Научная статья на тему 'Организация первичной медико-санитарной (амбулаторно-поликлинической) помощи в оценках жителей г. Хабаровска'

Организация первичной медико-санитарной (амбулаторно-поликлинической) помощи в оценках жителей г. Хабаровска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
344
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ / КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / SOCIOLOGICAL POLL / QUESTIONING OF PATIENTS / QUALITY AND AVAILABILITY OF MEDICAL HELP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булдакова Татьяна Игоревна, Березутский Юрий Владимирович, Капитоненко Николай Алексеевич, Байков Николай Михайлович, Шапиро Ирина Анатольевна

В статье авторами излагается опыт проведения социологического опроса методом анкетирования пациентов, обращающихся за медицинской помощью в муниципальные учреждения здравоохранения г. Хабаровска. Полученные результаты позволили в разрезе поликлиник города выявить проблемы, являющиеся причиной негативных оценок жителей города качества и доступности медицинской помощи населению. Результаты анкетирования стали основой для разработки мер на уровне каждой отдельной городской поликлиники по устранению выявленных недостатков и повышению уровня оказания медицинских услуг. На уровне муниципального органа управления здравоохранением получен позитивный опыт организации и проведения социологического исследования удовлетворенности населения медицинской помощью, что позволило приступить к формированию целевой программы по управлению качеством медицинской помощи населению г. Хабаровска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булдакова Татьяна Игоревна, Березутский Юрий Владимирович, Капитоненко Николай Алексеевич, Байков Николай Михайлович, Шапиро Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of the primary medicosanitary (outpatient) help in estimations of citizens of Khabarovsk city1the Khabarovsk health care department

In the article the authors share their experience in conducting an opinion poll by questioning patients seeking medical service in the municipal health care institutions of Khabarovsk city. With regard to the city health clinics, the obtained results allowed highlighting problems and causes of negative estimation of medical care quality and availability. Results of the poll were used as the basis for development of measures aimed at elimination of found imperfections and improvement of medical service level at every individual municipal clinic. Positive experience in organization and social study of people satisfaction with medical services has been obtained at the level of municipal health care institutions, that has allowed starting development of target-oriented program on quality control of medical services rendered to the population of the city of Khabarovsk.

Текст научной работы на тему «Организация первичной медико-санитарной (амбулаторно-поликлинической) помощи в оценках жителей г. Хабаровска»

УКД 614.2(571.62) : 303.425.6

Т.И. Булдакова3, Ю.В. Березутский1, Н.А. Капитоненко2, Н.М. Байков1, И.А. Шапиро3, Г.Д. Репина3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ (АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ) ПОМОЩИ В ОЦЕНКАХ ЖИТЕЛЕЙ г. ХАБАРОВСКА

Дальневосточная академия государственной службы1, 680000, ул.Муравьева-Амурского, 33, e-mail: www.dvags.ru, uriy@ dvags.ru, г. Хабаровск; Дальневосточный государственный медицинский университет2, 680000, ул.Муравьева-Амурского, 35, e-mail: rec@mail.fesmu.ru; Управление здравоохранения администрации г. Хабаровска3, 680000, г. Хабаровск, пер. Топографический, 9, e-mail: gorzdrav@mayor.kht.ru, г. Хабаровск

Социальная сфера муниципального образования представляет собой ту важнейшую жизненную сферу, которая во многом определяет качество жизни, условия жизнедеятельности людей. Состояние и развитие социальной сферы влияет на здоровье и безопасность, социальную защищенность и уровень культуры населения, проживающего в муниципальном образовании. В связи с этим особую актуальность приобретает не разовое, от случая к случаю, наблюдение за состоянием объектов социальной сферы, а методический, регулярный, комплексный анализ всех сторон, всех аспектов функционирования этой сферы, постоянное сравнение достигнутого уровня с планируемым, выявление «узких» мест с целью их устранения [1].

В 2008 г. впервые на законодательном уровне начато внедрение в деятельность органов государственной власти системы мониторинга, отражающей эффективность мер по реализации ФЗ-№131 на уровне муниципалитетов. Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля2008 г. Федеральным законом №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [2] и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. №1313-р определены 16 показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области здравоохранения. Из них 9 показателей отражают состояние ресурсного обеспечения отрасли, 5 — систему организации медицинской помощи, 2—качество медицинских услуг. Определение значений всех показателей основано на данных государственной статистической отчетности, за исключением одного показателя — показателя удовлетворенности населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных). Полномочия для решения поставленной задачи определены для субъекта Российской Федерации. Так как в настоящее время методика проведения такого социологического исследования не утверждена, то поиск подходов к организации проведения ежегодного социологического опроса населения является актуальной темой исследования.

Материалы и методы

Подготовка и проведение социологического исследования удовлетворенности жителей г. Хабаровска медицинской помощью, оказываемой в муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществлялись с участием специалистов кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ДВГМУ, социологов ДВАГС и Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска.

