СВЕТЛАНА ЕФИМОВА
118
Организация оценки и аттестации обучающихся
по программам
профессионального образования и обучения за рубежом
Аннотация. В статье представлены результаты анализа зарубежного опыта с целью выявления основных тенденций развития практики оценки и аттестации прикладных квалификаций в программах профессионального образования. Показано, что основными тенденциями, характерными для исследованной практики зарубежных стран, являются накопительный характер результатов оценивания в рамках VET-программ и поэтапность проведения аттестации квалификаций с фиксацией результатов по каждому этапу при обеспечении необходимых условий их валидации. В мировом опыте присутствует различное сочетание процедур оценивания результатов обучения (знаний, умений), характеризующих академические достижения обучающихся, и их профессиональных квалификаций, коррелирующих с требованиями рынка труда. Общими условиями выступают обеспечение открытости процедур, инструментария и результатов аттестации по VET-программам для всех стейкхолдеров данных программ, а также расширение практики участия работодателей в процессах идентификации компетенций и профессиональных квалификаций.
Ключевые слова: оценка и аттестация, образовательные результаты, компетенции, прикладные квалификации, VET-программы.
ировая практика оценки и аттестации образовательных результатов характеризуется различными моделями аттестации обучающихся по программам освоения прикладных профессиональных квалификаций. Следует отметить, что в зарубежных публикациях термин «квалификация» (qualification) трактуется и как средство обозначения факта прохождения лицом установленной оценочной процедуры после освоения программы профессионального образования (Vocational Education and Training, VET), и как подтверждение официального признания допуска лица к деятельности в определенной сфере (Bergan, 2007; Coles, 2007). В программных документах по системе квалификационных стандартов термин «квалификация» часто
употребляется в значении совокупности формальных требований, выполнением которых обусловлено присвоение квалификации. «Квалификация... выражается в виде официального документа (свидетельство, степень, диплом) и основана на нормах и спецификациях, которые их регулируют. Этими нормами и нормативами являются квалификационные стандарты» (The dynamics of qualifications..., 2009, р. 11).
Как зафиксировано в Рекомендациях Международной организации труда (МОТ), квалификация указывает на «официальное подтверждение профессионально-технических или профессиональных способностей работника, которые признаны на международном, национальном или отраслевом уровнях» (Recommendation concerning..., 2004, р. 2).
Важной тенденцией, которая прослеживается в зарубежных системах VET, является все более широкое распро-
странение концепции «наращивания компетенций». В сфере оценивания она проявляется, в частности, в поэтапности присуждения сложных квалификаций. В одном из проведенных исследований при опросах работодателей выяснилось, что они не всегда заинтересованы в том, чтобы обучающиеся осваивали VET-программы в полном объеме. Часто им бывают срочно нужны квалифицированные специалисты, и они не могут ждать, пока люди освоят формальную программу. Так, в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР благодаря особенностям национальных систем квалификационных стандартов обучающиеся могут приобретать частичные квалификации (называемые «наборами навыков» в Австралии или «стандартными единицами» в других странах) (Аллэ, 2011; Cully, 2008; Guthrie, 2009).
Во Франции каждый желающий получить полное или частичное признание своей квалификации должен собрать досье (портфолио), в котором представляет свой профессиональный опыт. Досье затем оценивается жюри, которое решает, обладает ли кандидат компетенциями, умениями и знаниями, необходимыми для получения диплома или сертификата, и формулирует соответствующее заключение (Олейникова, Муравьева, 2011, с. 8).
Практика стран, использующих квалификационные стандарты, показывает, что оценивание происходит поэтапно: положительная оценка по профессиональному модулю или группе модулей должным образом регистрируется и может сопровождаться получением соответствующего квалификационного удостоверения. Положительная оценка по всем модулям, отвечающим содержанию квалификационного стандарта, ведет к получению сертификата определенного уровня или диплома.
