Научная статья на тему 'ИСТОРИЗМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

ИСТОРИЗМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / НАУЧНЫЙ КРУГОЗОР / КРАТКАЯ БЕСЕДА / ЭКСКУРС / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ / ПОКАЗ И РАЗЪЯСНЕНИЕ РИСУНКА / MATHEMATICAL CONCEPTS / HISTORICAL MATERIALS / SCIENTIFIC OUTLOOK / SHORT CONVERSATION / EXCURSION / PROBLEM SOLVING / SHOWING AND EXPLAINING THE PICTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамуров Бобохон Жураевич, Жураева Наргиза Олтинбоевна

Исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости - это значит приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса. Тот факт, что учитель при ознокомлении с математическими понятиями говорит об их истории и о его развитии (основание - заслуги наших великих предков) во время занятий, повысит интерес учащихся к предмету и воспитывает любовь к родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICISM IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS

The historical approach to the study of academic subjects to some extent brings the learning process closer to scientific knowledge. What was the corresponding knowledge at its origins, how it developed, to get in touch with scientific searches, to feel and experience their difficulties and joys - this means getting closer to the awareness of one's own cognitive process.The fact that the teacher, when familiar with mathematical concepts, speaks about their history and its development (mainly the merits of our great ancestors) during classes, will increase students'interest in the subject and foster love for their homeland.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЗМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЗМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 1 2

Мамуров Б.Ж. , Жураева Н.О. Email: [email protected]

1Мамуров Бобохон Жураевич - кандидат физико-математических наук, доцент; 2Жураева Наргиза Олтинбоевна - преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости - это значит приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса.

Тот факт, что учитель при ознокомлении с математическими понятиями говорит об их истории и о его развитии (основание - заслуги наших великих предков) во время занятий, повысит интерес учащихся к предмету и воспитывает любовь к родине. Ключевые слова: математические понятия, исторические материалы, научный кругозор, краткая беседа, экскурс, решение задачи, показ и разъяснение рисунка.

HISTORICISM IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS Mamurov B.Zh.1, Zhuraeva N^.2

'Mamurov Bobohon Zhuraevich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences,

Associate Professor; 2Zhuraeva Nargiza Oltinboevna - Teacher, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL ANALYSIS, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the historical approach to the study of academic subjects to some extent brings the learning process closer to scientific knowledge. What was the corresponding knowledge at its origins, how it developed, to get in touch with scientific searches, to feel and experience their difficulties and joys - this means getting closer to the awareness of one's own cognitive process.

The fact that the teacher, when familiar with mathematical concepts, speaks about their history and its development (mainly the merits of our great ancestors) during classes, will increase students'interest in the subject and foster love for their homeland. Keywords: mathematical concepts, historical materials, scientific outlook, short conversation, excursion, problem solving, showing and explaining the picture.

УДК 37.02

Сегодняшние требования к образованию: воспитать и обучать молодёжь, которая способна мыслить самостоятельно, ценить наше национальное наследие, быть творческим, умным и всесторонне развитым. Выполнение этих требований со стороны современного учителя требует постоянных творческих усилий, нового подхода к обучению и самоотдачи. При этом организация уроков по математике на основе передовых педагогических технологий [1 - 11] помогает учащимся усвоить знания в целом.

Проблему формирования интереса учеников к учению, использовать элементы историзма на уроках математики, как добиться того, чтобы ученики с интересом

занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?

В учебниках по математике 5-11 классов в конце каждой главы даны исторические материалы. Для развития интереса к предмету в них есть страницы истории математических задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний.

Знакомясь с историческим материалом, ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы, о появлении и развитииматематических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач, интересные сведения о системе записи чисел у разных народов, короткие биографии ученых - математиков, которые рассказывают об их важнейших открытиях.

Основной залог успеха преподавателя состоит в умелом использовании элементов истории математики таким образом, чтобы они сливались с излагаемым фактическим материалом.

При любой форме сообщения сведений по истории - сведения о развитии конкретной математической науки, выпуске математических газет о ней, решении исторических (древних) задач, лекциях, конференциях, чтениях ученых, внесших значительный вклад в развитие математики, нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке материалом. В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится эффективность их занятий.

Использование элементов историзме в обучении математике формирует у учыщихся следующие навыки.

1. Элементы истории математики помогают ученикам развивать научный кругозор. Они помогают нам понять, как научный ландшафт мира изменился с древних времен до наших дней.

2. Знакомство с историей математики даст ученикам более глубокое понимание математических процессов.

3. Знание истории математических методов научного познания дает ученикам представление об уникальной математике со связями между различными сферами.

4. Историческая информация активизирует учебный процесс и служит инструментом для повышения интереса учестудентов к науке.

