Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / III-IV СТЕПЕНЬ СЕНСОНЕВРАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТИ / ПРОФИЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАВНОМЕРНО ДОСТАТОЧНЫЙ ПРОФИЛЬ / НЕРАВНОМЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ / РАВНОМЕРНО НЕДОСТАТОЧНЫЙ ПРОФИЛЬ / НЕРАВНОМЕРНО НИЗКИЙ ПРОФИЛЬ / РАВНОМЕРНО НИЗКИЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Виктория Евгеньевна

В статье раскрываются результаты оценки психологической готовности к школьному обучению, представленные в виде профилей. У дошкольников с нарушениями слуха профили могут иметь четыре варианта конфигурации: неравномерный, равномерно недостаточный, неравномерно низкий, равномерно низкий. Раскрывается психологическое содержание каждого профиля. В структуре всех неравномерных профилей наиболее сформирован когнитивный компонент готовности к школьному обучению, свидетельствующий о том, что ведущую роль в компенсации нарушения слуха в этом возрасте имеют познавательные возможности. Равномерно низкий профиль у детей с нарушением слуха, уже получавших помощь в условиях специализированного детского сада, свидетельствует о потребности в нецензовом образовании. Предлагаются рекомендации коррекционно-развивающей деятельности психолога по развитию психологической готовности к школьному обучению в зависимости от полученного типа профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CORRECTIONAL ACTIVITIES DEPENDING ON THE PROFILE OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL EDUCATION OF CHILDREN WITH HEARING DISORDERS

The article reveals the results of assessment of psychological readiness for school education, presented in the form of profiles. In preschoolers with hearing disorders, profiles can have four configuration options: uneven, uniformly insufficient, unevenly low, uniformly low. The psychological content of each profile is revealed. In the structure of all uneven profiles, the cognitive component of school readiness is the most formed, indicating that cognitive abilities play a leading role in compensating for hearing impairment at this age. The uniformly low profile of children with hearing impairment who have already received assistance in a specialized kindergarten indicates the need for non-licensed education. The recommendations of correctional and developmental activity of a psychologist for the development of psychological readiness for school education are offered, depending on the type of profile obtained.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 170-174. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 170-174.

Научная статья УДК 159.9.075

https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.24

Организация коррекционной деятельности в зависимости от профиля психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха

Виктория Евгеньевна Кузнецова

Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, vika115221@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-3865-7625

Аннотация. В статье раскрываются результаты оценки психологической готовности к школьному обучению, представленные в виде профилей. У дошкольников с нарушениями слуха профили могут иметь четыре варианта конфигурации: неравномерный, равномерно недостаточный, неравномерно низкий, равномерно низкий. Раскрывается психологическое содержание каждого профиля. В структуре всех неравномерных профилей наиболее сформирован когнитивный компонент готовности к школьному обучению, свидетельствующий о том, что ведущую роль в компенсации нарушения слуха в этом возрасте имеют познавательные возможности. Равномерно низкий профиль у детей с нарушением слуха, уже получавших помощь в условиях специализированного детского сада, свидетельствует о потребности в нецензовом образовании. Предлагаются рекомендации коррекционно-развивающей деятельности психолога по развитию психологической готовности к школьному обучению в зависимости от полученного типа профиля.

Ключевые слова: дошкольники, кохлеарная имплантация, III-IV степень сенсоневральной тугоухости, профиль психологической готовности к школьному обучению, коррекционная деятельность, равномерно достаточный профиль, неравномерный профиль, равномерно недостаточный профиль, неравномерно низкий профиль, равномерно низкий профиль

Для цитирования: Кузнецова В.Е. Организация коррекционной деятельности в зависимости от профиля психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 170-174. https://doi.org/10.24158/spp.20218.24.

