Научная статья на тему 'Организация и методическое обеспечение подготовки специалиста-стоматолога'

Организация и методическое обеспечение подготовки специалиста-стоматолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка специалиста-стоматолога / методическое обеспечение / професійна підготовка спеціаліста-стоматолога / методичне забезпечення / dental specialists` training / methodological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.И. Косарева, А.А. Удод

Освещен опыт подготовки специалиста-стоматолога и разработки методического обеспечения учебного процесса на профильных стоматологических кафедрах медицинского университета, построенного на реализации принципов компетентностного подхода и ориентации обучения на конечные цели профессиональную деятельность будущего врача-стоматолога. Предлагается соответствующая модель организационной структуры практического занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.И. Косарева, А.А. Удод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the experience of dental specialists` training and development of methodological support of the educational process at the specialized dental chairs of the Medical University, founded on the principles of competence-based approach and focused on the ultimate goal of training – professional career of a future dentist. The appropriate model of the organizational structure of practical classes is suggested.

Текст научной работы на тему «Организация и методическое обеспечение подготовки специалиста-стоматолога»

ПИТАННЯ МЕТОДОЛОГІЇ МЕДИЧНОЇ ОСВІТИ ТА НАУКИ

УДК 616.31.378.147/.148 ЛИ. Косарева, А.А. Удод

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-СТОМАТОЛОГА

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Более четверти века на стоматологическом факультете Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького успешно реализуется и развивается система программноцелевого управления качеством подготовки специалиста, в основу которой положен профессионально-деятельностный принцип организации учебного процесса, отличительной особенностью которого является ориентация обучения на всех его уровнях на конечные цели - профессиональную деятельность [1,2]. В рамках этой деятельности были сформулированы конечные цели обучения стоматолога образовательного уровня «специалист», что нашло отражение в государственных стандартах высшего стоматологического образования. Конечные цели образования сформулированы в них в виде типовых задач деятельности и профессиональных умений, через которые они реализуются, и фактически эти цели отражают специальные компетенции деятельности вра-ча-стоматолога [3,4].

На кафедрах пропедевтической и терапевтической стоматологии, последняя из которых является выпускающей, студенты обучаются на 2-5 курсах в течение 4-х лет. Конечные цели изучения терапевтической стоматологии в соответствии с государственными стандартами сформулированы следующим образом: проводить обследование стоматологического больного; анализировать результаты обследования; определять ведущие синдромы и симптомы; ставить синдромный диагноз; выявлять разные клинические варианты и осложнения наиболее распространенных заболеваний; выявлять и идентифицировать проявления соматических заболеваний в полости рта; проводить дифференциальную диагностику; обосновывать и формулировать предварительный клинический диагноз; ставить окончательный диагноз основных заболеваний; проводить синдромную

диагностику стоматологических заболеваний, которые требуют особой тактики ведения пациента; определять характер и принципы лечения; проводить терапевтическое лечение основных стоматологических заболеваний; проводить мероприятия по профилактике, первичную и вторичную профилактику наиболее распространенных заболеваний.

На основании этих конечных целей были определены общие и конкретные цели изучения всех тем дисциплины. Например, общими целями темы «Предраковые заболевания слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ» из раздела «Заболевания слизистой оболочки полости рта» являются следующие: обосновать и сформулировать предварительный клинический диагноз, определить характер и принципы лечений больных с предраковыми заболеваниями слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ.

Эти общие цели обеспечивают реализацию следующих конкретных целей темы: выделить из жалоб и данных анамнеза сведения, которые ха-рактеризируют наличие предракового заболевания; составить индивидуальную схему диагностического поиска; выявить наиболее информативные признаки предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ при объективном обследовании и дополнительных методах исследования; выделить ведущий клинический синдром; провести дифференциальную диагностику; установить предварительный клинический диагноз; определить характер и принципы лечения предракового заболевания. Подобным образом была сформулирована общая система целей по всей дисциплине. После этого были определены и отосланы на кафедры предыдущего уровня преподавания перечни умений, без которых нельзя достичь целей изучения предмета, то есть был сформулирован исходный

уровень для изучения терапевтической стоматологии.

Например, уже рассмотренные цели темы «Предраковые заболевания» обеспечиваются такими целями исходного уровня: как собирать и оценивать жалобы и анамнез (кафедры внутренних болезней, пропедевтической стоматологии); определить необходимый объем и последовательность методов обследования (кафедры внутренних болезней, пропедевтической стоматологии); проводить объективное обследование полости рта (кафедра пропедевтической стоматологии); оценивать и интерпретировать данные инструментальных (кафедра пропедевтической стоматологии) и лабораторных методов исследования (кафедры гистологии, патоморфологии); распознавать синдромы при поражении слизистой полости рта (кафедры дерматовенерологии, пропедевтической стоматологии); определять характер и принципы лечения предраковых заболеваний (кафедры хирургических болезней, хирургической стоматологии).

