Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов-медиков по физике в условиях ФГОС'

Организация научно-исследовательской работы студентов-медиков по физике в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПО ФИЗИКЕ / SCIENTIFIC RESEARCH WORK IN PHYSICS FOR MEDICAL STUDENTS / ФГОС-III / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / METHODS OF TEACHING PHYSICS IN HIGHER SCHOOL / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / FSES-III / METHODS OF TEACHING PHYSICS IN MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коврижных Денис Викторович, Чумаков Вячеслав Игоревич

В статье раскрываются способы организации научно-исследовательской работы студентов медицинского вуза по физике в условиях ФГОС третьего поколения, подразумевающей разделение заданий на теоретические, теоретико-расчетные и экспериментальные. Помимо оформления студенческой научной работы по физике в виде научного доклада предлагается дифференцированное оценивание результатов выполненных работ в зависимости от типа задания, а также создание базы данных выполненных ранее работ. В качестве иллюстрации приведены примеры названий ранее выполненных студенческих научно-исследовательских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов-медиков по физике в условиях ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПО ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

1 2 Коврижных Д.В. , Чумаков В.И.

Email: Kovrizhnykh [email protected]

1Коврижных Денис Викторович - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра физики;

2Чумаков Вячеслав Игоревич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье раскрываются способы организации научно-исследовательской работы студентов медицинского вуза по физике в условиях ФГОС третьего поколения, подразумевающей разделение заданий на теоретические, теоретико-расчетные и экспериментальные. Помимо оформления студенческой научной работы по физике в виде научного доклада предлагается дифференцированное оценивание результатов выполненных работ в зависимости от типа задания, а также создание базы данных выполненных ранее работ. В качестве иллюстрации приведены примеры названий ранее выполненных студенческих научно-исследовательских работ.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов-медиков по физике, ФГОС-III, методика обучения физике, преподавание физики в медицинском вузе, высшее медицинское образование.

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK

IN PHYSICS FOR MEDICAL STUDENTS IN TERMS OF FSES

12 Kovrizhnykh D.V.1, Tchumakov V.I.2

1Kovrizhnykh Denis Viktorovich - PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, PHYSICS DEPARTMENT, VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY;

2Tchumakov Vyatcheslav Igorevich - PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL WORK WITH THE COURSE OF PEDAGOGY AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION, VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY, VOLGOGRAD

Abstract: the ways of organization of scientific research work in Physics for medical students in terms of FSES-III are represented in the article. The described method gives the opportunity to differentiate the kinds of tasks for scientific research works to theoretical, computational and experimental levels. In addition to design of student's research work as a scientific report also differential rating of the work due to its level is advised. Also the database of scientific works is offered. Examples of titles of the scientific research works in Physics previously performed by medical students are cited in the article. Keywords: scientific research work in Physics for medical students, FSES-III, methods of teaching Physics in higher school, methods of teaching Physics in medical University, higher medical education.

УДК 378.661 + 53

Введение ФГОС третьего поколения сократило курс физики более чем вдвое, при этом теперь подразумевается, что выполнение научной работы студентами вводится как обязательный компонент учебного процесса. В новом исполнении изучаемый студентами лечебного факультета курс ограничен лекциями, семинарами по математике и физическим лабораторным практикумом, то есть исключает семинары по физике и практикумы по решению физических задач, что существенно затрудняет организацию научно-исследовательской деятельности студентов, т.к. экспериментальная часть исследования должна опираться на знание теории изучаемой дисциплины. Не вызывает сомнения роль формирования естественнонаучного мировоззрения в структуре системного мышления специалиста - будущего врача [4, с. 99]. Возникает закономерный вопрос — как организовать научную работу студентов при таком коротком учебном курсе и не «спустить» ее на одноликие рефераты?