5. Элементы математической истории являются эффективными инструментами для решения проблем, которые приводят к творческим способностям учеников.

6. Научные дискуссии на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики, развивают способность учащихся обучать других в духе уважения и решать свои проблемы.

7. Информация о математике расширяет их мировоззрение. В них математика, как часть универсальной культуры, развивает основные этапы развития.

Вышеуказынное помогает учащихся развить определенные математические знания.

При подготовке к занятиям, в которых планируется использовать данные математической истории, по нашему мнению, нужно действовать следующим образом:

1. Выбрать те задачи, в которых используются математические исторические данные;

2. В зависимости от выявленных проблем, обучение и распределение обучения в соответствии с целями обучения;

3. Выбор наиболее эффективных форм использования исторических данных;

4. Выбор форм контроля за достижением целей.

Следует отметить, что в работе [12] обсуждается роль элементов истории математики в преподавании математики, а работах [13-17] частично изложены

история возникновения и развитие теории стохастических процессов. В работах

[18-26] даны краткие описание истории изучения операторных матриц в

подпространствах фоковского пространства.

Список литературы /References

1. Rashidov A.Sh. Development of creative and working with information competences of students in mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:3, 2020. Part II. Pp. 10-15.

2. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4, 2020. Pp. 68-71.

3. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International journal of scientific & technology research. 9:4, 2020. Pp. 3068-3071.

4. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). Pp. 43-45.

5. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadbantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4, 2020. P. 65.

6. Rasulova Z.D. Conditions and opportunities of organizing independent creative works of students of the direction Technology in Higher Education // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:3, 2020. Pp. 2552-2155.

7. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10, 2015. С. 16-20.

8. Курбонов /"./".Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 33-36.

9. Умарова У.У.Pоль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 21-24.

10. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 29-32.

11. Хайитова Х/.Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020. Часть 2. С. 25-28.

12. Мамуров Б.Ж., Жураева Н.О. О роли элементов истории математики в преподавании математики // Abstracts of X International Scientific and Practical Conference Liverpool, United Kingdom 27-29 May, 2020. С. 701-702.

13. Мамуров Б.Ж. Неравномерные оценки скорости сходимости в центральной предельной теореме для симметрично зависимых случайных величин // Молодой учёный. 197:11, 2018. С. 3-5.

14. Мамуров Б.Ж., Бобокулова С. Теорема сходимости для последовательности симметрично зависимых случайных величин // Academy. 55:4, 2020. Pp. 13-16.

15. Mamurov B.J., Rozikov U.A. On cubic stochastic operators and processes // Journal of Physics: Conference Series. 697, 2016. 012017, doi 10.1088/1742-6596/697/1/012017.

16. Mamurov B.J., Rozikov U.A., Xudayarov S.S. Quadratic stochastic processes of type (ф) // arXiv:2004.01702 [math.DS]. Pp. 1-14.

17. Mamurov B.J. A central limit theorem for quadratic chains with finite genotypes // Scientific reports of Bukhara State University. 1:5, 2018. Pp. 18-21.

18. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Eigenvalues and virtual levels of a family of 2x2 operator matrices // Methods Func. Anal. Topology, 25:1, 2019. Pp. 273-281.

19. Rasulov T.H., Tosheva N.A. Analytic description of the essential spectrum of a family of 3x3 operator matrices // Nanosystems: Phys., Chem., Math., 10:5, 2019. Pp. 511-519.

20. Rasulov T.H. On the finiteness of the discrete spectrum of a 3x3 operator matrix // Methods of Functional Analysis and Topology, 22:1 (2016), pp. 48-61.

21. Rasulov T.H. The finiteness of the number of eigenvalues of an Hamiltonian in Fock space // Proceedings of IAM, 5:2, 2016. Pp. 156-174.

22. Muminov M.I., Rasulov T.H. On the eigenvalues of a 2x2 block operator matrix // Opuscula Mathematica. 35:3, 2015. Pp. 369-393.

23. Muminov M.I., Rasulov T.H. Embedded eigenvalues of an Hamiltonian in bosonic Fock space // Comm. in Mathematical Analysis. 17:1, 2014. Pp. 1-22.

24. Расулов Т.Х. О ветвях существенного спектра решетчатой модели спин-бозона с не более чем двумя фотонами // Теор. матем. физика, 186:2, 2016. C. 293-310.

25. Muminov M., Neidhardt H., Rasulov T. On the spectrum of the lattice spin-boson Hamiltonian for any coupling: 1D case // J. Math. Phys., 56, 2015. 053507.

26. Муминов М.Э., Расулов Т.Х. Формула для нахождения кратности собственных значений дополнения Шура одной блочно-операторной матрицы 3x3 // Сибирский математический журнал, 54:4, 2015. C. 878-895.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.