УКД 378.14:004
Галкина Людмила Сергеевна
Старший преподаватель кафедры информационных технологий Пермского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, ludagalkina@mail.ru, Пермь
ПРИМЕНЕНИЕ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ GOOGLE В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. Обсуждается одно из направлений использования ИКТ в образовании - внедрение в образовательную деятельность сетевых инструментов. Рассматривается взаимодействие участников системы образования (студентов и преподавателей) посредством сетевых сервисов Google: Документов Google, сайта Google, Gmail, Календаря Google. Сформулированы преимущества использования этих инструментов в учебном процессе.
Ключевые слова: сетевые сервисы в образовании, контроль, самоконтроль, сетевое взаимодействие.
Galkina Lyudmila Sergeevna
Teacher, Chair of Information Technology, the Perm Institute (branch) of the Russian State University of Trade and Economics (PI (br) RSUTE), ludagalkina@mail.ru, Perm
APPLICATION OF GOOGLE NETWORK SERVICES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. We discuss one aspect of ICT in education - implementation of online tools in educational activity. The interaction of participants (students and teachers) in the educational system through the Google network services: Docs Google, Website Google, Gmail, Calendar Google. We formulate the benefits of using these tools in learning process.
Keywords: network services in education, control, self-control, networking.
Прогресс науки и техники, стремление к «экономике знаний» меняют требования внешней среды к процессам в обществе, в том числе и образовательным. Широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий является объективной закономерностью развития системы образования. Процесс информатизации образования четко отражен в положениях об образовании. Согласно ФГОС, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебнометодической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть
представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения [5].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в обучение положительно отражается на формировании профессиональных качеств будущих специалистов [1; 2; 4]. Применение информационных и телекоммуникационных технологий развивает личность обучаемого, подготавливает его к самостоятельной продуктивной деятельности, развивает системное, алгоритмическое, творческое мышление.
В системе образования сегодня нашли применение: электронные учебники, компьютерные тренажеры, автоматизированные обучающие системы, компьютерные справочники и т.п. Зачастую аудиторные лекционные занятия сопровождаются презентациями, видеофрагментами; практические и лабораторные работы - использованием специальных программных продуктов, поиском дополнительной информации в сети
Интернет. Контролирующие мероприятия могут быть организованы с применением специальных оболочек (например, SunRav TestOíficePro, пакет EasyTester v2.0, MyTest X, тестовая оболочка ШсШ^^ автоматизированная система удаленного тестирования “TestWizard 2.3” и др.).
Компетентностная ориентация процесса обучения, где все большее значение придается практическим навыкам, наравне с повышением динамики образовательного процесса, значительным увеличением роли дистанционного обучения, а также глобальным переходом информационных ресурсов в виртуальную среду, побуждает вузы утверждать инновационные модели деятельности, которые можно создавать и поддерживать средствами информационных технологий. Одним из новых направлений ИКТ в образовании является взаимодействие участников системы образования посредством сетевых сервисов. Наиболее распространены в настоящее время следующие сервисы [3]:
1. Социальные сети. Поиск людей, объединенных общим интересом и поддержание связи между ними.
2. Социальные хранилища. Хранение различного вида данных (закладки, мультимедийные ресурсы и т.д.) и их презентации друг другу. Как правило, устанавливаются ограничения на объем хранимой информации.
3. Сетевые офисы. Сервисы, поддерживающие создание, редактирование и хранение различных документов на удаленном компьютере в сети.
4. Сетевые дневники (Блоги).
5. Социальные медиа. СМИ, построенные на возможности любому человеку стать журналистом или источником новостей, на смену классической редакции приходит распределенное сообщество.
6. Социальные базы данных. Различные хранилища информации, в построении которой участвуют добровольцы из многих стран мира. Википедия.
7. Коллективные гипертексты ВикиВикисервис, позволяющие любому пользователю участвовать в разработке веб-сайта в качестве автора и редактора.
Учитывая, во-первых, уменьшение в учебном процессе удельного веса аудиторных занятий и смещение основной нагрузки на самостоятельное изучение предметов
(особенно актуально это для заочного отделения), а во-вторых, необходимость применения в учебном процессе новых ИКТ, расширяющих информационную среду вуза, автором проводится эксперимент по внедрению сетевых сервисов как дополнительных средств обеспечения образовательной деятельности студентов.
В качестве наиболее удачного решения, после рассмотрения возможных сервисов, был выбран бесплатный набор некоторых инструментов, предлагаемых компанией Google. Для использования продуктов Документы Google, сайты Google, Gmail, Календарь Google зарегистрирован аккаунт.
С помощью шаблонов созданы информа-цинно-образовательные сайты по предметам «Информатика» и «Основы электронной коммерции».
Доступ студентов к данным сайта осуществляется посредством перехода по ссылке (использована настройка «Любой пользователь, обладающий ссылкой»).
Структурная модель сайта содержит следующие элементы:
• Новости. На данной странице указываются изменения на сайте, размещаются объявления.
