Научная статья на тему 'Организация научно-творческой внеаудиторной деятельности (на примере географического факультета Саратовского государственного университета)'

Организация научно-творческой внеаудиторной деятельности (на примере географического факультета Саратовского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коучинг / географический факультет / внеау- диторная деятельность / coaching / geographical faculty / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молочко Анна Вячеславовна

Статья раскрывает опыт организации внеаудиторной деятельностис использованием интерактивных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молочко Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Scientific and Creative Extracurricular Activities (with Geographical Faculty of Saratov State University as an Example)

The article deals with the experience of extracurricular activities using interactive educational technologies.

Текст научной работы на тему «Организация научно-творческой внеаудиторной деятельности (на примере географического факультета Саратовского государственного университета)»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2015. Т. 15, вып. 4

УДК 378.18

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере географического факультета Саратовского государственного университета)

а. В. Молочко

Саратовский государственный университет E-mail: farik26@yandex.ru

Статья раскрывает опыт организации внеаудиторной деятельности с использованием интерактивных образовательных технологий. Ключевые слова: коучинг, географический факультет, внеаудиторная деятельность.

Organization of Scientific and Creative Extracurricular Activities (with Geographical Faculty of saratov state university as an Example)

A. V. Molochko

The article deals with the experience of extracurricular activities using interactive educational technologies.

Key words: coaching, geographical faculty, extracurricular activities. DOI: 10.18500/1819-7663-2015-15-4-22-24

Организация внеаудиторной деятельности студентов любого вуза - важное дело, находящее сильный эмоциональны отклик в студенческой среде. Для многих абитуриентов поступление в вуз - прекрасный шанс раскрыть свой творческий, спортивный, а также научный потенциал.

Саратовский государственный университет -показательный пример активной социализации и привлечения студентов в культурную, научную и спортивную жизнь не только Саратова и области, но и всей России. Общеуниверситетские организации, клубы и объединения позволяют студентам лучше узнать друг друга, завести новых знакомых, а также мотивируют сплочение и единство как в сфере общих интересов, так и по духу.

Кроме общеуниверситетских форм организации студенческого досуга, большинство структурных подразделений СГУ формируют свои тематические клубы и кружки, позволяющие студентам интересно провести свободное время, а также улучшить свои знания, умения и навыки в определенных дисциплинах и научных направлениях. Исходя из этого, можно сделать вывод, что по виду организации внеаудиторной деятельности студентов факультетские тематические клубы и кружки, могут быть:

— научными — глубже прорабатывают соответствующие профессиональные компетенции, помогают раскрыть научный потенциал студента, скоординировать его стремления и идеи и придать правильное направление профессиональной

деятельности, раскрывают специфику научной деятельности и научного познания определенной тематической области. Необходимость и важность тематических кружков и клубов неоспоримы, потому как, чаще всего, позволяют одаренным студентам не просто раскрыться, а полноценно реализовать себя на профессиональном поприще. Данная категория организации внеаудиторной деятельности готовит студентов к участию в международных, всероссийских, а также региональных конкурсах, фестивалях, грантах;

— творческими - прорабатывают общекультурные компетенции обучающихся, а также организовывают социализацию молодежи в рамках выбранного тематического направления обучения. Подобная категория организации досуга во многом пересекается с общеуниверситетскими организациями, но, тем не менее, несет на себе отпечаток специфики факультета или института;

— научно-творческие, с комплексированным сочетанием творческого процесса в научной деятельности. Данная категория организации внеаудиторной деятельности студента в чем-то универсальна - она в одинаковой степени может задействовать как студентов с более высоким научным и образовательным потенциалом, так и студентов-активистов, занимающихся творческой и общественной деятельностью. Кроме того, подобного рода сочетание может заинтересовать разные возрастные группы студентов или носить междисциплинарный характер.

Организация работы научно-творческого объединения в рамках отдельного структурного подразделения вуза - задача довольно сложная для руководителя, сопряженная с большой затратой времени на подготовку заданий, наглядных раздаточных материалов (брошюр), изготовление и дизайн бейджей для участников, разработку рекламных плакатов для организации собраний, а также сплочение студенческого коллектива. Конечно, в условиях современных государственных образовательных стандартов организация внеаудиторной деятельности студента - лучший вариант апробации интерактивных образовательных технологий разных видов и типов: деловые игры, дискуссии-визуализации, выступления с использованием возможностей мультимедиа и многие другие формы. Отдельно остановимся на коучинг-технологии, которая органично может быть введена в организацию как внеаудиторной, так и самостоятельной деятельности студентов.

