Научная статья на тему 'Организация педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей'

Организация педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1546
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА / SUPPORT / PRESCHOOL CHILDREN / SOCIALLY DEPRIVED FAMILY / ORGANIZATION / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова А. С.

В статье рассматривается организация педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей, которая представлена в виде программы. Программа состоит из нескольких блоков: диагностического, процессуального, заключительно-диагностического. Раскрыта работа специалистов дошкольного образовательного учреждения, приведены примеры организации педагогического сопровождения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of pedagogical support for preschool children from socially deprived families

The article deals with the organization of pedagogical support for preschool children from socially deprived families presented in the form of program support. The program consists of several blocks: diagnostic, procedural, final diagnostic. The author dwells on each specialist’s work in preschool education, examples of children's organizations are given.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей»

УДК 371:372:151.7

© А.С. Степанова

Организация педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей

В статье рассматривается организация педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей, которая представлена в виде программы. Программа состоит из нескольких блоков: диагностического, процессуального, заключительно-диагностического. Раскрыта работа специалистов дошкольного образовательного учреждения, приведены примеры организации педагогического сопровождения детей.

Ключевые слова: сопровождение, дети дошкольного возраста, социально неблагополучная семья, организация, программа.

A. S. Stepanova

Organization of pedagogical support for preschool children from socially deprived families

The article deals with the organization of pedagogical support for preschool children from socially deprived families presented in the form of program support. The program consists of several blocks: diagnostic, procedural, final diagnostic. The author dwells on each specialist's work in preschool education, examples of children's organizations are given.

Keywords: support, preschool children, socially deprived family, organization, program.

Актуальные социальные проблемы и трудности современного мира особенно отражаются на детях дошкольного возраста. Частые разводы, алкоголизм родителей, наркомания, унижение, насилие над детьми - все это свидетельствует о неблагополучии семьи. Все чаще встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка.

Нами было уточнено определение понятия «неблагополучная семья детей дошкольного возраста». Так, к ней мы относим семьи, в которых жизненные трудности, семейные неурядицы и родительская агрессия отрицательно влияют на развитие и воспитание дошкольников, порождая у них чувства беззащитности, тревогу, страх, неуверенность в себе, что негативно сказывается на дальнейшей социализации ребенка. У детей дошкольного возраста из таких семей наблюдаются различные расстройства, отставания в развитии и поведении. Возникает необходимость в педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей для того, чтобы помочь детям в дальнейшем развитии и социализации личности.

Данная проблема признана особо важной на федеральном и региональном уровнях. Принятый Правительством Российской Федерации новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет основные принципы: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образова-

тельной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) [1].

Педагогическое сопровождение в образовании - это деятельность многих специалистов. Относительно новое направление в педагогике образования в России, которое развивается на основе мультидисциплинарного подхода. Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии дошкольника, что оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите, как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в дан-

ной области людей через педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей.

Проблемой педагогического сопровождения занимались многие ученые, такие как Е. И. Казакова, Л. М. Шипицына, Г. А. Берулава [2] и др.

Мы считаем, что педагогическое сопровождение предполагает помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением образовательных программ, в межличностной коммуникации со взрослыми и сверстниками; в формировании готовности быть субъектом собственной деятельности.

Мы полагаем, что в системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования. Педагог ДОУ определяет объект, предмет и средства педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении. В зависимости, от предмета сопровождения распределяются и функциональные обязанности всех участников процесса.

Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка дошкольного возраста из социально-неблагополучной семьи в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально адаптированной личности, способной к успешной социализации в обществе определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития детей дошкольного возраста. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Целью сопровождения является обеспечение

полноценного вхождения в социум детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей.

Задачи педагогического сопровождения:

1. Предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем ребенка дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей.

2. Оперативная помощь в решении индивидуальных проблем детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей, связанных с усвоением образовательных программ.

3. Развитие способов межличностной коммуникации со взрослыми и сверстниками.

4. Формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

У педагогов в соответствии с требованиями ФГОС должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; проявления чуткости к интересам и возможностям детей; непосредственного общения с каждым ребенком; 2) организацию конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить: вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий; уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть не похожим на других; недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды; усло-

вия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей; организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества; 4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников: непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

Критерии эффективности программы:

• снижение индивидуальных проблем, связанных с усвоением образовательной программы;

• обеспечение межличностной коммуникации со взрослыми и сверстниками без особых трудностей;

• готовность быть субъектом собственной деятельности;

Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей состоит из следующих блоков:

1-й блок - диагностический.

Цель: выявление проблем у детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей, связанных с освоением образовательной программы, межличностных коммуникаций, формированием готовности быть субъектом собственной деятельности (обследование).