По признанию исследователей, принцип наращивания компетенций и квалификаций успешно реализуется при условии описания квалификаций в терминах компетенций. Это «способствует формированию прозрачных и непротиворечивых модульных программ обучения, где каждый модуль направлен на достижение конкретного результата, т.е. как освоение определенной составной части квалификации, а набор результатов -
Практика стран, использующих квалификационные стандарты, показывает, что оценивание происходит поэтапно: положительная оценка по профессиональному модулю или группе модулей должным образом регистрируется и может сопровождаться получением соответствующего квалификационного удостоверения. Положительная оценка по всем модулям, отвечающим содержанию квалификационного стандарта, ведет к получению сертификата определенного уровня или диплома. По признанию исследователей, принцип наращивания компетенций и квалификаций успешно реализуется при условии описания квалификаций в терминах компетенций.
целостной квалификации, что возможно потому, что каждая квалификация предполагает освоение определенного набора компетенций» (Коулз, Олейникова, Муравьева, 2009, с. 20).
Получив первичное (базовое) профессиональное образование, человек в ходе выстраивания своей профессиональной карьеры может осваивать дополнительные квалификации в формальных, неформальных и информальных контекстах. Поскольку в системе образования и обучения используются модульно-ком-петентностный подход и суммирование результатов обучения, происходившего в различных контекстах («наращивание» компетенций и квалификаций), граждане, которые не завершили освоение формальной квалификации, могут снова поступить на обучение и затем выйти на рынок труда (Европейский опыт..., 2011, с. 48).
Как показало экспериментальное исследование, проведенное Д. Колардином и Ж. Бьёрновольдом в Германии, освоение частичных (Те1ЦиаН11ка1:юпеп) и дополнительных (Zusatzqualifikationen) квалификаций в конечном итоге позволяет объединить результаты неформального и спонтанного обучения (Со1аЫуп, В]0гпауоЫ, 2004).
В ряде стран, судя по публикациям, сформированы условия, при которых обучающиеся могут проходить аттестацию по каждой приобретенной ими компетенции по отдельности, в том порядке и в то время, которые они предпочтут. При этом, как полагают исследователи, первым шагом на пути к данной цели
об авторе
С.А. Ефимова, директор Центра профессионального образования Самарской области, кандидат педагогических наук
119
120
Одной из важных тенденций в развитии европейской практики валидации компетенций и квалификаций выступает форматирование оценивания посредством введения так называемых паспортов. Система Europass включает несколько документов, выдаваемых для подтверждения квалификации, в том числе для документирования отраслевых квалификаций и признания неформального или спонтанного обучения. В пакет документов Europass входят: Europass Europass-mobility; приложение к диплому о высшем образовании; портфолио иностранных языков; Приложение к свидетельствам о профессиональном образовании и обучении; любые другие документы, утвержденные Комиссией как элементы Europass.
должно стать устранение «монополии» на аттестацию. Предлагается сформировать конкурентную среду для организаций, проводящих аттестацию квалификаций (Аллэ, 2011, с. 85-86).
Одной из важных тенденций в развитии европейской практики валидации компетенций и квалификаций выступает форматирование оценивания посредством введения так называемых паспортов. Система Europass, в новом формате введенная в действие во всех странах Европейского Союза в 2005 г., в дальнейшем непрерывно совершенствовалась. Сегодня она включает несколько документов, выдаваемых для подтверждения квалификации, в том числе для документирования отраслевых квалификаций и признания неформального или спонтанного обучения. В пакет документов Europass входят: Europass CV; Europass-mobility; приложение к диплому о высшем образовании; портфо-лио иностранных языков; Приложение к свидетельствам о профессиональном образовании и обучении; любые другие документы, утвержденные Комиссией как элементы Europass (Коулз, Олейникова, Муравьева, 2009, с. 26).
