Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЗА РУБЕЖОМ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / регламентация / информационная система / контрактная система / методика оценки / public procurement / regulation / information system / contract system / evaluation methodology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.С. Зуев

Рассмотрены различия в организации регламентации государственных закупок в зарубежных странах, в том числе в Великобритании, Франции, Испании, Португалии, Польше, странах ЕС и Восточной Европы, США, Канаде и Республике Корея. Отражены особенности функционирования системы информационного обеспечения и анализа в системе государственных закупок. В качестве основополагающей охарактеризована методика оценки государственных закупок Всемирного банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE INFORMATION SUPPORT SYSTEM IN THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM ABROAD

The differences in the organization of regulation of public procurement in foreign countries, including the UK, France, Spain, Portugal, Poland, the EU and Eastern Europe, the USA, Canada and the Republic of Korea are considered. The features of the functioning of the information support and analysis system in the public procurement system are reflected. The methodology of evaluation of public procurement of the World Bank is characterized as fundamental.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЗА РУБЕЖОМ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАКУПОК ЗА РУБЕЖОМ

Е.С. Зуев, магистрант

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-144-147

Аннотация. Рассмотрены различия в организации регламентации государственных закупок в зарубежных странах, в том числе в Великобритании, Франции, Испании, Португалии, Польше, странах ЕС и Восточной Европы, США, Канаде и Республике Корея. Отражены особенности функционирования системы информационного обеспечения и анализа в системе государственных закупок. В качестве основополагающей охарактеризована методика оценки государственных закупок Всемирного банка.

Ключевые слова: государственные закупки, регламентация, информационная система, контрактная система, методика оценки.

Государственные закупки являются исторически сложившимся и традиционным видом общественной деятельности, фактически институтом развития и поддержки экономики, который постоянно требует совершенствования контрактной системы.

Одна из наиболее известных зарубежных систем показателей ориентирована на рассмотрение и характеристику следующих аспектов государственных закупок: прозрачность, открытость, конкурентность и эффективность. Информация, собранная по данным ключевым аспектам представления о государственных закупках, аккумулируется, обрабатывается, анализируется и затем используется для формирования выводов о корректности правил и принципов регламентации государственных закупок и выполнения плановых заданий. Результаты мониторинга не только являются основой для подготовки регулярных отчетов о функционировании системы закупок, но и позволяют сформировать обоснованные рекомендации и предложения по ее совершенствованию. Причем отдельные страны мира применяют несколько отличающиеся подходы и перечни конкретных показателей, входящих в состав каждого из обозначенных выше направлений оценки сферы государственных закупок. Имеются определенные страновые отличия в организации регламентации государственных закупок [5].

Так, в Великобритании при Казначействе организована «Центральная организация по закупкам», аккумулирующая информацию и распоряжение финансовыми средствами по контрактной системе, а также осуществляющая предварительную оценку параметров государственных закупок и оценку рисков их размещения. В ЕС создана единая система государственных закупок, ориентированная на обеспечение конкурентных условий на рынках ЕС и национальных рынках, требований открытости информации об участниках закупок, содействие поставщикам-представителям малого и среднего бизнеса.

Во Франции созданы комиссии для выборочной проверки контрактов на муниципальном уровне, а также Экономическая обсерватория государственных закупок, основной задачей которой является сбор и анализ данных по экономическим аспектам государственных закупок, включая проекты государственно-частного партнерства. В Испании в составе Министерства финансов создано Консультативное бюро по вопросам государственных закупок, которое ведет государственный реестр контрактов и неблагонадежных и временно отстраненных от участия в государственных тендерах предприятий.

В США в силу наличия законодательства и бюджета каждого штата реализуется единая система информационного обеспе-

чения на базе Федеральной контрактной система для планирования и прогноза в сфере закупок и площадка электронных торгов, основной задачей которой является максимальное сокращение затрат и времени закупочных процедур. В Республике Корея все закупки проводятся через он-лайн-систему электронных закупок (KONEPS), где размещается вся тендерная информация, а единые регламентацию и регулирование осуществляет Корейская служба государственных закупок (PPS). В Канаде реализуется постаудит в рамках проверки соответствия закупки критериям конкурсной документации в части оптимальной цены, качества и технических характеристик, а также результата, полученного при осуществлении государственной закупки [1, 6].

В Польше ежегодные отчеты о работе системы закупок включают не только представление статичных статистических данных, но и содержат аналитические показатели, позволяющие провести сравнение по результатам предыдущих отчетных периодов (т.е. выделение показателя динамики государственных закупок). Сбор и анализ данных в странах Восточной Европы в рамках мониторинга осуществляют Болгарское агентство государственных закупок, Бюро государственных закупок в Словакии, а также Румынское национальное ведомство регулирования и мониторинга государственных закупок. Причем практически везде использование показателей принципиально ориентировано на оценку результата госзакупок как параметра достижения целей [3].

