Научная статья на тему 'Организация познавательной и исследовательской работы студентов как способ совершенствования их будущей профессиональной подготовки'

Организация познавательной и исследовательской работы студентов как способ совершенствования их будущей профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE / RESEARCH ACTIVITY / CREATIVE ABILITIES / GENERAL COGNITIVE ABILITIES / PROFESSIONALIZATION / SYSTEMS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанасенко О. Н., Малюков С. Г.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной подготовленности специалиста. В связи с этим рассматриваются два вида деятельности в профессиональной подготовленности специалиста, раскрывается их значение в учебном процессе. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка обозначить задачи и методы развития познавательной деятельности, превращение ее в научно-исследовательскую, которая явилась бы основанием творческой деятельности студентов, будущих профессионалов. Подчеркивается, что важным фактором, объединяющим учебно-исследовательскую работу студентов и научно-исследовательскую является организация самостоятельной работы, начиная с первого курса. Возможности самостоятельной работы должны повышаться и в конце обучения превратиться в способы самосовершенствования предстоящей профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу что развитие творческих способностей студентов должно формироваться в учебном процессе и во внеучебное время. В заключение статьи говориться о необходимости строить и перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апанасенко О. Н., Малюков С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF COGNITIVE AND RESEARCH WORK OF STUDENTS AS A METHOD OF IMPROVING THEIR FUTURE PROFESSIONAL PREPARATION

The article is devoted to a problem of formation of professional preparedness of a specialist. In this regard, there are two activities in professional preparedness of specialists, revealed their importance in the educational process. As the research task, the authors have defined an attempt to outline the tasks and methods of development of the cognitive activity, to make it a research work, which would be a basis of the creative activity of students, future professionals. It is emphasized that an important factor that combines the learning-and-research work and the scientific research work of students is the organization of their independent work, starting with the first year of the studies. The possibility of independent work should be increased and at the end of training become a means of self-improvement of a future profession. The authors conclude that the development of creative abilities of students should be addressed in the educational process and during extracurricular time. The article makes a notice of the need to build and rebuild their professional activities in accordance with changing conditions.

Текст научной работы на тему «Организация познавательной и исследовательской работы студентов как способ совершенствования их будущей профессиональной подготовки»

7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М., 2006.

8. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособ. - М., 2006.

9. Фортунатов, А.А. Формирование экологического самообразования студентов вуза с помощью активных методов обучения: метод. рекомендации для преподавателей вузов. - Магнитогорск, 2008.

Bibliography

1. Fortunatov, A.A. Osnovnihe soderzhateljnihe kharakteristiki metodiki razvitiya ehkologicheskoyj kuljturih studentov vuza // Uchenihe zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 7.

2. Fortunatov, A.A. Osnovnihe soderzhateljnihe kharakteristiki metodiki razvitiya ehkologicheskoyj kuljturih studentov vuza // Uchenihe zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 7.

3. Fortunatov, A.A. Formirovanie ehkologicheskogo samoobrazovaniya studentov vuza s pomothjyu aktivnihkh metodov obucheniya: metod. rekomendacii dlya prepodavateleyj vuzov. - Magnitogorsk, 2008.

4. Kukushina, V.S. Pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh specialjnosteyj / pod obth. red. V.S. Kukushina. - Rostov-na-Donu, 2002. - Ser. «Pedagogicheskoe obrazovanie».

5. Mukhina, S.A. Netradicionnihe pedagogicheskie tekhnologii v obuchenii / S.A. Mukhina, A.A. Solovjeva. - Rostov-na-Donu, 2004. - Ser. «Srednee professionaljnoe obrazovanie».

6. Mukhina, S.A. Sovremennihe innovacionnihe tekhnologii obucheniya / S.A. Mukhina, A.A. Solovjeva. - M., 2008.

7. Selevko, G.K. Ehnciklopediya obrazovateljnihkh tekhnologiyj: v 2 t. - M., 2006.

8. Panfilova, A.P. Trening pedagogicheskogo obtheniya: ucheb. posob. - M., 2006.

9. Fortunatov, A.A. Formirovanie ehkologicheskogo samoobrazovaniya studentov vuza s pomothjyu aktivnihkh metodov obucheniya: metod. rekomendacii dlya prepodavateleyj vuzov. - Magnitogorsk, 2008.