В Германии дополнительно к перечисленным документам используется портфолио для работы на общественных началах (Nachweismappe Ehrenamt). В нем дается перечень компетенций, включающий способность работать в команде, способность действовать ав-
тономно и решать проблемы независимо (Weiterbildungspass..., 2004). Для оценки уровня освоения квалификации немецкий профсоюз «IG Metall» опубликовал «Руководство по компетенциям» (Kompetenzhandbuch), которое помогает произвести профильный анализ компетенций. Оно предлагает перечень компетенций по следующим трем областям: профессиональная, методическая и социальная. Каждая область компетенций включает от 9 до 16 компетенций (Европейский опыт., 2011, с. 48).
Характерно, что в последние годы в зарубежных системах VET все ярче выражается тенденция диверсификации форматов и способов участия работодателей в оценке и аттестации. Как показывает анализ публикаций, в различных странах вовлеченность работодателей в оценочные процедуры, в том числе аттестационного статуса, отличается по интенсивности и «точкам приложения» усилий.
В оценивании качества компетенций выпускников VET-программ традиционно участвуют Национальные научно-методические институты VET, например, KRIVET (Корея), BIBB (Германия), NCVER (Австралия), CITO (Нидерланды) и др.
В последнее десятилетие создаваемые ими экзаменационные процедуры (механизмы оценки и аттестации) дополнились опросами работодателей на предмет удовлетворенности программами и результатами выпускников, которые осуществляются отдельными бизнес-структурами или по инициативе ассоциаций и объединений работодателей. Такая практика, например, широко распространена в Великобритании и Австралии (Brockmann et al., 2008; Cully, 2008; Hoeckel et al., 2008; Hoeckel et al., 2009).
В Финляндии специалисты из различных профессиональных секторов, профсоюзов и организаций-работодателей представлены в многочисленных экзаменационных комиссиях по всей стране, которые организуют оценку компетенций и выдают сертификаты. Многие отрасли промышленности и частные компании успешно использовали возможности системы образования, основанной на компетенциях, и установили порядок признания квалификаций и компетенций, получаемых служащими на работе (формальным, неформальным или спонтанным путем) (Европей-
ский опыт..., 2011; Competence-based qualifications..., 2003). «Это имеет место не только в корпоративистских странах, таких как Германия и Австрия, где социальные партнеры играют ключевую роль в развитии дуальной системы профессионального образования. Италия, Нидерланды, Португалия, Швеция, Болгария, Финляндия, Греция, Литва также входят в число тех стран, где социальные партнеры являются ключевыми заинтересованными сторонами» (Европейский опыт., 2011, с. 122).
Важнейшим способом валидации (признания) квалификаций является сертификация как механизм независимой внешней оценки компетенций кандидата, составляющих его квалификацию. Результатом ее выступает получение сертификатов, удостоверяющих наличие квалификации. Как указывают эксперты, типология используемых сертификатов весьма обширна: это «основные квалификационные сертификаты, присуждаемые после прохождения процедур подтверждения наличия компетенций, соответствующих минимальным требованиям соответствия установленному квалификационному уровню, дополнительные квалификационные сертификаты, подтверждающие расширение объема квалификации по горизонтали в процессе обучения или трудовой деятельности за счет освоения дополнительных компетенций, не приводящих к повышению квалификационного уровня» (Олейникова, Муравьева, 2011).
Еще одной важной тенденцией развития систем оценки и аттестации в мировой практике можно считать модернизацию и стандартизацию процедур и инструментария оценивания индивидуальных учебных достижений / образовательных результатов обучающихся.
Для создания условий, обеспечивающих стандартизированную (внешнюю) независимую оценку, в зарубежных странах используются правила и стандарты, регламентирующие процессы оценивания (assessment standards). Применение процессуальных стандартов имеет решающее значение при идентификации компетенций и квалификаций, полученных в рамках неформального или спонтанного обучения. Судя по публикациям, такие стандарты можно классифицировать на следующие типы:
Важнейшим способом валидации (признания) квалификаций является сертификация как механизм независимой внешней оценки компетенций кандидата. Результатом ее выступает получение сертификатов, удостоверяющих наличие квалификации. Как указывают эксперты, типология используемых сертификатов весьма обширна: это «основные квалификационные сертификаты, присуждаемые после прохождения процедур подтверждения наличия компетенций, соответствующих минимальным требованиям соответствия установленному квалификационному уровню, дополнительные квалификационные сертификаты, подтверждающие расширение объема квалификации по горизонтали в процессе обучения или трудовой деятельности за счет освоения дополнительных компетенций, не приводящих к повышению квалификационного уровня».