Выделим три основных направления организации НИРС по физике — теоретическое, теоретико-расчетное и экспериментальное. Изучение учебной и работа с научной литературой входит в перечень компетенций студента и будет всегда оставаться обязательной частью научной работы исследователя любого уровня, поэтому отказаться от реферативной работы не получится. При этом проблема организации работы с литературой и оформления результатов в виде рефератов актуальна не только для физики, но и для многих других теоретических дисциплин в медицинском вузе. Одним из выходов из такой ситуации может быть создание внутривузовской базы данных рефератов с организацией поисковой системы, учитывающей специфику учебных дисциплин, изучаемых студентами медицинского вуза. Кроме того, база данных может включать научные статьи студентов и ученых вуза, учебники, энциклопедии, словари и т.д. Реферат представляет собой начальный этап научного исследования в виде анализа научной литературы, представленный в виде научной статьи или научного доклада, включающего цель, задачи, гипотезу, результаты и выводы, а также аннотацию и ключевые слова. Подготовка тем рефератов, направленных на обзор научной литературы может учитывать темы ранее выполненных работ, что подразумевает постоянное обновление перечня тем рефератов по дисциплине. Включение в базу данных лучших из ранее выполненных рефератов позволяет задавать уровень выполнения работ; создание общевузовской базы расширит возможности организации междисциплинарных работ. К перечню технических требований к базе данных можно отнести возможность работы в локальной сети университета, а также возможность включения документов в формате doc, docx, pdf и djvu, позволяющих включать как текст, так и рисунки, графики и формулы.

С одной стороны, теоретическое направление научно-исследовательской работы студентов представляет меньший интерес, т.к. результаты такой работы едва ли могут быть представлены на конференциях и конкурсах студенческих работ. Однако, с другой стороны, без теоретической базы и расчетные, и экспериментальные исследовательские работы будут лишены основания, а исследователь — базы, на которую опирается расчет или эксперимент.

К теоретико-расчетному типу научной работы студентов можно отнести исследования по расчету тех или иных ситуаций, которые в учебном процессе на кафедре физики не представляется возможным. То есть подобная научно-исследовательская работа не является сугубо теоретической, но и к экспериментальной также не относится. В качестве примеров приведем лишь несколько задач с медицинским содержанием, которые могли бы послужить основой для проведения теоретико-расчетной научной работы студента: «Женщина может видеть правым глазом только объекты, расположенные на расстоянии от 40 до 180 см. Какие бифокальные очки должны быть ей выписаны, чтобы четко видеть удаленные объекты (верхняя часть очков) и читать книгу на расстоянии 25 см (нижняя часть очков). Расстояние от глаз до очков 2 см.» [1]; «Для переливания крови пациенту из

емкости через трубку используется игла для введения в вену. Длина иглы 4,0 см, внутренний диаметр — 0,40 мм, необходимый объем переливания крови составляет 4,1 см3 в минуту. На какой высоте относительно иглы должна находиться емкость?» [2], «Чему равна частота биений при отражении ультразвуковых волн частотой 5,50 МГц от эритроцитов в аорте, если их скорость составляет 0,32 м/с, а скорость ультразвука в крови равна 1540 м/с?» [3, с. 35]. Отметим, что на кафедре физики ВолгГМУ задачи по физике подобной направленности включены в содержание самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета.

Также к теоретико-расчетному типу НИРС можно отнести работы по моделированию различных процессов и другие исследования вычислительного характера, в том числе требующие применение современных информационных технологий. Приведем несколько примеров тем проведенных студенческих исследований: «Применение информационных технологий для определения концентрации раствора с помощью рефрактометра в курсе физики и биофизики на фармацевтическом факультете ВолгГМУ (2011 г.)», «Применение информационных технологий для моделирования численности популяций в рамках курса физики и биофизики на фармацевтическом факультете ВолгГМУ (2011 г.)», «Применение информационных технологий для динамического моделирования сердечно -сосудистой системы в лабораторном практикуме по физике для студентов-медиков» (2013 г.). Подобные разработки студентов позволяют не только существенно переработать или по-новому взглянуть на выполняемые на кафедре работы, но и расширить спектр лабораторных работ с учетом новых возможностей современной аппаратуры, в том числе персональных компьютеров. Также возможно составление веб-квестов с последующим решением в аудитории индивидуально или в интерактивной форме, в котором могут быть задействованы зарубежные информационные ресурсы интернета [5, с. 258].

