6. Попова, Л. В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебно-методическое пособие / Л. В. Попова. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 448 с.
EXPENSES: THE IMPORTANCE AND MANAGEMENT
E. N. Petruhina, the teacher chair «Bookkeeping, the analysis and audit» NGIEE
Annotated. In article it is considered various approaches to definition of «expenses», «expenses», and also the importance of calculation of the cost price of production and management in its size of the enterprises is considered.
Keywords. The cost price, expenses, expenses, costs, profit, a gain.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Е. И. Толикина, ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы организации внутреннего контроля за качеством информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. Рассмотрены содержание, цели и задачи системы внутреннего контроля, взаимосвязь деятельности службы контроля с функциональными отделами, объектами управления и контроля.
Ключевые слова. Бухгалтерский учет,
управление, внутренний контроль, аудит, объекты,
субъекты, служба контроля на предприятии, эффективность, система нормативного регулирования.
Мировой финансовый кризис 2008 года выявил существенные изъяны современных рыночных отношений, и пережде всего, недостаточность информации в годовой финансовой отчетности о финансовом положении сельскохозяйственных организаций. Налицо нехватка информации о будущем финансовом положении, о наличии и величине бизнес-рисков таких организаций.
Система унификации бухгалтерского учета в форме МСФО не оправдала надежды на возможность информирования и предупреждения пользователей отчетности о надвигающемся кризисе.
Нельзя сказать, что мировое профессиональное сообщество бухгалтеров и аудиторов не видело недостатков в отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. Первый серьезный толчок надвигающегося мирового кризиса 2008 года был еще в 1998 году, который совпал в России с дефолтом. Скандалы с массовым расхищением акционерной собственности в американских компаниях и крах одной из крупнейших аудиторских компаний мира «Артур Андерсен» в 1998 году дали толчок к дальнейшему совершенствованию систем внутреннего контроля и раскрытия информации [3].
С развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве существенные изменения претерпевает ранее сложившаяся система внутреннего контроля, понимаемая как отслеживание самим хозяйствующим субъектом своего функционирования для достижения поставленных целей. Оставаясь составной частью экономического контроля, внутренний контроль все шире распространяется на все стороны финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и тем самым объек-
тивно способствует повышению социальной ответственности агробизнеса. В этой связи можно говорить о формировании новых концептуальных основ внутреннего контроля, охватывающих его место в системе экономических наук и хозяйственной практики, задачи и принципы, объекты и субъекты, формы и процедуры [1].
Эффективное и динамичное развитие сельскохозяйственных организаций невозможно без формирования и реализации саоответствующей стратегии контроля за производством и достигнутыми результатами финансовохозяйственной деятельности. Контроль как неотъемлемое звено хозяйственного механизма и функции управления производством на всех уровнях призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации на предприятии и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей организации [6].
Экономический контроль как функция управления сельскохозяйственным производством - это проверка производственно-финансовой, хозяйственной деятельности экономических объектов и субъектов, направленная на предупреждение правонарушений и злоупотреблений, недопущение хищений, порчи, недостач.
Целью контроля является повышение эффективности, усиление социальной значимости и приращение стоимости бизнеса.
К основным задачам относят:
- проверку соблюдения действующего законодательства и иного нормативного регулирования финансовохозяйственной деятельности экономических субъектов;
- обеспечение сохранности контролируемых экономических ресурсов и выявление фактов недостач, потерь, порчи и иного нерационального использования;
- проверку планов (смет, бюджетов) выявление и интерпретация отклонений фактических результатов от заданных параметров финансово-хозяйственной деятельности субъектов;
- выявление и использование резервов роста и повышения эффективности экономического производства;
- проверку состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности [6].
Задачи внутреннего контроля во все большей мере совпадают с общими задачами экономического контроля и связаны прежде всего с обеспечением сохранности контролируемых экономических ресурсов, выявлением и интерпретацией отклонений фактических результатов от заданных параметров финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, проверкой состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявлением и использованием резервов роста и повышения эффективности сельскохозяйственного производства, содействием прозрачности и гуманизации агробизнеса. Не теряет своей актуальности и задача обеспечения соблюдения действующего законодательства в процессе финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что имеет все более возрастающее значение в условиях укрепления легализации бизнеса.