• стандарты оценки (например, критерии, определяющие типы квалификаций, учебные планы для освоения квалификаций, квалификации эксперта);
• стандарты валидации (например, правила, регламентирующие практику работы комиссий и оценщиков, доступность информации, консультирование и руководство);
• стандарты сертификации (например, критерии, определяющие выдачу сертификата или определения лиц, принимающих решения; регламенты регулирования спорных вопросов и т.д.) (European guidelines., 2009; Roberts, Borden, Christiansen, 2005).
Существует Европейская норма сертификации компетенций граждан (EN 45013), а также международная норма ISO/IEC 17024. Стандарты оценивания являются основой для измерения результатов обучения и организации этапа документального подтверждения. В Европейское руководство по валидации неформального и спонтанного обучения внесены так называемые контрольные перечни по оценке процесса валидации, в которых описаны основные индикаторы его качества (European guidelines., 2009; Hoeckel et al., 2009).
За последние годы, по оценкам экспертов, оценочные средства и процедуры претерпели значительные изменения.
122
Для создания условий, обеспечивающих стандартизированную (внешнюю) независимую оценку, в зарубежных странах используются правила и стандарты, регламентирующие процессы оценивания (assessment standards). Применение процессуальных стандартов имеет решающее значение при идентификации компетенций и квалификаций, полученных в рамках неформального или спонтанного обучения.
Однако ряд исследователей по-прежнему указывают на отсутствие эффективных методологий валидации компетенций, полученных вне формального обучения. В большинстве стран используется два основных метода оценки таких навыков: экзамены и оценка портфолио, когда комиссия оценивает опыт кандидата, который сложно формализовать в соответствии с определенными стандартами (Industry Skills., 2014).
Для развития оценочной деятельности за рубежом характерен постепенный переход на компетентностно-ориенти-рованную оценку, а также ряд нововведений, использование которых могло бы обогатить методики оценочной деятельности в российской системе профессионального образования. Так, в Великобритании, Гонконге, Канаде, Финляндии, Франции и других странах образовательные результаты презентуются как сложные трехмерные системы, которые определяются тремя векторами:
• общими для всех ступеней и дисциплин (надпредметными, сквозными) результатами образования;
• качественными уровнями овладения содержанием (от знания к применению в нестандартных ситуациях);
• количественными уровнями овладения содержанием образования/обучения.
В указанных странах осуществляется также попытка учета внеучебных образовательных достижений, т.е. результатов неформального и информального (спонтанного) образования (Bramwell, 2011; Competence-based., 2003; Musset, Field, 2013; Mendelson, Zon, 2013). В стандартах оценочной системы и спецификациях контрольно-измерительных материалов Гонконга существуют отдельные рубрики (градации) для всех образовательных результатов VET-программ. В них фиксируются образовательные результаты,
которые требуют внешнего независимого оценивания, и индивидуальные учебные достижения, которые могут быть оценены с помощью внутренней оценки в образовательной организации. При этом результаты внешнего оценивания во многих странах становятся основанием для установления рейтинга образовательных организаций.
Наряду с использованием тестовых форм проверок, которые широко используются в большинстве стран мира, создаются новые форматы оценки образовательных результатов: демонстрационные экзамены, оценочные портфолио, выполнение «контролируемых проектов» и т.д. В Германии особое место в последние годы занимал проект «Сертификация обучения с использованием сети Интернет и мультимедийных средств», в котором экспериментально проверялись возможности валидации результатов неформального обучения посредством сетевых ресурсов (Европейский опыт., 2011, с. 46).
