УДК 94(47)084.3 ББК 6/8(Е)63.3
И.А. Лапина
организация петроградского пролеткульта: структура, МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА, ФИНАНСИрОВАНИЕ. 1917-1918 гг.
На основе архивных документов и воспоминаний выясняется персональный состав участников Петроградского Пролеткульта, рассматриваются его структурно-функциональные связи, процесс формирования социальной и материально-технической базы.
Ключевые слова:
Дворец Пролетарской культуры, Наркомпрос, Петроград, пролетарская демократия, Пролеткульт.
Попытка строительства социалистической культуры в России носила системный характер. Одним из важнейших элементов системы был Пролеткульт, значение которого в полной мере еще не оценено, а деятельность известна далеко не полностью. Недостаточно изученной остается история Петроградского Пролеткульта, который положил начало централизованной организации культурно-творческого движения широких демократических масс.
Организационным ядром Петроградского Пролеткульта стало Пролетарское литературно-художественное общество, существовавшее при издательствее «Прибой». 25 июля 1917 г. на общем собрании общества под председательством А.И. Маширова была принята резолюция протеста против клеветнической кампании в печати «на вождей пролетариата и пролетарскую организацию - Совет рабочих депутатов». Рассматривая эту кампанию как проявление идеологической активности буржуазной культуры, пролетарские писатели противопоставляли ей интернационализм культуры пролетарской. Заявление было выдержано в духе «впе-редовской» программы, настаивающей на необходимости идеологической борьбы [1; 2; 4]. До революции эта борьба носила литературно-пропагандистский характер, но сфера деятельности пролетарских писателей постепенно расширялась. На заседании правления общества, в состав которого входили будущие активисты Петроградского Пролеткульта И. Садо-фьев, В. Кириллов, И. Маркичев, Н. Кудрявцев, С. Носов, было решено выбрать Организационную комиссию по устройству спектаклей, концертов и вечеров для поддержки Волковского клуба и налаживания более тесных связей с другими культурно-просветительными обществами [1, оп. 1, ед.хр. 1430, л. 21-22]. 29 июля была избрана Организационная комиссия в составе В. Кириллова, С. Носова и М. Царе-
ва, которая запланировала проведение 16 августа в Волковском клубе вечера памяти Некрасова [21, оп. 1, д.хр. 1430, л. 3]. Так из литературного кружка появилось Общество пролетарских искусств.
Активизации пролетарских культурных организаций способствовала позиция Петроградской Городской Думы, в которой вопросы культурно-просветительной работы курировал А.В. Луначарский [13; 16; 19]. 15-19 октября 1917 г. состоялась Первая городская конференция пролетарских культурно-просветительских обществ, которая стала важным шагом к объединению сил и развитию программы пролетарской культуры в новых условиях. Был создан первый ЦК союза пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткульт), просуществовавший в этом качестве до марта 1918 г. (когда в Москве было сформировано временное Всероссийское Бюро Пролеткульта). Председателем Исполнительного Бюро ЦК был избран рабочий Ф.И. Калинин, товарищами председателя - Ю.М. Стеклов, К. Залевский, секретарем - В.В. Игнатов. А.В. Луначарского избрали почетным председателем Пролеткульта, но он будучи представете-лем официальной власти (народным комиссаром просвещения), постоянно колебался между поддержкой Пролеткульта и ликвидацией его автономии.