• Вопросы к экзамену, зачету. При помощи инструмента Документы Google предварительно создан файл с вопросами, который в дальнейшем встроен на сайт. Такая организация позволяет достаточно оперативно вносить изменения в файл с вопросами или заменять его на другой. Кроме этого существует возможность сохранения вопросов на компьютере пользователя.
• Консультации (рис. 1) В данный раздел помещен календарь, созданный с помощью приложения Календарь Google.
• Лекции. Предварительно презентации лекций сохранены в формате Google-презентаций и встроены на данной странице сайта. Студенты могут без установки программного обеспечения развернуть их для просмотра в широкоэкранном режиме, либо при наличии ПО (MS Office, OpenOffice) сохранить файл с презентациями у себя на компьютере.
• Литература. Приведен список основной и дополнительной литературы, позволяющей найти ответы на вопросы при изучении тем.
Рис. 1. Страница Консультации со встроенным календарем
• Материалы. В данном разделе обучающиеся могут просмотреть и загрузить на свой компьютер различные учебные пособия, самоучители, файлы с примерами оформления работ и т.п.
• Результаты проверки контрольных работ. Осуществляя переход по нужной ссылке (номер группы), студенты видят результаты проверки выполненных ими заданий и могут оценить свой рейтинг по изучаемой дисциплине (использованы таблицы Google) (рис. 2).
• Самостоятельная работа. В данном разделе указаны методические рекомендации, сроки выполнения, варианты контрольных работ. Файлы можно просмотреть или загрузить к себе на компьютер.
• Тесты. На основе форм Google созданы варианты тестов, позволяющие повторить пройденный материал. Результаты фиксируются у преподавателя (отражаются в таблице Google). Кроме этого, студент после прохождения тестирования может просмотреть общую статистику ответов на вопросы теста в виде диаграмм (рис. 3). Наличие данного раздела позволяет студентам сориентироваться, на какие моменты стоит обратить внимание при подготовке, например, к экзамену или зачету и снять психологическое напряжение перед тестированием (т.е. посмотреть в какой форме могут быть заданы вопросы).
Почтовый сервис Gmail является связующим звеном, позволяющим осуществлять
Основы ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
По1»о: по СВ0ПЭ
И«
Ппп|ял- ы и
»►мі імп іу, ллтпу
Кене? ПШП IL1III ЛГКИІЧ!»
ЛМНИ№
г Рг-зу т LTATU itpDcrjibai SOI гтрел if 11 Ы X рлбет
ЕЮТ-54
Гяглгаяіі пм&тл КАИтгалышд gafryr *
M3-3S
Группi Mi-35
S EuuJHOUcK) 3#*1днЭ 1*СГЭ| U 11 11
2 Огпадг—:оа К С m-jiihd ¡громе- ncral £¡5 11 11
J J1*^, с в 39h14hD 3 11 11
£ Ю *-*.нна*л, Ю .Н UU1IH9 JJS 17 1"
К«--™ R R
Рис. 2. Результаты выполнения контрольных работ студентами заочного отделения
nfrMrtpm ripgq и* 6*>Щ»С 4F4 ■■■! i прдёЩниЧР* * грчлф
ващштлшш
<г**г м «9199011 fK-iuai T*»Hipam=J цйаНр«« учи!ы»-|юп1с.й HMjUgffM*
Рис. 3. Пример оформления теста и сводки ответов на вопросы
гибкое взаимодействие между участниками образовательного процесса.
При работе над групповыми проектами применяется возможность удаленной обработки одного документа несколькими пользователями одновременно. Совместная работа в режиме реального времени позволяет просматривать все изменения, внесенные соавторами, обсуждение изменений возможно с помощью чата прямо из документа.
Несмотря на сложности, связанные с внедрением таких технологий (например, недостаток времени у преподавателей), несомненно, реализуются следующие возможности:
• обеспечение обратной связи между преподавателем и студентами;
• доступность и визуализация учебной информации (как в режиме on-line, так и в автономном режиме);
• хранение больших объемов данных различных форматов;
• создание новых форм учебного процесса (групповая удаленная работа в реальном времени);
• возможность проведения промежуточной диагностики обученности студентов;
• активизация познавательной деятельности обучаемых;
• повышение мотивации на освоение средств и методов обработки информации для эффективного применения в профессиональной деятельности;
• развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной деятельности в условиях информационного общества, развитие его коммуникативных способностей.
Учитывая положительные результаты внедрения сервисов Google в образовательный процесс, включая позитивную реакцию студентов на нововведения, можно утверждать, что расширение информационной образовательной среды с помощью таких инструментов является эффективным методом организации взаимодействия участников образовательного процесса. Личность включается в социально-ценностную активность, что обеспечивает возможности эффективного обучения, а также самообразования за пределами институализированных образовательных систем.
Библиографический список
1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264с .
2. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. - М.: МГПУ, 2005.
3. Калиберда Е. Л., Русаков С. В. Сетевые сервисы на практике // Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования» - 2011. - № 18. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.npstoik.ru/vio/
inside.php?ind=artides&artide_key=339
4. Красильникова В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 с.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г № 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru
6. Шульгин Д. Облачные сервисы Google // Computer Bild - 2011. - №26 (149). - С. 28-39.