Статья поступила в редакцию 10.09.14

УДК 37.378

Apanasenko O.N, Malyukov S.G. ORGANIZATION OF COGNITIVE AND RESEARCH WORK OF STUDENTS AS A METHOD OF IMPROVING THEIR FUTURE PROFESSIONAL PREPARATION. The article is devoted to a problem of formation of professional preparedness of a specialist. In this regard, there are two activities in professional preparedness of specialists, revealed their importance in the educational process. As the research task, the authors have defined an attempt to outline the tasks and methods of development of the cognitive activity, to make it a research work, which would be a basis of the creative activity of students, future professionals. It is emphasized that an important factor that combines the learning-and-research work and the scientific research work of students is the organization of their independent work, starting with the first year of the studies. The possibility of independent work should be increased and at the end of training become a means of self-improvement of a future profession. The authors conclude that the development of creative abilities of students should be addressed in the educational process and during extracurricular time. The article makes a notice of the need to build and rebuild their professional activities in accordance with changing conditions.

Key words: cognitive, research activity, creative abilities, general cognitive abilities, professionalization, systems approach.

О.Н. Апанасенко, канд. пед. наук, доц., ЛГУ им. А.С. Пушкина (Алтайский филиал), г. Барнаул,

E-mail: oapanasenko@bk.ru; С.Г. Малюков, канд. юрид. наук, доц., ЛГУ им. А.С. Пушкина

(Алтайский филиал), г. Барнаул, E-mail: elektron999@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной подготовленности специалиста. В связи с этим рассматриваются два вида деятельности в профессиональной подготовленности специалиста, раскрывается их значение в учебном процессе. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка обозначить задачи и методы развития познавательной деятельности, превращение ее в научно-исследовательскую, которая явилась бы основанием творческой деятельности студентов, будущих профессионалов. Подчеркивается, что важным фактором, объединяющим учебно-исследовательскую работу студентов и научно-исследовательскую является организация самостоятельной работы, начиная с первого курса. Возможности самостоятельной работы должны повышаться и в конце обучения превратиться в способы самосовершенствования предстоящей профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу, что развитие творческих способностей студентов должно формироваться в учебном процессе и во внеучебное время. В заключение статьи говориться о необходимости строить и перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися условиями.

Ключевые слова: познавательная, исследовательская деятельность, творческие способности, общепознавательные способности, профессионализация, системный подход.

В профессиональной подготовленности специалиста определенного профиля можно выделить два вида деятельности: собственно профессиональную и познавательную, которая при определенных условиях может трансформироваться в исследовательскую. Под собственно профессиональной деятельностью (например, юриста) мы понимаем умение проводить диагности-

ку различного рода преступлений, осуществлять их раскрытие, профилактику асоциального поведения людей. Под познавательной, исследовательской деятельностью мы понимаем способность молодых специалистов самосовершенствовать свой профессиональный опыт в соответствии с меняющимися условиями работы и необходимостью использования в своей практичес-

кой деятельности новой научной информации. Другими словами, под познавательной, исследовательской деятельностью специалиста мы понимаем его способность самосовершенствовать свой профессиональный опыт в соответствии с меняющими обстоятельствами.

Актуальность формирования такой познавательной, исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе определяется темпами развития науки и техники, небывалом ростом научной информации, с одной стороны, и ее быстрым устареванием, с другой. Активно развиваются новые области в юриспруденции: юристконсульт по правовому обеспечению предприятий, юристконсульт предпринимательства, сферы управления; ин-форматик-юрист, который является профессионалом в области применения информационных систем и др. Несомненно, что профессия «информатик» и в последующие десятилетия будет пользоваться спросом, специалист-информатик легко найдет интересную, творческую и перспективную работу в любой сфере человеческой деятельности [1].

