_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Бубарева Виктория Евгеньевна
аспирант, ассистент «ИГУ», г. Иркутск, РФ E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ИМПЛАНТИРОВАННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье представлены результаты развития познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению у детей с нарушениями слуха. В тексте кратко раскрыто содержание разработанной автором коррекционно-развивающей программы. Доказывается эффективность составленной психокоррекционной программы путем сравнения результатов диагностики детей с нарушениями слуха с результатами диагностики детей без нарушений в развитии.
Ключевые слова
психологическая готовность к школьному обучению, познавательный компонент, дети с нарушениями слуха, кохлеарная имплантация, сенсоневральная тугоухость
В настоящее время одной из главных задач дошкольных учреждений компенсирующего типа является максимальное развитие и коррекция ребенка с особыми образовательными потребностями. Чтобы ребенок с нарушениями слуха успешно обучался в условиях общеобразовательной школы, он должен быть максимально компенсирован. Для достижения данной задачи нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию познавательного, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха. В настоящей статье будут освещены результаты развития познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению.
В проведенном исследовании мы руководствовались следующей задачей - определить эффективность влияния коррекционно-развивающей программы на развитие познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха.
В качестве гипотезы исследования было сформулировано предположение о том, что применение коррекционно-развивающей программы по формированию психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха является эффективным для развития познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению.
Социально-психологическая характеристика выборки. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей с нарушениями слуха в возрасте 7-8 лет, которые прошли программу коррекции и развития психологической готовности к школьному обучению, именуемые далее экспериментальной группой. Данную выборку составили дети подготовительных групп МБДОУ г. Иркутска детского сада .№162 компенсирующего вида. В экспериментальную группу вошли семь имплантированных дошкольников и трое детей с наличием сенсоневральной тугоухости III-IV степени. Контрольную группу, которая не участвовала в психокоррекционных занятиях, составили 10 детей без нарушений в развитии - дошкольники детских садов г. Иркутска.
Формирующий эксперимент представляет собой апробацию на экспериментальной группе коррекционно-развивающей программы, которая состоит из 34 занятий, каждое продолжительностью около 30 минут. По своей структуре оно делиться на вводную, основную и заключительную части. Каждое занятие включает в себя упражнения по развитию основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. Реализация программы осуществлялась в течение четырех месяцев, два раза в неделю. При разработке коррекционно-развивающей программы учитывались теоретические представления и результаты констатирующего эксперимента.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Цель программы: повысить уровень компонентов психологической готовности к школьному обучению и содействовать всестороннему развитию личности ребенка с нарушениями слуха.
Формирование познавательного компонента осуществлялось в развитии мышления: навыков понимания простейших причинно-следственных связей, выделения существенных признаков и умения классифицировать предметы. А также в развитии речи, а именно в формировании родовидовых отношений, в работе над синонимами и антонимами, в отработке названий части целого предмета, в развитии словарного запаса [2, с.78]. Для развития наглядно-образного мышления в программе использовались разнообразные графические модели, формирующие представления о логических отношениях и взаимосвязях (круги Эйлера). Кроме того на занятиях применялись дидактические игры и упражнения, направленные на усвоение причинно-следственных связей: «Составление рассказа по картинке», «Восстанови последовательность», упражнения «Четвертый - лишний» направленные на развитие мыслительных операций.
С целью развития активного словарного запаса содержание программы было разбито на тематические блоки: «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Времена года», «Дни недели», «Время суток», «Эмоции и чувства» и «Здравствуй, школа!». В каждом блоке, в соответствии с заявленной темой, прорабатывались основные понятия, осуществлялось выполнение упражнений и игр на развитие познавательных процессов [1, с. 25].
В начале учебного года перед проведением формирующего эксперимента подвергались сравнению результаты диагностики компонентов психологической готовности к школьному обучению контрольной и экспериментальной групп. Рассмотрим результаты диагностики познавательного компонента (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты диагностики познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению до проведения коррекционно-развивающей программы (%)
Группа ——"" ~ ____-——~~ ~ Уровни развития Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Контрольная группа 10 40 40 10
Экспериментальна группа 50 20 30
При диагностике познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению в первую очередь учитывались результаты развития наглядно-образного мышления и мыслительных операций.
Половина испытуемых экспериментальной группы показали средний уровень развития умственного компонента, а вторая половина характеризуется уровнями ниже среднего и низким. В свою очередь, у контрольной группы детей были зарегистрированы следующие уровни развития умственного компонента: высокий - 10%, выше среднего - 40%, средний - 40% и низкий - 10% от общей выборки детей без нарушений.
Для установления достоверности полученных результатов был использован критерий Манна-Уитни для независимых выборок. При сравнении результатов диагностики, были выявлены существенные различия между контрольной и экспериментальной группами в развитии наглядно-образного мышления (Шмп = 17.5, достоверно для уровня значимости р<0.01) и мыслительных операций (Шмп = 24, достоверно для уровня значимости р<0.05). Данные результаты позволяют сделать вывод о сниженном уровне развития умственного компонента у детей с нарушениями слуха.
