44
ЗНиСО
УДК 613: 796(470.620)
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И КАЧЕСТВА ПРОЖИВАНИЯ ГРУПП ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕРОПРИЯТИЯХ XXII ОЛИМПИЙСКИХ И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 ГОДА В ГОРОДЕ СОЧИ
С.И. Плаксин1, Г.С. Яновская1, А.А. Горский1, В.П. Клиндухов2, П.Н. Николаевич2, Т.В. Гречаная2, Е.А. Вечерняя2, Л.С. Вечерняя2, В.А. Бирюков2, И.И. Божко2, А.А. Зайцев3, Т.В. Таран3, О.В. Тушина4 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва, Россия ^Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, г. Краснодар, Россия 3ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ставрополь, Россия "Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г.-к. Геленджике, г. Геленджик, Россия
Представлены данные анализа эффективности контрольных мер по обеспечению условий проживания групп детей, привлеченных для организации культурно-массовых мероприятий XXII Олимпийских и XIПаралимпийских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи. Определены пути усиления надзора за качеством размещения детей на объектах проживания при проведении массовых мероприятий для обеспечения соответствия регламентируемым требованиям. Ключевые слова: группы детей, объекты проживания, Олимпийские игры, качество размещения.
S.I. Plaksin, G.S. Yanovskaya, A.A. Gorsky, V.P. Klinduhov, P.N. Nikolayevich, T. V. Grechanaya, E.A. Vechernaya, L.S. Vechernaya, V.A. Biryukov, I.I. Bozhko, A.A. Zaitsev, T.V Taran., O.V. Tushina □ ORGANIZATION OF ACCOMODATION AND LIVING QUALITY CONTROL FOR CHILDREN GROUPS PARTICIPATING IN THE EVENTS OF XXII OLYMPIC AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES OF 2014 IN RESORT OF SOCHI □ The federal Office for inspectorate in the field of Customers and human well-being protection, Moscow, Russia; Territorial department of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory in resort of Sochi, Russian Federation, Krasnodar, Russia; Federal State Institution of Public Health «Stavropol Plague Control Research Institute» of the Rospotrebnadzor, Russia; Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory, Gelendzhik, Russia.
The data of analysis of the effectiveness of control measures on ensuring the living conditions of children groups participating in the events of the XXII Olympic and XI Paralympic Winter Games of 2014 in resort of Sochi are presented. The ways of strengthening the supervision of the quality of the children accommodation at the facilities of lodging, during public events according to Regulated requirements.
Key words: a group of children, living facilities, the Olympic Games, the quality of accommodation.
Проведение массовых спортивных мероприятий, как правило, сопровождается привлечением групп детей для участия в различных культурно-массовых церемониях, фестивалях, концертах. Это, во-первых, сопряжено с рисками распространения инфекционных заболеваний среди детского контингента и, во-вторых, необходимостью осуществления контроля соответствия качества предоставляемых услуг проживания и питания детей регламентированным требованиям [1—3].
Цель исследования — оценка эффективности мер по обеспечению соответствия регламентированным требованиям условий проживания и питания групп детей, участвующих в культурно-массовых мероприятиях XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи (далее — Игр).
Результаты. Для участия в различных культурно-массовых мероприятиях при проведении Олимпийских игр в г.-к. Сочи было привлечено 5 560 детей и подростков по нескольким направлениям деятельности: участники Церемоний открытия и закрытия Игр — 3 796 человек, включая 997 из Сводного детского хора России; участники II Всероссийского молодежного спортивно-образовательного фестиваля «Здравствуй, Сочи», посвященного открытию Паралимпийских Игр — 828 человек из 34 субъектов Российской Федерации; участники культурно-массовых ме-
роприятий на площадках спортивных объектов и площадках г.-к. Сочи — 846 человек; другие организованные группы детей и подростков — 90 человек.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю осуществлялся ежедневный, а в ряде случаев и круглосуточный контроль в рамках мониторинга и контрольно-надзорных мероприятий за условиями питания, размещения, режимом и условиями репетиционных мероприятий. Работа проводилась во взаимодействии с АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», АНО «Агентство по проведению церемоний», Министерством образования и Министерством здравоохранения Краснодарского края, Управлением здравоохранения и Управлением образования г.-к. Сочи, Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Краснодарского края, Управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, откуда прибыли дети.