Original article

Organization of correctional activities depending on the profile of psychological readiness for school education of children with hearing disorders

Victoria E. Kuznetsova

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, vika115221@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-3865-7625

Abstract. The article reveals the results of assessment of psychological readiness for school education, presented in the form of profiles. In preschoolers with hearing disorders, profiles can have four configuration options: uneven, uniformly insufficient, unevenly low, uniformly low. The psychological content of each profile is revealed. In the structure of all uneven profiles, the cognitive component of school readiness is the most formed, indicating that cognitive abilities play a leading role in compensating for hearing impairment at this age. The uniformly low profile of children with hearing impairment who have already received assistance in a specialized kindergarten indicates the need for non-licensed education. The recommendations of correctional and developmental activity of a psychologist for the development of psychological readiness for school education are offered, depending on the type of profile obtained.

Keywords: preschoolers, cochlear implantation, III-IV degree of sensorineural hearing loss, profile of psychological readiness for schooling, correctional activity, uniformly sufficient profile, uneven profile, uniformly insufficient profile, unevenly low profile, uniformly low profile

For citation: Kuznetsova V.E. Organization of correctional activities depending on the profile of psychological readiness for school education of children with hearing disorders // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 170-174. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.24.

Проблема психологической готовности к школе, понимаемой как интегративная разноуровневая многокомпонентная характеристика психического развития (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и мн. др.), приобретает в настоящее время новое звучание [1]. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили возможность обучаться совместно с «нормотипичными» сверстниками при создании для них специальных условий получения образования. Соответственно, возросло значение содержательной оценки психологической готовности к обучению, позволяющей прогнозировать образовательный маршрут и специальные условия, адекватные психологическим возможностям и потребностям детей.

Большинство немногочисленных эмпирических исследований по рассматриваемой проблеме акцентировано на отдельных составляющих психологической готовности к школьному обучению. Однако совершенствование психологической диагностики в области специального образования предполагает переход от рассмотрения отдельных (даже чрезвычайно значимых) показателей к целостной и системной характеристике различных сторон психологического развития и психической деятельности (И.А. Коробейников, В.И. Лубовский и др.) [2].

Средством решения подобной задачи может быть использование «психологических профилей», которые, в отличие от общеизвестных (Г.И. Россолимо, D. Wecsler и др.) [3], строятся на основе уровневой оценки интегративных компонентов, выделяемых в структуре изучаемых объектов (С.А. Домишкевич, Е.Л. Инденбаум и др.) [4]. Подобная диагностика не только позволяет реализовывать принципы системно-деятельностного подхода и оценки зоны ближайшего развития, но и обосновывать направления коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы исходя из выделенных индивидуально-типологических особенностей детей.

В связи с обозначенными трудностями и актуальностью проблемы нами было принято решение формировать психологические профили готовности к школьному обучению, построенные на основе индивидуальных сочетаний его когнитивного, регулятивного, коммуникативного и мо-тивационного компонентов. Под руководством Е.Л. Инденбаум была предложена методика построения профилей, что позволяет дифференцировать работу педагога-психолога [5].

В результате апробации методики на 170 дошкольниках с разным состоянием слуховой функции (слабослышащие с кохлеарными имплантами (КИ), с Ш-М степенью сенсоневральной тугоухости, с нормальным состоянием слуха) были получены пять типов профилей: «равномерно достаточный», «неравномерный», «равномерно недостаточный», «неравномерно низкий», «равномерно низкий». Распределение испытуемых по профилям представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение дошкольников по профилям готовности

к школьному обучению, %

Профиль _____- ' ___—----"" Группа Группа 1 п = 33 Группа 2 п = 9 (абс.ч.) Группа 3 п = 28 Группа 4 п = 15 Группа 5 п = 85

1 (равномерно достаточный)/ п=21 0 0 0 0 24,7

2 (неравномерный)/ п=57 36,3 0 7,3 0 50,5

3 (равномерно недостаточный)/ п=35 36,3 1 28,5 0 16,4

4 (неравномерно низкий)/п=27 24,2 0 42,8 26,7 8,4

5 (равномерно низкий)/п=30 3,2 8 21,4 73,3 0

Итого 100 100 100 100

Примечание: Группа 1 - дети с КИ без дополнительных нарушений; группа 2 - дети с КИ с дополнительными нарушениями; группа 3 - дети с !!!-!У степенью сенсоневральной тугоухости без дополнительных нарушений; группа 4 - дети с !!!-!У степенью сенсоневральной тугоухости с дополнительными нарушениями; группа 5 - дети с нормальным слухом.