Пролеткульт сразу же начал донимать городские и центральные власти инициативой снизу. Так, в письме от 15 ноября 1917 г., написанном членом Исполбюро К. Озоль-Преднеком, читаем: «Уважае-
мый тов. Луначарский! Обращаюсь к Вам с вопросом. Когда соберется (или уже собрался?) ЦК пролетарских культурно-просветительных организаций, ибо текущий момент столь серьезен, что и организационная, а также и идейная работа культурного строительства, кроме азарта требует, чтобы соответствующие органы приступили к развязке этого вопроса немедленно. Я
Общество
Terra Humana
знаю, что многие члены ЦК заняты очень и очень важными делами, но думаю, что все-таки найдется время, когда весь ЦК целиком собрался, хотя на одно заседание и этим уже он начал работать. И я был рад, если бы Вы, наш уважаемый вождь и учитель, взяли эту работу на себя. Но если это Вам совершенно не по силам, то не поручите ли это дело кому-нибудь их товарищей? Желательно было, если дело двинуть вперед сейчас же... Ив. Озоль (К.Преднек), член ЦК» [21, оп. 1, ед.хр. 1429, л. 5].
Первых руководителей Пролеткульта связывали с Луначарским товарищеские и внутрифракционные отношения, и у них были собственные представления о пролетарской демократии [8]. Многие из них вполне серьезно восприняли лозунг диктатуры пролетариата. К тому же в условиях становления советской власти трудно было понять, кто «главный»: представители от Пролеткульта входили в состав Государственной комиссии по народному просвещению, и в его официальном адресе указывались те же здания: дом Комиссариата народного просвещения у Чернышева моста, Зимний дворец. Этим можно объяснить «поручительный» тон писем в адрес Луначарского [21, оп.1, ед.хр. 1429, л. 4]. 17 ноября 1917 г., наконец, состоялось заседание ЦК Пролеткульта, на котором Луначарский очертил перспективы работы организации. Если раньше, говорил он, Пролеткульт имел связь лишь с городским самоуправлением, то теперь он будет иметь связь непосредственно с правительством. В будущем Пролеткульту придется делегировать своих представителей в целый ряд правительственных учреждений. Задачей ближайшего времени является организация секций и подготовка созыва всероссийского съезда пролетарских культурно-просветительных организаций. На этом же заседании были избраны ответственные организаторы отделов: Литературного - Ф.И. Калинин, Клубного -Ю.М. Стеклов, Театрального - В.В. Игнатов, Библиотечного - Н.А. Бухбиндер, Изобразительных искусств - К. Залевский, Лекторского - С.Я. Стеклова, Музыкального - А. Авраамов, Школьного - Н.К. Ульянова (Крупская), Внешкольного - Д.М. Лещенко, Финансово-хозяйственного -П.И. Полянский, Комиссии по созыву всероссийского съезда - С.И. Шульга [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 2].
27 декабря 1917 г. был подготовлен текст официального письма председателю Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В нем говорилось: «Ок-
тябрьской общегородской Петроградской конференцией пролетарских культурнопросветительных организаций выработал единый для всего Петроградского пролетариата план овладения искусством и знанием и создания классово-пролетарской культуры. Конференцией постановлено: просить Петроградский Совет рабочих и Солдатских Депутатов принять учрежденный ею ЦК под свое покровительство. Выполняя это постановление, Исполнительное Бюро ЦК Пролеткульта просит Вас, товарищ, доложить Совету изложенную выше просьбу Конференции и о результатах доклада сообщить Пролеткульту» [21, оп. 1, ед.хр. 1429, л. 6]. К письму был приложен текст обращения ЦК «Товарищам социалистам», призывающего всех желающих применить себя в области литературы и искусства, сообщить об этом в Пролеткульт в целях учета социалистических сил» [21, оп. 1, ед.хр. 1429, л. 4].
