Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ / ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хемраева А.Р., Рябикова Н.Е.

В статье рассмотрены основные проблемы организации оперативного управления производством и возможные направления управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

специалистам.

Использованные источники:

1. Котоманова О.В. Особенности профессиональной карьеры женщины // Вестн. Бурят госун-та. Вып. 5: Психо-логия, социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. - С. 218.

2. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства» // Современные проблемы мировой науки - 2014. В сборнике: Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2014 Materialy X mi$dzymшdowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 34-40.

3. Серегина И.И. «Профессиональная карьера». -http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17054673.html

4. Котоманова О.В. Там же, - С. 243.

5. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции, ТОМ 1, в 2-х томах. Курск, 2011. С.118 -119.

Хемраева А.Р. студент 4 курса «Институт менеджмента» Оренбургский государственный университет

Рябикова Н.Е. доцент

кафедра «Менеджмента» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В статье рассмотрены основные проблемы организации оперативного управления производством и возможные направления управления

Ключевые слова: оперативное управление производством, оперативное планирование, организация оперативного управления производством

Оперативное управление производством представляет собой типичную систему управления, в которой могут быть выделены управляемый объект в виде производственного процесса и субъект управления в виде совокупности средств, методов и органов оперативного управления производством.

На современном этапе к системе оперативного управления производством предъявляют жесткие требования с точки зрения оперативности и оптимальности принимаемых решений.

Сегодня предприятие вынуждено четко и своевременно реагировать на

любые изменения во внешней и внутренней среде, и, исходя из этого, корректировать свою производственную деятельность. В этом смысле руководство предприятия должно вести непрерывный поиск оригинальных путей в управлении производством. [1, с. 27].

Одним из таких путей для руководителей российских предприятий является - совершенствование оперативного управления производством на предприятии.

Перед системой оперативного управления производством стоят следующие цели:

- формирование наиболее оптимальной программы производства совместно с другими системами управления;

- современный и строгий контроль материально-технического обеспечения на входе в производство;

- обеспечение комплектного и ритмичного хода производства;

- выпуск комплектной и качественной продукции в соответствии с требованиями технологии и программой выпуска. [3, с. 149].

Исходя из целей оперативного управления, вытекают следующие основные задачи:

- разработка прогрессивной системы оперативного управления производством, построение которой может быть осуществлено двумя путями - посредством совершенствования действующей на предприятии системы на основе применения оптимальных календарно-плановых нормативов или через разработку и внедрение новой системы;

- разработка и внедрение оптимальных календарно-плановых нормативов;

- обеспечение равномерной и пропорциональной загрузки оборудования и рабочих на всех операциях технологического процесса;

- организация взаимосвязей всех функциональных систем управления для обеспечения основного производства всеми необходимыми ресурсами;

- оптимальный подход на каждом этапе разработки системы оперативного управления производством и во всех сферах ее функционирования;

- оперативная подготовка и систематический контроль выполнения производственной программы и планов-графиков и непрерывное оперативное планирование текущего хода производства (при изменяющихся условиях) по всему технологическому циклу изготовления изделий и деталей;

- непрерывный оперативный учет, анализ, координирование работы всех взаимосвязанных производственных подразделений предприятия и принятие оперативных мер по предупреждению нарушений и ликвидации возникающих отклонений. [4, с. 63].

ОУП осуществляется посредством совокупности взаимосвязанных

функций, таких как планирование, организация, учет, контроль, анализ и регулирование.

По мнению большинства специалистов, при формировании системы оперативного управления производства, и в процессе ее внедрения могут возникать следующие проблемы:

- недостаточное внимание руководителей предприятия к разработке системы и ее совершенствованию;

- игнорирование необходимости повышения квалификации работников;

- слабая нормативная база для оперативного планирования;

- слабое соответствие действующей системы оперативного управления производством специфике предприятия и организационному типу производства;

- слабая увязка графики работы подразделений предприятия с единым сквозным планом-графиком выпуска продукции предприятия.

Указанные недостатки ведут к увеличению длительности производственного цикла, к неполному использованию производственных площадей оборудования, к ухудшению технико-экономических показателей работы предприятия. [5, с. 181].

Организационная структура управления должна строиться на базе функциональной структуры с использованием методов функционально-стоимостного анализа.

В настоящее время далеко не на всех предприятиях можно наблюдать должный порядок в этих вопросах.

Отсутствие рациональных схем мест хранения и использования производственных ресурсов снижает эффективность процессов и не позволяет целенаправленно ими управлять. Несвоевременное проведение анализа деятельности объектов, взаимосвязей частей объектов, анализа целей и задач управления на всех стадиях производственного процесса, снижает качество нормативной составляющей процессов и, как следствие, фактических результатов.

Функции управления (планирование, контроль, анализ) зачастую не приближены к местам непосредственного протекания производственных процессов. Не используется принцип делегирования полномочий и ответственности (вниз - бригадирам, начальникам цехов, технологам, руководителям отдела материально-технического снабжения, бухгалтерии и.т.д.).

