© Коллектив авторов, 2012 УДК 621.18.001.5:658
Ананьев В.Ю., Вершкова Т.И., Олешко Т.С., Извекова Н.А.
организация подготовки персонала испытательного лабораторного центра фбуз «центр гигиены и эпидемиологии в приморском крае» ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», Владивосток
Целенаправленная работа по внедрению системы менеджмента качества в испытательном лабораторном центре потребовала систематизации в подготовке кадрового потенциала. Разнообразие примененных видов работ по проведению профессиональной дополнительной подготовки и её непрерывный характер позволили успешно пройти аккредитацию в международном органе Германии DAkkS (2009 г.), получить аттестат аккредитации на период до 2015 г., а также подтвердить компетентность технического состояния лаборатории, функционирования системы менеджмента качества и компетентность персонала при очередном инспекционном аудите.
Ключевые слова: система менеджмента качества, лабораторный центр, аккредитация, обучение, международная система
Актуальность и значимость работ, связанных с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединением к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) требовали обеспечения соблюдения принципов стандартов систем менеджмента качества.
В начале 2009 г. руководство ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» принимает решение о подготовке к международной аккредитации и разрабатывает оперативный план подготовки. Приоритетным направлением планировалось внедрение системы менеджмента качества (СМК).
Одним из главнейших факторов, влияющим на качество и результативность системы, заложенным в принципы СМК - являются профессиональные навыки и компетентность сотрудников. Данные навыки требуется продемонстрировать и подтвердить в процессе инспектирования аудиторами органа по аккредитации.
В связи с изложенным, нами были пересмотрены подходы, в том числе к дополнительному профессиональному образованию персонала Центра и, прежде всего, по вопросам СМК.
Особенностью планирования и проведения работ явились:
- разработка плана непрерывной подготовки специалистов на 2009-2012 гг.;
- подготовка распорядительных документов (приказы, распоряжения по оценке результативности обучения)
- разработка документированных процедур, упо-рядывающих систему работы с персоналом;
- создание отдела менеджмента качества;
- максимальный охват персонала обучением по СМК (от аппарата управления до среднего звена ра-
ботников), с выполнением курсовых работ по актуальным темам с дальнейшим практическим внедрением в работу;
- расширение спектра тем для изучения СМК с дифференцированным подходом к формированию программ в зависимости от подлежащих контингентов обучению;
- проведение на базе Центра выездных циклов повышения квалификации (располагаем 3-мя залами разной вместимости) в связи с удаленностью от центральных баз;
- максимальное использование ресурсов региональных ВУЗов, базирующихся в г. Владивосток;
-проведение оценки результативности обучения с подготовкой публикаций в Дальневосточном журнале «Здоровье. Медицинская экология. Наука», ЗНи-СО.
В процессе подготовки к аккредитации были разработаны 2 документированные процедуры, что способствовало систематизации работ:
-стандартная операционная процедура (СОП) «Управление персоналом»;
-рабочая инструкция «Освоение специальности и наделение полномочиями».
Стратегические задачи в планировании работы по подготовке кадров включают в себя несколько мероприятий-этапов (рис.).
Постановка целей обучения и определение потребности в обучении
Определение содержания. Форм и методов обучения
Организация и проведение обучения
Оценка эффективности обучения
Рис. Стратегические задачи в планировании работы по подготовке кадров
В первую очередь это определение потребности в обучении и постановка цели обучения. Критерием определения потребности в обучении являются: формальные причины (необходимость повторной сертификации специалистов, аккредитации и лицензирования ИЛЦ, и др.), интересы Центра, индивидуальные характеристики и потребности работников.
Содержание обучения вытекает из интересов и задач, решаемых Центром, и тесно связано с предварительным анализом потребностей обучения, а также диктуется государственными образовательными стандартами и образовательными программами, однако при работе над программой следует учитывать актуальность вопросов, региональный компонент, изменяющуюся нормативно-правовую базу.
Постоянное самообразование является ключевым моментом медицинского последипломного образования. Именно регулярные самостоятельные усилия к познанию нового служат залогом профессиональной компетентности. Формы самообразования: работа с профессиональной литературой и другими источниками информации, подготовка и выступление с докладами на семинарах, совещаниях, конференциях, освоение методик проведения исследований на рабочих местах в базовых ИЛЦ под руководством и контролем наставников и др.
С целью организации работы по непрерывной подготовке специалистов подготовлено два распорядительных документа:
- распоряжение главного врача Центра от
16.03.2010 г. № 43 «О предоставлении данных по непрерывному обучению специалистов»
- распоряжение главного врача Центра от
30.11.2009 г. № 165 «О результативности обучения».
В учреждении введен единый день на проведение самоподготовки - пятница.
Планирование подготовки кадров в Центре осуществляется на основе анализа потребностей в обучении, повышении квалификации в соответствии с годовым планом основных организационных мероприятий Центра. Ведется постоянный мониторинг кадровой подготовки специалистов с помощью программы АРМ-кадры.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляется на факультетах повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования, в первую очередь во Владивостокском государственном медицинском университете, на выездных циклах ММА им. Сеченова И.М, а также Дальневосточном федеральном государственном университете и выездных семинарах крупных компаний, являющихся, как правило, постав-
щиками дорогостоящего лабораторного оборудования.
