Научная статья на тему 'Организация обучения как один из подходов к продвижению на рынок высокотехнологичных продуктов в области ДЗЗ на примере разработок и решений АО "Российские космические системы"'

Организация обучения как один из подходов к продвижению на рынок высокотехнологичных продуктов в области ДЗЗ на примере разработок и решений АО "Российские космические системы" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / РОСКОСМОС / ДАННЫЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / СНИМКИ / ОБРАБОТКА / ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Вадим Викторович

Статья посвящена анализу путей продвижения и коммерциализации космических технологий, продуктов и сервисов, таких как «Дистанционное зондирование земли» на примере АО «Российские космические системы». В статье уделяется внимание решению одной из ключевых задач высокотехнологичного предприятия в нашей стране АО «РКС» коммерциализации и продвижению своих продуктов полученных с помощью космических технологий. Анализ сделан на основе реализации совместного проекта «Международного маркетингового центра» РУДН и специалистов АО «РКС» в одном из регионов Российской федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаров Вадим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION LEARNING AS ONE APPROACHES TO PROMOTE THE MARKET OF HIGH-TECH PRODUCTS IN THE FIELD OF REMOTE SENSING ON THE EXAMPLE OF THE DEVELOPMENTS AND DECISIONS OF JSC "RUSSIAN SPACE SYSTEMS"

This article analyzes the ways of promotion and commercialisation of space technologies, products and services such as «Remote sensing» on the example of JSC «Russian space systems». The article focuses on the decision of one of the key tasks of high-tech enterprises in our country JSC RKS commercialization and promotion of its products produced by space technology. The analysis is done on the basis of a joint project «International marketing center» People''s friendship University and specialists of JSC «KRT» in one of the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Организация обучения как один из подходов к продвижению на рынок высокотехнологичных продуктов в области ДЗЗ на примере разработок и решений АО "Российские космические системы"»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

2.12. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ПРОДВИЖЕНИЮ НА РЫНОК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЛАСТИ ДЗЗ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТОК И РЕШЕНИЙ АО «РОССИЙСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

Захаров Вадим Викторович, заместитель директора Международного маркетингового центра Место работы: Институт космических технологий Российского университета дружбы народов

[email protected] Аннотация: Статья посвящена анализу путей продвижения и коммерциализации космических технологий, продуктов и сервисов, таких как «Дистанционное зондирование земли» на примере АО «Российские космические системы». В статье уделяется внимание решению одной из ключевых задач высокотехнологичного предприятия в нашей стране АО «РКС» - коммерциализации и продвижению своих продуктов полученных с помощью космических технологий. Анализ сделан на основе реализации совместного проекта «Международного маркетингового центра» РУДН и специалистов АО «РКС» в одном из регионов Российской федерации».

Ключевые слова: Космические системы, Роскосмос, данные, дистанционное зондирование земли, снимки, обработка, отрасль.

ORGANIZATION LEARNING AS ONE

APPROACHES TO PROMOTE THE MARKET OF HIGH-TECH PRODUCTS IN THE FIELD OF REMOTE SENSING

ON THE EXAMPLE OF THE DEVELOPMENTS AND DECISIONS OF JSC «RUSSIAN SPACE SYSTEMS»

Zakharov Vadim V., Deputy Director of International marketing center

Work place: Institute of Space Technologies of the Russian University of friendship of peoples

[email protected]

Annotation: This article analyzes the ways of promotion and commercialisation of space technologies, products and services such as «Remote sensing» on the example of JSC «Russian space systems». The article focuses on the decision of one of the key tasks of high-tech enterprises in our country JSC RKS -

commercialization and promotion of its products produced by space technology. The analysis is done on the basis of a joint project «International marketing center» People's friendship University and specialists of JSC «KRT» in one of the regions of the Russian Federation.

Keywords: Space systems, Roscosmos, data, remote sensing, images processing, industry.

Одним из основных источников информации, использующимся при управлении агропромышленным комплексом, являются результаты наземных выборочных измерений, в частности, результаты полевых обследований состояния посевов сельскохозяйственных культур. Результаты, полученные обследованием выборки полей, экстраполируются на территорию региона либо страны в целом, на основе чего составляются планы по урожайности и реализации агротехнических мероприятий.

Точность данной методики оценивается специалистами как сравнительно низкая, а информация, генерируемая с ее помощью, характеризуется как недостаточная. Применение продуктов и услуг ДЗЗ позволяет в режиме реального времени получать сведения о состоянии сельскохозяйственных культур, использовании угодий, а также внешних метеорологических и иных факторах, что открывает принципиально новые возможности для повышения эффективности агропромышленных мероприятий как на уровне страны и регионов, так и на уровне отдельных хозяйств и агропромышленных объединений (в том числе и малых).