В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий установлено, что Департаментом культуры АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» не всегда предоставлялась достоверная информация о прибытии организованных групп детей, их количестве, условиях размещения и питания. Так, в рамках культурной программы «Хоры России — спорту мира» 14.03.2014 на территорию г.-к. Сочи прибыла группа детей в количестве 264
10319799
^ человек без соответствующего уведомления, что не позволило своевременно осуществить кон-—р троль размещения и питания детей. Некоторые хореографические коллективы финансировались _ регионами, и выбор мест размещения и питания осуществлялся ими самостоятельно, без учета оказания услуги общественного питания по месту сэ проживания.
Работа во взаимодействии с Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту позволила выявлять организованные группы детей на этапе прибытия, проводить медицинский «фильтр» детей. Организация питания участников олимпийских мероприятий осуществлялась в местах проживания детей и в столовых на местах репетиций. Всего за период подготовки и проведения Игр в учреждениях проживания и питания детских организованных коллективов проведен отбор 1 371 пробы для лабораторных исследований и измерений, в том числе: 88 проб питьевой воды из разводящей сети, все пробы соответствовали гигиеническим нормативам; 14 проб воды питьевой из кулеров, все пробы соответствовали гигиеническим нормативам; 233 пробы готовых блюд и пищевых продуктов, 6 проб не соответствовали гигиеническим нормативам; 835 смывов на санитарно-показательную микрофлору, 7 смывов не соответствовало гигиеническим нормативам; проведены 174 экспресс-исследования на степень чистоты посуды, наличие остатков жира, температурный режим, 2 исследования не соответствовали требованиям по температуре горячей воды; 15 измерений микроклимата, все измерения соответствовали гигиеническим нормативам.
В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении операторов питания для детских коллективов изъяты из оборота 1690,1 кг продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В целях обеспечения профилактики инфекционных отравлений и острых кишечных инфекций особое внимание уделялось вопросам состояния здоровья персонала пищеблоков. Были отстранены от работы два сотрудника пищеблоков как носители возбудителей инфекционных заболеваний. Во всех организациях питания детей проведены внезапные обследования персонала на кишечные инфекции, организовано медицинское освидетельствование персонала пищеблоков. По результатам этих исследований отстранены от работы 10 человек персонала из двух организаций общественного питания.
Основными нарушениями, выявленными при проверке оказания услуг размещения детей, были следующие:
— непредоставление исполнителем в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации об услугах, которая должна размещаться в помещении, предназначенном для оформления проживания в удобном для обозрения потребителем месте (ст. 8, 10 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей»; пп. 4, 5, 13, 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 № 490, далее — Правила);
— недоведение до потребителей в наглядной и доступной форме информации о наименова-
нии (фирменном наименовании) исполнителя — юридического лица, его адресе, сведений о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа (для исполнителя — индивидуального предпринимателя), режиме работы исполнителя (ст. 8, 9, 11 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 3 Правил);
— включение в договор на предоставление гостиничных услуг различных условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (ст. 16 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
— непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала деятельности отдельных видов предпринимательской деятельности»);
— предоставление услуг по временному размещению потребителей средствами размещения без свидетельства о присвоении категории, предусмотренной системой классификации (ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи, развитии г.-к. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— недооснащение номеров, несоответствие номеров по площади, недоведение до потребителей информации (ГОСТ Р 51185—2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», ГОСТ Р 54599—2011 «Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха», ГОСТ Р 54606—011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования»).
За нарушения требований санитарного законодательства возбуждено 21 дело об административном правонарушении, в том числе 8 дел в отношении юридических лиц. В суды для принятия мер переданы материалы по статьям КоАП РФ: ст. 6.3; ст. 6.6; ст. 14.1; ст. 14.6; ч. 1 19,5; ст. 19.7; ч. 1 ст. 19.7.5.1; ст. 28.1.
Заключение. В период проведения Олимпийских игр осуществлялся ежедневный, а часто и непрерывный мониторинг качества размещения и питания групп детей, участвующих в олимпийских мероприятиях. Результаты мониторинга являлись основанием для принятия управленческих решений в случае выявленных нарушений, что способствовало эффективному устранению этих нарушений и обеспечению соответствия условий проживания и питания детей на Олимпийских играх требованиям действующего законодательства и санитарно-гигиеническим нормативам.
На основании анализа выявленных нарушений были определены первоочередные задачи усиления надзора за качеством размещения и питания детей для обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки. Опыт организации контроля размещения и питания организованных групп детей во время Олимпийских игр будет учтён при проведении масштабных спортивных и других мероприятий.
