Научная статья на тему 'Организация и качество поликлинической стоматологической помощи населению Крайнего севера Красноярского края'

Организация и качество поликлинической стоматологической помощи населению Крайнего севера Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / КМНС (КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА) / DENTISTRY / FAR NORTH / DENTAL CARE / QUESTIONNAIRES / INDIGENOUS PEOPLE (INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багинский Алексей Леонидович

В статье представлены результаты применения открытого целевого анкетирования пациентов муниципальных поликлиник, на территориях, приравненных к крайнему северу Красноярского края для получения целостного представления о степени удовлетворенности качеством медицинской помощи на приеме у врачей-стоматологов. В опросе участвовали жители Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов. Данное исследование проводилось благодаря долгосрочной целевой программе «Стоматологическая помощь Коренным малочисленным народам Севера» 2012-2016 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Багинский Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and quality of out-patient dental care Far North Krasnoyarsk territory

The article presents the results of applying the open questioning of the target patients municipal clinics, in areas equivalent to the extreme north of the Krasnoyarsk Territory to obtain a holistic view of the degree of satisfaction with the quality of medical care at the reception of dentists. The survey involved residents of Taimyr Dolgan-Nenets and Evenk municipal districts. This study was conducted through long-term target program “Dental care of Indigenous Peoples of the North” 2012-2016.

Текст научной работы на тему «Организация и качество поликлинической стоматологической помощи населению Крайнего севера Красноярского края»

УДК 616.314-77(456.511)

ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО

ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

А.Л. Багинский

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Красноярск, Россия, 660022

Аннотация. В статье представлены результаты применения открытого целевого анкетирования пациентов муниципальных поликлиник, на территориях, приравненных к крайнему северу Красноярского края для получения целостного представления о степени удовлетворенности качеством медицинской помощи на приеме у врачей-стоматологов. В опросе участвовали жители Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов. Данное исследование проводилось благодаря долгосрочной целевой программе «Стоматологическая помощь Коренным малочисленным народам Севера» 2012—2016 гг.

Ключевые слова: стоматология, Крайний Север, стоматологическая помощь, анкетирование, КМНС (коренные малочисленные народы Севера).

Вводная часть. Распространенность кариеса в некоторых регионах земного шара достигает 100%. Отмечается различный уровень заболеваемости кариесом: от 1—3% в странах Западной Европы до 80—97% в странах Африки, Азии, СНГ [2]. На территориях с низкой плотностью компактного проживания населения севера Красноярского края распространенность кариеса зубов до 87,3%, при интенсивности 15,5 [1].

Таким образом, распространенность и интенсивность кариеса зубов в различные возрастные периоды в нашей стране, Сибирском федеральном округе, Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах, а также Туру-ханском, Енисейском районе Красноярского края, по данным о собственных исследований остается высоким. Решение данной проблемы остается актуальной не только для медицины, но имеет и социальные последствия [1; 4].

Амбулаторная стоматологическая помощь является наиболее массовой в медицинском секторе

и имеет первостепенное значение для оказания помощи стоматологического профиля.

За последние годы в здравоохранении большое значение придается изучению общественного мнения, проведению специальных социологических исследований для совершенствования качества медицинской помощи [2].

Цель работы. Является разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности муниципальных стоматологических (отделений) поликлиник на врачебном приеме. Провести сравнительный анализ удовлетворенности пациентов на врачебном приеме у стоматолога в муниципальных стоматологических поликлиниках Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Разработать рекомендации, направленные на повышение качества обслуживания на врачебном приеме у стоматолога в условиях центральных районных больниц.