Существовал план организации Петроградского Пролеткульта, принадлежавший Василию Игнатову. Игнатов значился секретарем Исполбюро ЦК Пролеткульта, но можно без преувеличения сказать, что Петроградский Пролеткульт был создан благодаря именно его энергии и активности. Игнатов был членом Реквизиционной комиссии Петроградского совета и энтузиастом театрального дела. 19 декабря 1917 г. он собрал совещание представителей рабочих театральных организаций Петрограда, которое приняло решение о создании временного театрального коллектива Пролеткульта. От имени участников совещания было выпущено заявление, фрагменты которого стоит привести: «Мы верим, что если мысль революционного пролетария оказалась в силах убить войну и избавить народ от жуткого постыдного самоистребления, то рожденная этой светлой, всеобъемлюще глубокой мыслью пролетарская культура принесет человечеству не мечту о счастье, а самое счастье - социализм. Дабы Пролетариат имел фактическую возможность теперь же приступить к закреплению за рабочими организациями театральных клубных помещений и обслуживанию всех пролет культурно-просветительных организаций своими пролетарскими силами, создать, согласно плана тов. Игнатова, из присутствующих здесь товарищей Временный Театральный Коллектив Пролеткульта». В Совет временного театрального коллектива, кроме представителей ЦК, вошли представители от Союза металлистов (Гастев), Социалистического союза молодежи (Леске), Латышских
организаций (Озоль), Лиговского народного дома (Маркичев), Союза печатников (Семенов) и культпроветкомиссий районных СРД. Кроме того, совещание просило делегировать своих представителей Центр рабочих кооперативов, Петроградский Совета рабочих и солдатских депутатов, Союз торгово-промышленных служащих, Центральный Совет фабрично-заводских комитетов, Центральный Совет Профсоюзов Петрограда. В Исполнительное бюро временного театрального коллектива были избраны Озоль, Борисов, Керженцев, Епифанов, Лерман, Маркевич, Игнатов. Создание временного театрального коллектива давало основания претендовать на предоставление материальной базы для Пролеткульта. Исполнительному Совету Театрального коллектива поручалось обратиться к наркому проосвещения с просьбой о предоставлени Пролеткульту Государственного Эрмитажного театра для театральной школы, здания Михайловского театра со всем находящимся при нем имуществом и штатом - для открытия Центрального Социалистического Театра Республики («с 1 Апреля, или, в крайнем случае, с 1 Мая 1918 г.). В заявлении отрицалось моральное право за труппами государственных театров, «обслуживающих нужды буржуазии и саботажной интеллигенции», существовать на государственные субсидии. И, наконец, сообщалось о решении создать Сад пролетарских детей и юношества с постоянным театром и играми, «для чего мог бы подойти Михайловский сад, или сад Аничкова дворца» [21, оп.
1, ед.хр. 1429, л. 8].
Обращения Пролеткульта имели успех: 25 февраля 1918 г. был опубликован декрет Совнаркома за подписью В.И. Ленина и В.Д. Бонч-Бруевича о национализации клуба, принадлежащего Благородного собранию на углу Екатерининской и Итальянской улиц, передаче его в распоряжение ЦК Пролеткульта и переименовании в Дворец Пролетарской Культуры [21, оп. 1,ед.хр. 1429, л. 20]. Дальнейшая деятельность Петроградского Пролеткульта была связана с огромным зданием в центре города между Невским проспектом и Михайловским садом, а Екатерининскую улицу стали именовать улицей Пролеткульта. С весны 1918 г. несмотря на военные трудности здесь развернулась кипучая работа. Афиша ЦК гласила, что отделы Пролеткульта, открытые в Петрограде, приступили к созданию в Петрограде Центрального социалистического театра, Театра социалистической молодежи,
Сада пролетарских детей, Центрального социалистического клуба, Социалистической театральной школы, Бюро лекторов, Бюро пролетарских сценических деятелей, Бюро театральных пьес, Центрального склада литературы и Центральной социалистической библиотеки [21, оп. 1, ед. хр. 1432, л. 10].