В аналогичном контексте можно говорить о принципах внутреннего контроля, среди которых следует выделить профессиональную компетентность, функциональную независимость, действенность и рациональность.
Очевидной спецификой отличаются объекты и субъекты внутреннего контроля, обусловленной как границами его осуществления, так и составом исполнителей. Объектами внутреннего контроля выступают как отдель-
ные экономические ресурсы, так и бизнес-процессы, охватывающие все аспекты сельскохозяйственной деятельности. Субъектами внутреннего контроля могут выступать как профессиональные контролеры (штатные и привлеченные), так и работники иных управленческих служб, наделенные соответствующими полномочиями [1 ].
В системе внутреннего контроля выделяют три основных элемента:
- контрольная среда (хахактеристики взаимоотношений на предприятии);
- система бухгалтерского учета (учетная политика, выбранная на предприятии и мероприятия, касающиеся отражения в учете совершаемых хозяйственных операций);
- процедуры контроля (специальные проверки, выполняемые персоналом организации).
Основным требованием к учетной информации об имущественном и финансовом состоянии организации является ее достоверность и полнота. Несоблюдение правил ведения учета искажает картину имущественного и финансового положения организации, возникает вероятность пропуска существенных ошибок. Правильно организованная система бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на эффективную организацию производства посредством принятия обоснованных управленческих решений [6].
Организация контроля требует не только создания рациональной системы контроля путем совершенствования его методологии, методики и техники, но и эффективного функционирования в каждой организации внутреннего аудита. Это зависит от уровня квалификации контрольного аппарата и кадрового потенциала специалистов в системе управления сельским хозяйством.
Для этих целей необходимо организовывать систематическое повышение квалификации кадров, осуществ-
ляющих контроль, других специалистов путем проведения для них специальных курсов. Кроме того, при внедрении гибких систем контроля особую актуальность приобретают вопросы подбора кадров (аудиторов, бухгалтеров-экспертов, финансовых менеджеров) на конкурсной основе. При этом необходимо обращать внимание не только на уровень квалификации дипломированных специалистов, но и на деловые качества лиц, претендующих на ту или иную должность в структуре контроля.
Служба внутреннего контроля может быть создана в виде специального отдела. Данная служба является самостоятельным подразделением аппарата управления и подчиняется только руководителю организации. На должность руководителя службы целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов с высшим экономическим образованием, опытом аудиторской, бухгалтерской и экономической работы, отсутствием судимости, имеющих аттестат профессионального аудитора, бухгалтера, то есть тех, которые прошли подготовку и аттестацию согласно законодательству.
Актуальной задачей является пересмотр должностных инструкций всех служб и разработка должностных инструкций для работников контрольного аппарата, в которых необходимо предусмотреть общие положения, конкретные должностные обязанности, права и ответственность каждого работника.
Руководитель организации должен создать необходимые условия для работы контрольной службы: обеспечить ее соответствующими помещениями, оргтехникой, вычислительной техникой и т.п. Численность и оплата труда работников аппарата контроля должны быть пред-сумотрены в штатном расписании.
Важное значение в системе управления организацией имеет оценка эффективности работы не только ее про-
изводственных структур, но и функциональных отделов, в том числе аппарата контроля. Это позволяет совершенствовать организацию службы контроля и добиваться действенности результатов процесса контроля в системе управления при принятии решений.
Эффективность системы контроля в сельскохозяйственных организациях через итоговые показатели работы организации усложняется тем, что процесс контроля является неотъемлемой частью производственно-
хозяйственной деятельности. Поэтому его результаты переплетаются с одновременным воздействием целого ряда других факторов эффективности производства. Следовательно, контроль и работа его службы должны оцениваться в конкретных условиях производства с учетом сопоставимости объектов исследования по целому ряду показателей. Основные критериии эффективности контроля - это результативность труда службы контроля, экономичность и эффективность аппарата данной службы [5].