06419797
46
ЗНиСО
В частности, следует обращать особое внимание 3. Удовиченко С.К. и др. Оценка внешних и внутренних угроз
на наиболее распространенные правонарушения санитарт^пидемиштогачеашму йчашпачучию населения в условиях проведения массовых спортивных ме-
в данной сфере предоставления услуг, в^1явлен- роприятий / С.К. Удовиченко, А.В. Топорков, И.Г. Кар-
ные в процессе проведения Олимпийских игр, наухов, В.А. Сафронов, О.В. Кедрова, В.П. Топорков,
— по статьям КоАП РФ: ст. 6.3; ст. 6.6; ст. 14.1; В.В. Кутырев //Проблем^1 особо опасных инфекций. ст. 14.6; ч. 1 19,5; ст. 19.7; ч. 1 ст. 19.7.5.1; ст. 28.1.
2013. Вып. 2. С. 26—32.
ЛИТЕРАТУРА Контактная информация:
1. Онищенко Г.Г. Особенности организации профилактики Tifji '8вГ865е2^С2бд03АЛ^КСееВИЧ'
управляемых инфекций //Эпидемиология и инфекцион- e-mail- snipchi@mail stv.ru
ные болезни. 2003. Вып. 4. С. 4—7. „
г, ~ r Contakt information:
2. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населе- Zaitsev Aleksandr
ния в чрезвычайных условиях: Руководство. М., ЗАО «МП phone: 8(8652)-26-03-12,
Гигиена», 2006. 550 с. e-mail: [email protected]
V
УДК 616.9:614.441(470.660) ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСТЕЙ И УЧАСТНИКОВ XXII ОЛИМПИЙСКИХ И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР В ГОРОДЕ СОЧИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Е.Б. Ежлова1, Ю.В. Демина1, А.А. Мельникова1, В.П. Клиндухов2, Т.В. Гречаная2, П.Н. Николаевич2,С.Ч. Тешева2, В.Г. Оробей3, А.Н. Куличенко4,
Е.Б. Жилченко4, О.В. Малецкая4 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва, Россия ^Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, г. Краснодар, Россия Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю
в г.-к. Сочи, г. Сочи, Россия 4ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ставрополь, Россия
Представлены основные направления деятельности Роспотребнадзора по информационному обеспечению участников и гостей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в целях повышения гигиенической грамотности и профилактики инфекционных болезней. Рассмотрены вопросы организации работы консультационных пунктов, подготовки и раздачи информационных материалов, организации «горячих линий», информирования через средства массовой информации.
Ключевые слова: Олимпийские игры, санитарно-эпидемиологическое благополучие, профилактика инфекционных болезней, санитарное просвещение.
E.B. Ezhlova, Yu.V. Demina, A.A. Mel'nikova, V.P. Klindukhov, T.V. Grechanaya, P.N. Nikolaevich, S.Ch. Tesheva, V.G. Orobey, A.N. Kulichenko, E.B. Zhilchenko, O.V. Maletskaya □ ORGANIZATION OF INFORMATION SUPPORT ON INFECTIOUS DISEASES PREVENTION FOR GUESTS AND MEMBERS OF XXII OLYMPIC AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES IN SOCHI □ The federal Office for inspectorate in the field of Customers and human well-being protection, Moscow, Russia; Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory, Krasnodar, Russia; Territorial department of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory in Sochi, Sochi, Russia; Federal State Institution of Public Health «Stavropol Plague Control Research Institute» of the Rospotrebnadzor, Stavropol, Russia.
The main directions of Rospotrebnadzor activity on Information Support ofparticipants and guests of the XXIIOlympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games of2014 in order to improve hygiene knowledge and prevention of infectious diseases are presented. The questions of the organization of the counseling centers, training and distribution of information materials, the organization of «hot lines», informed through the media are considered.
Key words: Olympic Games, sanitary-epidemiological welfare, prevention of communicable diseases, health education.
Одной из приоритетных задач органов и учреждений Роспотребнадзора в предолимпийский и олимпийский периоды была профилактика вспышек инфекционных болезней среди участников и гостей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи (далее — Олимпийские игры), а также местного населения, проживающего в районе массового мероприятия. Важной составляющей успешного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия было санитарное просвещение, являющееся неотъемлемой частью всей лечебно-профилактической деятельности.
Профилактическое направление — один из главных принципов деятельности органов российского здравоохранения, в его основе совокупность медицинских и немедицинских действий, направленных на предупреждение появления заболеваний и различных отклонений в состоянии здоровья [4]. Первостепенная роль при этом отводится активному проведению информационно-разъяснительной работы, включающей в себя рекламу и пропаганду гигиенических навыков и санитарной культуры населения [1, 2].
Отечественная и зарубежная практика свидетельствуют о связи между уровнем информацион-
10319799