© Молочко А. В., 2015

А. В. Молочко. Организация научно-творческой внеаудиторной деятельности

В настоящее время коучинг-технологии переживают пик популярности. Коучинг - метод тренинга, направленный на достижение четко определенной цели. В высшей школе коучинг, может и не в той форме, которая сейчас активно адаптируется в массы, применяется уже давно. Каждый педагог, так или иначе, путем цепочки «вопрос - ответ» мотивирует студента к активизации внутреннего потенциала, к самостоятельному достижению поставленной преподавателем задачи. В коучинге выделяется четыре базовые ступени, помогающие студенту прийти в итоге к решению той или иной проблемы [1-3]:

- постановка цели, достижение которой обязательно в рамках указанных задач. Первая ступень побуждает студента найти ответ на вопрос: «Что ты хочешь?» Итог может быть очень вариативный;

- проверка реального положения вещей. На этой ступени студент должен ответить на следующий вопрос: «Зачем это нужно?» Опять-таки, ответы могут быть исключительно разными, поскольку конечная цель также у каждого индивидуальна;

- определение путей достижения цели. Это наиболее сложная ступень, поскольку не всегда желаемое может быть истинным. Вопрос данной ступени направлен на активизацию внутреннего потенциала обучающегося: «Каким образом ты поймешь, что достиг своей цели?»;

- достижение цели. Та самая ступень, которая позволит ответить на вопрос: «Что ты сделаешь, чтобы достичь своей цели?» Ввиду личностного подхода современного образования, а также индивидуального подхода каждого студента к поставленной цели ответом на вопрос могут быть как, к примеру, активная работа, старательное выполнение поставленных преподавателем задач, самостоятельная работа как в аудиториях вуза, так и дома, с другой стороны, заимствование чужих работ, идей.

При внедрении коучинга не важно, получалось или нет у студента что-либо ранее, главное, что он может сделать сейчас, на что он способен, активизируя свои цели. Это является центральным звеном в организации внеаудиторной деятельности студентов.

Мотивирующими составными коучинга являются также повышение эффективности групповой работы, выработка «командного духа», выявление и развитие лидерских качеств студентов, которые позволяют создавать атмосферу «здоровой» конкуренции. Групповая работа - очень важная составляющая сплочения коллектива студенческой группы, поскольку гипертрофированный современный индивидуализм, навязанная СМИ и интернет-сообществами интровертность (термин, оправдывающий одиночество и некоммуникабельность) негативно сказываются на качестве знаний и вообще атмосфере в студенческой группе. В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и образованию в целом следует организовать работу в малой группе в рамках поставленных преподавателем задач.

В качестве примера представим кружок «English для географических чайников». Идея создания данного кружка была очень простой: активизировать в студентах-географах разных курсов, специальностей, направлений подготовки, а также сотрудниках факультета интерес к географическим топонимам в английском языке. Причем в качестве целевой аудитории были заявлены не только студенты, изучающие английский язык, но и не знающие язык вообще. В связи с этим один из манифестов кружка - «Не знаешь, как то или иное слово по-английски - показывай, как в “Крокодиле”!» Элементы коучинга также были указаны в манифесте собраний: «Никаких преподавателей. Ты - сам будешь преподавателем для других!»

Работа со студентами проводилась в удобное вечернее время в мультимедийной аудитории, с использованием эффекта круглого стола, позволяющего реализовать основную идею собраний -развитие навыков коммуникации в незнакомом коллективе через преодоление стеснения и скованности, иными словами, исключить «навязанную интровертность», о которой речь велась ранее.

Структура каждого собрания была примерно схожа.

1. «Игра начинается».

Цель собрания - знакомство, коллективная выработка «правил» кружка. «Правила» - основное мотивирующее звено, формируемое из собрания к собранию. Главные из них:

- быть смелым - не бояться говорить и принимать участие в решении коллективно поставленных целей и задач, стараться максимально раскрыть общекультурные компетенции;

- быть активным - не сидеть молча и не прятаться за стеснением, а стараться работать в коллективе для достижения собственной цели. Формирование цели на начальном этапе, возможно, интуитивное, начинается с решения принимать участие в работе кружка;

- помнить, что мы все - команда «геочайников» - командный дух формируется в процессе коллективной работы (разработка дизайна эмблемы кружка), цель которой не только знакомство друг с другом, но и своего рода единение в коллективе.

Правила, формируемые на первом собрании, реализуются путем организации деловых игр «Печатная машинка», «Цвет эмоций», а также выполнением «домашнего задания» - рассказ о себе и своих интересах с использованием формата презентации «печа-куча».

