Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В ОАО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ»'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В ОАО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль / достоверность бухгалтерского учета / входной контроль / выходной контроль / внутренний контроль / программа контроля / учет материалов / control / reliability of accounting / input control / output control / internal control / control program / accounting of materials

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.С. Урванцева

Материалы – один из самых значимых участков бухгалтерского учета большинства организаций. Оптимальная организация механизмов внутреннего контроля учета материалов является важным элементом управления организации и базой для обеспечения ее устойчивости и безопасности. В данной статье проведен анализ организации контроля материалов в открытом акционерном обществе «Омский Аэропорт», представлена программа внутреннего контроля на предприятии, описаны мероприятия, проводимые в рамках контроля материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MATERIALS CONTROL AT JSC OMSK AIRPORT

Materials are one of the most significant areas of accounting for most organizations. Optimal organization of internal control mechanisms for materials accounting is an important element of organization management and the basis for ensuring its sustainability and safety. This article analyzes the organization of materials control in the open joint-stock company Omsk Airport, presents the internal control program at the enterprise, and describes the activities carried out within the framework of materials control.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В ОАО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ»»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В ОАО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ» И.С. Урванцева, магистрант

Омский государственный аграрный университет (Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-188-193

Аннотация. Материалы - один из самых значимых участков бухгалтерского учета большинства организаций. Оптимальная организация механизмов внутреннего контроля учета материалов является важным элементом управления организации и базой для обеспечения ее устойчивости и безопасности. В данной статье проведен анализ организации контроля материалов в открытом акционерном обществе «Омский Аэропорт», представлена программа внутреннего контроля на предприятии, описаны мероприятия, проводимые в рамках контроля материалов.

Ключевые слова: контроль, достоверность бухгалтерского учета, входной контроль, выходной контроль, внутренний контроль, программа контроля, учет материалов.

Всё больше организаций стремятся к более правильному, честному и законному методу организации своей деятельности с целью предотвращения мошенничества, потери финансов и нарушения законодательных документов. В связи с этим появляется необходимость расширения знаний о том, как можно усовершенствовать контроль за различными сферами деятельности конкретной организации и в данном случае контроль материалов занимает не последнее место [2].

Процесс контроля на предприятии заключается в реализации стандартов, используемых для обеспечения заявленных целей данного предприятия на рынке. Достижение высокой рентабельности производства обусловлено не только высоким объёмом продаж и удовлетворением потребительского спроса, но и правильно организованным контролем затрат и ограничением чрезмерных расходов [1]. Руководство предприятия должно регулярно анализировать все аспекты его экономической деятельности, в том числе, и с помощью процедур контроля, которые способствуют укреплению финансового потенциала предприятия и повышению рентабельности его деятельности. Так, грамотно организованный процесс контроля является одним из основополагающих факторов успешности его функционирования.

В наиболее общем смысле, категория контроля является комплексной системой

действий, направленных на оперативное получение полной и достоверной информации о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления [4].

Одной из основных задач ОАО «Омский Аэропорт» является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации, поэтому оно несет ответственность за хранение, контроль, наличие, состояние и учет стоимости материалов [5].

Особое внимание при поступлении материалов уделяют их качеству и соответствию заявленным характеристикам. Для контроля качества и соответствия структурные подразделения ОАО «Омский Аэропорт» проводят процедуру входного контроля.

Входной контроль в ОАО «Омский Аэропорт» проводиться с целью недопущения использования в процессе производственно-хозяйственной деятельности организации, а также при реализации проектов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения материально-технических ресурсов, не соответствующих требованиям конструкторской, нормативно-технической документации, договорам на поставку или контрафактной, фальсифицированной или некачественной продукции и недопущении применения в дальнейшем подобной продукции [3].