Структура Петроградского Пролеткульта формировалась в соответствии с его задачами. К середине июня 1918 г. это выглядело следующим образом. Средоточием всей организаторской деятельности был Секретариат Пролеткульта, расположившийся на 6-м этаже Дворца Пролетарской Культуры. Им заведовал В. Игнатов, который был Управляющим делами Пролеткульта и совмещал несколько разных должностей. Во главе отделов стояли ответственные организаторы: Литературного отдела - А. Маширов-Само-бытник, редакции журнала «Грядущее» -
В. Кириллов, Библиотечного отдела с функциями распространения литературы -И. Садофьев, Клубно-лекторского отдела -П. Куделли, Театрального отдела - В. Игнатов, Отдела изобразительных искусств -Б. Пумпянский, Кинематографический отдел - В. Эристов, Музыкальной студии с классами хорового и сольного пения, рояля и оркестровой игры - А. Авраамов, Хозяйственно-финансового отдела -К. Озоль, Детского Пролеткульта - В. Игнатов. Созданием Детского Пролеткульта активно занимались также Е. Богдатьева, Е. Герр. Бюро печати и вырезок ведала Моисеенко-Великая, бухгалтерией и кассой - Лаурсон. Управляющим Дворцом Пролетарской культуры в июне 1918 г. был Ковелев [21, оп. 1, ед.хр. 1429, л. 2025]. За несколько месяцев существования Пролеткульта руководство отделами менялось. Так, по просьбе Ф. Калинина руководство литературным отделом передали от него П.И. Полянскому, в марте его сменил П. Бессалько, затем - А. Маширов. Кинематографический отдел после Д. Лещенко, перешедшего в Наркомпрос, возглавил Эристов. В случае необходимости ЦК Пролеткульта проводил кооптации. Так, 3 января 1918 г. А. Гастев был кооптирован в состав ЦК для деятельности в Литературном отделе и осуществления представительства Пролеткульта в Литературно-издательской комиссии Нарком-проса. Представительство Пролеткульта в Государственной комиссии по народному просвещению осуществляли Ф. Калинин и А. Маширов. Для работы в отделах привлекались специалисты: издательские и
Общество
Terra Humana
редакторские функции Пролеткульта осуществлял И.И. Ясинский, известный литератор, обладавший большим опытом издательской работы и чувствующий запросы аудитории [9; 10; 24], руководителем театра стал актер и режиссер А.А. Мгебров [15], в штате театрального и музыкальновокального отделов состояло много профессиональных актеров и педагогов-музы-кантов.
После эвакуации советского правительства в Москву туда переехали и многие активисты Петроградского Пролеткульта - Ф.И. Калинин, Ю.М. Стеклов,
С.Я. Стеклова, П.М. Керженцев, Н.К. Крупская, П.И. Полянский, а потом и др. Стек-ловых заменили Циперович и П. Куделли,
А. Авраамова - руководивший пролетарским хором Озолин. Ослабление Петроградского Пролеткульта было связано с изменением его статуса после создания в Москве Временного Всероссийское Бюро пролеткультов, к которому перешли функции центрального управления [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 34, 35]. Серьезной потерей для Петроградского Пролеткульта был отъезд в Москву В. Игнатова, которого призвали для подготовки первой Всероссийской конференции и формирования руководящих центральных органов [21, оп. 1, ед.хр. 1431, л. 24, 26]. Председателем Совета Петроградского Пролеткульта на 2-й городской конференции, состоявшейся в июне 1918 г. был избран А. Маширов, он же станет представителем Пролеткульта в Петроградском Совете рабочих депутатов. С этого времени Совет Петроградского Пролеткульта существовал в следующем составе: Маширов, Авраамов, Кириллов, Игнатов, Эристов, Озоль, Куделли, Озо-лин, Бессалько, Никитин, Андреев, Са-дофьев, Невский, Шляхов. Кандидатами стали Корольков, Иткинд, Заходский, Эйтеншмидт, Поморский, Маркичев, Мге-ладзе [22, оп. 1, ед.хр. 1, л. 60-60 об.].