Всего проведено за период 2008-2011 гг. 4 выездных цикла, в т.ч. «Санитарно-гигиенические лабораторное исследования, «Проведение санитарно-гигиенических экспертиз», обучено 734 человека.
Результативностью обучения явились следующие мероприятия:
- публикации статей в сборник научно-практических работ под редакцией член корреспондента РАМН, профессора, д.м.н. Е.Н Беляева;
- публикации статей и тезисов в Дальневосточный медицинский научно-практический журнал «Здоровье. Медицинская экология. Наука» - 123;
- подготовка совместно с ВГМУ научно-практических работ - 4;
- разработка документированных процедур: СО-Пов - 33, рабочих инструкций - 72;
- разработка методических материалов-4;
- аттестованы на знание эксперт по исследованиям - 32 чел.;
- освоены новые сложные приборы и методики проведения исследований.
Задачи на ближайший период:
- продолжить совершенствование форм и методов последипломного профессионального образования, а также координацию и совместное планирование работы по данному направлению с профильными ВУЗами Приморского края, Роспотребнадзора.
- провести в 2013 г. выездной целевой цикл ММА им. Сеченова И.М для максимального охвата специалистов ИЛЦ Дальневосточного региона подготовкой по вопросам системы менеджмента качества в лабораторном деле;
- проводить оценку результативности обучения и по полученным результатам при необходимости планировать корректирующие действия;
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лесс В.Р. Практическое руководство для лабораторий. - М. 2011.446 с..
2. Онищенко Г.Г. Об итогах деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций в 2010 г. и основных направлениях деятельности на 2011 г. - М. 2011.156 с.
3. Онищенко Г.Г. Об итогах деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций в 2011г. и основных направлениях деятельности на 2012 год. - М. 2011.104 с.
4. Причард Э., Барвик В. Контроль качества в аналитической химии. - М. 2011. 244 с.
Ananev VYu., Vershkova TI., Oleshko TS., Izvekova N.A. Organization of the training center laboratory test fbuz "hygiene and epidemiology center in the primorye territory" for accreditation in the international system and features. FBUZ "Center of Hygiene and Epidemiology in the Primorsky Territory”
Focused work on implementation of quality management system in a test lab center required to organize the preparation of human resources. A variety of types of work applied for the addi-tion of professional training and continuous character allowed to pass successfully accredited by the international body of Germany DAkkS (2009), a certificate of accreditation for periods of up to 2015, as well as confirm the competence of the technical condition of the laboratory, quality management system functioning and competence of staff at the next inspection audit. Keywords: Quality Management System, Laboratory Centre, accreditation, education, the international system Сведения об авторах:
Ананьев Василий Юрьевич - к.м.н., главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»; тел.: (8-423) 240-21-85;
Вершкова Татьяна Ивановна - к.т.н., заместитель главного врача по организации лабораторного дела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»: (8-423) 265-02-30;
Олешко Татьяна Семеновна - заведующая организационно-методическим отделом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (8-423) 265-00-49;
Извекова Наталья Анатольевна - заведующая отделом менеджмента качества ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» E-mail: [email protected]
© С.И. Афанасьева, С.В. Ивашинникова, 2012 УДК 614.73:616.013
Афанасьева С.И., Ивашинникова С.В.
система эпидемиологического мониторинга врожденных пороков развития в приморском крае. первые итоги
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, Владивосток
Среди основных причин смертности детей первого года жизни в Приморском крае - врожденные пороки развития. Создание системы эпидемиологического мониторинга врожденных пороков развития в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга в крае позволит в дальнейшем влиять на показатели смертности детей, инвалидизации, качество и продолжительность жизни населения.
Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, врожденные пороки развития, динамика, структура, распространение
По данным Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга Приморский край относится к «территориям риска» по уровню заболеваемости врожденными пороками и наследственными заболеваниями у детей в возрасте до 14-ти лет. Актуальность введения мониторинга врожденных пороков развития (ВПР) в Приморском крае обусловлена и тем, что с 2008 г. данная патология занимает первое ранговое место (ранее - второе) в структуре причин первичной детской инвалидности и в 2011 г. на ее долю пришлось 24,3%. Среди причин смертности детей первого года жизни, врожденная патология занимает второе место по значению после отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде (каждый пятый ребенок первого года жизни, умерший в крае, имеет диагноз - ВПР).
С 2010 г. с целью обеспечения единого подхода к слежению за частотой врожденных пороков развития у детей, установлению причин, влияющих на возникновение ВПР и принятия мер по снижению
заболеваемости, в Приморском крае Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю разработаны организационные документы, сформирована и введена в действие система эпидемиологического мониторинга ВПР. Формирование регионального регистра врожденных пороков основывается на популяционном методе сбора первичной информации. Первые совместные приказы Департамента здравоохранения Приморского края и Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 18.02.2010 г. № 28/92-о «О создании системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний у детей в Приморском крае» и от
06.09.2010 г. № 182/89-о «О совершенствовании системы мониторинга врожденных пороков развития у детей» определили порядок работы по сбору, передаче и систематизации данных о врожденных пороках развития у детей первого года жизни в пределах перечня нозоформ, утвержденного приказом Минздрава России от 10.09.98 г. № 268 «О мониторинге