В связи с тем, что информация в юриспруденции удваивается каждые 6-7 лет, то со всей важностью встает задача не столько вооружения молодых специалистов определенным объемом знаний, сколько формированием у них способности его усвоения и возможностей совершенствования своего профессионального опыта в соответствии с последними достижениями юридической науки. Следовательно, встает актуальная задача в процессе обучения - сформировать у студентов юридических вузов необходимые творческие способности для высококвалифицированного выполнения своей профессиональной деятельности, ее сознательного построения в соответствии с появляющимися новыми данными юридической науки. Существующие способы обучения студентов в вузах должным образом не всегда формируют эти качества.

Одним из способов устранения противоречия между традиционно сложившимися способами обучения и требованиями к подготовке молодых специалистов в условиях огромных достижений науки и техники и может способствовать включение способов формирования познавательной и исследовательской видов деятельности в учебный процесс. Проблема формирования познавательной и исследовательской работы студентов должна органически вплетаться в содержание учебного процесса, превращая общеобразовательный процесс в единый научно-учебно-производственный процесс, превращение учебного процесса в творческую и созидательную деятельность, т.е. развитие творческих способностей студентов должно формироваться в самом учебном процессе и во внеучебное время - на занятиях в кружках, факультативах и направлено на выполнение единой задачи - подготовки любящего свое дело, творческого и целеустремленного специалиста.

В настоящее время можно констатировать, что формы УИРС и НИРС в некоторых вузах не затрагивают существа поставленной проблемы. Можно сказать, что УИРС и НИРС проводятся сами по себе, а учебный процесс сам по себе. Действительно, реферирование, рецензирование, переводы, умение проводить информационный и патентный поиск и т.д. как формы УИРС, безусловно, являются важными моментами в исследовательской, познавательной работе, но все же их можно считать вспомогательными средствами при формировании творческих познавательных способностей и средств по совершенствованию профессионального опыта специалиста. С другой стороны, как правило, основной формой НИРС является включение студентов в научно-исследовательскую работу по тематике кафедры. Но, изучая материал по своей специальности, он может не совсем соответствовать задачам совершенствования будущего профессионального опыта юриста, врача и т.д. [2].

Центральным моментом, объединяющим как УИРС, так и НИРС является организация самостоятельной работы, начиная с первого курса. От курса к курсу возможности самостоятельной работы должны повышаться и в конце обучения превратиться в способы самосовершенствования предстоящей профессиональной деятельности.

Наличие самостоятельности, как творческой способности человека проводить поиск необходимых знаний, включать их в создание схем по решению теоретических и практических задач, а при необходимости, в зависимости от поставленных целей, строить и перестраивать сами схемы по их решению, является одним из важнейших средств преодоления противоречия между ростом информации в различных областях научного зна-

ния и традиционными способами его присвоения. Мы считаем, что основная задача вузовского обучения состоит не столько в организации условий по усвоению студентами в процессе обучения определенного объема знаний, сколько в формировании у них творческих способностей к самостоятельному их приобретению, а после окончания вуза в наличии у них способности к самостоятельному совершенствованию своего профессионального опыта.

Основание такой творческой способности лежит в материальной и духовной культуре человечества, во всеобщих познавательных схемах общественного субъекта, отражающих наиболее общие этапы научного познания в данных конкретных исторических условиях. В структуре общественного сознания всеобщие схемы познавательной деятельности фиксируются в виде методов, как совокупности приемов и операций практического и теоретического освоения действительности; а также - в форме методологии, как учения о принципах и способах построения конкретных методов.

Большинство учебных дисциплин, изучаемыех в вузе: история, математика, химия, социология и т.д., излагается на теоретическом уровне. В исследованиях ученых В.В. Давыдова [3], В.С. Швырева [4] показано, что научение теоретических объектов и формирование на основе их содержания соответствующих видов теоретической деятельности предполагает определенные общепознавательные способности: абстрагирования, содержательного обобщения, идеализации, мысленного моделирования и т.д. Как показывает практика эти методы, составляющие основание общепознавательных способностей в освоении теоретических дисциплин и в формировании самого теоретического мышления у начинающих студентов отсутствует. Да и преподаватели их не используют для введения обучаемых в содержательную область своего предмета. Поэтому мы считаем, что первоначальной задачей для студентов младших курсов должно стать направленное формирование у них общепознавательных способностей в ходе исследовательской работы на основании усвоения ими соответствующих методов, обозначенных выше.

