УДК 336.146
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
А. С. ВАСИЛЬЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования E-mail: vasilieva_as@mail. ru Филиал «Севмашвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета в г. Северодвинске
Статья посвящена исследованию основ организации и проблем функционирования системы пенсионного обеспечения в Архангельской области. Рассмотрена роль пенсионной системы в социальной политике государства. Изучены доходы и расходы регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации. Исследованы основные показатели пенсионного обеспечения жителей области. Выявлены основные проблемы обязательного пенсионного страхования, как характерные для всей системы, так и обусловленные региональными особенностями субъекта РФ. Определены направления их решения.
Ключевые слова: пенсионный, фонд, страхование, накопления, социальный, политика.
Одним из этапов жизни является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать свое достойное существование, или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства -создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать конституционное право на достойную старость.
Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца. Таким механизмом является пенсионная система - совокупность
создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия.
Пенсионная система за последние годы пережила множество преобразований. Все этапы реформирования направлены прежде всего на достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. Однако, совершенствуя общие основы функционирования системы обязательного пенсионного страхования, необходимо также учитывать региональные особенности каждого отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР): природно-климатические, демографические, про-мышленно-производственные и т. д.
Архангельская область расположена на севере Европейской части России. Ее побережье на протяжении 3 тыс. км омывают воды трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского. Площадь территории - 587 тыс. км2. Численность населения Архангельской области - 1,3 млн чел., городское население составляет около 1 млн чел. На территории области действуют 229 муниципальных образований: 7 городских округов, 19 муниципальных районов, 24 городские поселения, 179 сельских поселений. Административным центром является город Архангельск, основанный 5 марта 1584 г. К
Млн руб. 35 000
30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
Доходы □ Расходы 30 291,5
2007 2008 2009 2010
Рис. 1. Доходы и расходы бюджета Отделения Пенсионного фонда РФ по Архангельской области в 2007-2010 гг.
наиболее крупным городам области относятся Северодвинск, Новодвинск, Коряжма, Котлас, Мирный.
Пенсионное обеспечение в Архангельской области представлено деятельностью государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Архангельской области (далее - Отделение) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Вопросы пенсионного обеспечения населения непосредственно связаны с финансовыми аспек-
Таблица 1
Структура поступления страховых взносов в бюджет Отделения в 2010 г.
Показатели Сумма, млн руб. Удельный вес, %
Страховые взносы: - на выплату страховой части трудовой пенсии - на выплату накопительной части трудовой пенсии, исходя из стоимости страхового года В том числе: - на выплату страховой части - на выплату накопительной части 13 002,4 2 218,6 188,3 38,6 83,83 14,30 1,21 0,25
Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010) 46,7 0,30
Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010) 15,7 0,11
Всего доходов 15 510,3 100
тами деятельности Пенсионного фонда РФ. За последние годы наблюдается ежегодный рост общей величины доходов и расходов (рис. 1). Причем темпы роста вторых превышают темпы роста первых. И это преобладание с каждым годом увеличивается: в 2007 г. оно составило 1,2 раза, в 2009 г. - 1,5 раза, а в 2010 г. -уже 2 раза. По итогам 2010 г. доходы Отделения выросли в сравнении с предыдущим периодом на 32,4 % (на 3,8 млрд руб.), однако расходы возросли на 77,2 % (на 13,2 млрд руб.).
Основную долю доходной части бюджета фонда составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Их удельный вес в общей структуре страховых взносов в 2010 г. (табл. 1) составил 83,8 % (13 002,4 млн руб.). На выплату накопительной части трудовой пенсии в 2010 г. пошло 14,3 % (2 218,6 млн руб.).
Наибольшая потребность в структуре расходов бюджета фонда принадлежит выплатам на страховую часть трудовой пенсии: в 2010 г. - 44,69 % (13 539,7 млн руб. - табл. 2).
Численность пенсионеров области с каждым годом растет (рис. 2), что свидетельствует о старении населения. По состоянию на 31.12.2010 их число составило 409,6 тыс. чел. (почти 32 % населения области), увеличившись за последний год на 0,8 % (на 3,4 тыс. чел.).
