Научная статья на тему 'Организация мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса'

Организация мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
корпоративная культура / образовательный комплекс / управленческий мониторинг / система мониторинга / методы мониторинга / corporate culture / educational complex / management monitoring / monitoring system / monitoring methods

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рычихина Элина Николаевна, Щеткина Мария Александровна

Актуальность. В настоящее время существует дефицит научных разработок и практических рекомендаций по совершенствованию и развитию корпоративной культуры образовательных организаций. Важность проведения исследований в данной области обусловлена созданием и развитием образовательных комплексов, направленных на реализацию системы непрерывного образования, корпоративная культура которых находится в стадии формирования. В этой связи возникает необходимость отслеживания состояния формирующейся корпоративной культуры организации и возможных направлений ее развития с помощью мониторинга. Цель работы заключена в разработке теоретической модели организации мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса. Задачи: определить функции корпоративной культуры в образовательном комплексе, выделить область влияния корпоративной культуры в образовательном комплексе, составить алгоритм процесса организации мониторинга корпоративной культуры. Методы: системный, аксиологический и структурно-функциональный методологические подходы. Результаты. По результатам анализа научной литературы определены: необходимость организации мониторинга корпоративной культуры в образовательном комплексе с целью формирования оснований для принятия управленческих решений; необходимость определения по результатам мониторинга направлений корректировки и совершенствования корпоративной культуры в соответствии со стратегическими целями развития образовательного комплекса. Вывод. Предлагаемая модель организации мониторинга обеспечивает целостный подход к формированию наиболее адекватной сложившимся условиям корпоративной культуры образовательного комплекса и определяет требования для определения направлений по ее совершенствованию. Конфликт интересов. В представленной публикации отсутствует заимствованный материал без ссылок на автора и (или) источник заимствования; нет результатов научных работ, выполненных автором (авторами) публикации, лично и (или) в соавторстве, без соответствующих ссылок. Автор (ы) декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рычихина Элина Николаевна, Щеткина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MONITORING OF THE CORPORATE CULTURE OF THE EDUCATIONAL COMPLEX

The relevance of the research. Currently, there is a shortage of scientific developments and practical recommendations for improving and developing the corporate culture of educational organizations. The importance of conducting research in this area is due to the creation and development of educational complexes aimed at implementing a system of lifelong education, the corporate culture of which is in the process of formation. In this regard, there is a need to monitor the state of the organization’s emerging corporate culture and possible directions for its development through monitoring. The main aim is to develop a theoretical model for organizing monitoring of the corporate culture of the educational complex. Objects: determine the functions of corporate culture in the educational complex, highlight the area of influence of corporate culture in the educational complex, create an algorithm for organizing corporate culture monitoring. Methods: systemic, axiological, and structural-functional methodological approaches. Results. Based on the results of the analysis of scientific literature, the following was determined: the need to organize monitoring of corporate culture in the educational complex in order to form the basis for making management decisions; the need to determine, based on the results of monitoring, areas for adjusting and improving corporate culture in accordance with the strategic goals of the development of the educational complex. Conclusion. The proposed model for organizing monitoring provides a holistic approach to the formation of the most appropriate corporate culture of the educational complex to the current conditions and creates requirements for determining directions for its improvement. Conflict of interest. The presented publication does not contain borrowed material without reference to the author and ( or) source of borrowing; there are no results of scientific work performed by the author (authors) of the publication, personally and (or) in collaboration, without appropriate references. The author(s) declares no conflict of interest related to the publication of this article.