Очевидно, наибольший интерес представляют экспериментальные работы студентов, в которых изучаемый в рамках учебного курса физики материал не только расширяется, но и углубляется, например, «Определение коэффициента теплового расширения жидкостей (на примере воды)» (2015 г.). Важно отметить, что нередко экспериментальная научно-исследовательская работа студента является развитием и продолжением теоретических и расчетных работ. Так, например, логичным развитием аудиторной самостоятельной работы студентов по медицинской электронике расчетного типа, приведенной в [3], стали экспериментальные исследовательские работы студентов медико-биологического факультета: «Применение информационных технологий для изучения электрических фильтров в курсе медицинской электроники на медико-биологическом факультете ВолГМУ (2010 г.)», «Изучение спектрального анализа сигналов в курсе медицинской электроники на медико-биологическом факультете ВолгГМУ — моделирование и практическая реализация (2011 г.)», «Изучение принципа работы учебной модели детектора лжи в курсе медицинской электроники на медико-биологическом факультете ВолгГМУ (2013 г.)», «Разработка лабораторной работы по исследованию частотной зависимости импеданса биологической ткани (2013 г.)», «Изучение принципа работы модели электроакупунктурного стимулятора в курсе медицинской электроники на медико-биологическом факультете ВолгГМУ (2013 г.)», «Изучение принципа работы электронного стетоскопа в курсе медицинской электроники на медико-биологическом факультете ВолгГМУ (2013 г.)», «Разработка аэроионизатора (2016 г.)», «Исследование зависимости электрического сопротивления биологической ткани от силы тока (2017 г.)», «Исследование зависимости электрического сопротивления биологической ткани от площади электродов (2017 г.)» и т.д.

По понятным причинам количество экспериментальных и расчетных научно -исследовательских работ студентов будет заметно меньше теоретических, что позволяет рассмотреть возможность дифференцировать оценку выполненной научной работы студента на основе типа работы — например, по 100-балльной шкале

выполненная студентом научно-исследовательская работы теоретического типа оценивается не выше 80 баллов, расчетного — не выше 90 баллов, экспериментального — до 100 баллов. Полагая, что подобная система могла бы стимулировать более подготовленных студентов выполнять расчетные и экспериментальные научно-исследовательские работы с дальнейшей публикацией результатов в сборниках трудов научных конференций, необходимо помнить о том, что экспериментальные и расчетные работы студентов требуют значительно большего времени от преподавателей и студентов медицинских вузов.

Список литературы /References

1. Данильчук В.И. О проблемах отбора содержания задач по физике как средства гуманитаризации физического образования. В.И. Данильчук, Д.В. Коврижных Физическое образование в вузах. Т. 15. № 4, 2009. С. 39-43.

2. Коврижных Д.В. Задачи по физике для студентов медицинских вузов — сравнение отечественного и зарубежного опыта. Д.В. Коврижных Физика в системе современного образования: (ФССО-11) материалы XI Междунар. конф. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. Т. 1. С. 242-244.

3. Коврижных Д.В. Лабораторный практикум по медицинской электронике с использованием программы Electronics Workbench: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 80 с.

4. Реброва Д.Н., Чумаков В.И. Интеграция науки и образования при формировании у студентов-медиков естественнонаучного мировоззрения // Наука. Мысль, 2016. № 4. С. 99-104.

5. Чумаков В.И., Попов М.В., Чеусов С.А. Web-квест как инновационный метод в педагогическом процессе медицинского вуза по повышению познавательной активности студента // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей международной научно-практической конференции, 2016. С. 257-266.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

12

Зотова И.В. , Фадеева Н.В. Email: [email protected]

1 Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Фадеева Наталья Вячеславовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье раскрывается сущность понятий познание, познавательная деятельность. Дана характеристика компонентов познавательной деятельности, описан основной принцип познавательной деятельности, который заключается в осознанности и активности в процессе приобретения знаний детьми дошкольного возраста. Показано значение изобразительной деятельности в развитии познания, выделены основные задачи познавательной деятельности детей в соответствии с нормативными документами ФГОС ДО и Законом об образовании, которые заключаются в развитии любознательности, познавательной мотивации, в формировании познавательных действий, в становлении и развитии сознания, в развитии творческой активности и воображения детей дошкольного возраста и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.