Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1365
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ ОТДЫХОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурдюгова О.В., Морозова П.В.

Статья посвящена одному из самых важных вопросов социальной политики государства - организация детского отдыха. Выделены нормативно-правовые рычаги управления данной сферой, основная классификация и функции детского лагеря, как одного из направлений детского отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF HOLIDAY CHILDREN: REGULATORY LANDSCAPE, FORM AND FUNCTION

The article is devoted to one of the most important issues of social policy - the organization of children's activities. Obtained regulatory - legal sphere of the control levers, the main classification and function of children's camp, as one of the areas of children's activities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ»

Экономические науки

УДК 338

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ДЕТЕЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ

О.В. Бурдюгова1, П.В. Морозова2

Аннотация

Статья посвящена одному из самых важных вопросов социальной политики государства - организация детского отдыха. Выделены нормативно-правовые рычаги управления данной сферой, основная классификация и функции детского лагеря, как одного из направлений детского отдыха.

Ключевые слова: организация детского отдыха, детский лагерь, государственное управление детским отдыхом.

Грамотно организованное досуговое пространство подрастающего поколения - залог успешного развития социального общества, где в свободное от учебы время дети могут реализовать свой внутренний потенциал, проявлять индивидуальность и творческие способности, а также отдохнуть и оздоровиться. Одним из важных направлений организации отдыха детей в период каникул является работа детских оздоровительных лагерей. Где оздоровительная деятельность подразумевает под собой комплекс условий по обеспечению детей мероприятиями способствующими укреплению и поддержанию здоровья, профилактику заболеваний, соблюдения режима питания и сна. Организация времяпрепровождения детей озадачивает не только родителей, но и общество в целом. В связи с этим требуется уделить особое внимание работе данных учреждений, так как вопросы интеллектуальной, социальной и творческой самореализации подростков всегда были первоочередными задачами развития страны.

Вопросам эффективной организации детского досуга посвящено немало исследований. Трактовка понятия «детский лагерь» находит отражение в разных сферах науки (таблица 1).

Таблица 1

Трактовка понятия «детский лагерь»

Определение Источник

Временная стоянка обычно под открытым небом или в палатках «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова

Внешкольное учреждение, с благоприятными природными условиями, организующее активный отдых школьников 1-8 классов в каникулярное время «Краткий словарь современной педагогики» под ред. Л.Н. Юмсуновой

Воспитательно-оздоровительная система, включающая индивидуально-групповые, функционально деятельно-стные, ценностно-ориентированные, пространственно-временные, диагностико-аналитические компоненты Ю. Н. Таран

1Бурдюгова Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, Россия.

2Морозова Полина Васильевна - магистрант, Оренбургский государственный университет, Россия.

В общем смысле под понятием «детский лагерь» подразумевается учреждение, удовлетворяющее задачам гуманистического формирования развития личности и осуществляющее не только функции оздоровления и отдыха детей, но и воспитательные и образовательные аспекты.

Основным документом, регламентирующим работу лагеря, является Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (ГОСТ Р 52887-2007). Локальным нормативным документом является Устав, а для обособленных подразделений - Положение. Важное место в работе лагеря занимают СанПиНы (таблица 2).

Таблица 2

Основные СанПиНы для работы лагеря

Содержание Наименование

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.1204-03

«Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» СанПиН 2.4.4.2599-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул» СанПиН 2.4.4.2605-10

Детские лагеря для детей и подростков создаются: органами государственной власти Российской Федерации; органами, осуществляющими управление в сфере образования; органами социальной защиты населения; комитетами по делам молодежи; добровольными спортивными обществами; спортивными комитетами; профсоюзными органами; другими органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; коммерческими и некоммерческими организациями.

Рис. 1. Функции детского лагеря

Детские лагеря имеют свои специфические функции, присущие данной сфере, главными из которых являются оздоровительные, познавательные, рекреационные и творческие (рисунок 1).

В научном дискурсе представлена классификация детских лагерей по разным признакам: юридический статус, имущественная принадлежность, организационная структура. Представим классификацию детских лагерей на основе двух подходов. Первый подход основывается по признаку - место размещения детей, второй подход определяется по содержанию деятельности лагерей (рисунок 2).

В обобщенной классификации детские оздоровительные лагеря подразделяются на следующие типы:

1. Загородный оздоровительный лагерь. Работа лагеря с детьми в возрасте 6 - 15 лет, который является стационарным.

2. Санаторно-оздоровительный лагерь. Круглогодичный лагерь, осуществляющий работу при детских и взрослых санаториях с использованием определенной медицинской базы.

3. Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Время нахождения детей с 9 утра до 18 часов вечера, предусматривающее 3-разовое питание. Работа лагеря осуществляется на базе учреждений: общеобразовательных, учреждений дополнительного образования детей; спортивных объектов, парков культуры и отдыха.