Основанием для выделения первого профиля было успешное выполнение детьми всех заданий. Уровень развития изучаемых компонентов (регулятивного, когнитивного, мотивационного и коммуникативного) характеризуется как достаточный или условно достаточный. Данный профиль имели дети без нарушений слуха (24,7 %).

Профиль 2 (неравномерного) типа мог иметь разную конфигурацию. Первый тип неравномерного профиля отмечался почти у всех детей (за исключением девяти нормотипичных дошкольников) и отражал недостатки в развитии регулятивного компонента, что проявляется в повышенной двигательной активности, в многократном отвлечении от выполнения заданий. Для улучшения результатов диагностики и помощи в концентрации внимания детям необходимо повторно предъявлять инструкцию, делать некоторые уточнения, задавать наводящие вопросы. Когнитивный и мотивационный компоненты находятся на достаточном уровне развития.

Второй тип неравномерного профиля помимо трудностей регуляции отражает недостатки мотивационного компонента. Данный вариант отмечен у двух детей из группы с некомпенсированной сенсоневральной тугоухостью, у трети нормотипичных дошкольников и шести детей с КИ. Успех обучения детей зависит от наличия/отсутствия сложностей концентрации внимания, тревоги, связанной с предстоящим обучением в школе; доминирования мотивов (внешних) обучения; отношения к школе (амбивалентного).

Третий тип неравномерного профиля отражает недостаточный уровень развития когнитивного и регулятивного компонентов. Данный профиль был отмечен у дошкольников без нарушения

слуха. Дети требуют повышенного внимания и помощи. Причина неуспеха скрывается в недостаточной сформированности базовых перцептивных и мыслительных действий, в сложностях концентрации внимания.

Неравномерный профиль, представленный всеми типами конфигураций, отражает достаточный уровень развития коммуникативного компонента. Дошкольники легко идут на контакт, проявляют инициативу в общении, свободно отвечают на вопросы в рамках исследования, в том числе могут обосновать принятое решение.

Коррекционно-развивающая работа при неравномерном типе профиля (2) направляется преимущественно на развитие регулятивного и мотивационного компонентов. Для первого необходимы занятия продуктивными видами деятельности, обучение играм с правилами, ролевое моделирование, выполнение доступных трудовых заданий в быту.

Опираясь на фундаментальные исследования Н.В. Бабкиной, для развития саморегуляции на занятиях в малых группах с детьми, обнаружившими неравномерный профиль, необходимо ставить следующие задачи: планировать под руководством взрослого этапы выполнения задания (проговаривать действие до начала его выполнения) с постепенным последующим самостоятельным выполнением упражнения; оценивать совместно со взрослым результаты деятельности; самостоятельно исправлять ошибки под контролем взрослого; давать словесный отчет по этапам действий. В качестве упражнений можно предложить «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» - 2-й уровень с визуальным контролем, «Рисование домика», «Рисование по точкам» и т. п. [6].

Кроме того, мы предлагаем для развития регулятивного компонента использовать ролевое моделирование структуры повседневной деятельности, которое способствует осознанию как самой деятельности в целом, так и отдельных ее звеньев, развитию способности контролировать собственное поведение, поведение сверстника, оценивать конечный результат с эталоном [7].

Каждый ребенок выполняет одну определенную роль (например, официант, помощник воспитателя и т. п.). Основная цель - формирование действий взаимного контроля, т. е. от контроля за действиями другого к контролю за собственными действиями, а затем их оценки и самооценки. Например: «Сегодня Паша помощник педагога. Он будет смотреть, как вы работаете, отвечаете на вопросы, и будет отмечать на стенде». Деятельность помощника осуществлялась в соответствии с несколькими разделами, которые отображались на специальном стенде: помощник следит за поведением детей, за речью, за выполнением задания.

