Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / структура / система / партнер / organization / structure / system / partner

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Набиева И.М., Шарбузова Х.З., Халилова А.А.

В статье рассматривается роль организации создавать , объединять , сплотить .Основной целью представление о стратегических целях, о будущем , в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Набиева И.М., Шарбузова Х.З., Халилова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AS AN IMPLICIT MODEL

The article discusses the role of the organization to create, unite, and unite .The main goal is to understand the strategic goals, the future in which the client or partner of a particular organization is invited.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ»

УДК 1.122

Набиева И.М. студент

психологический факультет

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре Шарбузова Х. З., к. п. н.

доцент Халилова А.А. старший преподаватель ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация: В статье рассматривается роль организации создавать , объединять , сплотить .Основной целью представление о стратегических целях, о будущем , в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации.

Ключевые слова: организация, структура ,система, партнер.

Nabieva I.M.

Student of the psychological faculty of the branch of FGBOU "Dagestan state University"in the city of Kizlyar

k.p.n. D. Sharbuzova Hz Senior teacher Khalilova A.A.

ORGANIZATION AS AN IMPLICIT MODEL

Annotation:The article discusses the role of the organization to create, unite, and unite .The main goal is to understand the strategic goals, the future in which the client or partner of a particular organization is invited.

Key words: organization, structure, system, partner .

Организация как система (эмпирическая модель)

Многократные попытки исследователей представить организацию как систему приводили к различным представлениям о ее внутренней среде. Это и идентификация организации на формальную и неформальную составляющие организации, и попытка отделить управленческую и исполнительскую части. В производственных организациях легко различаются структуры, отвечающие за основной и вспомогательный процессы, а в коммерческих — подразделения, «зарабатывающие деньги» и обеспечивающие этот процесс. Однако прямая и очевидная морфологизация организационной реальности по-прежнему оставляет актуальным вопрос, что же составляет суть организации как социального института.

По нашему предположению, одним из возможных путей ответа на этот вопрос могло бы быть обращение к носителям «опыта чувственных переживаний» организационной реальности, т.е. исследование представлений людей о том, что есть организация. Возможность такого

подхода обосновывается тем, что согласно основным положениям теории социальных представлений, социальное представление:

1) выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена общности;

2) является результатом взаимопроникновения субъекта и объекта, в котором сливаются воедино образ и значение;

3) в социальном взаимодействии одновременно выполняет функции познания, регуляции и адаптации.

В этом смысле представление людей о собственной организации и может рассматриваться как форма обыденного совместного знания (со-знания), обусловленного внутриорганизационным контекстом. Понятно, что благодаря процессу «объективации» снимается противоречие между субъектом и объектом управления, а сам процесс управления (по крайней мере, в его социально-психологическом измерении) может рассматриваться как адаптация имеющихся у работников образов о социальных общностях к идеальному представлению о данной организации.

В то же время остается не совсем ясным, что именно задает «каркас» внутриорганизационных шаблонов социальных представлений. Если прошлый опыт, то, как возникают новые паттерны, если же образцы вменяются «держателями основных ценностей» организации, то каков механизм интериоризации?

В определенной степени ответы на эти вопросы содержатся в исследованиях, которые принято относить к классу системно-ситуационных. Начиная с работ Ф. Фидлера, в социальной психологии активно используется принцип комплексного многофакторного представления о групповой ситуации. В последние годы практические работы и стремление к социальной релевантности выдвинули социальную ситуацию в качестве предмета специальною рассмотрения социальных психологов (М. Аргайл).

Отправным пунктом исследований, относящихся к данному направлению, служит понимание социальной ситуации в качестве «естественного фрагмента социальной жизни, определяемого включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности» (цит. по:Шихирев, 1999,). Это позволяет выявить систему универсальных факторов, определяющих любую ситуацию социального взаимодействия и проявляющих ее определенность. Очень важный момент данного подхода — введение такой единицы анализа социально-психологической феноменологии как социальное событие (М. Аргайл, 1981).

Системное представление о «ситуации» как совокупности характеристик социального события, воздействующих на индивида позволяет рассматривать совместную деятельность участников группы (т.е. их со-бытие) в качестве важнейшего фактора, определяющего образ конкретной организации в представлениях ее участников и отвечающего критерию конвенциональной объективности. Применительно к теме нашего

рассмотрения важно отметить, что формирование данного образа и его закрепление в поведенческих актах происходят параллельно в нескольких направлениях. Прежде всего, это касается целей организации, правил и набора исполняемых ролей или моделей внутриорганизационного взаимодействия.

С учетом сказанного нами была предпринята попытка выявления эмпирической модели внутреннего строения организации. Мы исходили из предположения, что по аналогии с имплицитными теориями личности можно, основываясь на представлениях работников об известных им организациях, выявить имплицитную теорию организации. В ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с работниками, имеющими разный опыт управленческой деятельности в различных организациях (всего исследованием было охвачено более 1000 человек), в качестве центрального обсуждался вопрос о том, «без чего не может существовать ни одна организованная общность людей».

Нами получены следующие данные. В социальном представлении отечественных управленцев, занимающих разные уровни в структуре организации и имеющих разный опыт управленческой деятельности, по данным факторного анализа весьма отчетливо презентированы следующие измерения организации, которые можно считать не сводимыми друг к другу элементами, составляющими ее (организации) «внутреннюю среду»

Использованные источники:

1. Кондратьев А. С. Современные технологии обучения физике: учеб. пособие / А. С. Кондратьев, Н. А. Прияткин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 342 с.

2. Цатурян А. М. Педагогические парадигмы как универсальный подход к изучению естественных дисциплин. Первый Международный виртуальный форум в Японии по русистике, культуре, педагогике. "Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте". Научный журнал. Статьи, доклады Международного форума в Японии 2014 года, с. 661-665.

3. Kuhn T.S The Structure of Scientific Revolutions (Chicago: University of Chicago Press, 1962) ISBN-0-226-45808-3.

4. Tsaturyan A. An option for an advanced training model . Cross - Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). Volume 2, Issue III, November 2017, p. 31-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.