Научная статья на тему 'Организация лингво-информационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза на основе он-лайн-сервисов Google'

Организация лингво-информационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза на основе он-лайн-сервисов Google Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВО-ИНФОРМАЦИОННОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОН-ЛАЙН-СЕРВИСЫ / GOOGLE DOCS / GOOGLE FORMS / LINGUA-INFORMATIONAL NETWORK INTERACTION / SUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ONLINE SERVICES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гребенщикова Александра Вячеславовна

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия субъектов образовательного процесса университета на современном этапе. Анализируются понятия сетевое образование, сетевое взаимодействие, понятие «лингво-информационное сетевое взаимодействие», описываются особенности организации взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза но основе бесплатных он-лайн-сервисов Google Docs и Google Forms, выделяются преимущества данных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lingua-informational network interaction on the basis of google docs service

The article deals with the issue of organization of ‘student-teacher’ educational interaction, describes the concepts of network education, network interaction and lingua-informational network interaction, specifies the features of interaction between subjects of the educational process in the university, based on free on-line-services such as Google Docs and Google Forms, their advantages are also described.

Текст научной работы на тему «Организация лингво-информационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза на основе он-лайн-сервисов Google»

3. Kolontayevskaya I.F., Isabekova O.A. Digital culture of the engineer: problems and decision. Science 2014: problems and prospects: materials of the international scientific and practical conference (Moscow, January 26, 2015). M.: Griffin, 2015. P. 72-76. [in Russian].

4. Program "Digital Economy of the Russian Federation". Approved by the Order of the Government of the Russian Federation No. 1632-o of June 28, 2017. [in Russian].

5. Prokudin D.E., Sokolov E.G. "Digital culture" vs 'Analog culture". Vestnik Sankt Peterburgskogo gos. unta, 2013. Vol. 17. No. 4. P. 83-91. [in Russian].

6. Sergeyev I.L. Transformation of mass culture in the digital environment. Kultura i tsivilizatsiya, 2016. Vol. 6. No. 6A. P. 55-65. [in Russian].

7. Sokolova N.L. Digital culture or culture in digital era. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovaniy kul-tury, 2012. No. 3. P. 6-10. Available at: http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/ IJCR_03%288%29_2012.pdf [in Russian].

8. Taylor M. L. Generation next: a student in a postmodern era.. Otechestvenniye zapiski, 2006. No. 3. Available at: http://jarki .ru/wpress/2009/01/26/413/ [in Russian].

ro m о

S

X

Ф Ю

Ф Д

DD <

Сведения об авторах: Гнатышина Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Kmail: gnatyshinaev@cspu.ru

Саламатов Артем Аркадьевич,

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: saa@cspu.ru

Information about authors: Gnatyshina Ekaterina Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Head, Department of pedagogics

and psychology South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gnatyshinaev@cspu.ru

Salamatov Artem Arkadjevich,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Vice-Rector for Scientific Work, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: saa@cspu.ru

УДК 37.011 ББК 74.04

А.В. Гребенщикова

организация лингво-информационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза на основе

ОН-ЛАйН-СЕРВИСОВ GOOGLE

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия субъектов образовательного процесса университета на современном этапе. Анализируются понятия - сетевое образование, сетевое взаимодействие, понятие «лингво-информационное сетевое взаимодействие», описываются особенности организации взаимодействия субъектов образовательного процесса

вуза но основе бесплатных он-лайн-сервисов Google Docs и Google Forms, выделяются преимущества данных сервисов.

Ключевые слова: лингво-информационное сетевое взаимодействие, субъект образовательного процесса, он-лайн-сервисы, Google Docs, Google Forms.

A.V. Grebenshchikova

LINGUA-INFORMATIONAL NETwORK INTERACTION ON THE BASIS OF GOOGLE DOCS SERVICE

The article deals with the issue of organization of 'student-teacher' educational interaction, describes the concepts of network education, network interaction and lingua-informational network interaction, specifies the features of interaction between subjects of the educational process in the university, based on free on-line-services such as Google Docs and Google Forms, their advantages are also described.

Key words: lingua-informational network interaction, subject of the educational process, online services, Google docs, Google Forms.