Текст научной работы на тему «Организация мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса»

Организация мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса

Рычихина Элина Николаевна,

д.соц.н., доцент, Московский городской педагогический университет E-mail: richihinaen@mgpu.ru

Щеткина Мария Александровна,

аспирант, Московский городской педагогический

университет

E-mail: veolet7@mail.ru

Актуальность. В настоящее время существует дефицит научных разработок и практических рекомендаций по совершенствованию и развитию корпоративной культуры образовательных организаций. Важность проведения исследований в данной области обусловлена созданием и развитием образовательных комплексов, направленных на реализацию системы непрерывного образования, корпоративная культура которых находится в стадии формирования. В этой связи возникает необходимость отслеживания состояния формирующейся корпоративной культуры организации и возможных направлений ее развития с помощью мониторинга. Цель работы заключена в разработке теоретической модели организации мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса. Задачи: определить функции корпоративной культуры в образовательном комплексе, выделить область влияния корпоративной культуры в образовательном комплексе, составить алгоритм процесса организации мониторинга корпоративной культуры. Методы: системный, аксиологический и структурно-функциональный методологические подходы. Результаты. По результатам анализа научной литературы определены: необходимость организации мониторинга корпоративной культуры в образовательном комплексе с целью формирования оснований для принятия управленческих решений; необходимость определения по результатам мониторинга направлений корректировки и совершенствования корпоративной культуры в соответствии со стратегическими целями развития образовательного комплекса. Вывод. Предлагаемая модель организации мониторинга обеспечивает целостный подход к формированию наиболее адекватной сложившимся условиям корпоративной культуры образовательного комплекса и определяет требования для определения направлений по ее совершенствованию. Конфликт интересов. В представленной публикации отсутствует заимствованный материал без ссылок

на автора и (или) источник заимствования; нет результатов научных работ, выполненных автором (авторами) публикации, лично и (или) в соавторстве, без соответствующих ссылок. Автор (ы) декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Ключевые слова: корпоративная культура, образовательный комплекс, управленческий мониторинг, система мониторинга, методы мониторинга.

181

Введение

Корпоративная культура в образовательной организации обладает некоторыми универсальными характеристиками, но при этом имеет место и специфика в ее проявлении. Именно специфика определяет необходимость обращения к исследованиям корпоративной культуры и формирования ее мониторинга с целью выявления особенностей и тенденций. Корпоративная культура становится объектом исследований экономистов, социологов, антропологов, культурологов, психологов со второй половины ХХ века. Для проектирования системы мониторинга корпоративной культуры принципиально значимым становится выявление ее структуры, которая представлена в трудах И.И. Буевой [4], В.Г. Зазыкина и И.А. Смирновой [5], А.А. Раренко [13], Э. Шейна [19] и др. Интерес к вопросам, связанным с корпоративной культурой в нашей стране, возрастает. Общим аспектам данной проблемы посвящена работа Л.М. Батталова, С.В. Дадыкин и Э.А. Устьян [1].

При этом в отечественной литературе исследование корпоративной культуры в образовательной организации начинается только в XXI веке. Среди авторов, исследующих данное явление, можно назвать Калинину Е.А. [7], О.О. Киселеву [8], Н.И. Трубникову и Е.Б. Мазурину [16], Г.А. Уланову [17], О.Д. Федорова и Н.А. Калдузову [18], А.А. Ярулова [21] и др. В работах данных авторов рассматривается сущность, специфика, значение, формирование и направления изучения корпоративной культуры образовательной организации. Важное значение в современных условиях приобретают различные аспекты формирования корпоративной культуры образовательной организации. В работе Н.М. Николаевой предложена структурно-функциональная модель формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы [11].

В научной литературе понятие «корпоративная культура» часто используется многозначно, как синоним понятия «организационная культура» и как один

из элементов управленческой культуры [20]. Авторский подход к соотношению данных понятий заключается в том, что второе понятие шире и включает в себя первое. Для образовательного комплекса целесообразно использовать понятие «корпоративная культура», так как она включает в себя совокупность отдельных образовательных учреждений, имеющих свои особенности в организационной культуре. Именно общая корпоративная культура объединяет совокупность разноуровневых и многофункциональных организаций, создавая единый комплекс.

