Научная статья на тему 'Организация и деятельность детских садов в России (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв. )'

Организация и деятельность детских садов в России (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / воспитание / педагогика / early childhood education / upbringing / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомичев И. В.

В статье рассматриваются исторические аспекты организациидошкольного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомичев И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the historical aspects of the organization of preschool education in Russia.

Текст научной работы на тему «Организация и деятельность детских садов в России (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв. )»

Фомичев И.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ САДОВ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: дошкольное образование, воспитание, педагогика

Аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты организации дошкольного образования в России.

Keywords: early childhood education, upbringing, education

Abstract: The article deals with the historical aspects of the organization of preschool education in Russia.

Детские сады как тип педагогических учреждений существуют под разными названиями во многих странах мира и является обычно первым звеном в общей системе образования. Впервые детское учреждение типа детского сада (так называемая "школа для малышей") было организовано в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном[1].

Само же название - "детский сад" - придумал в 1837 году великий немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Этим красивым, хотя и странным, словосочетанием он именовал "учреждение для игр и занятий детей младшего возраста", организованное им в городе Бад-Бланкенбурге. Как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад[1, 2].

В России детские сады возникли в конце 50-х начале 60-х гг. XIX века. Первоначально они были частными, платными и недоступными для бедных людей. Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 году Седмиградским, второй в Санкт-Петербурге в 1863 году женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль. В том же 1863 году открылось еще два платных детских сада - один в Гельсингфорсе, другой в Санкт-Петербурге[1]. Организаторами последнего явились известный педагог, издатель и первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания Аделаида Семёновна Симонович (в девичестве Бергман) и ее муж врач-педиатр Яков Миронович Симонович[5].

В 1866 году при Санкт-Петербургском благотворительном "Обществе дешевых квартир" открылся, наконец, и первый в России бесплатный, "народный детский сад" для детей горожан из низших слоев населения. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию,

Территория науки,2013, № 1

проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.). Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств[1; 3]. Тогда же А.С. Симонович организовала в Санкт-Петербурге еще один платный частный детский сад для детей столичной интеллигенции[4, с.429].

Укажем, что с 1866 по 1870 г. в России, помимо Санкт-Петербурга, появилось также несколько платных детских садов, организованных частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Тбилиси, Москве. Только в Москве в 1868-1869 годах было создано четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой[1]. Продолжала организовывать детские сады и А. С. Симонович. В 1870-1876 годах, например, она руководила детским садом в Тифлисе. А в 1886 году основала при Калачаевской сельской школе в Тверской губернии первые детские ясли [3; 4, с.429].

Платные детские сады открывались и в последующие годы. Но этот процесс шел очень медленно. В результате, например, в Москве в 1893 году насчитывалось всего 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста[1].

В 60-70-е годы Х1Х века в России была разработана методика дошкольного воспитания. Первым журналом, освещавшим вопросы дошкольного образования, стал "Детский сад" под редакцией А.С.Симонович. В нем публиковались систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством чему стало участие в его работе К. Д. Ушинского. Однако, "не имея почвы под ногами" (массового признания дошкольные воспитательные учреждения в то время еще не получили), он вскоре прекратил свое существование[5; 6, с.11; 7, л.90].

В 1871 году в Санкт-Петербурге организовалось общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Оно было призвано содействовать открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. Большую методологическую помощь в этой работе оказали обществу супруги А.С. и Я.М. Симонович, издавшие двухтомное собрание своих статей по педагогике и психологии дошкольного возраста «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей». Эта публикация выдержала два переиздания (в 1884 и 1907 годах, последнее под названием «Детский сад» с иллюстрациями собственных детей Симонович) [3; 5].

В дальнейшем стимулирующее влияние на создание детских садов оказали революция 1905-1907 годов и, особенно, состоявшийся в 1913 году в Петербурге съезд по семейному воспитанию, положительно оценившему

Территория науки,2013, № 1

воспитательную роль детских дошкольных учреждений. Тем не менее какой-либо систематичности и широкой организации в этом деле, вплоть до начала первой мировой войны, в России не наблюдалось. Только в условиях войны идея дошкольного воспитания переросла в российском обществе из стадии "педагогической затеи и баловства" в стадию ее практической реализации[6,

с. 11; 7, л.90].