Таблица 2
Структура потребности расходов на выплату пенсий и социальных пособий в 2010 г.
Показатели Сумма, млн руб. Удельный вес, %
Потребность на выплату страховой части трудовой пенсии 13 539,7 44,69
Потребность на выплату сумм расходов на валоризацию (страховая часть) 4 500,5 14,85
Потребность на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии 11 159,9 36,85
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению Всего расходов 1 091,4 30 291,5 3,61 100,0
Чел. 410 000
405 000
400 000
395 000
409 628
406 190
403 756
403 785
400 784
2006 2007 2008 2009 2010 Год
Рис. 2. Численность пенсионеров в Архангельской области (на 31 декабря)
Наибольший удельный вес в общей структуре занимают получатели трудовых пенсий по старости -более 90 %, причем наблюдается увеличение их числа с каждым годом на 1-2 % (табл. 3, 4). Растет доля лиц, получающих досрочные пенсии. И хотя эта категория граждан занимает наименьший удельный вес в структуре (1,4 %), число таких получателей возросло в 2010 г. в 1,7 раза по сравнению с 2008 г.
В качестве положи -тельной динамики можно отметить уменьшение доли пенсионеров, получающих пособия по инвалидности -с 5,4 до 3,6 % (в 1,5 раза) и по случаю потери кормильца -с 3,6 до 2,7 % (в 1,3 раза).
Средний размер пенсий в области с каждым годом увеличивается (рис. 3, табл. 5-6). Причем наибольший рост отмечен в 2009 г., когда средний размер пенсии увеличился на 56 % (на 3 154,37 руб.) и составил 8 807,61 руб. В этом году произошло значительное увеличение размера всех видов пенсий.
Однако в 2010 г. наблюдалось замедление темпов роста - размер пенсии в среднем поднялся всего на 6,7 %. Всего в Архангельской области к концу 2010 г. он увеличился по всем видам в сравнении с
2006 г. в 2,5-3 раза.
Численность пенсионеров, получающих пенсию в Отделении ПФР по Архангельской области (на 31 декабря)
Таблица 3
Категория пенсионеров 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Чел. % вес, % Чел. % вес, % Чел. % вес, %
Численность пенсионеров 403 785 100 406 190 100 409 628 100
В том числе:
• получателей трудовых пенсий: 380 848 94,5 383 424 94,6 385 893 94,4
- по старости 346 646 91,0 356 751 93,0 361 499 93,7
- по инвалидности 20 580 5,4 14 864 3,9 13 998 3,6
- по случаю потери кормильца 13 622 3,6 11 809 3,1 10 396 2,7
• получателей пенсий по государственному 22 046 5,5 21 894 5,4 22 932 5,6
пенсионному обеспечению:
- социальные пенсии 21 848 99,1 21 684 99,0 22 601 98,6
- досрочные пенсии 198 0,9 210 1,0 331 1,4
Таблица 4
Анализ изменений численности пенсионеров
Абсолютное изменение, Темпы роста Темп роста:
Категория пенсионеров чел. (цепные) 2010 г.
2008-2009 гг. 2009-2010 гг. 2009 г. 2010 г. к 2008 г.
Численность пенсионеров 2 405 3 438 1,01 1,01 1,01
В том числе:
• получателей трудовых пенсий: 2 576 2 469 1,01 1,01 1,01
- по старости 10 105 4 748 1,03 1,01 1,04
- по инвалидности -5 716 -866 0,72 0,94 0,68
- по случаю потери кормильца -1 813 -1 413 0,87 0,88 0,76
• получателей пенсий по государственному -152 1 038 0,99 1,05 1,04
пенсионному обеспечению:
- социальные пенсии -164 917 0,99 1,04 1,03
- досрочные пенсии 12 121 1,06 1,58 1,67
Руб.
10 000 т 8 0006 0004 0002 000-
8 807,61
9 401,6
5 653,24
4 554,3
3 436,61
2006
2007
2008
2009
2010 Год
Рис. 3. Средний размер назначенных пенсий в Архангельской области
Таблица 5
Средний размер пенсий в Архангельской области (на 31 декабря), руб.