Вторая задача в развитии познавательной деятельности состоит в превращении ее в познавательно-исследовательскую, решение которой предполагает, чтобы в структуре общественного сознания выделить общий метод или совокупность методов, которые, будучи выделены как предмет специального усвоения и усвоены в своем общем виде, служили бы действительным инструментом самостоятельного познания и исследования в соответствующей сфере профессиональной деятельности, т.е. явились бы основанием творческой деятельности в ней.

Таким методом при существующей подготовке кадров юридического профиля является метод системного подхода. В основу построения учебного плана положен предметный принцип. Существующий предметный принцип построения учебного плана в принципе не может решить проблему формирования теоретического мышления. Повышение уровня теоретичности, фундаментальности, внутренней логики в изложении определенного предмета, например истории, права, биологии, физики и т.д. приводит, во-первых, к значительному увеличению времени на введение обучаемых в эту теоретическую сферу предмета; во-вторых, сокращает его прикладное, с точки зрения профессиональной юридической деятельности, назначение, т.к. в существующем понимании фундаментальности предмета науки она, прежде всего, направлена на логику своего внутреннего развития; в третьих, и это является самым главным, даже если гипотетически предположить, что каждый учебный материал мы будем излагать на том уровне фундаментальности, теоретичности, которая данная наука достигла к настоящему времени и допустим, что обучаемый каким-то образом сможет усвоить это содержание - то желаемого эффекта мы не получим. Почему? Потому что, сформировав на основе этих предметов теоретическое мышление, мы не охватим самого существенного, фундаментального - понятие целостности науки.

Вторая сторона проблемы - это профессионализация, т.е. когда из различных наук истории, права берут те положения и данные, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности юриста. Такой подход, а именно он преобладает в содержании существующих учебных программ, ведет к эмпиризму, так как при этом часто теряется и не учитывается внутренняя логика предмета как науки. На помощь приходит системный подход, который сформировался и развивался как

методологическое и теоретическое направление в исследовании и описании сложных целостных системных объектов (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин).

В системном подходе выделяются два аспекта: 1) категориальный аппарат описания сложных системных объектов; 2) методы исследования и анализа этих систем. В категориальный аппарат описания сложных системных объектов входит взаимосвязанная система понятий: среда, целесообразность, целостные свойства объектов, элемент, свойство, связи, взаимосвязи, структура, организация, самоорганизация, элемент как система, иерархия систем и ряд других понятий. Исследование, познание сложных системных объектов, раскрытие механизмов их целостности имеет свои сложности, так как они не могут быть расчленены. В таком случае данный объект перестает быть именно объектом, потому что нарушаются связи между его элементами, образующими структуру данной системы, которая определяет целостные ее характеристики. В ходе исторического изучения сложных системных объектов, постепенно в материальной и духовной культуре человечества сформировались методы исследования и познания сложных систем. Среди них: метод восхождения от конкретного к абстрактному; метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический, а также ряд специальных методов в зависимости от природы и характера изучаемых систем.

Понятие системного подхода, будучи усвоенное студентами, став их субъективными способностями, позволяют сложить разнородный изучаемый материал в одно единое целое.

Конечно, теоретическое мышление подчиняется законам логики: суждение, умозаключение, понятие той самой логики, которая составляет общественный опыт человечества, выработанный им в ходе многовековой истории, которая, к сожалению, также не является предметом специального усвоения для студентов некоторых вузов. Как целостная система понятий, данный предмет, будучи освоенный обучаемыми, составляет его общую культуру мышления. Все это можно назвать «делом логики».

Системный подход может использоваться не только студентами, как творческое средство преодоления несовершенства существующего учебного плана, но и как сознательный способ его совершенствования преподавательским коллективом вуза [5].