Среди выделенных индикаторов удовлетворенности населения медицинскими услугами были определены следующие: общая оценка удовлетворенности медицинской помощью; своевременность оказания медицинской помощи; финансовые основы оказания медицинских услуг; доступность информации о медицинских услугах; оценка взаимоотношений пациентов и медицинского персонала; внешний вид и благоустройство муниципальных учреждений здравоохранения; особенности лечебной практики в муниципальных учреждениях здравоохранения. Объект исследования — хабаровчане (пациенты), обращающиеся в муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения г. Хабаровска за оказанием первичной медико-санитарной (амбулаторно-поликлинической) помощи. Предмет исследования — субъективные представления, оценки, мнения, суждения пациентов о доступности и качестве медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения.

В исследовании использована методика анкетного социологического опроса. Опрос проведен с помощью разработанной анкеты «Удовлетворенность населения города Хабаровска организацией первичной медико-санитарной (амбулаторно-поликлинической) помощи», состоящей из 35 вопросов, объединенных смысловыми блоками: оценка общей удовлетворенностью населения медицинской помощью и собственным здоровьем — 4 вопроса; доступность медицинской помощи и качество медицинской помощи — по 11 вопросов; оценка возможности пациентами получить бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги — 2 вопроса; общие сведения о респонденте — 7 вопросов. При отборе респондентов использован метод случайного отбора и целенаправленный (квотный) в разрезе муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска. Всего опрошено 654 респондента. Опрос проводился в ноябре-декабре 2008 г. в 20 муниципальных поликлиниках г. Хабаровска.

Результаты и обсуждение

Для выполнения полномочий в сфере здравоохранения, возложенных на городской округ «Город Хабаровск» Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], в структуре лечебной сети муниципалитета имеется 32 лечебно-профилактических учреждения, в том числе 17 амбулаторно-поликлинических. В системе муниципального здравоохранения г. Хабаровска работает более 7,5 тыс. человек, в том числе 2029 врачей, 2766

средних медицинских работников, 1105 младших медицинских работников, 1611 — прочий персонал. Развитию амбулаторно-поликлинической помощи населению г. Хабаровска в течение 8 лет муниципалитетом уделялось приоритетное внимание.

Общественную оценку проводимых мероприятий в муниципальном здравоохранении дали пациенты, которые в анализируемых группах распределились следующим образом: женщины составили 70%; лица до 60 лет — 88%, старше 60 лет — 12%; с высшим образованием — 52,7%; со средним специальным образованием — 39,2%; работники промышленности, строительства и транспорта — 18%; торговли, общепита, бытового обслуживания- 15%; образования и науки — 10,8%; пенсионеры — 11,7%; в 55% случаев это были пациенты, обращающиеся в поликлиники регулярно или часто; в 31,1% случаев пациенты отметили, что обращаются в поликлиники иногда.

В целом следует отметить позитивные оценки опрошенными пациентами медицинской помощи, оказываемой им в муниципальных поликлиниках г. Хабаровска. Более 60% респондентов отмечают улучшение медицинской помощи в своей поликлинике за последние 2-3 года, более 90% респондентов оценивают на «хорошо» либо «удовлетворительно» получаемую помощь. Своевременность оказания медицинской помощи выступает важным фактором ее организации: 62,5% пациентов отметили, что при обращении по поводу острого заболевания или обострения хронического заболевания получали медицинскую помощь в тот же день, и 64,8% указали, что срок ожидания приема врача составил не более 1 ч. В абсолютном большинстве поликлиник также выдерживается требование посещения врачом больного на дому в день вызова. Однако 5% пациентов отметили, что при оформлении ими вызова на дом врач в тот же день их не посетил. Нормативный 10-дневный срок получения плановых диагностических и консультативных услуг, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края о территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению [4], выдерживается в абсолютном большинстве муниципальных учреждений здравоохранения. Лишь незначительная часть респондентов (3,3%) отметила превышение выше указанного срока ожидания плановых процедур. Получение направления от врача на гарантированное обследование или консультацию в условиях «своей» или другой городской поликлиники указали лишь 19,2% пациентов.

Большое значение в оценке населением медицинских услуг в городских поликлиниках играет способность персонала решать возникающие у пациентов проблемы. Практически половина опрошенных (47,5%) отметили, что персонал поликлиник не всегда откликается на вопросы пациентов, возникающие при получении ими медицинской помощи. В то же время позитивным является то, что большинство респондентов предпочитают «решать проблемы на месте», обращаясь к заведующему отделением или к главному врачу.

Внимательность и вежливость медицинского персонала поликлиник является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности, а также фактором оценки пациентами удовлетворенности полученными медицинскими услугами. Следует отметить, что медицинский персонал, с которым сталкивались респонденты

Резюме

В статье авторами излагается опыт проведения социологического опроса методом анкетирования пациентов, обращающихся за медицинской помощью в муниципальные учреждения здравоохранения г. Хабаровска. Полученные результаты позволили в разрезе поликлиник города выявить проблемы, являющиеся причиной негативных оценок жителей города качества и доступности медицинской помощи населению. Результаты анкетирования стали основой для разработки мер на уровне каждой отдельной городской поликлиники по устранению выявленных недостатков и повышению уровня оказания медицинских услуг. На уровне муниципального органа управления здравоохранением получен позитивный опыт организации и проведения социологического исследования удовлетворенности населения медицинской помощью, что позволило приступить к формированию целевой программы по управлению качеством медицинской помощи населению г. Хабаровска.