Наименование 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Средний размер пенсий 3 436,6 4 554,3 5 653,2 8 807,6 9 401,6
Трудовая пенсия 3 505,7 4 643,1 5 790,3 9 043,8 9 650,2
Трудовая пенсия по старости 3 683,7 4 841,3 5 995,3 9 317,9 9 904,7
Трудовая пенсия по инвалидности 2 500,9 3 376,0 4 094,7 5 714,7 6 081,5
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца 1 902,7 2 424,1 3 136,3 4 952,3 5 604,7
Социальная пенсия 1 999,9 2 870,6 3 229,2 4 600,3 5 111,5
Досрочная пенсия 3 037,3 4 057,1 5 156,9 7 540,8 7 897,8
Таблица 6 Темпы роста среднего размера пенсий (цепные)
Наименование 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Средний размер пенсий 1,33 1,24 1,56 1,07
Трудовая пенсия 1,32 1,25 1,56 1,07
Трудовая пенсия по старости 1,31 1,24 1,55 1,06
Трудовая пенсия по инвалидности 1,35 1,21 1,40 1,06
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца 1,27 1,29 1,58 1,13
Социальная пенсия 1,44 1,12 1,42 1,11
Досрочная пенсия 1,34 1,27 1,46 1,05
Пенсионная реформа дает достаточно много положительных результатов. Об этом свидетельствует ежегодный рост размера пенсий - с 2006 г. по 2010 г. в 3 раза.
Свои результаты дает появление негосударственных пенсионных фондов. Все большее число граждан переводят свои пенсионные сбережения в НПФ (табл. 7). Если в начале 2009 г. сумма пенсионных накоплений во Внешэкономбанке почти в 7 раз превышала сумму накоплений в НПФ, то в середине 2011 г. - только в 3,5 раза, что во многом является результатом разъяснительной работы среди населения.
Но остается достаточно много серьезных проблем, которые требуют решения в ближайшее время. Большинство вопросов пенсионного обеспечения Архангельской области является типичным для всех регионов России.
1. Дефицит бюджета Отделения Пенсионного фонда РФ.
Как видно из рис. 1, дефицит денежных средств с каждым годом увеличивается. Недостающие суммы компенсируются за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в соответствии с федеральными и областными законами.
Таблица 7
Пенсионные накопления во Внешэкономбанке и негосударственном пенсионном фонде
0
Дата Сумма накоплений в ВЭБе, млн руб. Сумма пенсионных накоплений в НПФ, млн руб. Сумма превышения накоплений в ВЭБе над накоплениями в НПФ, раз
31.03.2009 325 648 46 860 6,95
30.06.2009 446 579 67 318 6,63
30.09.2009 452 447 71 717 6,31
31.12.2009 480 592 77 168 6,23
31.03.2010 710 227 115 391 6,15
30.06.2010 725 183 142 003 5,11
30.09.2010 733 358 147 051 4,99
31.12.2010 739 941 155 352 4,76
31.03.2011 944 282 248 514 3,80
30.06.2011 1 054 938 301 472 3,50
Основные причины низкой обеспеченности Отделения собственными средствами:
• низкий уровень средней заработной платы работающего населения Архангельской области;
• высокий процент работников, получающих заработную плату «в конверте» - более 30 % страхователей области, использующих наемный труд, не платят страховых взносов в ПФР;
• сложность демографической ситуации в регионе - старение населения;
• большое количество льготных досрочных пенсий, так как в области находится Государственный центр атомного судостроения (г. Северодвинск), работники которого являются получателями льготных досрочных пенсий по вредным и тяжелым условиям труда. Решение проблемы дефицита бюджета непосредственно связано с решением перечисленных ниже вопросов.
2. Слаборазвитая система негосударственного пенсионного обеспечения.
Хотя НПФ начали создаваться около 10 лет назад (с 2002 г.), за прошедшее время большинство застрахованных так и остались пассивными участниками пенсионной системы. Из 70 млн чел., имеющих пенсионные накопления, свыше 90 % по-прежнему остаются в государственной управляющей компании, и лишь около 8 % - в НПФ.