Самое главное состоит в том, что не логика предмета сообразно своим канонам определяет объем и порядок изложения материала, а онтология, системы, ее объективные условия возникновения и развития диктуют место и значение каждого пред-

Библиографический список

мета в общей схеме изучения той или иной системы. В дальнейшей интеграции учебных предметов, объективная логика возникновения, строения и функционирования той или иной конкретной системы полностью поглощает их предметность, интегрирует его в единое слитное содержание - модуль.

Проблема фундаментальности при изучении того или иного объекта (субъекта) в норме переносится с предмета на изучение системы и межсистемных взаимодействий. Глубина изложения того или иного предметного материала трансформируется в адекватность его изложения при раскрытии конкретного механизма строения и функционирования системы последним достижениям науки.

На основании этих, предварительно сформированных теоретических средств, возникает субъективно творческая свободная деятельность в познании механизмов функционирования конкретных систем, а познание всевозможных связей между элементами системы и ее иерархическими уровнями выступает как частный случай решения общей задачи.

В формировании познавательной деятельности, которая на последнем этапе своего становления трансформируется в собственно исследовательскую, должно явиться описание общего строения той профессиональной деятельности, которую студентам предстоит выполнять, а также выделение из общественного опыта способов и средств ее построения и совершенствования в зависимости от конкретных задач и меняющихся условий.

Студентами старших курсов демонстрируются готовые образцы выполнения профессиональной деятельности, которые они совместно с преподавателем выполняют на практике. Постепенно от усвоения готовых форм профессиональной деятельности обучаемый выделяет общую структуру этой деятельности в логическом психологическом и предметном плане. Затем выделяются методологические средства, которые, будучи усвоенные обучаемыми, позволяют им сознательно строить и перестраивать свою профессиональную деятельность в различных областях юриспруденции.

Выделение из человеческой культуры содержания, лежащего в основе познавательных способностей, а также специальных методов, на основании которых можно строить и перестраивать профессиональную деятельность, в соответствии с меняющимися условиями, сознательное овладение этим содержанием в ходе обучения в вузе, дает возможность молодым специалистам поддержать свою профессиональную компетентность на достаточно высоком уровне, а также служит основой ее повышения.

1. Демченко, З.А. Научно-исследовательская школа студента исследователя / З.А. Демченко // Высшее образование в России. - 2010. - № 12.

2. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В.Я. Ляудис; под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1989.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.

4. Швырев, В.С. Научное познание как деятельность. - М.,1991.

5. Анохин, П.К. Теория функциональной системы // Успехи филологических наук. - 1970. - № 1. - Т. 1. Bibliography

1. Demchenko, Z.A. Nauchno-issledovateljskaya shkola studenta issledovatelya / Z.A. Demchenko // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2010. -№ 12.

2. Lyaudis, V.Ya. Formirovanie uchebnoyj deyateljnosti studentov / V.Ya. Lyaudis; pod red. V.Ya. Lyaudis. - M., 1989.

3. Davihdov, V.V. Problemih razvivayuthegosya obucheniya. - M., 1986.

4. Shvihrev, V.S. Nauchnoe poznanie kak deyateljnostj. - M.,1991.

5. Anokhin, P.K. Teoriya funkcionaljnoyj sistemih // Uspekhi filologicheskikh nauk. - 1970. - № 1. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 17.09.14

УДК 371:351

Berezhnova L.N., Tarasov D.Yu. TRENDS OF INTEGRATION OF HIGHER MILITARY EDUCATION TAUGHT BY MILITARY INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS OF RUSSIA INTO THE GLOBAL EDUCATIONAL SPACE. This paper deals with the centering tendencies of integration of science and education in the world community, as well as related areas of improvement of the educational process in the military academies of Ministry of Interior Affairs of Russia. In the course of the research the experience of studying the integration process gained by the authors is presented. The work reveals levels, steps, features of the integrational processes in the field of vocational education.

Key words: international integration of higher education, integrational process, vocational education, system of higher military education.

Л.Н. Бережнова, д-р пед. наук, проф., заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, зав. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования в ФГКВОУ ВПО «Санкт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.