and opportunities of organizing independent creative works of students of the direction Technology in Higher Education // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:3, 2020. Pp. 2552-2155.

9. Курбонов Г.Г. Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 33-36.

10. Умарова У.У. Pоль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 21-24.

11. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 25-28.

12. Rashidov A.Sh. Interactive methods in teaching mathematics: CASE STUDY method. XXXIX Международная научно-практическая заочная конференция «Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия» (Москва, 2-3 августа, 2020 года). С. 18-21.

13. Рашидов А.Ш. Интерактивные методы при изучении темы «Определенный интеграл и его приложения. XXXIX Международная научно-практическая заочная конференция «Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия» (Москва, 2-3 августа, 2020 г.). С. 21-24.

14. Rashidov A.Sh. Using of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:3 (2020), Part II, pp. 163-167.

15. Азизходжаева H.H. Педагогическая технология и педагогическое мастерство // Ташкент, «АвтоНашр», 2006.

16. Вафоев Р.Х., Хусанов Ю., Файзиев К., Хамроев Ю.Ю. Основы алгебры и анализа // Ташкент, «Учитель», 2003.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ К ТЕМЕ «НОРМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ФОРМУЛ АЛГЕБРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ» Умарова У.У. Email: Umarova1172@scientifictext.ru

Умарова Умида Умаровна - старший преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для обучения студентов. Автор изложил, содержание, технологию и формы интерактивного метода «ТРИЗ» для изучения темы «Нормальные формы для формул алгебры высказываний». Потомучто это технология, которая позволяет студентам свободно размышлять над какой-то темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память. Использование подобных интерактивных методов является одним из средств пробуждения интереса к знаниям, способствует более глубокому усвоению материала, развивает критическое и логическое мышление студентов.

Ключевые слова: ТРИЗ, метод, интерактивные методы, интерактивное обучение, нормальные формы, алгебра высказываний, технологии.

APPLICATION OF TIPS TECHNOLOGY TO THE TOPIC "NORMAL FORMS FOR FORMULAS OF THE ALGEBRA OF STATEMENTS"

Umarova U.U.

Umarova Umida Umarovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICS, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article covers the use of TIPS technology (theory of inventive problem solving) for teaching students. The author outlined the content, technology and forms of the interactive method "TIPS" for teaching the topic "Normal forms for formulas of the algebra of statements". Because, this is a technology that allows students to freely reflect on a topic, makes it possible to evaluate their knowledge and ideas about the studied object, helps to develop memory. The use of such interactive methods is one of the means of awakening interest in knowledge, contributing to a deeper assimilation of the material, and developing students' critical and logical thinking. Keywords: TIPS, method, interactive methods, interactive learning, normal forms, propositional algebra, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.