В отличие от международной практики экономически развитых стран активное внедрение накопительной составляющей трудовой пенсии было начато без создания полноценной правовой базы ее реализации, включая экономическое регулирование взаимоотношений застрахованных лиц с негосударственными страховщиками и механизмы установления, исчисления и выплаты накопительной части пенсий. До сих пор не находит решения проблема гарантии сохранности пенсионных накоплений и ответственности негосударственного страховщика за минимальный уровень их доходности.
Для развития негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в настоящее время необходимо:
1) совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере НПО, пенсионного и налогового права, законодательства о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах, трудовых отношений;
2) включение задач и мероприятий, направленных на развитие НПО, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
3) методологическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участников рынка, направленное на развитие НПО;
4) обеспечение информационной поддержки развития НПО, расширение социальной рекламы в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработка учебных программ, более широкое информирование населения о возможностях НПО.
3. Слабый учет дифференциации доходов населения.
Современная пенсионная система несимметрична по отношению к различным социальным группам и неприспособлена к удовлетворению потребностей в пенсионном страховании растущего российского среднего класса.
Российская пенсионная система является многоуровневой и состоит из нескольких компонентов:
• распределительной системы, основанной на принципе солидарности поколений и включающей фиксированную базовую часть, дифференцированную по возрасту, степени утраты трудоспособности и количеству иждивенцев, и страховую часть, зависящую от суммы уплаченных взносов, отражающих трудовой вклад работника, и ожидаемого периода выплаты пенсии;
• накопительной системы, основанной на принципе индивидуального накопления средств для финансирования будущей пенсии. Однако в действительности основу пенсионной
системы по-прежнему составляет солидарная часть. В результате у населения, имеющего относительно более высокие доходы, происходит снижение заинтересованности в участии в пенсионной системе. Согласно опросам, лишь 40 % работников уплачивают взносы в пенсионную систему в полном объеме. В итоге складывается такая ситуация:
• низкооплачиваемым работникам адресована солидарная система, которая поддерживает уровень пенсий на прожиточном минимуме пенсионера или несколько выше;
• высокодоходные социальные группы практически не участвуют в пенсионной системе и формируют свои пенсионные стратегии за ее пределами;
• среднедоходные социальные группы оказываются в промежуточном положении: их социальные потребности выше, чем размер пенсий, формируемых в солидарной системе, но по-
тенциал для формирования самостоятельных накоплений за пределами пенсионной системы недостаточен.
Для решения этого круга проблем необходимо прежде всего стимулирование создания корпоративных пенсионных программ. В результате работник получает уверенность и стимулы к добросовестному труду, а работодатель приобретает инструменты мотивации и удержания персонала, в том числе высококвалифицированных или дефицитных кадров. Расходы на корпоративную пенсионную программу, как правило, составляют 2-10 % от суммарных расходов на выплату заработной платы в организации. Вместе с тем на размер пенсионного обеспечения могут влиять самые различные параметры по усмотрению организации (стаж работы в организации, уровень должности и т. п.).
Помимо этого необходимо создать условия для стимулирования пенсионных накоплений граждан путем:
• предоставления дополнительных льгот страхователям (по уплате налогов на прибыль, на доходы физических лиц за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогам и др.),
• исключения суммы выплат средств пенсионных накоплений при определении размера социальных доплат пенсионерам и др.
4. Пенсионная система способствует сохранению высокой доли рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства, предоставляющими право досрочного выхода на пенсию.
Унаследованная с советских времен система досрочных пенсий не создает стимулов для замещения рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства местами с нормальными условиями. Если за рубежом право на досрочную пенсию имеют 3-4 профессиональные группы, то в России число профессий и производств, работа в которых дает право на досрочную пенсию, составляет около 2 тыс., объединенных в 27 групп получателей.
По данным Росстата, в начале 2010 г. право на досрочную пенсию имели 40 % занятых в экономике, при этом в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работали 29 % занятых. На получателей досрочных пенсий приходилось 30 % новых назначений пенсий. При этом более 73 % их получателей, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем на тех же рабочих местах. Фактически досрочные пенсии выполняют роль дополнительного
вознаграждения за работу в «списочных» производствах, профессиях и регионах, выравнивая их привлекательность на рынке труда.