Проблема создания достоверных и надежных способов оценки сложных видов деятельности (исследовательская деятельность, взаимодействие в группе, коммуникации, работа в информационном пространстве и т.п.) уже второе десятилетие находится в фокусе внимания экспертов по оценочной деятельности, однако предлагаемые решения, по признанию экспертов, до сих пор нельзя признать абсолютно успешными.
В состав используемого инструментария оценки компетенций и квалификаций в европейских справочниках включены следующие методы и способы оценки: дебаты; декларативные методы; интервью; наблюдение; метод порт-фолио; презентация; моделирование и подтверждение; тестирование и экзамены (Европейский опыт., 2011; Кларк, 2012; Шестакова, 2008). И этот список постоянно расширяется.
Характерно, что наряду с диверсифика-ционными процессами в мире происходит конвергенция концепций и моделей оценочной деятельности. Этот процесс эволюционирует на фоне усиления глобализации образования. Развивавшиеся параллельно относительно автономные европейские процессы (Болонский - в рамках высшего, Копенгагенский - в рамках непрерывного образования и
VET) постепенно сближаются между собой и с другими процессами в сфере образования. В качестве доказательства этой тенденции можно привести консолидированные структуры, реализующие программы и проекты, основанные на общих подходах: Восточноазиатский саммит (EAS), инициативы в сфере профессионального образования секретариата по образованию организации ASEM (Asia-Europe Meeting), Международного центра ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования и подготовки (ЮНЕСКО-ЮНЕВОК), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Европейского фонда образования (ЕФО), Европейского центра развития профессионального образования и обучения (CEDEFOP) и др. (Есенина, 2014).
Таким образом, мировой опыт оценки и аттестации персональных учебных достижений / образовательных результатов обучающихся по VET-программам демонстрирует разнообразие методологических подходов и инструментальных средств идентификации компетенций и квалификаций. В то же время можно выделить несколько общих тенденций в развитии теории и практики компетент-ностно-ориентированного оценивания (competency-based assessment), в том числе в аттестационных процедурах:
• накопительный характер результатов оценивания квалификаций в рамках VET-программ;
• поэтапность проведения аттестации квалификаций с фиксацией результатов по каждому этапу при обеспечении необходимых условий их валидации (признания);
• использование определенного сочетания оценивания результатов обучения (знаний, умений), характеризующих академические достижения обучающихся по VET-программам, и их профессиональной квалификации для установления соответствия требованиям со стороны рынка труда;
• обеспечение открытости процедур, инструментария и результатов аттестации по VET-программам для всех стейк-холдеров данных программ;
• расширение практики участия работодателей в процессах идентификации компетенций и профессиональных квалификаций, различное сочетание
В состав используемого инструментария оценки компетенций и квалификаций в европейских справочниках включены следующие методы и способы оценки: дебаты; декларативные методы; интервью; наблюдение; метод портфолио; презентация; моделирование и подтверждение; тестирование и экзамены. И этот список постоянно расширяется.
государственных и общественно-профессиональных процедур в процессах оценивания квалификации;
• использование определенного сочетания двух форм контроля: внешнего централизованного и внутреннего (на уровне образовательной организации).
Последнее десятилетие характеризуется объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения, в том числе в рамках международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования. Примерами таких альянсов выступают Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements), Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development), осуществляющая проект PISA (Programme for International Student Assessment), движение WorldSkills и CDIO и др.
ЛИТЕРАТУРА И ВЕБЛИОГРАФИЯ
1. Аллэ С. Национальные системы квалификационных стандартов: внедрение и результаты. Отчет об исследовании, проведенном в 16 странах / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии; Департамент по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства. М.: МОТ, 2011. URL: http://www.ilo. org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/ publication/wcms_307223.pdf
2. Европейский опыт признания профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения / Авт.-сост. О.В. Дехтя-ренко [и др.]; под ред. Э.М. Калицкого; пер. с англ. Минск: РИПО, 2011.