Корпоративную культуру образовательного комплекса можно определить как систему ценностей и коммуникаций, норм и правил общения, традиций и отношений, мифологию организации и т.п., которые разделяются большинством участников образовательной среды, в том числе администрацией, учителями, сотрудниками, обучающимися и их родителями, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех сторон и успешное решение образовательных задач. По мнению авторов «Словаря корпоративных смыслов московской системы образования» корпоративная культура любой образовательной организации «должна включать в себя не только корпоративный дух и внешние корпоративные атрибуты, но прежде всего взаимное уважение друг к другу, уважение к окружающим»1.

При наличии значительного внимания к разным аспектам корпоративной культуры в образовательных организациях проблема формирования и организации мониторинга корпоративной культуры практически отсутствует. Мониторинг в образовании рассматривается в большей мере с точки зрения качества обучения, чем с позиций управления2. Понятие «управленческого монито-

1 Словарь корпоративных смыслов московской системы образования / М.Н. Русецкая, А.И. Рытов, Осадчий, М.Н. Лазутова, Т.Г. Новикова и др. - М., 2018. - 57 с. - С. 21.

2 Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 24.03.2022) «Об осуществлении мониторинга системы образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

182

ринга» как особой функции управления и подходы к нему в системе образования исследуются Э.Н. Рычихиной [14], [15].

Постановка проблемы

Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между, с одной стороны, необходимостью формирования и поддержания корпоративной культуры и потребностью в определении основных направлений на основе системы управленческого мониторинга, а, с другой, отсутствием модели такого мониторинга.

Методология и методы исследования

В основе исследования проблемы организации мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса лежат системный, аксиологический и структурно-функциональный методологический подходы. Опираясь на разработанные теоретические и методологические подходы к пониманию корпоративной культуры, особенностей ее в образовательных комплексах [3], авторами предпринята попытка построения теоретической модели мониторинга в исследуемой области.

Результаты и дискуссия

Корпоративная культура, являясь объединяющей характеристикой педагогической системы, носит двойственный характер: она и продукт, и условие функционирования и развития данной системы [2]. При этом, с одной стороны, приоритетом образовательных организаций становится задача формирования у педагогического коллектива комплекса социокультурных компетенций, основанных на ценностях культуры организации. С другой, в качестве основного результата подготовки обучающихся должно стать формирование целостной личности, способной креативно мыслить, принимать самостоятельные решения и обладающей набором навыков и умений, являющихся элементами общей организационной культуры

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_150568/e880e1694b71d1c4af747b32e-fea1 a6648c5e994/

образовательной организации3. С точки зрения структуры образовательного комплекса, формирование корпоративной культуры основывается на принципах иерархии и унификации, то есть система управления образовательными комплексами является единой и целостной как для школ, так и для детских садов, при этом функционирование образовательных комплексов должно рассматриваться в рамках единого образовательного подхода [6]. Именно корпоративная культура выполняет прежде всего роль придания целостности объединенных образовательных организаций, которые осуществляют взаимосвязанные образовательные программы на различных уровнях. Эффективная корпоративная культура способствует регулированию потребностей, интересов, ценностей, как групп отдельных учреждений, так и индивидуумов, что позволяет разрешить противоречия, возникающие между группами внешних и внутренних отношений. Также важной функцией развитой корпоративной культуры является позитивное отношение к инновациям и готовность принятия новшеств.

Корпоративная культура выступает важным фактором управленческого воздействия, влияющего на многие стороны функционирования образовательного комплекса, в том числе:

- сохранение и развитие преподавательского состава, объединение его для реализации главных целей и задач образования;

- адаптацию новых сотрудников в образовательной организации;

- внедрение и освоение инноваций в образовательной деятельности;

- сохранение положительных свойств внутренней среды образовательной организации и предохранение ее от негативных внешних воздействий;

- регулирование взаимодействия внутри организации и с внешней средой;

3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

183

- способствует согласованности и предсказуемости поведения в рамках образовательной среды организации, а также создает основания для налаживания эффективных коммуникаций.

Обобщая значимые функции корпоративная культуры, О.А. Пестерева и Э.В. Будаева пишут о том, что она «помогает организации динамично развиваться, формировать позитивный имидж, быть конкурентоспособной и успешно решать неизбежно возникающие внешние и внутренние проблемы» [12].