—--—

~ 327 ~

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

—■--—

Материал и методы исследования. В рамках долгосрочной целевой краевой программы: «Оказание стоматологической помощи населению КМНС» на 2012—2016 гг., была оказана стоматологическая помощь детскому и взрослому населению п.п. Сындасско, Новорыбная, Катырык, По-пигай, Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, и Эвенкийского муниципального района п.п. Суломай, Полигус, Суринда, Чиринда, Эконда, Куюмба. В нашем исследовании применен социологический метод — проведено анкетирование пациентов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (850 человек) и Эвенкийского муниципального района (673 человека) стоматологических отделений (кабинетов). Была разработана специальная оригинальная анкета, которая включала 25 вопросов, влияющих на качество медицинской помощи. Статистическая обработка результатов включала стандартные методы описательной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования показали, что в районных поликлиниках регистраторы хорошо знают свою работу, и, по мнению респондентов, работают в основном хорошо. Это отметили 52,4% посетителей Таймырского Долгано-Ненецкого района и 64,3% Эвенкийского района (рис. 1). На плохую работу регистраторов указали 2,3% посетителей, и 4,8% соответственно.

Качество и эффективность работы общесоматических поликлиник, в структуре которых есть стоматологические отделения (кабинеты) зависит от работы персонала лечебно-диагностических подразделений. Отношения стоматологов-терапевтов к пациентам как среднее оценивают 28,4% посетители стоматологического кабинета ТДНМР, и 24,3% посетителей ЭМР (рис. 2). Хорошее отношение врачей-стоматологов к пациентам на приеме в ТДНМР — 4,2%, и 3,5% в ЭМР. Плохое отношение к пациентам в ТДНМР 56,7%, и в ЭМР 64,8% соответственно.

Хорошим отношением стоматолога-ортопеда довольствуется 7,4% пациентов ТДНМР и 5,7% населения ЭМР. Оценка плохого отношения врачей стоматологов-ортопедов к пациентам на приеме — 78,5% населения ТДНМР, 75,4% населения ЭМР. Среднее отношение на приеме у врачей-ортопедов население ТДНМР оценили в 9,5% и ЭМР — 8,2%. В ЭМР очень хорошее отношение ортопедов оценили 10,7% населения, по сравнению с населением ТДНМР оценили его лишь в 4,6% (рис. 3).

В ТДНМР отношение стоматологов к детям оценивается как плохое в 95,7% и лишь хорошее в 4,3% случаев. В ЭМР почти по 96,4% плохих показателей, и хороших взаимоотношений с детьми на приеме оценивают в 3,6% (рис. 4).

64,3

Sплохо

□ средне 0 хорошо

□ оч. хорошо

ТДНМР

ЭМР

Рис. 1. Результаты анализа работы регистратуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ТДНМР) и Эвенкийского муниципального района (ЭМР) поликлиник по данным анкетирования

—--—

~ 328 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Багинский АЛ. Организация и качество поликлинической стоматологической помощи населению...

—--—

64,8

□ плохо □средне

□ хорошо

□ оч. хорошо

ТДНМР ЭМР

Рис. 2. Результаты анализа отношения стоматологов-терапевтов к пациентам Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ТДНМР) и Эвенкийского муниципального района (ЭМР) поликлиник по данным анкетирования

78,5

75,4

плохо

□ средне

□ хорошо

□ оч. хорошо

Рис. 3. Результаты анализа отношения стоматологов-ортопедов к пациентам Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ТДНМР) и Эвенкийского муниципального района (ЭМР) поликлиник по данным анкетирования

95 7

96 4

□ плохо □средне

□ оч. хорошо

ТДНМР

ЭМР

Рис. 4. Результаты анализа отношения стоматологов детских к детям Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ТДНМР) и Эвенкийского муниципального района (ЭМР) поликлиник по данным анкетирования

~ 329 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

Выводы

1. Социологические опросы для главных врачей стоматологических поликлиник, главных специалистов города и края, а также для органов управления и учреждений здравоохранения служат важным инструментом оперативного контроля и управления качеством поликлинической стоматологической помощи населению. В связи с этим руководителям центральных районных больниц данным районам Красноярского края стоматологических поликлиник целесообразно ежегодно проводить опросы обслуживаемого населения. На основе анализа их результатов разрабатывать конкретные мероприятия по совершенствованию потребителям стоматологической помощи.

2. Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы Красноярского края имеют населенные пункты с низкой плотностью населения, которые отдалены от районных центров, и которым необходимо предоставить доступную стоматологическую помощь, но и оказать должное внимание медицинского персонала, особенно к детской популяции.

