УДК 336.225.61
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ
В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
С.Н. Алехин, Е.В. Бельская
Рассмотрены итоги работы налоговых органов Тульской области, представлены этапы работы налоговых органов с налогоплательщиками по увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Ключевые слова: налоговое администрирование, формирование регионального бюджета, налоговые поступления.
Тульская область является типовым регионом центра России, на примере которого может быть рассмотрена проблема формирования бюджета в 2013 г. в условиях экономической рецессии в России.
Экономическая ситуация в регионе, как и во всей стране в рассматриваемом году оставалась достаточно сложной вследствие незначительности прироста ВВП.
Внешне основные результаты сбора налогов в 2013 г. выглядят относительно благополучно:
- в федеральный бюджет собрано 10,3 млрд. руб. (рост поступлений за год - 17,8 %);
- в территориальный бюджет - в 4,5 раза больше, чем в федеральный, а именно - 45,6 млрд. руб. (рост - на 15,3 %);
- налога на доходы физических лиц собрано более 17,5 млрд. руб. (рост на 10,3 %);
- налога на прибыль организаций - 11,3 млрд. руб. (рост 6 %);
- акцизов собрано - 7,7 млрд. руб. (рост на 43 %);
- налогов на имущество (включая транспортный налог и налог на землю) - 6,4 млрд. руб. (рост на 22 %);
- налоги на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСХН) - практически на уровне прошлого года - 2,4 млрд. руб. (то есть поступления характерных для малого бизнеса спецрежимов составили чуть более 5 %) [3].
Собираемость налогов достаточно высока - на уровне 98 % (приемлемым значением, как в России, так и в Европе, считается 95 %).
Распределение собранного между бюджетами:
- 18 % - в федеральный бюджет,
- 82 % - в территориальный.
Задолженность по налогам - 4,2 млрд. руб. (сокращена за год на 11 %) [1].
Применение мер взыскания задолженности позволило привлечь в бюджет 4,9 млрд. руб.
По результатам контрольной работы налоговых органов в бюджет поступило более, чем 1,1 млрд. руб.
Основа бюджета - крупные предприятия.
На первую сотню налогоплательщиков-юридических лиц приходится 54 % поступлений в территориальный бюджет. Причем прирост поступлений этих предприятий составил 25 %. На первые 500 (из действующих 35 тысяч) - приходится две трети собранного. Практически весь прирост налоговых поступлений в 2013 г. обусловлен деятельностью этих предприятий [2].
В сложившихся условиях первоочередной задачей налоговой системы является достижение существенного роста привлекаемых в бюджеты всех уровней средств.
Определенная роль в наращивании налогового потенциала отведена налоговым органам и реализуется в процессе взаимодействия с налогоплательщиками посредством создания благоприятного налогового климата.
Достаточность действий налоговых органов региона в 2013 г. во всем спектре ситуаций взаимодействия с налогоплательщиками - поблочно - выглядит следующим образом.
1-й блок - регистрационные действия.
В рассматриваемой ситуации благоприятный налоговый климат требует минимизации риска рейдерского захвата, противодействия созданию фирм-однодневок и своевременного осуществления регистрационных действий.
На базе Единого Регистрационного Центра (ЕРЦ) области совместно с правоохранительными органами отработана схема противодействия рейдерскому захвату бизнеса.
Суть схемы состоит в следующем. В ЕРЦ, по заявлениям от участников или директоров организаций, формируется «Сторожевой список». В случае поступления в ЕРЦ документов для регистрации изменений в отношении организации, включенной в названный список, незамедлительно, по указанным в «Сторожевом списке» контактным телефонам, сообщаются сведения о поступлении документов для принятия заявителем собственных мер безопасности - обращения в правоохранительные органы для изъятия поступивших документов или в суд - для введения обеспечительных мер в виде запрета на совершение регистрационных действий.
Алгоритм действий достаточно эффективен: в 2013 г. значимых случаев рейдерства не выявлено.
Второе важное направление - противодействие деятельности «однодневок»: работники налоговых органов в частности, выявляют предприятия, регистрируемые с использованием заведомо ложных сведений; по выявленным фактам мировым судьям направляются материалы для привлечения виновных лиц к административной ответственности (в 2013 г. судьями рассмотрено 44 материала, по результатам рассмотрения которых дисквалифицировано 30 лиц и оштрафовано - 14).
2-й блок - информирование.
Информационная поддержка - неотъемлемое условие создания благоприятного налогового климата.
Необходимо учитывать тенденции развития налоговых органов -централизация исполнения ряда функций при расширении сферы применения электронного взаимодействия. В частности около 80 % налогоплательщиков, как юридических лиц, так и предпринимателей представляют отчетность по каналам связи.
В части привлечения в регион новых налогоплательщиков часто необходимо их непосредственное общение с руководством налоговых органов. В этой области необходимо и в дальнейшем разъяснение особенностей регионального законодательства, в частности - представления льгот по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль.
Необходимо отметить, что число воспользовавшихся льготами постоянно растет: в части налога на имущество число воспользовавшихся льготой выросло за 5 лет с 9 до 22 ед. Доля указанных льгот в сумме налога достигла 20 %.
Число воспользовавшихся льготой по налогу на прибыль - существенно меньше - 6 ед. При этом выпадающие доходы бюджета по льготам - 0,34 % от суммы налога на прибыль.
Важным для привлечения налогоплательщиков является решение болезненного для других регионов вопроса своевременного возмещения входного НДС. Так предприятиям региона в 2013 г. возмещено почти 18 млрд. руб. этого налога.