Решением данной проблемы должно стать реформирование системы досрочных пенсий.
Вообще эта проблема характеризуется особой сложностью в силу того, что в категорию досрочных пенсий попадают и работники с действительно вредными условиями труда, влияющими на здоровье и продолжительность жизни (угольная, металлургическая, химическая и другие сферы промышленности), и работники недофинансированных, но социально важных секторов, занятость в которых стимулировалась пенсионными льготами -учителя, врачи, неконкурентный сектор науки и т. д. Пенсионные льготы рассматриваются ими как компенсация за низкую заработную плату на протяжении трудовой жизни.
Основные предложения в этой сфере сводятся к тому, чтобы полностью переложить издержки, связанные с выплатой досрочных пенсий, на работодателя за счет создания профессиональных пенсий и профессиональных пенсий по инвалидности. Однако это ведет к чрезмерному росту ставок пенсионных платежей. Поэтому до 2020 г. предлагаются дифференцированный подход и постепенный рост тарифа, стимулирующий вывод рабочих мест из списка профессий, имеющих право на досрочную пенсию.
5. Негативная демографическая ситуация.
В России, как и в большинстве развитых стран, старение населения затрудняет дальнейшее существование пенсионной системы. Уже в настоящее время на 10 работников приходится почти 6 пенсионеров. Результатом становится значительное увеличение расходов на выплату пенсий, и возникает проблема нехватки финансовых ресурсов для выплаты пенсий будущим поколениям.
Еще один аспект проблемы состоит в том, что существуют принципиальные различия в структуре потребностей у пенсионеров разных возрастов. Если относительно молодые пенсионеры в большей степени нуждаются в деньгах, то у более старших поколений резко возрастает спрос на институциональные услуги социального сектора (здравоохранение, лекарственное обеспечение, услуги по уходу), которые не могут быть удовлетворены на основе умеренного роста пенсий или их индексаций. Поэтому реформирование пенсионной системы должно сопровождаться реформами в здравоохранении и формированием рынка социальных услуг, адресованных пожилым.
Количество,
тыс. 30 И 26,59
25
20
15
10
5
0
Большинство специалистов видят путь решения данной проблемы в постепенном повышении пенсионного возраста. В последнее время высока доля работающих пенсионеров (около трети), и она продолжает расти. Наиболее резко масштабы занятости пенсионеров падают после достижения женщинами 60 лет, а мужчинами -65 лет. Следовательно, реальной утраты трудоспособности с достижением общеустановленного (55 и 60 лет соответственно) и досрочного пенсионного возраста не происходит.
Однако есть и ряд препятствий на пути внедрения этого предложения:
• низкая продолжительность жизни, особенно у мужчин. Тем не менее существуют значительные резервы повышения пенсионного возраста для российских женщин, продолжительность жизни которых почти не отличается от аналогичного показателя во многих развитых странах мира;
• плохое состояние здоровья населения. Но повышение возраста назначения пенсии по старости не должно исключать основания для фактического прекращения работы и выхода на пенсию по медицинским основаниям;
• неприятие населением увеличения пенсионного возраста. Однако во многих странах мира возраст выхода на пенсию за последние годы был поднят и в среднем составляет 63 года;
• трудность поиска работы для лиц пенсионных и предпенсионных возрастов. Но статистические данные свидетельствуют, что занятость этих лиц в последние годы растет, особенно заметно у женщин, что связано с расширением ассортимента надомных работ. Предлагаются различные варианты мягкого
перехода к увеличению пенсионного возраста: его постепенное увеличение (на несколько месяцев в год) или возможность выйти на пенсию раньше, но иметь пенсию меньшего размера.
6. Организационные вопросы работы Пенсионного фонда РФ с населением.
Эффективность организации пенсионного обеспечения во многом зависит от того, насколько рационально организовано управление процессом установления и выплаты пенсий, результативен
24,22
□ Трудовые пенсии ■ Социальные пенсии
23,47
4,14
3,06
3,92
Год
2008 2009 2010
Рис. 4. Динамика назначения пенсий за 2008-2010 гг.