Совместная делегация аспирантов Международного маркетингового центра РУДН и специалистов в области информационных продуктов и услуг АО «РКС» в области навигации и ДЗЗ, посетила в октябре 2016 года с рабочим визитом Правительство Ростовской области. Итогом рабочих встреч в министерствах и ведомствах, а так же закреплено Протоколом на итоговом совещании следующее - решения и технологии АО «РКС» интегрированные в географические информационные системы (далее - ГИС), востребованы в Ростовской области и могут быть применены для решения следующих групп задач агропромышленного комплекса:

- управления землепользованием - принятия решений о вводе и выводе земель из оборота на основе анализа данных урожайности;

- определения границ полей севооборота и структуры засева имеющихся территорий на основе данных об их особенностях;

- инвентаризации и оценки рациональности использования земель;

- обеспечения устойчивости, повышения плодородия и качества почв за счет определения их параметров, факторов и динамики изменения;

- оценки состояния и мощности гумусовых горизонтов;

- агроэкологического мониторинга почв на основе данных по их загрязнению;

- оценки динамики восстановления или деградации почв;

- обеспечения высокой урожайности культур и качества продукции за счет мониторинга плодородия почв и состава угодий;

- оптимизации их взаимного размещения;

- определения состояния растительности;

- оценки степени зрелости культур и динамики их созревания;

- прогнозирования болезней растений;

- управление и повышение эффективности агротехнических мероприятий за счет своевременного выявления внешних факторов, планирования полевых работ и мероприятий по достижению требуемой урожайности;

- оптимизации внутрихозяйственной логистики и сокращения простоев за счет получения данных о наличии, состоянии и своевременно-

Захаров В. В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ПРОДВИЖЕНИЮ НА РЫНОК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЛАСТИ ДЗЗ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТОК И РЕШЕНИЙ АО «РОССИЙСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

го улучшения элементов инфраструктурного обеспечения агропромышленных предприятий.

Директором Донского зонального НИИ сельского хозяйства Зинченко В.Е. было особо отмечено, что применение космической информации (далее - КИ) ДЗЗ позволяет значительно повысить эффективность агропромышленного комплекса. При этом объем сбора, и стоимость продукции напрямую зависит от своевременного проведения агротехнических мероприятий. Несвоевременное получение информации о состоянии посевов и адаптация агротехнических мероприятий к изменениям состояния земельных участков, процессов созревания продукции и внешних метеорологических условий может привести к 2-3-х кратному снижению объема сбора и доходов.

Так же выявлено, к сожалению, что в целом по стране на сегодняшний день, в большинстве хозяйствующих субъектов ведущих свою деятельность в сельском хозяйстве, не знают о таких технологиях. Регионы, где активно используются передовые разработки в области обработки КИ ДЗЗ - крайне мало. Одним из таких регионов в стране является - Краснодарский край. Но одного развитого региона в области ДЗЗ с проникновением в различные отрасли экономики - крайне мало для такой страны, как наша.

А руководителям хозяйствующих субъектов надо не только знать о технологиях ДЗЗ, преимуществах, экономических выгодах и путях внедрения конкретных сервисов и продуктов в своей компании или регионе, но и что самое главное -грамотно расставлять приоритеты в постановке задач перед теми, кто будет в перспективе обрабатывать и предоставлять КИ ДЗЗ для них.

В связи с этим, одним из основных инструментов в системе продвижения на рынок продуктов и технологий ДЗЗ, с среднесрочным горизонтом планирования - является продвижение и организация образования. Внедрение, как курса (предмета) в академическом образовании направления связанного с «Дистанционном зондированием земли», его продуктами, сервисами, технологиями.

В связи с активным развитием применения и интенсивным распространением технологий ДЗЗ и ГИС в современных социально-экономических системах для многих высших учебных заведений (далее - ВУЗ) приобретает высокую актуальность задача внедрения технологий ДЗЗ и ГИС в учебный процесс и научную деятельность. В настоящее время специалисты в области ДЗЗ и ГИС требуются в широком круге прикладных сфер деятельности.

Вследствие этого доля ВУЗов включающих в свои учебные планы специальностей предметы или курсы по основам ДЗЗ и ГИС для ознакомления студентов с данными технологиями должна кратно увеличиваться.

На сегодня известны такие проекты как:

- в Тюменском государственном университете на базе приемного комплекса «УниСкан-24» - работает Центр космического мониторинга. Там осуществлена оценка эффективности использования дистанционных методов в сельском хозяйстве, проведены работы в интересах нефтяной отрасли (поиск разливов нефти, составление тематических карт, мониторинг антропогенной нагрузки месторождений и др.).

- В МГУ им. Ломоносова. Реализован проект «Геопортал МГУ». Он был реализован в 2010-2012 гг., где оперативные и архивные спутниковые снимки использовались в научно-образовательной и хоздоговорной работе. Особый интерес при заказе космической съемкт представляли Европейская территория России, побережье Северного Ледо-

витого океана, часть территории Дальнего Востока, полуостров Камчатка, а также горные области (Кавказ, Хибины, горы Кыргызстана).