Отмечая значимую роль корпоративной культуры образовательного комплекса, важно подчеркнуть необходимость организации ее мониторинга с целью формирования оснований для принятия управленческих решений по направлениям ее корректировки и совершенствования в соответствии со стратегическими целями развития образования. Управленческий мониторинг в понимании авторов представляет собой «систематическое отслеживание и сбор данных об объекте управленческой деятельности как системе, обработку, сохранение, использование и распространение полученных результатов с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект» [14]. Данное определение может быть применимо к мониторингу корпоративной культуры образовательного комплекса, процесс организации которого представлен на рис. 1.

Определение ключевых Выявление состояния

элементов корпоративной ключевых элементов

культуры корпоративной культуры

1

Мотивация участников Планирование проведения

образовательной среды для мониторинга: методы, сроки,

реализации мониторинга ответственные

I

Реализация системы Анализ результатов

мониторинга мониторинга

Принятие управленческих решений на основе полученных результатов

Рис. 1. Алгоритм организации процесса проведения управленческого мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса

В основе предложенного алгоритма процесса мониторинга лежит управленческий подход, опирающийся на реализацию общих функций управления. Управленческое решение с позиции теории управления, можно представить как результат осуществления различных видов деятельности, отражающих содержание цикла комплексной реализации управленческих функций [9].

Организация проведения мониторинга может быть представлена в виде теоретической модели, состоящей из трех блоков, отраженных на рис. 2.

Система сбора информации

1

Источники мониторинговой информации

Внешняя среда |

Внутренняя среда |

LT-

Направления мониторинга корпоративной культуры

Ценности Отношения

Руководство Внешний вид

Обработка, анализ и распространение информации

Управленческие решения

Рис. 2. Модель организации мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса

Каждый из трех блоков модели характеризуется определенным этапом его организации. Первый блок представлен определением основных источников информации из внешней и внутренней среды организации. Второй блок включает основные направления, связанные с ценностями организации, в том числе ее миссией, целями и стратегией развития. Отношения определяются не только характером коммуникаций между всеми участниками образовательной среды, но и проявлениями конфликтов, их функциональностью. Совокупность полученной информации должна быть обработана, проанализирована, а также распространена в соответствии с интересами участников образовательной среды комплекса. Все это создает важную информационную базу для разработки

184

Блок 2

Блок 3

и принятия оптимальных управленческих решений.

Формируя систему организации мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса, требуется выделить его направления, периодичность сбора, основных респондентов

и определить методы, которые позволят собрать наиболее релевантные данные о состоянии отдельных элементов корпоративной культуры. Подобная система управленческого мониторинга для образовательного комплекса представлена в табл. 1.

Таблица 1. Система мониторинга корпоративной культуры образовательного комплекса

Элементы корпоративной культуры Выборка Периодичность Методы сбора данных

Миссия и стратегия Руководство, учителя Раз в год Анкетирование, анализ документов,тестирование по методике Д.Р. Дэнисона

Ценности Руководство, учителя, обучающиеся, родители 2 раза в год Пульс-опросы,тестирование, деловые игры,тестирование по опроснику 0СА1 К. Камерона и Р Куинна

Традиции,ритуалы Руководство, учителя, обучающиеся, родители Раз в квартал Кейс-тесты, наблюдение, глубинное интервью, тестирование

Внешние атрибуты Руководство, учителя, обучающиеся, родители 1-2 раза в год Анкетирование, контент-анализ, наблюдение, фокус-группы

Нормы поведения Руководство, учителя, обучающиеся 2 раза в год Анализ документов, текучесть кадров, интервью, кейс-тесты, наблюдение, деловые игры, тестирование на определение маркеров этичности поведения сотрудника в организации

Стиль управления и лидерство Руководство, учителя Раз в год Анализ документов, наблюдение, экспертный опрос, тестирование на определение типа корпоративной культуры

Представленные в таблице методы сбора мониторинговых данных носят примерный характер. Как пишет М.В. Митрофанова, «существуют две группы методов исследований корпоративной культуры: клинические методы и экспресс-методы» [10].