Дополнительно к уровню развития наглядно-образного мышления и мыслительных операций были изучены память (зрительная, слухоречевая), общая осведомленность детей в окружающем мире и запас бытовых знаний. Результаты исследования показали, что развитие слухоречевой памяти детей экспериментальной группы отстает от уровня развития слухоречевой памяти детей контрольной группы, т.к. Иэми = 19.5, достоверно для уровня значимости р<0.05. А уровень развития зрительной памяти не имеет различий между группами (Шмп= 34, значение не достоверно для р<0.05). В исследовании общей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
осведомленности детей об окружающем мире и запасе бытовых знаний были выявлены значительные различия, Иэми = 20.5, достоверно для уровня p<0.05, что позволяет говорить о недостаточно сформированном понятийно-бытовом аппарате детей экспериментальной группы.
После апробации коррекционно-развивающей программы по развитию психологической готовности к школьному обучению проводился повторный диагностический замер развития компонентов (см. таблицу 2). Для установления достоверности полученных результатов был использован критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Таблица 2
Результаты диагностики познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению до и после проведения коррекционно-развивающей программы (%)
Группа ——-_____—— """ "Уровни развития Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Эксперименталь ная группа до программы 50 20 30
Экспериментальная группа после программы 30 30 10 30
Из таблицы видно, что значения по развитию умственного компонента выросли после проведения коррекционно-развивающих занятий. Повторная диагностика детей с нарушениями слуха показала, что количество детей с низким уровнем умственного компонента не изменилось и составляет 30%. Количество детей с уровнем развития ниже среднего уменьшилось на 10%. Остальные испытуемые распределились по группам выше среднего - 30% и высокий - 30%. При сравнении результатов исследования были выявлены следующие различия в развитии: наглядно-образного мышления 1эмп = 5.5, достоверно для уровня значимости р<0.01; мыслительных операций 1эмп = 6.1, достоверно для уровня значимости р<0.01; зрительной памяти 1эмп = 2.3, достоверно для уровня значимости р<0.05; слухоречевой памяти 1эмп = 4.1, достоверно для уровня значимости р<0.01; общей осведомленности об окружающем мире и запасе бытовых знаний 1эмп = 7.3, достоверно для уровня значимости р<0.01.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень психологической готовности к школьному обучению у детей экспериментальной группы повысился после проведения коррекционно-развивающей программы.
Сравнение результатов диагностики экспериментальной группы после проведение коррекционно-развивающих занятий и контрольной группы в конце учебного года позволило выявить достигнутый уровень психического развития детей с нарушениями слуха относительно «нормы», а также оценить эффективность разработанной программы по формированию психологической готовности к школьному обучению (таблица 3). Для установления достоверности полученных результатов был использован критерий Манна-Уитни для независимых выборок.
Таблица 3
Результаты диагностики познавательного компонента психологической готовности к школьному
обучению (%)
Группа —-—~ ~ _____——- ~ Уровни развития Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Контрольная группа в конце учебного года 20 40 20 20
Экспериментальная группа после программы 30 30 10 30
Из таблицы видно, что экспериментальная группа детей характеризуется полярным развитием познавательного компонента. Высокий и выше среднего уровни продемонстрировала большая часть выборки
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
дошкольников с нарушениями слуха (по 30% в каждой группе). У остальной части группы отмечается сниженный уровень развития мыслительных операций и наглядно-образного мышления (уровень ниже среднего - 10%, низкий - 30%). У большей части контрольной выборки наблюдается хороший уровень развития умственного компонента (высокий уровень - 20%, выше среднего - 40% и средний - 20%). Сниженный уровень развития наглядно-образного мышления и мыслительных операций показали всего 20% детей от выборки без нарушений.
При сравнении результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп больших различий не было выявлено ни по одному из исследуемых критериев: наглядно-образного мышления (иэмп = 42, значение не достоверно для p<0.05); мыслительных операций (Шмп = 49, значение не достоверно для p<0.05); зрительной памяти (Шмп = 39, значение не достоверно для p<0.05); слухоречевой памяти (Шмп = 27.5, значение не достоверно для p<0.05); общей осведомленности об окружающем мире и запасе бытовых знаний (Шмп = 31.5, значение не достоверно для p<0.05).
Вывод: Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в результате психолого-педагогического воздействия экспериментальная группа приблизилась к контрольной в развитии познавательного компонента. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что применение коррекционно-развивающей программы является эффективным для развития познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха.
Список используемой литературы:
1. Бубарева, В. Е. Программа по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей с нарушениями слуха [Текст] / В. Е. Бубарева // Образование и наука: современное состояние и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2014. - Часть 5. - С. 25-28.
2. Речицкая, Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
© В.Е. Бубарева, 2016
УДК 159.9.072.43
Кузнецова Елена Николаевна
к. психол. наук, доцент филиала РГППУ в г. Н. Тагиле, педагог-психолог МБОУ СОШ № 75/42 г. Нижний Тагил, РФ E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация
Исследование посвящено изучению развития самооценки младших школьников. Установлено, что организация образовательного процесса по ФГОС влияет на развитие самооценки младших школьников. Кроме того, на самооценку младших школьников значительно влияет уровень их школьной тревожности. Полученные результаты необходимо учитывать при организации образовательного процесса в младшей школе.
Ключевые слова
самосознание, самооценка, эмоциональный компонент, когнитивный компонент, регулятивный компонент, тревожность, федеральные государственные образовательные стандарты.