функциональный контроль, рациональны состав и количество звеньев, участвующих в установлении и выплате пенсий, их подчиненность, распределение выполняемых функций.
Направление работы по своевременному назначению пенсий является на сегодняшний день одним из приоритетных, поэтому в Отделении ему уделяется первоочередное внимание и принимаются все необходимые меры по недопущению фактов нарушения пенсионного законодательства, а также разрабатываются мероприятия по сокращению сроков обработки документов.
Ежегодно территориальными органами ПФР Архангельской области назначается в среднем 28 тыс. пенсий (рис. 4).
При этом в последние годы территориальные органы ПФР области добились значительных результатов в сокращении сроков назначения пенсий вследствие проведения мер, направленных на улучшение данного показателя (рис. 5). В 2011 г. во всех управлениях (отделах) Архангельской области назначение пенсий в течение 10 дней с даты подачи заявления производится более чем в 90 % случаев.
120 100 80 60 Н 40 20 0
96
87
70
2008
2009
2010
Год
Рис. 5. Доля пенсий, назначенных в Архангельской области в 10-дневный срок, %
7х"
15
Для улучшения состояния дел в этой сфере необходимо активизировать заблаговременную работу с будущими пенсионерами:
• максимально расширить списки лиц, выходящих в ближайшее время на трудовую пенсию по старости, в том числе в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет;
• развивать сеть выездных консультационных пунктов, принимать пакет документов для назначения пенсии непосредственно по месту жительства (работы) застрахованного лица;
• развивать взаимодействие с внешними организациями при предварительной оценке документов до выхода на пенсию: со страхователями, с центрами занятости, кадровыми службами работодателей, архивными и образовательными учреждениями, ветеранскими организациями, органами медико-социальной экспертизы, ЗАГСами. Кроме того, необходимо внедрение новых
форм приема граждан и технологий электронного документооборота.
7. Недостаток специализированных кадров. В настоящее время профессиональное обучение персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Необходимым качеством работника ПФР становится умение ориентироваться в юридических тонкостях нормативных документов, быстро реагировать на изменения в законодательной базе и правильно применять правовые нормы в отношении конкретного гражданина.
Кроме того, необходимо отметить, что ПФР сегодня - высокотехнологичная организация, где функции каждого сотрудника исполняются на основе информационно-коммуникационных технологий, что создает специальные требования к подготовке кадров. Для решения этой проблемы необходимо:
• внедрение адаптационных программ корпоративного обучения для вновь принятых сотрудников системы ПФР;
• развитие наставничества;
• применение дистанционных форм обучения для снижения затрат на подготовку специалистов и сокращения времени вхождения в должность;
• формирование навыков самостоятельного решения профессиональных задач;
• обучение сотрудников клиентских служб методам саморегуляции (восстановления позитивного настроя) при работе с клиентами.
Перечисленные меры носят комплексный характер, включая снижение уровня инфляции, развитие финансового рынка, стимулирование негосударственного пенсионного обеспечения и повышение роли финансового образования населения. Для эффективного решения соответствующих задач необходимы:
• повышение рождаемости, снижение смертности и привлечение внешней трудовой миграции;
• улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости населения;
• опережающее повышение производительности труда и увеличение заработной платы;
• сокращение теневой экономики и недопущение сокрытия зарплаты;
• создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
• стабильное экономическое развитие экономики. Только в комплексе все это приведет к эффективному развитию пенсионной системы страны в целом и каждого региона в отдельности.
Список литературы
1. Гусева Т. С. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России // Трудовое право. 2008. № 8.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
3. ЛельчукА. Л. О новых предложениях по развитию пенсионной реформы // Финансы. 2011. № 5.
4. Лескова Ю. Г. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства) // Социальное и пенсионное право. 2010. № 1.
5. О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: Указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1455.
6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3.
7. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
9. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. URL: http:// www. pfrf. ru.
10. Черняева Д. В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право. 2010. № 6.