3. Обновлять и совершенствовать материально-техническое оснащение стоматологических кабинетов на основе внедрения новых технологий, а так же выездных бригад врачей — стоматологов в отдаленные населенные пункты данных районов.

4. Проводить своевременную учебу и аттестацию медицинского и вспомогательного персонала.

5. Обеспечить укомплектованность штатов, особенно средним и младшим звеном.

6. Проводить регулярное обучение персонала по вопросам этики и деонтологии путем подготовки семинаров врачами, заведующими отделениями.

7. Использовать системы поощрения специалистов, деятельность которых положительно оценивается населением.

8. Проводить санитарно-просветительную работу по разъяснению необходимости сохранения стоматологического здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багинский А.Л., Алямовский В.В., Чижов Ю.В., Русинова О.В. Комплексное изучение состояния стоматологического и соматического здоровья детской популяции Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края // Институт стоматологии. 2015.-№ 1. С. 32—34.

2. ГОСТ Р 54732-2011/ISO/TC 10004:2010. Удовлетворенность потребителей. Система менеджмента качества. Руководящие указания по мониторингу и измерению. М.: Стандартинформ, 2012.

3. Курякина Н.В., Савельева H.A. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний). М.: Медицинская книга; Н. Новгород: Издательство НГМА, 2005. С. 135—142.

4. Шеварков В.Д., Алямовский В.В., Буянкина Р.Г. Организация и качество поликлинической стоматологической помощи населению крупного промышленного города (на примере Красноярска) Институт стоматологии. 2014. № 3. С. 20—21.

ORGANIZATION AND QUALITY

OF OUT-PATIENT DENTAL CARE

FAR NORTH KRASNOYARSK TERRITORY

A.L. Baginsky

GBOU VPO "Krasnoyarsk State Medical University. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky" the Ministry of Health of the Russian Federation Krasnoyarsk, Russia. 660022

Annotation. The article presents the results of applying the open questioning of the target patients municipal clinics, in areas equivalent to the extreme north of the Krasnoyarsk Territory to obtain a holistic view of the degree of satisfaction with the quality of medical care at the reception of dentists. The survey involved residents of Taimyr Dolgan-Nenets and Evenk municipal districts. This study was conducted through long-term target program "Dental care of Indigenous Peoples of the North" 2012—2016.

Key words: dentistry, Far North, dental care, questionnaires, indigenous people (indigenous peoples of the North).

—--—

~ 330 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Багинский А.Л. Организация и качество поликлинической стоматологической помощи населению...

REFERENCES

1. Baginskij A.L., Alyamovskij V.V., Chizhov Y.V., Rusinova O.V. Kompleksnoe izuchenie sostoyaniya stoma-tologicheskogo I somaticheskogo zdorovya detskoj populyacii Tajmyrskogo Dolgano-Neneckogo municipalnogo rajona Krasnoyarskogo kraya. Institute stomatologii, 2015, no. 1, pp. 32—34.

2. GOST R 54732-2011-ISO TS-10004-2010 Udov-letvorennost potrebitelej. Sistema menedzhmenta kachestva. Rukovodyashhie ukazaniya po monitoringu i izmereniyu. Moscow, Standartinform, 2012.

3. Kuryakina N.V., Saveleva N.A. Stomatologiya profilakticheskaya (rukovodstvo po pervichnoj profilaktike stomatologicheskikh zabolevanij). Moscow, Medicinskaya kniga; N Novgorod, Izdatelstvo NGMA, 2005. Pp. 135—142.

4. Shevarkov V.D., Alyamovskij V.V., Buyanki-na R.G. Organizaciya i kachestvo poliklinicheskoj stomato-logicheskoj pomoshhi naseleniyu krupnogo promyshlen-nogo goroda na primere Krasnoyarska. Institute stomatologii, 2014, no. 3, pp. 20—21.

Ь 'Ь' ■! .1

w UMHIITU

-IWKZi 1Ü

¡nfobasc IND£X wmx©gopernkus owl gasas о хкетж&г

t Ъ T I й Hi л. T I О h л t ПС1 .-.-

Go ^Ie^CiteFactor Q ||\VH„ Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.