3. Третий блок - работа по легализации налоговых баз.
В части НДФЛ - работа объемна и многогранна, ведется как с работодателями, так и непосредственно с физическими лицами. По результатам работы комиссий в течение 2013 года дополнительно поступило более 160 млн. руб. НДФЛ.
По налогу на прибыль организаций в результате работ по легализации налоговой базы сокращены заявляемые налогоплательщиками убытки на сумму 400 млн. руб.
В условиях низкого прироста производства, работы по легализации налоговых баз в 2014 г. приобретают особую важность и находятся на особом контроле руководства налоговых органов области.
4. Блок взаимодействия по полной уплате налогов и сокращению недоимки.
Меры взыскания недоимки подтвердили свою эффективность (как в 2013 г., так и в перспективе) в части наполнения бюджета. По результатам их применения в бюджет поступило почти 5 млрд. руб.
Особый вопрос - трудоемкий и сложный контроль за процедурами банкротства. Доля предприятий, находящихся в процедурах банкротства
на начало 2014 г. - менее 0,7 % (что на фоне России является достаточно благополучным показателем).
Результаты работы по администрированию процедур банкротства следующие.
1. Своевременное информирование об угрозе банкротства позволило должникам частично ослабить эту угрозу и погасить 84 млн. руб. задолженности.
2. Анализ деятельности руководства банкротов выявил нарушения налогового законодательства, повлекшие банкротство предприятий. Соответствующие материалы переданы в правоохранительные органы. В 2013 г. направлены материалы в отношении 12 банкротов. Возбуждено 4 уголовных дела - 2 по преднамеренному банкротству, 2 - в связи с неисполнением обязанностей налогового агента.
3. В ходе контроля деятельности арбитражных управляющих выявлен и обжалован ряд их неправомерных действий. В 2013 г. направлено 140 жалоб, удовлетворено - 66, отстранено от ведения процедур банкротства - 9 арбитражных управляющих.
4. При нехватке средств для погашения задолженности широкое применение нашел механизм привлечения учредителей банкротов к субсидиарной ответственности. В 2013 г. направлено суд 28 заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, удовлетворено 13 на сумму 60 млн. руб.
5. Блок взаимодействия с налогоплательщиками в ходе контрольной работы.
Весьма проблемным вопросом является обоснованный выбор объектов налоговой проверки и сокращение фактора необоснованного беспокойства добросовестных налогоплательщиков.
Число выездных проверок предприятий за год снизилось почти на 40 % (с 469 до 284). Тем не менее поступления в бюджет по результатам проверок возросли более, чем в полтора раза, с 622 млн. руб., до 1 млрд. руб. - то есть до 2 % от сумм привлеченных в бюджет.
Существенно удалось продвинуться в уголовном преследовании нарушителей налогового законодательства: в то время как по материалам налоговых органов в 2012 г. Следственным комитетом было возбуждено только 2 уголовных дела, в 2013 г. этих дел было уже 9 (при 45 рассмотренных делах). Кроме этого 12 налогоплательщиков при угрозе уголовного преследования, погасили задолженность.
Формирование бюджета в 2014 г. прогнозируется весьма напряженным, вследствие проблематичности ожидания существенного улучшения экономической ситуации. В связи с этим актуальным остается вопрос расширения налоговых баз имущественных налогов посредством:
- уточнения органами местного самоуправления сведений об объектах недвижимости, содержащихся в картотеках Росреестра и налоговых органов;
- идентификации сведений об объектах недвижимости и их правообладателях, поступивших из органов Росреестра;
- выявления сведений об актуальных правообладателях имущества.
В целях повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, возложенных на налоговую службу, начинается внедрение новой единой информационной системы АИС Налог-3.
Внедрение данной системы позволит осуществить создание единой централизованной системы хранения и обработки информации - это огромный шаг вперед в обеспечении эффективного и достоверного налогового учета и контроля в России. Одновременно, внедрение АИС Налог-3 позволит организовать Единый центр управления информационной системой и Единый центр управления безопасностью информации.
Список литературы
1. Налоговая статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 20.11.2014)
2. Поступления в консолидированный бюджет Тульской области в 2013 году на 18% превысили прошлогодний показатель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tulapressa.ru/2013/10/postupleniya-v-konsolidirovannyj-byudzhet-tulskoj-oblasti-v-2013-godu-na-18-prevysili-proshlogodnij-pokazatel (дата обращения: 20.11.2014)
3. Сведения об исполнении федерального бюджета по расходам Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами за 2013 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/about fts/fts/activities fts/budjet sved isp (дата обращения: 20.11.2014)
Алехин Сергей Николаевич, д-р. экон. наук, доцент, Россия, Тула, руководитель УФНС России по Тульской области, E-mail: [email protected]
Бельская Елена Валерьевна, доцент, Россия, Тула, Тульский государственный университет. E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF THE TAX ADMINISTRATION AT THE TERRITORIAL LEVEL IN THE RECESSION IN THE RUSSIAN ECONOMY
S.N. Alekhin, E.V. Belskaya
Consider the results of the tax administration of the Tula region, presents the stages of work of tax authorities and taxpayers to increase tax revenues.
Keywords: tax administration, the formation of the regional budget tax revenues.
Alekhin Sergey Nikolaevich, Dr. of economic Sciences, docent, head, Russia, Tula, UFNS Russia in the Tula region,
Belskaya Elena Valerievna, docent of department, Russia, Tula, Tula state University