Ключевые слова: социологический опрос, анкетирование пациентов, качество и доступность медицинской помощи.

T.I. Buldakova, U.V. Berezutskiy, N.A. Kapitonenko, N.M. Baykov, I.A. Shapiro, G.D. Repina

THE ORGANIZATION OF THE PRIMARY MEDICOSANITARY (OUTPATIENT) HELP IN ESTIMATIONS OF CITIZENS OF KHABAROVSK CITY

The Far Eastern Academy for Public Service, The Far-Eastern State Medical University, the Khabarovsk health care department, Khabarovsk

Summary

In the article the authors share their experience in conducting an opinion poll by questioning patients seeking medical service in the municipal health care institutions of Khabarovsk city. With regard to the city health clinics, the obtained results allowed highlighting problems and causes of negative estimation of medical care quality and availability. Results of the poll were used as the basis for development of measures aimed at elimination of found imperfections and improvement of medical service level at every individual municipal clinic. Positive experience in organization and social study of people satisfaction with medical services has been obtained at the level of municipal health care institutions, that has allowed starting development of target-oriented program on quality control of medical services rendered to the population of the city of Khabarovsk.

Key words: sociological poll, questioning of patients, quality and availability of medical help.

при лечении, не всегда вежлив, внимателен и отзывчив. Об этом свидетельствуют оценки 35,4% опрошенных.

При опросе пациентов уделено внимание субъективной оценке пациентами эффективности, качества и полноты мероприятий, проводимых врачами городских поликлиник. Улучшение в состоянии здоровья в результате назначенного лечения отметили 79,4% респондентов. В то же время в некоторых поликлиниках города выявле-

ны неблагоприятные оценки пациентами действий врачей при оказании им медицинской помощи: только около 40% респондентов указали на то, что врач выяснил, какие лекарственные препараты пациент уже использует в лечении; 29,8% опрошенных отметили, что врач не поинтересовался результатами ранее проведенного обследования и консультациями «узких» специалистов, и только 74,9% опрошенных согласились (в сумме ответов «всегда» и «часто») с тем, что врач поинтересовался и изучил результаты дополнительного обследования, назначенного им самим. Информированное согласие на проведение диагностических процедур получено у 42,4% опрошенных пациентов.

Полученные результаты позволили построить рейтинг амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от выраженности той или иной проблемы в обеспечении доступности и качества прикрепленному населению. Это позволило продемонстрировать руководителям отдельных поликлиник имеющиеся проблемы в оказании первичной медико-санитарной помощи для принятия целенаправленных мер по устранению недостатков.

Таким образом, в целом прослеживается положительная оценка населением удовлетворенности доступностью и качеством медицинских услуг в г. Хабаровске. В то же время выявлен спектр существующих проблем, решение которых повысит и эффективность действующей сети муниципальных учреждений здравоохранения, и уровень удовлетворенности населения. Выявленные позитивные оценки и проблемы различаются между поликлиниками, что актуализирует адресный подход в оценке и оптимизации деятельности муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению качественных медицинских услуг населению.

Литература

1. Кривоносова Л. А. Мониторинг измерения качества жизни населения и его использование в управлении муниципальным образованием. - Хабаровск, 2005.

2. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

3. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 16, п. 14.

4. Постановление Правительства Хабаровского края от 11 марта 2009 г. № 80-пр «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2009 год». Прил. 1, разд. 3, п.3.3.

Координаты для связи с авторами: Булдакова Татьяна Игоревна — заместитель начальника Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, тел.: 8-(4212)-32-66-70, e-mail: buldakova-ti@mail.kht.ru; Бе-резутский Юрий Владимирович — канд. социол. наук, доцент, начальник отдела по координации научной деятельности Дальневосточной академии государственной службы, ул.Муравьева-Амурского, 33, тел.: 8-(4212)-32-67-54; Капитоненко Николай Алексеевич — доктор мед. наук, проректор по лечебной работе Дальневосточного государственного медицинского университета, заведующий кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения, тел.: 8-(4212)-30-53-11; Байков Николай Михайлович — доктор социол. наук. профессор, проректор по научной работе Дальневосточной академии государственной службы, тел.: 8-(4212)-30-59-91; Шапиро Ирина Анатольевна — доктор мед. наук, начальник Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, заведующая кафедрой общеврачебной практики и профилактической медицины Института повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края, тел.: 8-(4212)-42-08-61; Репина Галина Дмитриевна—главный специалист Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, тел.: 8-(4212)-32-66-70.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.