Эффективность внутреннего контроля как любой управленческой функции можно оценивать с позиции общих и частных требований к ведению бизнеса. При этом общие требования сводятся в конечном счете к обеспечению прибыльности и приращения стоимости бизнеса, что измеряется соответственно известными показателями прибыльности (рентабельности) и приростом чистых активов. Оценить влияние данного фактора можно только на содержательном уровне исходя из фактического состояния системы внутреннего контроля в анализируемом периоде, поскольку установить количественную определенность практически невозможно из-за наличия огромного множества факторов, влияющих на общие результаты финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, что особенно характерно для сельскохозяйственного производства. Поэтому реальная оценка эффективности внут-
реннего контроля производится с позиции частных требований к ведению бизнеса, то есть исходя из соотношения доходов и расходов.
Особый порядок оценки эффективности внутреннего контроля установлен для целей внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, что закреплено в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». В нем предусмотрены такие критерии оценки, как организационный статус внутреннего аудита в структуре аудируемого лица, объем функций, профессиональная компетентность и добросовестность, в соответствии с чем устанавливается следующее: выполняется ли данная работа лицами, имеющими соответствующее образование и опяты работы; получены ли ими достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие разумные выводы; являются ли сделанные выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах и соответствуют ли подготовленные заключения результатам выполненной работы; соответствующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях, выявленных при аудите. При этом внешним аудитором могут использоваться такие процедуры, как исследование уже проведенных при внутреннем аудите областей, исследование других других подобных областей и наблюдения за выполнением процедур внутреннего аудита, что существенно повышает объективность указанной оценки в виде задокументированных выводов по результатам внешнего аудита [1].
Список литературы
1. Белов, Н. Г. Развитие внутреннего контроля в сельском хозяйстве /Н. Г. Белов// Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - 2011. - №1 - С. 48-55.
2. Микрюков, Т. В. Внутренний контроль в системе
управления экономической безопастностью организации /Т. В. Микрюков// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 11 - С. 4243.
3. Пугачев, В. В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита в условиях экономического кризиса /В. В. Пугачев. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 224 с.
4. Шакиров, Ф. К. Основные принципы организации внутреннего аудита на предприятиях АПК /Ф. К. Шакиров // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - 2009. - № 9 -С. 26-28.
5. Хосиев, Б. Н. Организация службы внутреннего контроля в сельском хозяйстве /Б. Н. Хозиев// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
- 2009. - № 4 - С. 53-56 .
6. Хосиев, Б. Н. Контроль и оценка организации бухгалтерского учета на предприятиях АПК /Б. Н. Хозиев //Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - 2011. - № 3 -С. 33-38.
THE ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF INTERNAL CONTROL IN THE AGRICULTURAL THE ORGANIZATIONS
E. I. Tolikina, the teacher of chair «Bookkeeping, the analysis and audit» NGIEI
Abstract. In article the basic questions of the organization of internal control over quality of the information formed in system of the accounting are considered the account. The purposes and problems of system of internal control, interrelation of activity of control service with functional departments, objects of management and control are considered the maintenance.
Keywords. Accounting, management, internal control, audit, objects, subjects, control service at the enterprise, efficiency, system of standard regulation.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Н. В. Мамушкина, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нижегородскго государственного инженерно-экономического института
Аннотация. В основе эффективного процесса формирования, управления и контроля затратами организации лежит применение научно обоснованной классификации. В данной статье рассмотрена классификация затрат, в соответствии с целями и задачами производственной деятельности организации.
Ключевые слова. Сельскохозяйственное предприятие, затраты, классификация, контроль.
Эффективность организации и ведения учета затрат на производство и продажи продукции (работ, услуг), достоверности оценки незавершенного производства и готовой продукции, определение показателей себестоимости продукции работ, услуг и финансовых результатов от обычных видов деятельности организации во многом зависит от классификации затрат. Поэтому необходимо знать экономическое содержание затрат производства и, исходя из этого, классифицировать их в соответствии с групповой принадлежностью.
Затраты на производство продукции группируются: