Научная статья на тему 'Организация интернатуры по специальности «Стоматология общей практики»'

Организация интернатуры по специальности «Стоматология общей практики» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
731
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация интернатуры по специальности «Стоматология общей практики»»

следует определить индекс у каждого обследованного, сложить все значения и полученную сумму разделить на количество человек в группе. б) интенсивность кариеса постоянных зубов: индекс КПУ(з) — сумма кариозных, пломбированных и удаленных зубов у одного индивидуума; индекс КПУ (п) — сумма всех поверхностей зубов, на которых диагностирован кариес или пломба у одного индивидуума. (Если зуб удален, то в этом индексе считают его за 5 поверхностей).

Для оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта практически во всех странах используют индекс нуждаемости в лечении заболеваний пародонта - СР1Т^ Этот индекс был предложен специалистами рабочей группы ВОЗ для оценки состояния тканей пародонта при проведении эпидемиологических обследований населения.

В связи с этим, можно считать индекс СР1ТЫ скрининговым тестом как на популяционном, так и на индивидуальном уровнях. Этот индекс регистрирует только те клинические признаки, которые могут подвергнуться обратному развитию. Индекс не регистрирует необратимых изменений (рецессию десны, подвижность зубов, потерю эпителиального прикрепления), не говорит об активности процесса и не может быть использован для планирования специфического клинического лечения у пациентов с развившимся пародонтитом. Основные преимущества индекса СР^ — простота и скорость его определения, информативность и возможность сопоставления результатов.

У взрослого населения, начиная с 20 лет и старше, осматривают 10 индексных зубов, которые идентифицированы как наиболее информативные: 17/16 11 26/27 47/46 31 36/37. При обследовании каждой пары моляров учитывают и записывают только один код, характеризующий наихудшее состояние. Для лиц моложе 20 лет во время эпидемиологического обследования осматривают 6 индексных зубов: 16, 11, 26, 36, 31, 46. Распространенность и интенсивность болезней пародонта в популяции оценивают по результатам обследования 15-летних подростков.

Пример индикатора качества ресурсов: реальные затраты на проведение изучения индекса гигиены полости рта населению моложе 20 лет за год/количество выделенных средств х 100%.

Пример индикатора качества процесса: % медицинских карт пациентов с диабетом 1 типа, в которых имеется стоматологический эстетический индекс в течении года до начала аудита.

Пример индикатора результата: % пациентов с диабетом 1 типа у которых пролечен кариес в течении 6 месяцев от момента выявления.

Литература

1. Вишняков Н.И. Здравоохранение как системообразующий фактор здоровья населения/ Н.И.Вишняков, Н.ГПетрова, Е.В.Макушенко. СПб.: НИИХ СПб ГУ, 1999.

2. Хельвиг Э. Терапевтическая стоматология / Э. Хельвиг, И. Климек, Т. Аттин / Под ред. Политун, Н.И. Смоляр; Пер. с нем. Львов: Гал.Дент, 1999. -409 с.

3. Цепов Л.М. Клинико-лабораторная диагностика заболеваний пародонта: Справочно-методическое пособие / Л.М. Цепов, В.Г. Морозов, А.И. Николаев. Смоленск, 1995. - 79 с.

УДК: 61:001.92

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»

Еркебай Р.А.

Медицинский университет Астана, Казахстан

Интернатура — это первичная послевузовская подготовка выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и медицинских факультетов государственных университетов. В 1967 году Советом Министров СССР издано постановление №130 "Об организации в виде опыта одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов". Первоначально подготовка в интернатуре проводилась в качестве эксперимента в отдельных регионах страны. Ответственность за нее была возложена исключительно на органы управления здравоохранением, а практическая реализация — на заведующих отделениями стационаров и поликлиник. В приказе МЗ СССР № 44 от 20.01.1982 года "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" была подчеркнута необходимость методической помощи медицинских вузов органам здравоохранения в осуществлении этой подготовки. В данном приказе приводился перечень врачебных специальностей, по которым разрешалась подготовка в интернатуре выпускников лечебных, педиатрических, стоматологических факультетов. В частности, на стоматологическом факультете профиль специализации в субординатуре (первичной специализации на выпускном курсе медицинского института) — стоматология, а в интернатуре — подготовка по таким врачебным специальностям, как стоматолог-терапевт, стоматолог-хирург и стоматолог-ортопед. В приказе подчеркивалось, что интернатура является продолжением субординатуры и должна проводиться на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным МЗ СССР. Таким образом, в медицинском образовании была многоуровневая подготовка специалистов, разделив

ее на теоретический курс медицинского вуза и ориентированные в большей степени на практическую подготовку субординатуру и интернатуру. С введением государственного образовательного стандарта высшей медицинской школы в 1995 году субординатура была упразднена и интернатура стала первым этапом непрерывной послевузовской подготовки врачей.

Подготовка в интернатуре стала одним из необходимых видов послевузовского обучения, без которого выпускники, имеющие диплом о высшем медицинском образовании, не могли быть допущены к занятию профессиональной деятельностью (без наличия сертификата) было заявлено о том, что диплом является документом, свидетельствующим об уровне образования, а сертификат — это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам, позволяющим заниматься профессиональной деятельностью. Введение обязательного обучения в интернатуре явилось позитивным фактором, поскольку позволило повысить уровень именно практической подготовки, что пока еще невозможно обеспечить в полной мере в высшей школе. Выпускники стоматологических факультетов проходят обучение в интернатуре по специальности "Стоматология общей практики". А подготовка по специальностям, требующим углубленной подготовки — стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, стоматология ортопедическая, детская стоматология, ортодонтия и челюстно-лицевая хирургия должна осуществляться в резидентуре от 2 до 4 лет при наличии трехгодичного стажа работы по основной специальности «Стоматология общей практики».

Необходимость многоуровневой подготовки основная цель, которая должна быть достигнута при обучении в интернатуре, являющейся по сути первичной специализацией. Она заключается в подготовке выпускников медицинских вузов к самостоятельному осуществлению первичной квалифицированной неспециализированной врачебной помощи в амбулаторно-поликлинических условиях. Врачи, закончившие интернатуру и получившие специальность "Стоматология общей практики", допускаются к работе в практическом здравоохранении без обязательного прохождения профессиональной переподготовки по стоматологическим специальностям, требующим углубленной подготовки, или рекомендуются для поступления в резидентуру. В процессе подготовки в интернатуре предусматриваются такие виды обучения, как курация больных и ведение медицинской документации под контролем руководителя, работа в диагностических подразделениях и дежурном кабинете лечебного учреждения, лекции и семинары, выполнение определенного минимума диагностических и лечебных процедур, самостоятельное изучение литературы, посещение научных обществ, участие во врачебных конференциях (демонстрация больных, обзорные доклады) и др. Однако основное время интерны должны заниматься практической деятельностью под контролем преподавателя либо старшего коллеги, осваивая основы диагностики наиболее часто встречающихся заболеваний, необходимые практические навыки. Таким образом, обучение в интернатуре должно подготовить выпускника к самостоятельной практической деятельности в рамках квалификационных требований к основной специальности. Основой для оценки готовности выпускника интернатуры к самостоятельной деятельности является экзамен, который должен учитывать требования учебной программы подготовки врача-стоматолога в интернатуре. При условии сдачи экзамена врач-интерн получает свидетельство установленного образца об окончании интернатуры и сертификат с указанием специальности.

К сожалению, до настоящего времени все еще не определены соответствующими нормативными документами должностные обязанности и квалификационные характеристики врача-стоматолога общей практики. Это вызывает определенные трудности при проведении аттестации врачей, учета объема выполняемой работы. Хотелось бы отметить и тот факт, что, в соответствии с образовательным стандартом подготовки интернов, получение сертификата по специальности "Стоматология общей практики" после прохождения интернатуры позволяет специалисту работать по разделам терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология и детская стоматология (то есть по специальностям, требующим углубленной подготовки) в рамках, определенных учебной программой врача-стоматолога в интернатуре. Часто встречаются случаи, когда руководители стоматологических учреждений или лицензирующие органы заставляют после интернатуры проходить профессиональную переподготовку по какой-либо стоматологической специальности, требующей углубленной подготовки. Это является недопустимым. Только по своему добровольному желанию врач может пройти профессиональную переподготовку или же продолжать свою деятельность по специальности "Стоматология общей практики". Одной из наиболее частых ошибок при приеме на работу врача-стоматолога общей практики является неправильная запись в трудовой книжке. Обычно в трудовой книжке пишется: "Принят на должность врача-стоматолога". Если, учесть тот факт, что врач-стоматолог общей практики имеет право осуществлять прием пациентов по разделу терапевтическая, хирургическая, ортопедическая и детская стоматология, то необходимо указывать, в какое стоматологическое отделение был принят врач. Например, "принят на должность врача-стоматолога общей практики в терапевтическое отделение" или "принят на должность врача-стоматолога общей практики в детское отделение" и т.д. Важно помнить, что при аттестации врача-стоматолога общей практики продолжительность стажа определяется по специальности "Стоматология общей практики", независимо от того, в каком стоматологическом отделении работал врач.

В нашем вузе подготовку интернов курирует деканат по интернатуре и трудоустройству во главе с деканом. В настоящее время врачи - интерны, т.е. будущие стоматологи общей практики, обучаются на базе кафедр терапевтической, хирургической, ортопедической, детской стоматологии в течение года по отдельно взятой дисциплине. При таком подходе пациент с несколькими патологиями зубочелюстной системы вынужден обращаться за помощью не к одному стоматологу-специалисту, что препятствует восприятию врачом целостной клинической ситуации. Кроме того, временные ресурсы оказания помощи разными специалистами стоматологического профиля могли оказывать дополнительное влияние на качество лечения. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача интерны обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Интерны должны посещать лекционные, семинарские и практические занятия, самостоятельно изучать литературу по основным разделам стоматологии, готовить рефераты по актуальным вопросам современной стоматологии. Кроме этого, интерны должны активно участвовать в научно-практических занятиях, проводимых для врачей-стоматологов. Так же интерн обязан выступать с докладами по научно-практическим и санитарно-просветительным темам, участвовать в выпуске стенной газеты, санбюллетеней, помогать в оформлении "Уголка здоровья". Практическая подготовка планируется индивидуально для каждого интерна в соответствии с типовым планом подготовки интерна. С первого дня прохождения интернатуры молодой специалист совместно с куратором составляет индивидуальный план обучения в интернатуре, ежедневно заполняет "Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога", заполняет дневник, в котором учитывается вся выполненная работа. Освоение интерном лечебно-диагностических навыков проверяется и оценивается непосредственным руководителем и фиксируется в дневнике врача-интерна. Еженедельно интерн анализирует проделанную работу, а ежемесячно подает сводный отчет о лечебной работе своему куратору. Один раз в квартал врач-интерн должен отчитаться о проделанной работе на общем собрании интернов-стоматологов, где присутствуют преподаватели кураторы вуза.

Выводы:

1.Результатом подготовки врачей-стоматологов в интернатуре является получение первичной профессиональной подготовки, включающей знания и понимание базисных клинических, поведенческих и социальных наук, в объеме, необходимом для осуществления профессиональной квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи.

2. Для подготовки выпускников стоматологических факультетов в интернатуре по специальности «Стоматология общей практики», позволяющей значительно повысить качество профессиональной подготовки обучающихся, и для определения критериев, методов оценки качества профессиональной подготовки врачей-стоматологов общей практики в интернатуре возникает необходимость создания кафедры врачей стоматологов общей практики отдельно от додиплом-ных стоматологических кафедр.

Перечень основных нормативных документов:

1. Постановление Совета Министров СССР от 10.02.1967 №130 "Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов".

2. Приказ министра высшего и среднего специального образования СССР от 30 мая 1968 г. N 444. "Положение о производственной практике студентов высших учебных заведений".

3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" от 05.07.1968 №517.

4. Приказ МЗ СССР от 16 августа 1972 г. N 669 "Об утверждении инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру),и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских, центральных, районных, областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющим непосредственное обучение врачей и Указаний о порядке зачисления в интернатуру и на работу выпускников медицинских институтов".

5. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 26.04.1977 №379 "О состоянии и мерах улучшения качества подготовки выпускников медицинских институтов и медицинских факультетов университетов в интернатуре".

6. Приказ МЗ СССР от 20 января 1982 г. №44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре".

УДК 616.146 - 006.6: 615.03 - 036.8

ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ РАКА ШЕЙКИ МАТКИ

Досаханов А.Х.

Национальный научный медицинский центр, гАстана, Казахстан

Введение. Лучевая терапия (ЛТ) является наиболее эффективным методом лечения мест-нораспространённых форм рака шейки матки (РШМ). Радиотерпия позволяет излечивать до 65%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.