Таким образом, эти полномочия сконцентрированы на уровне начальников отделов, что сковывает инициативу внизу. Недостаток необходимой квалификации специалистов по планированию, учёту, анализу и контролю значительно снижает профилактическое регулирование процессов.

Возложение же этих функций на работников производственных подразделений, которые лично (материально и административно) отвечают за эффективную организацию производственных процессов, как показывает опыт, желаемых результатов не дает, приводит к злоупотреблениям. [6, а 168].

В нормативных положениях об отделах материально-технического снабжения, планово-экономического, бухгалтерии нет четких указаний на возложение ответственности за выполнение многих функций управления непосредственно в местах совершения операций.

Несистемное ведение контроля не способствует совершенствованию учета, то есть фиксации отклонений от норм, нормативов, правил. Отсюда -срывы в оперативном регулировании, планировании, анализе. Отсутствует контроль и за состоянием самого планирования, например, за обеспеченностью и прогрессивностью норм и нормативов, что ведет к рассеиванию ответственности, дублированию, сложности в получении необходимых данных, взаимным претензиям, неувязкам.

Ф.М. Лобов отмечает, чтобы правильно построить организационную структуру управления, необходимо всю совокупность подразделений предприятия сгруппировать в трех блоках. Программно-целевой - отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел материально технического снабжения, которые однозначно ориентированы на соответствующие программы своих сфер деятельности. Это исключает совпадения их интересов и ответственности. Функциональный блок планово-экономический отдел, отдел организации труда и заработной платы, финансовый отдел, бухгалтерия, за которыми закреплены лишь определенные функции. Третий блок - координационный - комитеты и программно-целевые органы матричного типа, ориентированные на объединение целей вышеперечисленных блоков. В этом смысле служба оперативного управления относится к координационному блоку. [2, а 160].

Использованные источники:

1. Копылов, Е. А. Оперативное планирование и управление производством как фактор эффективного формирования и использования оборотных средств// Организатор производства. - № 4 - М.: Экономика и финансы, 2014. - С. 27 - 28.

2. Лобов, Ф. М. Оперативное управление производством : учебник/ Ф.М. Лобов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 160 с.

3. Новицкий, Н. И. Организация производства на предприятиях : учеб. -метод. пособие / Н. И. Новицкий. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 392 с.

4. Рябиков, Р. И. Проблемы использования новых форм сотрудничества в производственной сфере [Электронный ресурс] / Рябиков Р. И., Рябикова Н. Е., Харитонова Н. Г. // Вестник Оренбургского государственного университета, 2012. - № 8 (144). - С. 63-69.

5. Рябиков, Р. И. Особенности оперативного управления современным

машиностроительным предприятием / Рябиков Р.И., Рябикова Н. Е., // Актуальные проблемы менеджмента и экономики предприятия. Монография [Т.И.Баранова, В.В.Боброва, Е.А.Васянина, В.Воюцкая и др.]; отв.ред. Е.В.Годовова.-Оренбург,2014. - С.181-195.

6. Рябиков, Р. И. Аутсорсинг как необходимая составляющая стратегии современного предприятия / Рябиков Р.И., Рябикова Н.Е., // Управления предприятием в современных экономических условиях: региональный аспект. Монография [Т.И. Баранова, В.В.Боброва, Е.А.Васянина, В.Воюцкая и др.]; отв. ред. Е.В. Годовова.- Оренбург, 2011.-С.168-184.

Хисматуллина Д.И.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭТИКИ В БИЗНЕСЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура и этика делового общения. Основное внимание уделено характеристикам компетентности менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.

Ключевые слова: культура делового общения, этика делового общения, управленческая деятельность, профессиональная этика.

На фоне экономического развития страны возрастает значение управленческой этики в управлении и бизнесе. Назначение управленческой этики - обеспечить этическими знаниями, как управляющего, так и управляемого. В европейском современном деловом этикете руководитель должен обладать такими нравственными качествами, как гуманизм, справедливость, нравственная воля, честность, принципиальность, точность, организованность, общительность, активность. Эффект обаяния, харизма личности - очень важные составляющие успеха в современном бизнесе. Особая роль отводится лидерским качествам руководителя, умению вести за собой и одновременно поддерживать демократические принципы в коллективе. Распределение ответственности в управлении - один из важнейших демократических принципов, на которых основан современный бизнес. Основополагающими принципами управленческой этики должны быть гуманизм и коллективизм, единство слова и дела, социальная справедливость. То есть все то, что способствует положительной обстановке в трудовом коллективе. В связи с этим, возникает потребность в формировании способности руководителя обеспечивать нравственность и возвышенные мотивы членов коллектива. Этическая грамотность или безграмотность прибавляет или убавляет авторитет руководителя.

За рубежом активные дискуссии об этичности бизнеса начали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.