«Помоги доктору Хаусу. Что все делают? Врут? Работают адвокатами? Или все - это слои?»

Цель собрания - прослушать информацию участников о себе в формате презентации «печа-куча», работая в малых группах, активировать навыки определения географических названий в популярных российских песнях. Название собрания - знаменитая фраза из популярного сериала, близкая по фонетическому звучанию

География

23

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2015. Т. 15, вып. 4

к словам на английском языке - «ложь», «адвокат», «слой».

«Правила», сформированные и озвученные на первом собрании, закрепляются деловой игрой «Пьяное караоке», цель которой спеть на английском языке русскоязычную песню, в которой встречаются географические названия. Деловая игра проводится в малых группах - по 2 человека.

«Домашним заданием» стала подготовка проекта по тематике популярной научно-познавательной программы «Орел и решка»: «Что ж, если бы я был ведущим “Орла и решки”, я бы посетил...».

2. «Орел и решка для геочайников».

Цель собрания - просмотр презентаций участников по тематике программы «Орел и решка». Индивидуальная работа подкреплялась коллективным обсуждением и дискуссией по заявленной теме.

Элемент деловой игры также присутствовал: участникам предлагалось по первым звукам популярных российских песен выбрать английский вариант их названия из предложенных организатором.

Результат проведения подобной формы организации внеаудиторной деятельности студентов может быть охарактеризован ответами участников собраний на вопросы мини-анкет. Вопросы формулировались предельно просто: «1. Какая была, на ваш взгляд, цель собрания?», «2. Что лично для вас было самым интересным на собрании?», «3. Нужно ли продолжать организовывать подобные собрания?».

Приведем примеры ответов:

Безвершенко Л. С., аспирант 1-го года обучения географического факультета: «1. Свободно общаться на английском языке. 2. Живое общение, креативный подход к занятиям. 3. Нужно, причем чаще. Однако не хватает грамматики».

Затонский В. А., инженер учебной лаборатории геоинформатики и тематического картографирования: «1. Помимо улучшения навыков

английского языка, целью проекта, на мой взгляд, является приобретение коммуникативных навыков. 2. Самым интересным для меня на собраниях было участие в деловых играх. 3. Собрания определенно стоит возобновить».

Басамыкин С. С., студент 4-го курса направления подготовки «Прикладная информатика»: «1. Научиться не бояться общаться на английском языке, найти новых знакомых. 2. Необычная форма проведения занятий. 3. Конечно, стоит».

Значение современных интерактивных образовательных технологий в образовательном процессе высшего профессионального образования сложно переоценить. Использование нестандартных форм организации внеаудиторной деятельности обучающихся способно не только привить интерес к процессу обучения, раскрыть творческий, научный и культурный потенциал, усилить социализацию, но и полноценно сформировать как общекультурные, так и профессиональные навыки.

Библиографический список

1. Молочко А. В. Возможности использования современных интерактивных образовательных технологий в высшем профессиональном образовании (на примере обучения геоинформатики) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 16-21.

2. Молочко А. В., Кудрявцева М. Н., Басамыкин С. С. Опыт внедрения нестандартных форм проведения текущего контроля успеваемости студентов-геоинформатиков (на примере комплексного использовании технологии коучинга, скрайбинг-технологий и деловой игры) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 9-16.

3. Корчагина О. В. Применение технологии коучинга для индивидуального сопровождения обучающегося на уроках информатики // Информационные технологии в образовании : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 31-34.

УДК 910.3

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ

СУБЪЕКТОВ РОссийсКОй ФЕДЕРАЦИИ

ПОВОЛЖСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА В 2005-2013 ГОДАХ

Ю. В. Преображенский

Саратовский государственный университет The Transformation of Economic Structure of the Russian

E-mail: topofag@yandex.ru Subjects of the Volga Economic Region in 2005-2013

Показываются структурные изменения в отраслевой структуре субъектов российской Федерации Поволжского экономического района за период 2005-2013 гг. Выявляются причины и последствия данных изменений, прежде всего, в обрабатывающей промышленности района.

Ключевые слова: Поволжский экономический район, отраслевая структура экономики, обрабатывающая промышленность.

Yu. V. Preobrazhenskiy

The article is showing the structural changes in the industrial structure of the Russian subjects of the Volga economic region in 2005-2013. The reasons and consequences of these changes, especially in the manufacturing area, are discussed.

Key words: Volga economic region, the sectoral structure of the economy, manufacturing.

DOI: 10.18500/1819-7663-2015-15-4-24-29

© Преображенский Ю. В., 2015

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.