Пытаясь выполнять миссию организации культурно-творческих сил пролетариата и, одновременно, опираться на широкое представительство, Исполбюро ЦК Пролеткульта устраивало регулярные совещания с представителями пролетарских культурно-просветительных оргнанизаций. Так, на собрании 18 января 1918 г. были зарегистрированы представители рабочего и солдатского клуба «Труд и Знание» (Б. Охта, Пороховская, 7), Рабочего клуба электриков (Садовая, 27), культурно-просветительного общества «Образование» (Забалканский, 120), клуба «Просвещение» (Садовая, 109), культурно-
просветительного клуба Кронштадтского совета рабочих и солдатских депутатов, клуба рабочих при заводе «Атлас» (Шлис-сельбургский пр.), Демократического клуба Град-Спасского района, клуба «Треугольник» (Обводный, 142), Центральной культпросветкомиссии ССРМ, Петербургского комитета ССРМ, культурно-просветительных секций районных СРМ - Васи-леостровского, Нарвско-Петергофского, Выборгской стороны, Шлиссельбургского порохового завода, Центра латышских интернационалистических культурнопросветительных обществ (Большой пр. П.С., 33а), Художественного училища Общества поощрения художеств, культпрос-ветиткомиссий Петроградской Районной Управы, Адмиралтейского, Выборгского, Шлссельбургского районных советов, Союза торговых и промышленных служащих (Фурштадтская, 40), гвардии Ланкаскорс-кого полка, Василеостровского районного союза торгово-промышленных служащих, Центрального правления профсоюза домашней прислуги, ЦК Всероссийской почтово-телеграфной станции, Профсоюза работников печатного дела. Зарегистрировались представители труппы артистической молодежи Культурно-просветительного Театра, 1-го Петроградского рабочего социалистического театра, передвижного театра Пролеткульта. В списках участников этих совещаний - знаменитые в будущем имена - В. Алексеев, А. Мгебров,
В. Чекан [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 11]. В состав Петроградского союза Пролеткульта вошли также культурно-просветительное общество ГЭОКУЛЬТ, оранизованное рабочими и служащими бывшего кооператива Гвардейского Экономического Общества (Б. Конюшенная), культпросветкомиссия служащих и рабочих аптекарских, парфюмерных и хирургических предприятий, театральная комиссия Ново-Деревенского совета РСД и пр. [21, оп. 1, ед.хр. 1432, л. 23]. Исполбюро ЦК способствовало созданию национальных Пролеткультов: Латышского, Горских народов и др., рекомендуя обращаться за ходатайствами о финансировании по линии Наркомпроса в соответсвующие комиссии Наркомата по делам национальностей. По инициативе К.Я. Озоля во Дворце Пролеткульта было проведено специальное совещание представителей национальных культурно-просветительных организаций, посвященное этому вопросу [21, оп. 1, ед.хр. 1431, л. 83].
Собрания были долгими и многословными, рабочая демократия не имела опыта. Из протокола общего собрания ЦК от
20 февраля 1918 г. Видно, как Ю. Стеклов безуспешно пытался бороться за установление регламента: «доклад - 10 минут, по вопросу слово берется один раз не более 3 минут. Заседание открывать не позднее 15 минут после назначенного срока. По выносимым предложениям дается 1 слово «за» [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 32]. Но размах претензий на участие в переустройстве мира был грандиозен. Из очередного письма в адрес наркома просвещения от 25 апреля 1918г.: «Препровождая Вам идейные положения, принятые в основу развития театральной деятельности на Петроградской и Московской конференциях пролетарских культурно-просветительных организаций, ЦК Пролеткульта полагает необходимым согласовать всю театральную деятельность Петрограда и Москвы с волею рабочего пролетариата выраженной на этих конференциях. Просьба сообщить ЦК Пролеткульта, будут ли решения названных конференций приняты в основу деятельности Государственных Театров, и будет ли применительно к этим театрам проведено в жизнь общее пожелание Петроградского пролетариата - «чтобы «все пролетарские учреждения в области искусства создавались и управлялись силами самого пролетариата, силами социалистическими. Предс. ЦК Пр-та Маширов. Тов предс. Озоль. Секр. В. Игнатов» [21, оп. 1, ед.хр. 1429, л. 14].