При проведения входного контроля назначается комиссия, которая проводит следующие мероприятия:

- визуальный осмотр внешнего вида изделия;

- проверка целостности и товарного вида тары и упаковки, наличие и целостность консервационных покрытий;

- контроль на отсутствие механических повреждений;

- соответствие внешнего вида и характеристик изделия технологическому назначению;

- наличие необходимых заводских клейм, пломб, этикеток;

- анализ сертификатных данных;

- наличие и комплектность товарно-сопроводительной документации;

- наличие и комплектность необходимой исходно-разрешительной документации;

- наличие и комплектность заводских документов об изготовлении и качестве;

- наличие комплекта заводских монтажных и эксплуатационных документов;

- проверка соответствия маркировки и наименования оборудования на изделии и в документах;

- проверка соответствия типа, наименования, характеристик, комплектности и маркировки оборудования заказным и техническим спецификациям, рабочей и проектной документации, условиям договора поставки;

- проверка комплектности, номенклатуры и количества (объема, веса - при необходимости) товарных позиций;

- измерительный контроль и лабораторные обследования, и испытания (объем

и необходимость определяется отдельно в каждом конкретном случае).

По заключению всех мероприятий по проведению входного контроля составляется акт входного контроля. После процедуры входного контроля, на основании заключения комиссии принимается решение о оприходование материально-

производственных запасов. При этом во время проведения входного контроля проверяемые материалы находятся на ответственном хранении.

Процедура входного контроля очень эффективна, за 2022 год было выявлено несколько фактов поставки некачественных материалов. Одним из таких пример является поставка указателей напряжения. Указатели напряжения - являются одним из средств индивидуальной защиты. Во время проведения процедуры входного контроля, было выявлено, что на всех указателях отсутствовала заводская маркировка, также завод-изготовитель не подтвердил факт изготовления данных материалов. Так было возбуждено прокуратурой уголовной дело о поставке контрафактной продукции.

Таким образом, процедура входного контроля помогает выявить недобросовестных поставщиков и предотвратить использование некачественных материалов в производстве. После процедуры входного контроля, материалы принимаются к учету и поступают на хранение на склады.

В целях проведения контроля материалов в ОАО «Омский Аэропорт» разрабатывается программа контроля, которая включает в себя планируемые виды проведения работ по контролю и периоды проведения работ (табл. 1).

Таблица 1. Программа контроля материалов в ОАО «Омский Аэропорт»

Планируемые виды проведения работ Период проведения работ

Контроль достоверности аналитического и синтетического учета материально-производственных запасов 1 раз в квартал

Контроль достоверности синтетического и аналитического учета запасов 1 раз в квартал

Контроль использования и списания материальных ценностей в производство 1 раз в квартал

Контроль наличия и сохранности ценностей в компании Декабрь 2023

Рассмотрим некоторые участки контроля материалов в ОАО «Омский Аэропорт».

Контроль достоверности аналитического и синтетического учета материально-производственных запасов

Все операции по поступлению материально-производственных запасов в компании ОАО «Омский Аэропорт» производятся на основании заключенных договоров поставки. Все договоры, заключаемые с контрагентами, контролируются различными отделами организации (юридическим отделом, отделом снабжения, бухгалтерией, и др.).

В каждом договоре предусмотрены сроки исполнения, порядок расчетов, порядок поставки, ответственность сторон, и прочие условия исполнения договора. Основным способом проверки адекватности процедуры оприходования материалов является сопоставление приходных ордеров и отчетов склада с сопроводительной документацией поставщиков.

Рассмотрев договоры поставки, мы выявили некоторые нарушения. Так к договору поставки от 10.12.2022 года, заключенного с ООО «Восток-Сервис» на покупку спецодежды отсутствует спецификация. При этом в договоре поставки не прописано количество и конкретная стоимость приобретаемого материала, а указано, что «предметом поставки являются товары Продавца...». Товарная накладная формы ТОРГ-12 подтверждает лишь факт передачи материалов, а не наличия обязательства по нему.

В соответствии с ч. 3, ст. 455 ГК РФ, в предмете поставки обязательно должно быть оговорено наименование товара и его количество. Во избежание недоразумений и проблем с налоговой инспекцией, рекомендуется в договорах прописывать полное наименование приобретаемых материалов, их количество (при разовой поставке), а при заключении договора на длительный срок делать ссылку на спецификацию к договору:

«Предметом поставки является товар, наименование, ассортимент и количество

которого указаны в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью Договора». Кроме того, при оприходовании материалов нами были выявлены следующие нарушения.

Так при принятии к учету канцтоваров по товарному чеку не имеется расшифровки материалов, приобретенных за наличный расчет. В расшифровке товарного чека значится: «канцтовары на сумму...», заинтересованному пользователю невозможно определить, какой именно товар приобретен. На основании ст. 252 НК РФ налоговые органы вправе не принять на расходы суммы затрат, которые не оформлены документально.