4. Лагерь труда и отдыха. Трудовая деятельность сопровождается оздоровительно-воспитательными мероприятиями. Бывают круглосуточные или с дневным пребыванием, для детей от 14 лет.

5. Палаточные лагеря для детей образовательных учреждений от 12 лет, где дети живут круглосуточно на протяжении нескольких дней на открытом воздухе.

Представим разнообразные формы организации детского отдыха на сегодняшний день в отечественной и зарубежной практике: детские центры в России и зарубежом; детские многопрофильные лагеря и центры; детские и молодежные организации; лагеря актива детских организаций; загородные центры; летние базы внешкольных учреждений; тематические лагеря; туристские лагеря; спортивно-оздоровительные учреждения; лагеря труда и отдыха; лагеря юных дарований; детские круизы; лагеря-экспедиции; семейные базы отдыха; лагеря выходного дня; оздоровительные площадки; разновозрастные отряды; летние полевые станы; полевые и палаточные лагеря.

Зарубежный опыт загородных центров Европы, Азии и Америки делают акцент на личностно-ориентированном подходе к организации основной работы детских учреждений. Примером служит организация многочисленных летних деревень «Юность и здоровье» (Королевство Бельгия) главными целями которых, является всестороннее развитие молодого поколения и привитие основ в сохранении и поддержании здорового образа жизни. А главными задачами являются: привитие культурных ценностей детям и ознакомление с культурой других народов; пропаганда равенства независимо от национальности, религиозных взглядов, социального положения.

Приоритетными формами организации отдыха и оздоровления являются: детские лагеря, аниматорские программы, игровые площадки, которые позволяют всем участникам установить контакты, приобрести социальный опыт взаимодействия в группах и развивать творческий потенциал.

Наибольшей популярностью в Европе пользуются лагеря неформального лидерского образования, работа которых предполагает сочетание спортивно-тренировочных сборов (по привлекательным видам спорта) и качественного досуга, способствующий расширению кругозора отдыхающих в лагере.

Региональный реестр учреждений и организаций Оренбургской области, предоставляющих услуги в сфере отдыха и оздоровления детей, включает: реестр детских санаторных оздоровительных лагерей (19 наименований); иные учреждения, осуществляющие оздоровление детей (9 наименований учреждений, осуществляющих лечебное стационарное оздоровление, а также реабилитацию детей-инвалидов за счет ОМС и областного бюджета); реестр детских загородных оздоровительных лагерей Оренбургской области (46 наименований); туристические лагеря палаточного типа (10); оздоровительные программы на базе учреждений социальной сферы (11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних); профильные оздоровительные заезды на базах оздоровительных учреждений (для участников предметных олимпиад; активистов трудовых бригад; победителей конкурсов волонтеров;; подростков с девиантным поведением; детей и подростков, активно принимающих участие в социальных программах; подростков, изучающих культуру народов).

Рис. 2. Классификация детских лагерей

Главная задача детских оздоровительных лагерей - поддержание и улучшение здоровья детей и подростков, содействие образовательному, культурному и духовному развитию личности. В связи с этим, требуется уделить глубокое внимание к подходам организации отдыха и оздоровления детей, так как современная ситуация говорит о падении нравственного воспитания детей; развитие наркомании и алкоголизма; увеличение числа социально не защищенных детей; снижение благосостояния населения, поэтому организация детского оздоровительного отдыха это не просто система, а прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности детей и подростков.

Список литературы:

1. Бурдюгова, О.В. Специфика услуг детского отдыха / О.В. Бурдюгова, П.В. Морозова // Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2015 г. - С. 147-152.

2. Ветитнев А.М., Оргина Е.В., Управление рынком детского туризма:Монография.-М.:ИНФРА-М, 2012.-138с.-(Научная мысль). ISBN 978-5-16-005658-6

3. Оргина Е.В. Формирование системы управления детским оздоровительным туризмом в РФ: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - 2012. - с 10.

4. Региональный реестр учреждений и организаций Оренбургской области, предоставляющих услуги в сфере отдыха и оздоровления детей. Режим доступа: http: // www.orenburg-gov.ru/Info/SocialServices/SocZashita/ reestr/?printVersion=true

© О.В. Бурдюгова, П.В. Морозова, 2016

UDC338

ORGANIZATION OF HOLIDAY CHILDREN: REGULATORY LANDSCAPE, FORM AND FUNCTION

O.V. Burdyugova, P.V. Morozova

Abstract. The article is devoted to one of the most important issues of social policy - the organization of children's activities. Obtained regulatory - legal sphere of the control levers, the main classification and function of children's camp, as one of the areas of children's activities.

Keywords: organization of children's activities, children's camp, children's and sports governance

© O.V. Burdyugova, P.V. Morozova, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.