На основании созданной системы целей по дисциплине мы отобрали блоки содержания, информационно обеспечивающие каждую цель. Для каждой темы были построены графы логической структуры, которые приводятся в методических указаниях для подготовки студентов к практическим занятиям. Графы позволяют студентам отобрать учебную информацию в необходимом порядке и объеме. Кроме того, были созданы учебные пособия по отдельным разделам и темам предмета, материал в которых излагается в соответствии с целями его изучения, средства контроля, методические указания для студентов и методические рекомендации для преподавателей. Достижение вышеназванных целей реализуется соответствующей организацией учебного процесса.

Пристальное внимание уделяется организации самостоятельной внеаудиторной работы. К каждой теме были разработаны и изданы методические указания. Они дают возможность в процессе внеаудиторной подготовки к практическому занятию обеспечить строго последовательную деятельность обучающихся в условиях, максимально приближенных к реальности. С помощью этих методических указаний студенты знакомятся с целями темы и необходимым исходным уровнем, решают задания для его контроля и коррекции, знакомятся со структурой будущего занятия, а, самое главное, - решают задания, являющиеся основным средством достижения целей. Эти задания содержат модель профессиональной деятельности врача-стоматолога и соответствуют поставленным целям. Все составляющие таких заданий выражены в профессиональных умениях. Так, в заданиях для проверки готовности к занятию «Предраковые заболевания» приводятся реальные клинические ситуации. Студенты, исходя

из предложенной ситуации, должны выделить ведущий клинический синдром, провести дифференциальную диагностику, а далее установить наиболее вероятный диагноз или определить объем дополнительных методов исследования для постановки диагноза, а также тактику ведения больного и принципы и характер лечения конкретного заболевания. В набор заданий обязательно включаются задачи на диагностику заболеваний из других тем раздела, имеющих сходную клиническую картину. Уже во время внеаудиторной подготовки студенты выполняют действия, подобные тем, которые будут затем выполняться на аудиторном этапе, то есть на практическом занятии.

Однако обучаемому недостаточно дать задания. Необходимо вооружить его средствами для их решения. Таким средством является ориентировочная основа действия, которая служит опорой при решении задач. Наиболее часто для этого мы используем диагностические и тактические алгоритмы. Так, в методических указаниях по теме «Предраковые заболевания» приводятся два диагностических и один тактический алгоритмы.

Таким образом, созданные учебнометодические материалы управляющего типа реализуют все компоненты разработанной системы обучения.

При выборе организационной структуры занятия необходимо исходить из того, что оптимальной структурой является та, которая способствует освоению целевых видов деятельности. Этому требованию максимально отвечает практическое занятие, построенное преимущественно как самостоятельная работа студентов.

Организованное таким образом обучение на кафедрах обеспечивает достижение студентом целей дисциплины и его подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Методологія і реалізація системи управління якістю медичної освіти / [В.М. Казаков, О.М. Талалає-нко, М.Г. Гаріна та ін.]. - Донецьк, 2001. - 213 с.

2. Управление качеством подготовки специалистов: программно-целевой поход (на примере высшего и послевузовского медицинского образования) / [В.Н. Казаков, Н.А. Селезнёва, А.Н. Талалаенко и др.]. - М., 2003. - 215 с.

3. Галузевий стандарт вищої освіти. Освітньо - кваліфікаційна характеристика «спеціаліста» за спеціальністю 7.110106 (стоматологія) напряму підготовки 1101 (медицина). - К. : Міністерство освіти і науки України, 2003. - 25 с.

4. Галузевий стандарт вищої освіти. Освітньо - кваліфікаційна характеристика «спеціаліста» за спеціальністю 7.110106 «стоматологія» напряму підготовки 1101 «медицина». - К. : Міністерство освіти і науки України, 2003. - 81 с.

Стаття надійшла 13.09.2013 р.

Резюме

Освещен опыт подготовки специалиста-стоматолога и разработки методического обеспечения учебного процесса на профильных стоматологических кафедрах медицинского университета, построенного на реализации принципов компетентностного подхода и ориентации обучения на конечные цели - профессиональную деятельность будущего врача-стоматолога. Предлагается соответствующая модель организационной структуры практического занятия.

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалиста-стоматолога, методическое обеспечение.

Резюме

Висвітлений досвід підготовки спеціаліста-стоматолога і розробки методичного забезпечення навчального процесу на профільних стоматологічних кафедрах медичного університету, побудованого на реалізації принципів компетентнісного підходу й орієнтації навчання на кінцеві цілі - професійну діяльність майбутнього лікаря-стоматолога. Пропонується відповідна модель організаційної структури практичного заняття.

Ключові слова: професійна підготовка спеціаліста-стоматолога, методичне забезпечення.

Summary

The article covers the experience of dental specialists' training and development of methodological support of the educational process at the specialized dental chairs of the Medical University, founded on the principles of competence-based approach and focused on the ultimate goal of training - professional career of a future dentist. The appropriate model of the organizational structure of practical classes is suggested.

Key words: dental specialists' training, methodological support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.