Ненадлежащее оформление первичных документов может стать причиной применения финансовых санкций. При выборочной проверке счетов-фактур было установлено, что к учету приняты счета-фактуры, заполненные с ошибками. Так, например, организации был выставлен счет-фактур № 1412 от 30.11.2022 года, ООО «ТрансЛогистик» на оказанные транспортные услуги. Акт выполненных работ датирован 23.11.2022 годом. В данной ситуации принять к вычету НДС без споров с проверяющими вряд ли получится, т.к. продавец нарушил установленный Налоговым Кодексом 5-дневный срок, поэтому, Минфин, скорее всего, расценит такую счет-фактуру как не дающую право на вычет.

Контроль достоверности синтетического и аналитического учета запасов

При проверке достоверности синтетического и аналитического учета запасов организации ОАО «Омский Аэропорт» были выявлены некоторые несоответствия. Так, например, в феврале 2023 года были приобретены инструменты штангенциркуль и микрометр по договору поставки №54 01.02.2023 года от ООО «Инсталл» на сумму 3340 руб. (в том числе НДС).

В бухгалтерском учете данные инструменты были отнесены на счет 10 «Материалы», субсчет «Сырье и материалы». Хозяйственные операции по оприходованию материалов представлены в таблице 2.

Таблица 2. Хозяйственные операции по приобретению материалов в ОАО «Омский

Аэропорт»

Название операции Дт Кт Сумма, руб.

Оприходован штангенциркуль 10.1 60 1 658,40

Оприходован микрометр 10.1 60 1 125

Отражена сумма НДС на основании счета-фактуры за штангенциркуль 19.3 60 331,60

Отражена сумма НДС на основании счета-фактуры за микрометр 19.3 60 225

Принят к вычету НДС 68 19.3 556,6

Оплата поставщику за материалы 60 51 3340

Считаем, что отнесение данного инструмента на субсчет 10.01 «Сырье и материалы» не обосновано, целесообразнее штангенциркуль отнести на субсчет 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», т.к. это предмет со сроком полезного более 12 месяцев и используется в качестве средства труда. Кроме того, для контроля над сохранностью, его необходимо поставить на забалансовый учет на материально-ответственное лицо. В остальных случаях отнесение материалов на субсчета 10 счета «Материалы» было правомерным.

Рассмотрим аспект принятия к учету документов в соответствии внутренним нормативным актам предприятия. Рассматриваемая организация имеет на своем балансе автомобиль Тойота Королла. В соответствии с приказом директора компании расход бензина для данного автомобиля установлен из расчета 6 литров на 100

км пробега. В соответствии с данными путевого листа на 10.02.2023 пробег автомобиля составил 220 км.

Водитель получил подотчет 1000 рублей на приобретение топлива для автомобиля, представив отчет на приобретение 22 литров бензина марки Аи-95. К отчету водитель приложил чек с заправочной станции о покупке на сумму в 1000 рублей. На основе нормы, которая была утверждена приказом директора по предприятию, бухгалтерией были произведены расчеты выработанного за день бензина из расчета 6 литров на 100 км: 6л./100*220 км. = 13,2 л.

Между тем, водитель в своем путевом листе указал, что реально было израсходовано не 13,2 л бензина, а 15 литров, и, следовательно, стоимость бензина составила: 1000 руб. / 22 руб.*15 л = 681,80 руб.

Бухгалтерия сделала следующие проводки (табл. 3):

Таблица 3. Хозяйственные операции по учету топлива в ОАО «Омский Аэропорт»

Название операции Дт Кт Сумма, руб.

Выданы деньги из кассы организации в подотчет водителю 71 50 1 000

Оприходовано 22 литра топлива 10.3 71 1 000

Списан бензин на хозяйственные нужды организации 23 10.3 681,80

Т.е. реальный расход бензина выше, нежели тот, который был установлен в своем приказе директором компании. Т.е. предприятие должно произвести экспертизу данного автомобиля, при необходимости нормы расхода бензина следует пересмотреть.

Контроль отпуска материальных запасов в производство.