Надо сказать, что Государственная Комиссия по народному просвещению действительно учитывала программу Пролеткульта и использовала его организационные принципы. Об этом свидетельствует, например, письмо из Наркомпроса в Пролеткульт от 11 декабря 1918 г., в котором выражалась экстренная просьба прислать уставы и инструкции по организации Пролеткульта, условия и формы его деятельности, распорядок внутренн-ней жизни и взаимоотношния с другими культурно-просветительными организациями в связи с тем, что отдел приступает к оганизации уездных и волостных Про-леткультов, «чтобы работа могла идти по правильному пути, не повторяя старых ошибок» [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 32]. Но требование Пролеткульта о передаче ему здания Михайловского театра и назначении Игнатова на должность Правительственного Комиссара Центрального Социалистического театра Российской Республики Наркомпрос, конечно, не выполнил [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 30].
С установлением советской власти появилась возможность государственного фи-
нансирования учреждений пролетарской культуры. Финансовый вопрос обсуждался на заседании ЦК 15 декабря 1917 г. По предложению Ю. Стеклова было решено избрать финансовую комиссию, в состав которой вошли Игнатов, Озоль и Стек-лов. Ей поручалось войти в сношение с комиссариатом народного просвещения и городским самоуправлением для выяснения размера субсидии, какую они могут отпустить ЦК, а также обратиться к фабрично-заводским комитета и профсоюзам с призывом делать отчисления в пользу Пролеткульта в соответствии с постановлением первой общегородской конференции. Комиссия должна была разработать план пропагандистской кампании: проведения дня пролетарской культуры, устройства лекций на фабриках и заводах. В качестве лекторов назывались Залевский, Керженцев, Стеклов, Луначарский. Комиссии поручалось связаться с Оргбюро Всероссийского съезда профсоюзов для включения в программу съезда пункта о пролетарской культуре [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 8]. 3 января 1918 г. состоялось еще одно заседание Исполбюро ЦК Пролеткульта, на котором присутствовали: с решающим голосом - Никитин, Калинин, Игнатов, Крупская, Бухбиндер, Полянский, Стек-лова; с совещательным - Керженцев, Каменева, Адамович, Ятманов, Завдеин. В. Игнатов докладывал о необходимых суммах для начала и развития деятельности Пролеткульта на основе смет, составленных по разным отделам Стекловым, Стекло-вой, Крупской, Залевским, Авраамовым и Бухбиндером с учетом планов их работы. Было решено ходатайствовать перед Государственной Комиссией по просвещению о выдаче Пролеткульту из государственных средств аванса в размере 307000 руб. [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 28]. Кроме того, Игнатов предложил возбудить ходатайство о передаче всех средств и учреждений Скобелевского комитета в ведение Пролеткульта. Он предложил также просить народного комиссара просвещения ввиду невозможности использовать по техническим обстоятельствам Эрмитажный театр для театральной школы Пролеткульта предоставить помещение с отоплением, освещением и штатом служащих в одном из подходящих государственных зданий. И, наконец, поставить перед Петроградским советом вопрос о необходимости использования дворца князя Юсупова на Литейном проспекте для нужд Центрального социалистического клуба, освободив его от лазарета [22, оп. 1, ед.хр. 2, л. 19].
Общество
Terra Humana
Наркомпрос стал финансировать Пролеткульт через созданный в его структуре отдел Пролетарской культуры. Пролетарским организациям Северной Области на 1918 г. был обещан кредит в размере миллиона рублей. Сумма была определена умозрительно, и вопрос распределения кредита не был отрегулирован. Хозяйственно-Финансовый отдел Петроградского Пролеткульта пытался получить кредит в полном объеме, и для выяснения финансовых отношений в НКП в Москву ездили Озоль и Маширов [21, оп. 1, ед.хр. 1431, л. 66]. Смета расходов, представленная в Наркомпрос, составляла на июль 1918 г, 326250 руб., из которызх 50 тыс. было получено авансом. Остальные деньги Исполнительное Бюро пыталось получить, мотивируя свою позицию тем, что Петроградский Пролеткульт является «единственным полномочным органом в области организации культурно-просветительной деятельности пролетариата Северной Области, поэтому ассигнованные Государством средства, предназначенные для творчества Пролетарской Культуры, должны быть сосредоточены в распоряжении этого Пролеткульта. Последний, в свою очередь, должен распределить эти средства сообразно нуждам каждой организации» [21, оп. 1, ед.хр. 1431, л. 10]. Запросы организаций были большие. Например, смета на устройство клубов трудящихся Культпрос-ветподотдела отдела Горцев Кавказа Нар-комнаца за 6 месяцев имела сумму 945250 руб. [21, оп. 1, ед.хр. 1431, л. 33].
Частные пожертвования были редкостью. В феврале 1918 г. обсуждалось предложение некоего т. Вайнберга передать в распоряжение Пролеткульта принадлежащие ему облигации объединенного железнодорожного займа, хранящиеся в Московском банке (принадлежавшего ранее Рябушинскому). Финотделом Московского РСД было дано официальное разрешение о переводе облигаций гр. Вайнберга на счет Петроградского Прол-та, но судьба этих ценных бумаг неясна [22, оп. 1, ед.хр.
2, л. 32, 35]. Коллектив служащих 1-й Демократической гостиницы пожертвовал Дворцу Пролеткульта гостиную мебель красного дерева, а профсоюз служащих трактирного промысла - 5000 р. [22, оп. 1, ед.хр. 1, л. 51]. Для нужд культурно-просветительных организаций и центрального Пролеткульта использовали реквизированное имущество - не только помещения, но и материалы. Так, по предложению И. Ионова театр Пролеткульта воспользовался находившейся в Василеостровском
районном совете шелковой материей для бутафорских работ. Игнатьев предложил использовать возможности Синодальной библиотеки и библиотек ликвидированных учебных заведений [22, оп. 1, ед.хр. 1431, л. 10]. Ясинский вспоминал, что в здании бывшего Благородного собрания находились огромные запасы великолепной типографской бумаги, которую использовали для пролеткультовских изданий.
Жалование сотрудников было сравнительно приличным: летом 1918 г. ответственные организаторы отделов получали 500 руб., в случае совмещения должностей добавлялась половина оклада за каждую совмещаемую работу. Оклады технического персонала были вдвое меньше. Однако очень многих к работе в Пролеткульте привлекали не столько материальные соображения, сколько возможность участия в творчестве новой культуры и новый статус. И во Дворец Пролеткульта тянулись пролетарии, полу- и люмпен-пролетарии, представляющие все регионы и угнетенные нацменьшинства бывшей Российской империи.
Таким образом, Петроградский Пролеткульт возник как патронируемая левыми большевиками, но внепартийная творческая организация с демократическими принципами, программа которой соответствовала программе развития пролетарской контркультуры в недрах капитализма, принятой группой «Вперед» еще до революции. Именно ее сторонники стояли у истоков Пролеткульта, продолжая сохранять специфическое распределение ролей, характерное для «впередовцев». Некоторые из них отрицали социалистический характер Октябрьской революции и стремились оградить самостоятельность пролетариата, другие не отказались от соблазна вхождения во власть. Четкая структура Пролеткульта, быстрый рост пролеткультовской сети и его идейного влияния свидетельствуют о том, что его деятельность опиралась не только на большой опыт пропагандистской работы, но и на тектологические выводы «организационной науки» (А. Богданов). С самого начала существования Пролеткульта выявилось серьезное противоречие в его концепции: с одной стороны, программа предполагала автономию, с другой - слишком сильным было искушение использовать государственный аппарат для идеологической революции. Через своих представителей и сторонников в центральных советских учреждениях Пролеткульт получал значительную материальную и организаци-
онную поддержку, и государство на этом го слоя молодежи, которой предостави-
основании имело право предъявлять свои лась возможность прорыва к творчеству.