В настоящее время стремительное развитие и использование информационно-коммуникационных технологий в разных сферах общественной жизни имеет определяющее значение в ускорении процессов коммуникации и взаимодействия. Информация становится главным, базовым ресурсом функционирования и развития социума. В результате происходит обновление формата политических, экономических, социальных отношений, сферы образования, а также повседневной жизни, который реализуется на базе информационных сетей. Такие трансформационные процессы «позволяют нам говорить о современном обществе как об информационном или сетевом» [3, с. 117]. Самая широко известная на сегодня теория сетевого общества описана М. Кастельсом, философом, футуристом, подробно описавшим особенности трансформации индустриального общества. Ученый считает, что «сетевое общество» - это специфическая форма социальной структуры, которая устанавливаема эмпирическими исследованиями в качестве характеристики информационной эпохи [6, с. 15]. Основными отличительными чертами информационного сетевого общества являются ослабление вертикальных иерархических социальных систем, развитие процессов координации, актуализация таких явлений, как

горизонтальная карьера или «карьера вширь», превалирование самоорганизации и взаимоконтроля и т.д.

Вместе с тем исследователь сетевых структур А.В. Назарчук называет современное общество коммуникационным [2]. И, действительно, в современном мире все процессы коммуникации, взаимодействия находятся в прямой зависимости от социальных сетей. Очень часто сетевые формы общения преобладают над реальными, либо в основе реальных отношений заложены процессы сетевой коммуникации. В этой связи во всех сферах жизни человека происходят глобальные изменения. Высшее образование не является исключением.

Многие современные педагоги и методисты, изучая и описывая процессы, протекающие в образовании, используют такие термины, как «постиндустриальное образование», «сетевое образование» и даже термин «сетевая педагогика». Так, В.П. Шестак, Е.Б. Весна, В.Н. Платонов пишут: «сетевое образование связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Собственно, речь идет о качественно новой «сетевой педагогике», в настоящее время практически не разработанной и не исследованной» [4].

ш о

Ё

ф ^

ЧУк

о СТ

!§ m га

т

р

S ф s о

ГО -т

п ^

Ш m 2

2 =

ей о ф

I- ф

ф ей

о о

е 5

0 О

И

s Го

! г?

Q. Го ф

-Ъ-ф

1

о с

S о

is

го го

СО СО

5 °

I to го го

О о

го m

о ^

X

Ф Ю Ф

03 <

В наших исследованиях мы используем термин «лингво-информационное сетевое образование». Рассматривая образование как процесс, под лингво-информационным сетевым образованием понимаем совместную учебную коммуникативно-ориентированную деятельность студентов и преподавателей, обусловленную наличием общего языка коммуникации, реализуемую в сети на основе новых информационных технологий, и направленную на формирование компетентностей, декларируемых стандартами высшего образования [1, с. 146].

Термин «сетевое взаимодействие» определяет природу сетевого образования с точки зрения образования как процесса. Сетевое взаимодействие субъектов высшего образования в контексте рассматриваемой проблемы понимается как горизонтальное учебное взаимодействие преподавателя/ей и студентов, характеризующееся полису-бектностью, интерактивностью и технологичностью [1, с. 145]. Сетевое взаимодействие в образовании становится доминирующим видом взаимодействия, что обусловливает разработку теоретических основ такого взаимодействия, а также описание методов, приемов, инструментов, позволяющих организовать процесс подготовки современных специалистов.

В соответствии с теорией Б. Блума во время учебного взаимодействия мыслительные процессы проходят следующие основные стадии развития:

1) стадия запоминания информации как конкретного материала, фактов, терминологии, критериев, определений, критериев;

2) стадия понимания, которая представлена процессами объяснения, интерпретации, экстраполяции;

3) стадия применения, предполагающая организацию деятельности на основе полученных знаний;

4) стадия анализа принципов и взаимосвязей структурных составляющих изучаемых явлений;

5) стадия оценки, предполагающая суждения на основе имеющихся данных либо на основе внешних критериев;

6) стадия синтеза, результатом кото-

рого может стать написание плана, разработка возможной системы действий, построение модели абстрактных отношений [5].

В настоящее время каждая из вышеназванных стадий трансформируется,при-обретая черты лингво-информационного сетевого взаимодействия.