Введение подобных курсов (предметов, факультетов) и проектов в ВУЗах позволяет привести в соответствие современным требованиям уровень компетенций, развиваемых у выпускников ВУЗов, а в нашем конкретном случае - у выпускников аграрных и сельскохозяйственных факультетов, геологоразведочных факультетов и институтов, высших специализированных учебных заведений в области транспорта.

Знания технологий и основ КИ в ДЗЗ повысит спрос работодателей на выпускников и, следовательно, повысить привлекательность как учебного заведения для абитуриентов, так и свою очередь заметно повысит отраслевой (в том числе коммерческий) спрос на услуги в области ДЗЗ.

Высокая эффективность и в средне-срочной перспективе, значительное число прикладных пользователей информационных продуктов и услуг ДЗЗ обусловит приобретение КИ ДЗЗ статуса основного тематического информационного ресурса. Сформирует ее рыночную оценку и внедрение рыночных механизмов в процессы ее предоставления заинтересованным лицам.

В результате совокупность субъектов, средств, институтов и технологий, обеспечивающих реализацию экономических отношений по производству и предоставлению данных, информационных продуктов и услуг ДЗЗ прикладным пользователям - сформируют рынок данных, информационных продуктов и услуг ДЗЗ в нашей стране.

Параллельно с организованной АО «РКС» поддержкой ВУЗов, при организации кафедр, факультетов, лабораторий и т.д., важно проводить специальное обучение конечного потребителя на местах уже сейчас.

Уже в 2016 году, пилотный проект АО «РКС» был запущен. Первая группа специалистов из нескольких государственных предприятий силового блока получили возможность пройти обучение, пообщаться со специалистами АО «РКС», увидеть презентации многих технологий и перспективных разработок. И главное услышать ответ на вопрос - зачем нам это и как этим пользоваться.

Крайне необходимо, по отраслевому признаку и на постоянной основе, на своей промышленной базе, проводить курсы «Основ работы с российскими данными ДЗЗ». Учитывая количество задач и заинтересованных отраслей, на базе АО «РКС» должно быть создано подразделение, цель которого - организация и проведение краткосрочных курсов, до десяти дней, по обучению отраслевых специалистов из разных регионов страны. Тем самым АО «РКС» рекламируя и разъясняя свои технологии и сервисы через этих специалистов конечному потребителю на местах, и что самое главное те результаты, которые получит этот персональный конечный потребитель, занимается продвижением своего конечного продукта - отформатированных данных полученных с российской группировки КС ДЗЗ.

Список литературы:

1. Б.С. Касаев, И.В. Рябов: Маркетинговые основы формирования информационной продукции дистанционного зондирования Земли: монография / — М. : Издательство «Палеотип», 2014

2. http:// Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. /Электронный ресурс/

3. Чурсин А.А.: Теоретические основы управления конкурентоспособностью. Теория и практика:- М.: Издательский дом «Спектр», 2012

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Организация обучения как один из подходов к продвижению на рынок высокотехнологичных продуктов в области ДЗЗ на примере разработок и решений АО «Российские космические системы» Захарова В. В. В настоящее время как никогда возросла потребность в инновационных разработках, способных, с одной стороны, обеспечивать возможность реализации государственной политики импортозамещения, с другой стороны, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, завоевывать новые рынки и укреплять свои позиции в уже занятых нишах. В этой связи растет роль интеллектуального капитала, как в создании инноваций, так и их коммерциализации, что обусловливает актуальность тематики статьи, выбранной авторами статьи.

В статье авторы исследуют роль новых подходов, таких как организация специализированны« образовательных программ в регионах планируемого присутствия и в продвижении продукции и технологий предприятий, на примере АО «Российские космические системы» (далее АО «РКС») в формировании интеллектуального капитала при коммерциализации инноваций и разработок промышленный предприятий. В статье анализируется состояние рынка и его потребности, отношение к интеллектуальному капиталу. Внедрение новых специали-

зированных образовательных программ рассмотрено с позиции эффективного управления и формирования спроса на местах на продукцию высокотехнологичных предприятий, которая подходит для «предприятий потребителей» разных форм собственности. Автором справедливо отмечается, что сам процесс создания образовательных программ, его развитие на местах должно быть запланированным процессом, которым управляют менеджеры самой компании. Автором предлагается подход, позволяющий обеспечить конкурентоспособность организации или отрасли в целом, что является практически значимым результатом в современных условиях развития России.

Статья Захарова В. В. «Организация обучения как один из подходов к продвижению на рынок высокотехнологичных продуктов в области ДЗЗ на примере разработок и решений АО «Российские космические системы», обладает современным научным подходом решения проблематики конкурентоспособности предприятий, практической значимостью для промышленных предприятий выпускающих, в том числе, и продукты от космической деятельности, соответствует всем требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК, и рекомендована к печати в одном из таких журналов.

Директор Института космических технологий

Российского университета дружбы народов, профессор

Чурсин А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.