требования, а, значит, и подчинить дви- Это обеспечило прочную социальную базу
жение. Чистота эксперимента нарушалась пролеткультовскому движению. Забегая
еще и тем, что идея строительства миро- вперед, можно сказать, что Петроградский
вой социалистической культуры, пропове- Пролеткульт дал энергию революционно-
дуемая первым Пролеткультом как проле- го порыва и «путевку в жизнь» большому
тарская, оказалась привлекательной для количеству организаторов и будущих де-
гораздо более широкого демократическо- ятелей советской культуры.
Список литературы:
[1] Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. - СПб.: Дороватовский и Чарушников, 1911. -
92 с.
[2] Богданов А.А. Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса. - М.: Госиздат, 1920. -
96 с.
[3] Грядущее. - Пг.: Петрогадский Пролеткульт, 1918. - №№ 1-10.
[4] Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. «Эмпириомонистический» марксизм А.А. Богданова: проблема идеологии // Русская реформация XX века: статьи по культурософии советизма. - М.: Новый хронограф, 2008. - С. 147-162.
[5] Керженцев П.М. Творческий театр. Пути социалистического театра. - Пг.: Книга, 1918. - 71 с.
[6] Керженцев П.М. К новой культуре. - Пг.: Госиздательство, 1921. - 91 с.
[7] Кимене З. Деятельность латышских большевиков в Петроградском Пролеткульте в 1917-1919 гг. // Вопросы истории и партийного строительства КП Латвии. - Рига, 1981. - С. 55-67.
[8] Кохно И.П. А.В. Луначарский и формирование марксисткой литературной критики. - Минск: Изд. БГУ, 1979. - 190 с.
[9] Красный огонек. Еженед. лит.-худ. журнал. - Пг.,1918. - №№ 1-12.
[10] Лапина И.А. У истоков пролетарской культуры: журнал «Красный огонек» // Еврейская культура и ее контексты. Материалы XVI Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.3. - М., 2009. - С. 301-320.
[11] Лебедев-Полянский П.М. О пролетарской культуре. - Р-на-Д.: Госиздат, 1921. - 96 с.
[12] Левченко М.А. Индустриальная свирель: поэзия Пролеткульта 1917-1921 г.г. - СПб.: СПГУТД, 2007. - 141 с.
[13] Луначарский А.В. О пролетарской культуре. Из речи на Второй конференции пролетарских просветительных организаций // Грядущее. - 1919, № 7-8. - С. 2-4.
[14] Маширов-Самобытник А.И. История Пролеткульта (1905-1917) // Вопросы литературы. - 1958, № 5.- С. 168-183.
[15] Мгебров А.А. Жизнь в театре. Ч.2. - М.-Л.:Академия,1932. - 507 с.
[16] Николаева Л.С. Радикальные концепции культуры / Дис...д.ф.н. - М., 2001.
[17] Петроград на переломе эпох: Город и его жители в годы революции и гражданской войны / Отв ред. В.А.Шишкин. - СПб.: Дм.Буланин, 2000. - 352 с.
[18] Пинегина Л.А. Советский рабочий класс и художественная культура. 1917-1932. - М.: Изд. МГУ,1984. - 240 с.
[19] Пламя. Лит-полит и худ журнал. Петроградсеого Совета раб.и солд.д епутатов / Ред. А.В.Луначарский. - Пг., 1918. - №№ 1-8.
[20] Поэзия Пролеткульта. Антология / Сост. М.И. Левченко. - СПб.: Свое издательство, 2010. - 537 с.
[21] Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). - Ф. 1230 (Пролеткульт).
[22] Центральный государственный архив литературы и искусства С.-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). - Ф. 255 (Петроградский Пролеткульт).
[23] Юдин М.В. Деятельность Московского Пролекульта в 1918-1925 гг. Дис... к.и.н. - М., 2001.
[24] Ясинский И.И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. В 2-х т. Т. 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 486 с.
Общество