В данной статье мы опишем особенности организации «лингво-информационного сетевого взаимодействия на стадиях применения и анализа учебного материала посредством бесплатных сервисов Google.

Наиболее продуктивными формами организации образовательного процесса для организации применения и анализа материала станут практические и лабораторные занятия, семинары и самостоятельная работа.

Для организации процессов применения и анализа ранее изученного материала предлагается использовать задания, сформулированные с помощью следующих глаголов:

• на этапе применения: воспроизвести, выполнить, запустить, изменить, изобразить схематически, исследовать, определить, выполнить, отобрать, отредактировать, подготовить, поделиться, построить диаграмму, провести эксперимент, разъяснить, собрать и т.д.

• на этапе анализа: вывести, выделить признаки, выстроить, задать вопросы, классифицировать, объединить, объяснить, противопоставить, разбить, разделить, разобрать, рассмотреть, сделать выводы, соединить, связать/ сделать ссылки, соотнести, спланировать, сравнить, структурировать, упорядочить и т.д.

Для организации процесса применения и анализа изученного материала эффективным является использование сервиса Google Docs.

Google Docs - бесплатный он-лайн-сервис, основанный на технологии вики, который дает возможность совместного ведения проектов и может служить общей рабочей платформой для группы студентов. Доступ к сервису осуществляется через Интернет посредством Google. Основным условием успешной организации работы в сервисах Google - доступ в Интернет и наличие Google аккаун-

тов у всех участников сетевого взаимодействия.

GoogleDocs - это сетевой аналог таких программ пакета Microsoft, как текстовый редактор Microsoft Word, редактор таблиц Excel и программа подготовки презентаций PowerPoint, но находящийся в свободном сетевом доступе. Основным преимуществом использования сервиса GoogleDocs на этапах применения и анализа изученного материала является возможность совместной работы студентов над одним документом. Технически каждый документ автоматически получает уникальный сетевой адрес, который в последствии используется для получения доступа к нему. Для допуска к совместной работе один из субъектов сетевого взаимодействия должен поделиться с другими ссылкой на данный документ. После чего документ становится доступным для просмотра и совместного редактирования в любое время, но только для тех, у кого есть сетевая ссылка. Кроме того, в сервис встроена функция многоязычной проверки правописания, обеспечивающая студентам возможность проверить информацию на выбранном языке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, сервис Google Docs создает возможность для быстрой организации общего рабочего он-лайн-пространства, становится общей рабочей платформой, а также он-лайн-доской, имея при этом интерфейс документа Word. Кроме того, Google Docs может стать персональной средой обучения. С его помощью студент может создать электронное портфолио, использовать его как место хранения информации. Преподаватель, в свою очередь, может использовать данный сервис в виде информационной доски, публикуя в отдельном документе с общим доступом объявления или домашние задания.

Еще одним эффективным с точки зрения организации процессов применения и анализа информации является сетевой сервис Google Forms. Данный сетевой ресурс используется для создания сетевых опросов. Google формы - это инструмент, доступный и эффективный в использовании, как для преподавателя, так и для студента. Данный сервис предоставляет возможности: создавать анкеты, добавлять формы обратной связи на

саит, осуществлять удаленную проверку выполненных работ, проводить тестирования в режиме он-лаИн, а также он-лайн-олимпиады с большим количеством участников.

Сервис Google Forms также как и предыдущий сервис Google позволяет предоставить доступ всем предполагаемым респондентам к уже созданной форме-опросу. Доступ предоставляется путем почтовой рассылки. Кроме того, это возможно сделать в сообщении в любой социальной сети. Готовую форму можно добавить в группу в социальной сети, либо разместить на учебном сайте. Важным преимуществом использования форм является то, что заполнить готовую форму можно в любом браузере, при этом результаты опроса автоматически фиксируются в аккаунте создателя формы, а затем автоматически анализируются и трансформируются в табличный формат Excel.

Сервисы Google становятся удобными и актуальными в процессе лингво-информационного сетевого взаимодействия для выполнения следующих заданий этапов применения и анализа информации: отредактировать материал, подготовить презентацию, отчет, вести дневник, блог, создать подборку, сделать обзор, подготовить реферат, обменяться мнениями. Данный ресурс прекрасно подходит для выполнения таких форм совместной работы, как проблемная задача, мозговой штурм, поскольку имеет встроенную функцию чата.