На основе обобщения и анализа полученных результатов для принятия управленческих решений руководство образовательного комплекса решает вопрос об уровнях распространения полученной информации. Выявленные в результате проведения мониторинга проблемы становятся основанием для выяснения их причин и нацеливает организацию на построение наиболее эффективной организационной культуры, создающей комфортные условия для развития образования, педагогического состава и для обучающихся.

Выводы

Во-первых, корпоративная культура в образовательном комплексе выполняет

следующие функции: объединяющую -создание единого социокультурного вектора развития, в рамках которого реализуются взаимосвязанные образовательные программы на различных уровнях комплекса; регулирующую - выявление и удовлетворение групповых и индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, что позволяет разрешить противоречия, возникающие между группами внешних и внутренних отношений; инновационная - позитивное отношение к инновациям и готовность принятия новшеств.

Во-вторых, корпоративная культура выступает важным фактором управленческого воздействия, влияющего на сохранение, развитие и объединение преподавательского состава для реализации целей и задач образования; влияет на успешность адаптации новых сотрудников; способствует внедрению и освоению инноваций в образовательной деятельности; сохраняет положительные свойства внутренней среды образова-

185

ЯМ

И-ЕпСИ-И

тельной организации и выступает защитным барьером от негативных внешних воздействий; способствует согласованности и предсказуемости поведения в рамках образовательной среды организации.

В-третьих, для успешной реализации мониторинга корпоративной культуры в образовательном комплексе необходимо действовать согласно алгоритму и модели организации мониторинга корпоративной культуры в рамках разработанной системы ценностей, сроков и методов сбора данных.

Таким образом, предлагаемая система организации мониторинга обеспечивает целостный подход к формированию наиболее адекватной сложившимся условиям корпоративной культуры образовательного комплекса, создание требований для ее поддержания или определение направлений по ее совершенствованию.

Литература

1. Батталова Л.М., Дадыкин С. В., Устьян Э.А. Корпоративная культура в России: проблемы формирования // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 228-232.

2. Белухина Н.Н., Белоногова Л.Н., Шу-бович М.М., Петрищев И.О. Управление совершенствованием корпоративной культуры образовательной организации как фактора гуманизации воспитательного процесса // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/upravlenie-sovershenstvovaniem-korporativnoy-kultury-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-faktora-gumanizatsii-vospitatelnogo-protsessa (дата обращения: 25.12.2023).

3. Богуславский М.В., Кармаев А.А., Ким С.В. Московская модель создания образовательных комплексов: достижения и риски // Проблемы современного образования. 2021. № 3. - URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/moskovskaya-model-sozdaniya-obrazovatelnyh-kompleksov-

dostizheniya-i-riski (дата обращения: 25.12.2023).

4. Буева И.И., Кирьякова А.В. Формирование корпоративной культуры образовательных сообществ: теория и методология: монография. - Москва: Дом педагогики, 2009. - 238 с.

5. Зазыкин В.Г., Смирнова И.А. Корпоративная культура организации: психолого - акмеологический подход. - Москва: Независимый ин-т гражд. о-ва, 2005. - 127 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Имангулова А.Ш., Шишкин А.Н. Особенности управления образовательных комплексов РФ // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-upravleniya-obrazovatelnyh-kompleksov-rf (дата обращения: 25.12.2023).

7. Калинина Е.А. Корпоративная культура школы как инструмент управления образовательной организацией / В сб.: Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель И.А. Романовская. - Астрахань: ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», 2019. - С. 39-42.

8. Киселёва О.О. Корпоративная культура инновационной образовательной площадки // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ korporativnaya-kultura-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-ploschadki (дата обращения: 25.12.2023).

9. Костюченко Н. И. Проблемы теории управления и общих функций управления на примере определения понятия «Управленческое решение» как общей функции управления // Общество и право. 2015. № 4 (54). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-teorii-upravleniya-i-obschih-funktsiy-upravleniya-na-primere-opredeleniya-ponyatiya-upravlencheskoe-reshenie-kak-obschey (дата обращения: 27.12.2023).