Необходимо собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе

Проведенное нами исследование выявило невысокий уровень развития искомых параметров у детей дошкольного возраста (45%). Дошколь-

ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы:

• наблюдение;

• беседа с воспитателями;

• методики обследования детей дошкольного возраста.

Для определения уровня усвоения детьми дошкольного возраста программного материала нами была использована методика: «Обследование познавательного развития» (психолого-педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста) Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.

С целью определения уровня сформирован-ности межличностных отношений детей дошкольного возраста были использованы игровые проблемные ситуации:

1. Разговор, игры с фигурами, представляющими семью, друзей ребенка, Д. Гиппиус;

2. Представь себе: воспитатель входит в группу и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он тебе или кому-нибудь другому? Кому?

3. Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А кому из детей он предложит эту роль?

Уровень развития сформированности собственной субъективной деятельности детей дошкольного возраста мы исследовали с помощью методики «Нарисуй себя» (по Д. Гиппиус).

Методики, позволяющие оценить уровень развития каждого из компонентов у детей дошкольного возраста представлены ниже в таблице (табл. 1).

1

ники удовлетворяются односложной информацией, принимают задание, при выполнение действуют хаотично (например, ребенок пытается

Таблица

Методы оценки развития детей дошкольного возраста

Критерии развития детей дошкольного возраста Диагностическая методика оценки уровня познавательного развития

Уровень усвоения детьми программного материала «Обследование познавательного развития» (психолого-педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста) Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.

Межличностная коммуникация со взрослыми и сверстниками «Диагностика межличностных отношений» (тест семейных отношений) Д. Гиппиус «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» Д. Гиппиус

Уровень готовности быть субъектом собственной деятельности «Нарисуй себя» Д. Гиппиус

собрать матрешку без учета величины), обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы; не стремятся играть в детском коллективе, негативно относится к себе, возможно, полное неприятие себя.

Средний уровень развития выявлен у 36-42% дошкольников. Таких детей характеризует принятие и понимание задания, при выполнении пользуются методом перебора вариантов либо методом проб, заинтересованы в конечном результате; бурной радости не выражают, наблюдается заниженная самооценка.

Высокий уровень развития выявлен лишь у 11-16% воспитанников. Дети проявляют интерес к заданию, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению, при выполнении пользуются методом зрительной ориентировки; высказывают предположения по способам ее решения; эмоциональная реакция яркая, положительная; активно комментируют действия; к себе относятся позитивно.

Данный вариативный диагностический пакет позволит педагогам разобраться в причинах возникновения индивидуальных проблем у детей дошкольного возраста, связанных с усвоением образовательных программ, межличностных коммуникаций, формированием готовности быть субъектом собственной деятельности и наметить дальнейшую работу. Диагностика предполагает выявление детей с различными проблемами и формирование подгрупп для дальнейшей реализации педагогического сопровождения.

2-й блок - организация дополнительных мероприятий с подгруппой детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей по устранению выявленных проблем.

Процессуальный блок включает формы, методы и средства для достижения поставленной цели. Для реализации необходимо использование форм сотрудничества педагога с детьми, педагога с родителями, определяющий необходимость обеспечения полноценного развития и вхождения детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей в социум. Нами

использовались игровые методы, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направленные на умственное развитие в целом (воспитатель организует с подгруппой детей игры с палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, кубиками Никитина, мозаиками, геометрическим конструктором). Для развития связной речи, самосознания, творческих способностей учитель-логопед использует сказкотера-пию. Педагог-психолог применяет песочную терапию для того, чтобы помочь выразить и пережить ребенку свои чувства, эмоции, страхи. Немаловажную роль в педагогическом сопровождении играют такие средства, как книги, кукольный театр, клуб «любознайка» для развития детей дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей, компьютер, консультации, рекомендации, блоги педагогов (психолога, логопеда, музыкального руководителя, руководителя физической культуры, воспитателя) для родителей. Для организации педагогического сопровождения используется журнал взаимосвязи педагогов, где отражаются общие цели и намечается дальнейшая работа по проблеме.

3 блок - заключительно-диагностический.

Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).

Таким образом, исходя из определения, данного Л. М. Шипицыной, Г. А. Берулава о том, что педагогическое сопровождение - это деятельность всех специалистов, мы можем сделать вывод, что организация комплексного подхода, наполнение его определенным содержанием, умениями осуществлять педагогическое сопровождение дошкольников из социально-неблагополучных семей, способствует решению определенных задач, направленных на полноценное вхождение ребенка в социум, помощь ребенку в становлении уверенности и самостоятельности, обучение детей конструктивному взаимодействию с окружающим миром и приобретение навыков социально приемлемых способов поведения.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013.

2. Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та. - Воронеж: Модек, 2004. - 192 с.

Степанова Анастасия Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]

Stepanova, Anastasia S., post-graduate student, Department of Childhood Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.