Принимая во внимание все вышеперечисленные характеристики сетевых сервисов Google, выделим их основные преимущества:

• узнаваемость и простота: формат и функциональные возможности аналогичны MicrosoftWord и другим продуктам программы Microsoft;

• доступность и отсутствие границ: для организации процесса лингво-информационного сетевого взаимодействия на стадиях применения и анализа информации студентам необходимо лишь иметь доступ к сети Интернет. При наличии аккаунта в программе Google студенты всегда, с любого устройства и места могут зайти в необходимый сервис. Немаловажным преимуществом

о

Ё ф

Ъ>

О CT

!§ m га

1 ё р

fä S ф s о

ГО -т

« ^

Ш m

2

S =

CQ о ф

I- Ф

ф CÛ

О о

2 5

0 О

IE *

s Го

! in Q. Го

■Я 8

-Ъ-ф

1 :х

о с

s о

: 1

ГО го

СО CÛ

5 О

I to

го го

О о

Google является предоставление всех сервисов на бесплатной основе;

• интерактивность: технологии Google являются облачными и поэтому позволяют организовать сетевое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса здесь и сейчас;

• универсальность: облачные технологии могут быть применены на всех стадиях сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса университета, как на аудиторных практических занятиях, так и во внеаудиторной самостоятельной работе.

Библиографический список

1. Гребенщикова, А.В. Лингво-информационное сетевое образование как система и процесс [Текст] / А.В. Гребенщикова // Казанская наука. -2016. - № 10. - С. 143-146.

2. Назарчук, А.В. Новая коммуникативная ситуация: рождение сетевого общества [Текст] /

A.В. Назарчук // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса в 5 т. Т. 3. - М.: Современные тетради, 2005. - C. 100-112.

3. Саенко, Л.А. Сетевое общество в контексте современных социальных трансформаций [Текст] / Л.А. Саенко, М.В. Егоров // Дискуссия. - 2014. - № 7(48). - С. 116-122.

4. Шестак, В.П. Сетевое образование: лучшие отечественные и зарубежные практики [Электронный ресурс] / В.П. Шестак, Е.Б. Весна, В.Н. Платонов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10981 (дата обращения: 11.10.2017).

5. Bloom's taxonomy revised: specifying assessable learningobjectives in computer science / C.W. Starr,

B. Manaris, R.H. Stalvey // The proceedings of the 39th SIGSCE Technical Symposium on Computer Science Education, 2008. P. 261-265.

6. Castells M. The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Societyand Culture Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1996. P. 241.

References

1. Grebenshchikova A.V. Linguistic information network education as a system and a process. Kazans-kaya nauka, 2016. No. 10. P. 143-146. [in Russian].

2. Nazarchuk A.V. New communicative situation: the birth of a network society. Philosophy and the future of civilization: Abstracts of speeches and speeches of the IVRussian philosophical congress in 5 volumes. T. 3. M.: Spvre-menniye tetradi, 2005. P. 100-112. [in Russian].

3. Sayenko L.A., Egorov M.V., Network society in the context of modern social transformations. Discussion, 2014. № 7 (48). P. 116-122. [in Russian].

4. Shestak V.P., Vesna E.B., Platonov V.N. Network education: best domestic and foreign practices. Sovremenniye problemy nauki i obrazovaniya, 2013. No. 6. Available at: http://www.science-education.ru/en/ article/view?id=10981 [in Russian].

5. Bloom's taxonomy revised: specifying assessable learning objectives in computer science / C.W. Starr, B. Manaris, R.H. Stalvey // The proceedings of the 39th SIGSCE Technical Symposium on Computer Science Education, 2008. P. 261-265. [in English].

6. Castells M. The Rise of the Network Society. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1996. P. 241. [in English].

Сведения об авторах:

Гребенщикова Александра Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, Челябинский государственный университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: aleksa151@gmail.com

Information about authors: Grebenshchikova Aleksandra Vyacheslavovna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor,

Department of English Language,

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: aleksa151@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.