10. Митрофанова М.В. Мониторинг корпоративной культуры университета

186

в транзитивной экономике // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 311. № 6. - С. 96100.

11. Николаева Н.М. Структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. -2015. - № 6 (55). - С. 216-218.

12. Пестерева О.А., Будаева Э.В. Функции и особенности корпоративной культуры образовательной организации // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2019. -Вып. 4. - С. 72-76.

13. Раренко А.А. Корпоративные ценности в системе ценностей персонала российских организаций. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(1):199-214. - URL: https://doi. org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-199-214

14. Автор. Модель управленческого мониторинга инновационного образовательного учреждения // Социология образования. 2009. № 9. - С. 57-64.

15. Автор. Мониторинг в системе муниципального управления: монография; Современная гуманитарная акад. -Москва, 2009. - 149 с.

16. Трубникова Н.И., Мазурина Е.Б. Оптимизация организационной культуры как ресурс управления образовательной организацией // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». 2022. № 4. - С. 89-100.

17. Уланова Г.А. Организационная культура образовательной организации как фактор психологического благополучия учащихся // Образование личности. - 2017. - № 4. - С. 53-58.

18. Федоров О.Д., Калдузова Н.А. Корпоративная культура российских школ: в поисках закономерностей // Ценности и смыслы. 2021. № 2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ korporativnaya-kultura-rossiyskih-shkol-

v-poiskah-zakonomernostey (дата обращения: 25.12.2023).

19. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2002. -336 с.

20. Автор. Конфликтологическая компетентность в структуре управленческой культуры // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2020. - № 3. - С. 101-108.

21. Ярулов А.А. Технология формирования организационной культуры образовательной организации // Школьные технологии. 2018. № 4. - С. 1833.

ORGANIZATION OF MONITORING OF THE CORPORATE CULTURE OF THE EDUCATIONAL COMPLEX

Rychikhina E.N., Shchetkina M.A.

Moscow City Pedagogical University

The relevance of the research. Currently, there is a shortage of scientific developments and practical recommendations for improving and developing the corporate culture of educational organizations. The importance of conducting research in this area is due to the creation and development of educational complexes aimed at implementing a system of lifelong education, the corporate culture of which is in the process of formation. In this regard, there is a need to monitor the state of the organization's emerging corporate culture and possible directions for its development through monitoring. The main aim is to develop a theoretical model for organizing monitoring of the corporate culture of the educational complex. Objects: determine the functions of corporate culture in the educational complex, highlight the area of influence of corporate culture in the educational complex, create an algorithm for organizing corporate culture monitoring. Methods: systemic, axiological, and structural-functional methodological approaches. Results. Based on the results of the analysis of scientific literature, the following was determined: the need to organize monitoring of corporate culture in the educational complex in order to form the basis for making management decisions; the need to determine, based on the results of monitoring, areas for adjusting and improving corporate culture in accordance with the strategic goals of the development of the educational complex.

187

Conclusion. The proposed model for organizing monitoring provides a holistic approach to the formation of the most appropriate corporate culture of the educational complex to the current conditions and creates requirements for determining directions for its improvement. Conflict of interest. The presented publication does not contain borrowed material without reference to the author and (or) source of borrowing; there are no results of scientific work performed by the author (authors) of the publication, personally and (or) in collaboration, without appropriate references. The author(s) declares no conflict of interest related to the publication of this article.

Keywords: corporate culture, educational complex, management monitoring, monitoring system, monitoring methods.

References

1. Battalova L.M., Dadykin S.V., Ustyan E.A. Corporate culture in Russia: problems of formation // Problems of economics and legal practice. 2020. Vol. 16. No. 6. pp. 228-232.

2. Belukhina N.N., Belonogova L.N., Shubo-vich M.M., Petrishchev I.O. Managing the improvement of the corporate culture of an educational organization as a factor in the humanization of the educational process // Bulletin of Minin University. 2017. No. 3 (20). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/upravlenie-sovershenstvovaniem-korporativnoy-kultury-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-faktora-gumanizatsii-vospitatelnogo-protsessa (date of access: 12/25/2023).