3. Есенина Е.Ю. Зарубежные практики управления системой квалификаций и
123
124
Последнее десятилетие характеризуется объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения, в том числе в рамках международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования. Примерами таких альянсов выступают Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements), Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development), осуществляющая проект PISA (Programme for International Student Assessment), движение WorldSkills и CDIO и др.
компетенций // Образовательная политика. 2014. № 1 (63). С. 104-113.
4. Кларк М. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры // Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2012.
5. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций: обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009.
6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры: Метод. пособ. М.: АНО Центр ИРПО, 2011.
7. Шестакова М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. 2008. № 11. С. 23-28.
8. Bergan S. Qualifications - introduction to a concept. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2007.
9. Bramwell A. Training policy for the 21st century. Decentralization and workforce development programs for unemployed working-age adults in Canada. Toronto: Mowat Centre for Policy Innovation, 2011.
10. Brockmann M. et al. Competence-Based Vocational Education and Training (VET): The Cases of England and France in a European perspective / Brockmann M., Clarke L., Méhaut P., Winch C. / / Vocations and Learning. 2008. N 1. P. 227-244.
11. Colardyn D., Bj0rnávold J. Validation of formal, non-formal and informal learning:
Policy and practices in EU Member States // European J. of Education. 2004. V. 39. N 1.P.69-89.
12. Coles M. Qualifcations frameworks in Europe: Platforms for collaboration, integration and reform: доклад [представлен на конференции «Making the European learning area a reality», Мюнхен, 3-5 июня 2007 г.]. URL: http://www2. warwick.ac.uk/fac/soc/ier/glacier/qual/ eqf/mike_coles_eqf.pdf
13. Competence-based qualifications for adults. Helsinki: National Board of Education, 2003.
14. Cully M. Working in harmony: The links between the labour market and the education and training market in Australia. Adelaide: National Centre for Vocational Education Research, 2008. URL: http://www.ncver. edu.au/publications/1993.html
15. European guidelines for validating nonformal and informal learning / CEDEFOP, EU. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. С. 27-34.
16. Guthrie H. Competence and competency based training: What the literature says. Adelaide: NCVER, 2009.
17. Hoeckel K. et al. Learning for jobs. OECD Reviews of Vocational Education and Training / Hoeckel K., Cully M., Field S., Halász G., Kis V. England and Wales: OECD, 2009. URL: http://www.oecd.org/ unitedkingdom/43947857.pdf
18. Hoeckel K. et al. Learning for jobs. OECD reviews of vocational education and training / Hoeckel K., Field S., Justesen T.R., Kim M. Australia: Organization for Economic Co-operation and Development (OECD), 2008. URL: http://www.oecd. org/dataoecd/27/11/41631383.pdf
19. Industry Skills Councils Australia. 2014. Industry Skills Councils: Creating Australia's Future. URL: http://www.isc. org.au/vet-quality
20. Mendelson M., Zon N. The training wheels are off: A closer look at the Canada job grant. Ottawa; Toronto: Caledon Institute for Social Policy and Mowat, 2013.
21. Musset P., Field S. A skills beyond school review of England (OECD reviews of vocational education and training). Paris: OECD Publishing, 2013.
22. Recommendation concerning Human Resources Development: Education, Training and Lifelong Learning Recommendation: R195. Geneva, 2004.
2 т
125
URL: http: //www.ilo. org/dyn/ normlex/ en/f?p = NORMLEXPUB:12100:0::NO: :P12100_INSTRUMENT_ID:312533
23. Roberts M.C., Borden K.A., Christiansen M.D. Fostering a culture shift: Assessment of competence in the education // Research and Practice. 2005. V. 36.N 4. P. 355-361.
24. The dynamics of qualifications: defining and renewing occupational and
educational standards (Cedefop panorama series). Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. URL: http://www.cedefop.europa. eu/en/publications-and-resources/ publications/5195
25. Weiterbildungspass mit Zertifizierung informellen Lernens. Machbarkeitsstudie im Rahmen des BLK-Verbundprojektes. Frankfurt am Main: BMBF, 2004.