Достаточно интересным является опыт деятельности Обсерватории государственных работ Португалии (Observatório das Obras Públicas), задачами которой служат повышение прозрачности и создание возможностей для принятия более обоснованных, а, следовательно - более эффективных решений, касающихся управления правилами работы сектора государственных закупок. Миссия обсерватории заключается в ведении мониторинга наиболее важных аспектов передачи подрядов и выполнения контрактов на государственные работы и концессии. По результатам обра-

ботки данных Обсерватория имеет возможность вырабатывать показатели, отчеты и статистические данные, улучшая, таким образом, уровень осведомленности о характере функционирования сектора закупок. Собираемая в Обсерватории база данных, как правило, составляется на основе отчетов, подаваемых организаторами тендеров [4].

Достаточно показательной представляется методика оценки закупок Всемирного банка - «Сравнение систем государственных закупок». Впервые она была применена в 2013 году по решению Антикоррупционной рабочей группы Большой Двадцатки и принята за основу для совершенствования индикаторов сравнения экономик 77 стран (путем определения основных причин, препятствующих развитию конкуренции в частном секторе, особенно среди малого и среднего предпринимательства, что позволило заложить объективные основы для совершенствования системы контроля за проведением госзакупок во всем мире).

Необходимо отметить, Всемирный банк является системным интегратором в области электронных государственных закупок, а также содействует в развитии данного инструмента в разных странах через тиражирование типовых моделей и методов организационного и технического сопровождения на основе опыта ведущих стран, по версии Всемирного банка: Австралии, Мексики, Дании, США и Канады. Методика оценки систем государственных закупок Всемирного банка опирается на подход, который был использован при подготовке рейтинга Doing Business и продемонстрировал хорошие результаты при оценке нормативно-правовой базы и реализации мер, а также при проведении реформ. В рамках данного исследования проводилась оценка по 6-ти ключевым направлениям (разделам), охватывающим основные проблемы, с которыми сталкиваются частные фирмы, участвующие в публичных аукционах:

1) показатели выявления потребности, подготовки заявки;

2) показатели подача заявки;

3) показатели оценки заявок и выбора

победителя;

4) показатели заключения контракта;

5) показатели обеспечения исполнения контракта;

6) показатели оплаты контракта.

Определение индикаторов рассматриваемой методологии опиралось на первичные данные, полученные с помощью интервьюирования экспертов. После сбора и анализа данных исследователями было проведено усреднение ответов респондентов на вопросы, которые были получены как с помощью непосредственной беседы, так и с помощью переписки. Большинство участников опросов - это представители юридических, бухгалтерских и аудиторских фирм, должностные лица, включенные в систему государственных закупок, а также члены торгово-промышленных па-

лат, юристы, представители бизнеса и другие эксперты. Сбор унифицированных данных позволил свести большой объем информации обо всех странах, а также преодолеть серьезные структурные различия, которые являются угрозой сопоставимости [2].

Однако, с нашей точки зрения, данная методика не оценивает полный перечень факторов, политических решений и институтов, которые влияют на развитие систем государственных закупок. Например, исследование не охватило факторы (и, соответственно, показатели), которые относятся к объемам бюджетных инвестиций в экономику, в обучение и повышение профессиональной квалификации чиновников, участвующих в системе государственных закупок.

Библиографический список

1. Артемова Е.И. Программно-целевое регулирование функционирования организаций животноводческого комплекса Краснодарского края: монография / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова, В.Г. Кудряков, А.Г. Кощаев. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 241 с.

2. Артемова Е.И. Развитие микрофинансирования как направление повышения доступности финансовых ресурсов для малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. -2019. - №10 (50). - С. 110-116.

3. Малейченко В.Н. Государственное совершенствование хозяйственных форм в сельском хозяйстве / В.Н. Малейченко, Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №6 (95). - С. 202-206.

4. Малейченко В.Н. Направления совершенствования государственного управления воспроизводством почвенного плодородия / В.Н. Малейченко, Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Экономика устойчивого развития. - 2018. - №2 (34). - С. 218-227.

5. Плотникова Е.В. Основы прогнозирования и планирования социально-экономического развития территории: учебник. - Краснодар: КубГАУ, 2021. - 130 с.

6. Плотникова Е.В. Развитие инициативного бюджетирования в Краснодарском крае // Е.В. Плотникова, А.А. Дементьева, Н.Ю. Феликиди // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №6 (119). - С. 586-590.

- Экономицеские HayKU-

ORGANIZATION AND FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE INFORMATION SUPPORT SYSTEM IN THE PUBLIC PROCUREMENT

SYSTEM ABROAD

E.S. Zuev, Graduate Student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)

Abstract. The differences in the organization of regulation of public procurement in foreign countries, including the UK, France, Spain, Portugal, Poland, the EU and Eastern Europe, the USA, Canada and the Republic of Korea are considered. The features of the functioning of the information support and analysis system in the public procurement system are reflected. The methodology of evaluation of public procurement of the World Bank is characterized as fundamental.

Keywords: public procurement, regulation, information system, contract system, evaluation methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.