Для повышения мотивации к обучению необходимы игры, беседы, экскурсии, направленные на расширение представлений о деятельности учителя и учеников в школе. Например, участие в празднике «День знаний», экскурсия в школу, сюжетно-ролевая игра, сочинение сказок и историй «Один день из школьной жизни», творческие задания на тему «Школа», проведение занятий по рисованию и лепке с помощью «маленького учителя». В качестве «учителя» выступают по очереди все воспитанники группы.

Для улучшения когнитивной деятельности необходимы упражнения и дидактические игры, направленные на совершенствование умений понимать причинно-следственные связи, на развитие наглядно-образного и логического мышления. Например, узнавание предметов по словесному описанию. «Падают с деревьев в лесу, небольшого размера, овальной формы, коричневого цвета. Что это?» (Шишка). Полезны также упражнения на поиск недостающей фигуры, продолжения ряда фигур, цифр, слов и т. п. Такие упражнения изначально сложны для детей, поэтому при обучении их успешному выполнению используются разные варианты наглядности и словесная помощь.

Для повышения уровня сформированности коммуникативного компонента важно работать над улучшением программирования и отбора речевых высказываний, проводить работу над уточнением значения слов. Например, совместное составление рассказа о событиях, происшедших с детьми в детском саду, на прогулке; пересказ сказок, рассказов с помощью иллюстраций, наглядного моделирования; коллективное придумывание и написание текста рассказа в книжке-самоделке, проиллюстрированной самими детьми. Кроме этого обязательным условием для развития коммуникативного компонента является следующее: расширение круга социального общения детей с КИ, включение родителей в процесс развития коммуникативных умений, взаимодействие с педагогами различных учреждений образования и культуры.

Профиль 3 (равномерно недостаточный). При этом варианте конфигурации профиля все компоненты находятся на недостаточном уровне, т. е. компенсаторные возможности детей определяются с трудом. Дошкольники вступают в коммуникацию только по инициативе взрослого, при этом не могут объяснить основания своих решений в силу ограниченного словарного запаса. Мо-тивационная сфера характеризуется наличием мотивов, не относящихся к внутренней мотивации, выраженной тревогой перед предстоящим процессом обучения. Недостаточная сформиро-ванность базовых перцептивных и мыслительных действий, трудности концентрации внимания приводили к неуспешному выполнению заданий.

Дошкольникам с равномерно недостаточным типом профиля (3) необходимы занятия по сенсорному воспитанию, совершенствованию мыслительных операций в процессе предметно-практической и детской продуктивной деятельности. Рекомендуется использовать игры и упражнения, направленные на формирование базовых перцептивных действий (отнесения к сенсорному эталону и перцептивного моделирования), воспроизведение пространственных отношений. При существенном отставании требуется обучение овладению способами обследования предмета (обводящее движение при вычленении формы предмета, накладывание, прикладывание и т. д.); обучение различным способам выполнения заданий (пробы, примеривание, зрительное соотнесение). Следует уделять первоочередное внимание формированию мотивации речегово-рения, расширению активного словарного запаса. Для этого необходимо создавать игровые ситуации, организовывать доступные в смысловом отношении дидактические игры-соревнования, включать детей в совместную деятельность.

Для развития мотивационного компонента нужно расширять представления о деятельности учителя и учеников в школе.

«Неравномерно низкий» (4) профиль развития компонентов готовности к школьному обучению фиксировался при наличии двух каких-либо компонентов, сформированных чуть лучше минимального уровня. В итоге профиль имел разные конфигурации.

Первый тип неравномерно низкого профиля отражал минимальный уровень сформирован-ности мотивационного и коммуникативного компонентов при недостаточном уровне развития когнитивного и регулятивного. Дети демонстрируют отрицательное отношение к предстоящему обучению в школе, проявляют яркие признаки повышенной тревожности. В коммуникацию вступают с трудом, речь мало понятна, грубо аграмматична. Для удержания внимания дошкольников необходимо несколько раз предъявлять инструкцию к заданиям, при оказании организующей помощи дети возвращаются к требуемой деятельности. К данному типу неравномерно низкого профиля были отнесены семь дошкольников с КИ, двое детей с тяжелыми нарушениями слуха и трое - без нарушений слуха.