В компании ОАО «Омский Аэропорт» применяется способ оценки материалов при списании в производство по методу средней себестоимости. Этот метод списания закреплен в учетной политике компа-

нии. Учет материалов в компании автоматизирован и ведется в программе 1С Управление производственным предприятием. Фактов нарушения метода списания материалов в производство выявлено не было.

Для контроля учета и сохранности МПЗ предусмотрено проведение инвентаризации.

Все первичные документы, относящиеся к материальным ценностям, должны поступать в бухгалтерию в сроки, указанные в графике документооборота или других документах системы внутреннего кон-

троля. Бухгалтерия получает первичные учетные документы, проверяет их правильность и законность проведенных операций.

Учет ведется по конкретным местам хранения материалов и соответствующим им обозначениям (номерам обозначений), группам материалов, субсчетам и агрегированным между ними счетам главной книги.

Бухгалтерия должна дублировать учет на складах, за исключением того, что она должна вести числовой и финансовый учет, а на складах и в подразделениях -только числовой.

Под отпуском материалов понимается выдача материалов непосредственно со склада (складов) организации для производства продукции (работ, услуг), а также расход материалов на хозяйственные нужды организации. Выдача материалов подразделениям организации рассматривается как внутреннее перемещение. При передаче материалов на рабочие места они списываются со счетов учета запасов в дебет счетов учета затрат на производство.

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов. Первичными учетными документами по отпуску (расходу) материалов со складов организации в подразделения организации являются, требование-накладная (типовая межотраслевая форма № М-11), накладная (типовая межотраслевая форма № М-15).

Мероприятия, направленные на повышение контроля за сохранностью материальных ценностей на складах аэропорта:

1. Наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

2. Готовность складских помещений, зерносушилок, токов, навесов и других постоянных и временных мест к приемке и хранению продукции;

3. Размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо- и сорторазмерам (в закромах, штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена воз-

можность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия;

4. Закрепление за каждым материально ответственным лицом обязанностей по составлению и оформлению первичных документов с указанием сроков их представления;

5. Увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

6. Определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности;

7. Установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;

8. Установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

9. Определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

10. Сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

11. Применение централизованной доставки материалов со складов организации в подразделения по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям;

12. Соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке;

13. Своевременное и четкое оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанного в них количества продукции фактически отгружаемому;

14. Обязательное взвешивание продукции при ее принятии к учету и отправлении на заготовительные пункты и на склад организации;

15. Оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, в необходимом ко-

личестве измерительными приборами и мерной тарой, содержание их в исправном состоянии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов на движение МПЗ, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды опе-

раций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

Таким образом, проведенный контроль некоторых участков учета материалов в ОАО «Омский Аэропорт» позволил сделать выводы, о том, что контроль материалов осуществляется эффективно, только были выявлены нарушения на участке принятия к учету документов в соответствии внутренним нормативным актам

предприятия.

Библиографический список

1. Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 1. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. - Москва: Изд-во Юрайт, 2021. - 273 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04059-3.

2. Бобошко, В.И. Контроль и ревизия. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 312 c. - ISBN 978-5238-02379-3.

3. Голощапов, Н.А. Контроль и ревизия. - М.: Альфа-пресс, 2020. - 389 c. - ISBN 594280-232-7, 978-5-94280-232-7.

4. Контроль и ревизия. Учебное пособие / Под ред. Е.А. Федоровой. - М.: Юнити, 2018. - 59 c. - ISBN 978-5-16-004732-4.

5. Официальный сайт ОАО «Омский Аэропорт». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oms.aero/ob-aeroporte/ (дата обращения: 27.11.2023).

ORGANIZATION OF MATERIALS CONTROL AT JSC OMSK AIRPORT

I.S. Urvantseva, Graduate Student Omsk State Agrarian University (Russia, Omsk)

Abstract. Materials are one of the most significant areas of accounting for most organizations. Optimal organization of internal control mechanisms for materials accounting is an important element of organization management and the basis for ensuring its sustainability and safety. This article analyzes the organization of materials control in the open joint-stock company Omsk Airport, presents the internal control program at the enterprise, and describes the activities carried out within the framework of materials control.

Keywords: control, reliability of accounting, input control, output control, internal control, control program, accounting of materials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.