3. Boguslavsky M.V., Karmaev A.A., Kim S.V. Moscow model of creating educational complexes: achievements and risks // Problems of modern education. 2021. No. 3. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/moskovskaya-model-sozdaniya-obrazovatelnyh-kompleksov-dostizheniya-i-riski (access date: 12/25/2023).

4. Bueva I.I., Kiryakova A.V. Formation of corporate culture of educational communities: theory and methodology: monograph. -Moscow: House of Pedagogy, 2009. - 238 p.

5. Zazykin V.G., Smirnova I.A. Corporate culture of an organization: psychological-acmeological approach. - Moscow: Independent Institute of Civil. islands, 2005. -127 p.

6. Imangulova A.Sh., Shishkin A.N. Features of management of educational complexes of the Russian Federation // Economy and

society. 2016. No. 3 (22). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-obrazovatelnyh-kompleksov-rf (access date: 12/25/2023).

7. Kalinina E.A. Corporate culture of a school as a tool for managing an educational organization / In: Modern educational technologies: new challenges and prospects: Materials of the III All-Russian scientific and practical conference. Editor-compiler I.A. Ro-manovskaya. - Astrakhan: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Astrakhan State University", 2019. - pp. 39-42.

8. Kiseleva O.O. Corporate culture of an innovative educational platform // Siberian Pedagogical Journal. 2018. No. 1. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-ploschadki (access date: 12/25/2023).

9. Kostyuchenko N.I. Problems of management theory and general management functions using the example of defining the concept of "Management decision" as a general management function // Society and Law. 2015. No. 4 (54). - URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/problemy-teorii-upravleniya-i-obschih-funktsiy-upravleniya-na-primere-opredeleniya-ponyatiya-upravlencheskoe-reshenie-kak-obschey (date of access: 27.12. 2023).

10. Mitrofanova M.V. Monitoring the corporate culture of a university in a transitive economy // News of Tomsk Polytechnic University. - 2007. - T. 311. No. 6. - P. 96-100.

11. Nikolaeva N.M. Structural-functional model of the process of formation of corporate culture of a comprehensive school // World of science, culture, education. - 2015. - No. 6 (55). - pp. 216-218.

12. Pestereva O.A., Budaeva E.V. Functions and features of the corporate culture of an educational organization // Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society. - 2019. - Issue. 4. - pp. 7276.

13. Rarenko A.A. Corporate values in the value system of personnel of Russian organizations. News of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(1):199-214. - URL: https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-199-214

14. Author. Model of managerial monitoring of an innovative educational institution // Sociology of Education. 2009. No. 9. - pp. 5764.

188

15. Author. Monitoring in the system of municipal government: monograph; Modern humanitarian acad. - Moscow, 2009. - 149 p.

16. Trubnikova N.I., Mazurina E.B. Optimization of organizational culture as a resource for managing an educational organization // Scientific and practical journal "Bulletin of the University of the Russian Academy of Education". 2022. No. 4. - P. 89-100.

17. Ulanova G.A. Organizational culture of an educational organization as a factor in the psychological well-being of students // Personal education. - 2017. - No. 4. - P. 5358.

18. Fedorov O.D., Kalduzova N.A. Corporate culture of Russian schools: in search of patterns // Values and meanings. 2021.

No. 2. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/korporativnaya-kultura-rossiyskih-shkol-v-poiskah-zakonomernostey (access date: 12/25/2023).

19. Shane E.X. Organizational culture and leadership / Transl. from English edited by V.A. Spivak. - St. Petersburg: Peter, 2002. - 336 p.

20. Author. Conflictological competence in the structure of management culture // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. - 2020. - No. 3. - P. 101-108.

21. Yarulov A.A. Technology of formation of organizational culture of an educational organization // School technologies. 2018. No. 4. - P. 18-33.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.