Второй тип неравномерно низкого профиля отличался от первого низким уровнем развития регулятивного компонента и недостаточным уровнем мотивационного (один ребенок с КИ, 10 - с тяжелыми нарушениями слуха и четверо без нарушений слуха). Этих детей организовать на выполнение требуемой деятельности сложнее. Они плохо принимают не только стимулирующую, но и организующую помощь, с трудом сосредотачивают внимание при выполнении заданий. Однако к предстоящему процессу обучения относятся позитивнее, чем дети предыдущего профиля.

Модель коррекционно-развивающей работы с детьми неравномерно низкого профиля (4) реализуется по предыдущему варианту, но с применением более простых по содержанию заданий и упражнений.

Дети, отнесенные к равномерно низкому профилю (5), не справляются с предложенными заданиями методик и плохо вступают в контакт. Вместе с тем существуют качественные отличия между детьми с нарушением интеллекта и с выраженной ЗПР. Они заключаются в плохо формализуемых качественных показателях, которые тем не менее отличаются в этих группах. Дети в контакт вступают плохо, речь мало понятна, ограничена, не соотносима с содержанием поставленных задач. Инструкцию к заданиям понимают не в полной мере, демонстрируют существенные отставания в когнитивном развитии. У них не сформированы устойчивые формы саморегуляции и произвольной активности, работоспособность низкая, дети истощаемы, быстро устают. Демонстрируют сниженную мотивацию к выполнению разных видов деятельности.

Детям с низким уровнем сформированности готовности к обучению (профиль 5) требуется помощь в осознании поставленной познавательной задачи, ее решении путем подражательных действий, а также первоочередное внимание к формированию сферы жизненной компетенции.

Таким образом, организация коррекционно-развивающей деятельности психолога по формированию психологической готовности к школьному обучению на основе выделенных профилей позволяет дифференцировать работу педагога-психолога, выделить потенциальные трудности обучения и компенсаторные возможности личности ребенка, что делает более эффективным процесс психологического сопровождения дошкольников с КИ на этапе детский сад - школа.

Список источников:

1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. статей. М., 1995. С. 130-141 ; Венгер Л.А., Мухина В.С. Психологическая готовность к обучению в школе // Дошкольное воспитание. 1974. № 8. С. 57-60 ; Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 106-115.

2. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед., 2-е изд. /под ред. В.И. Лубовского. М., 2005. 464 с. ; Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации : метод. рекомендации / предисл. Л.Н. Поперечная, И.А. Коробейников, С.Я. Рубинштейн, В.П. Зухарь: М., 1978. 43 с.

3. Россолимо Г.И. Психологические профили. Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Ч. 1. Методика. СПб., 1910. 52 с.

4. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и консультировании. Ч. 1. Функционально-уровневый подход в психолого-педагогической диагностике. Иркутск, 2002. 40 с. ; Инденбаум Е.Л. [и др.]. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников Севера. Иркутск, 1998. 144 с.

5. Кузнецова В.Е. Организация психологического сопровождения детей с нарушениями слуха на основе построения индивидуальных профилей готовности к школьному обучению // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика. Иркутск, 2020. С. 147-152. ; Кузнецова В.Е., Инденбаум Е.Л. Характеристика и прогностическое значение профилей готовности к школьному обучению у детей с нарушениями слуха // Дефектология. 2019. № 5. С. 51-61.

6. Бабкина Н.В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 25 с.

7. Речицкая Е.Г. Ролевое моделирование как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением слуха // VI междунар. науч.-практ. конференция «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» / под ред. С.Ю. Новоселовой, 2017. С. 1535-1546.

Информация об авторе В.Е. Кузнецова - старший преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений

детского развития, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=833347.

Information about the author V.E. Kuznetsova - Senior Lecturer, Department of Complex Correction of Child Development

Disorders, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=833347.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.08.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.