С начала войны многие педагоги и родители с тревогой следили за судьбой дошкольных детских учреждений, ожидая сокращения ассигнований на них, сужения их деятельности и даже полного закрытия. Но этого не произошло. Учреждения для детей не погибли. Наоборот, несмотря на военные тяготы, их стало значительно больше. Так, в Петрограде, где до войны насчитывалось всего две детские площадки, один Дом ребенка и несколько десятков садов, обязанных своим существованием исключительно инициативе частных лиц, только в первые девять месяцев военных действий,

т. е. до мая 1915 года, было открыто 13 яслей, 11 дневных и 7 постоянных детских приютов, 6 детских убежищ и 2 детских сада[8, с.375-376].

Причем, вследствие крайне обострившейся в войну экономической ситуации, многие детские сады стали финансироваться, главным образом, органами местного самоуправления. Так, в Москве в 1915 году одно только городское самоуправление содержало 22 детские площадки. Нижегородское городское самоуправление в 1914 году израсходовало на содержание детских площадок 4000 рублей. А Харьковское городское самоуправление в 1915 году курировало 2 детские площадки и летний детский народный сад, предоставив в распоряжение общества, его организовавшего, большую площадь сада, принадлежавшего городу. На содержание этих учреждений оно ассигновало 3144 рубля 27 копеек[9, с.16-17].

В условиях войны одной из наиболее востребованных форм детских садов оказались летние площадки. Они нередко развертывались на базе круглогодичных детских садов и были весьма многочисленными. Например, в Валуйском уезде Воронежской губернии в 1915 году на летней площадке в слободе Мандровой содержалось 215 детишек, в слободе Никитовке - 800, в слободе Уразовой - 520, причем исключительно малышей, так как более взрослые дети почти все привлекались к хозяйственным работам[10, с.59; 11, л.3 об.].

О результативности летних детских садов (площадок) можно судить по данным одной из проведенных в годы войны среди преподавателей земских школ Валуйского уезда анкеты, цель которой заключалась в выяснении влияния детских садов-площадок на поведение детей сельского населения. В ней на вопрос, чем отличались дети посещавшие детский сад, от других школьников, преподаватели десяти начальных школ, наблюдавшие 228 учеников (питомцев сада) ответили: "Заметным развитием; на переменах обычные шалости заменяют играми и пением; лучше сохраняют в памяти пройденное в школе; отличаются повышенным спросом к книгам; по

Территория науки,2013, № 1

собственному желанию разучивают стихи; с преподавателями держатся просто, без расспросов делятся с ними о прочитанном, сразу привыкают к школьному порядку, больше у них запасов слов, и, наконец, типичны они настолько, что узнаешь их по одному виду"[12].

Также эффективно работали летние площадки в Острогожском уезде Воронежской губернии. Их руководительницы следующим образом характеризовали детей, посетивших эти площадки летом 1916 года: «...дети физически окрепли, нахождение на свежем воздухе, а также подвижные игры и гимнастические упражнения оказали на них благотворное влияние. Заметные сдвиги произошли и в духовном развитии детей: они перестали дичиться, научились слушать и слышать слова, стали более культурными в отношениях друг с другом и со взрослыми, а главное - получили возможность удовлетворить свои духовные запросы, которые дома не всегда признавались»[13, с.16-17].

И все же, созданные великим Фрёбелем и особенно привившиеся на его родине, в Германии, детские дошкольные учреждения массового распространения в царской России не получили. Идея их повсеместной организации была реализована лишь в годы Советской власти.

Список литературы

Lhttp://www.kroxa.info/artides/view/32/9... http://shperk.ru/vlc/modules/news/ articl...

2. ru.wikipedia.org>wiki/Фрёбель,_Фридрих

3. ru.wikipedia.org>Симонович А.С.

4. Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 1978.

5. https://ru.wikipedia.org>.. .Дошкольное_образование...

6. Мурзаев В. Дошкольное воспитание и начальная школа // Для народного учителя. - 1916. - №1.

7. РГИА, ф.1129, оп.1, д.12.

8. Дошкольное воспитание. - 1915. - №5. - Педагогическая хроника.

9.Отчет о деятельности Воронежского общества народных университетов

за 1913-1914 г. - Воронеж, 1915.

10. Учитель и школа. - 1915. - №13-14.

11. ГАВО, ф.И-64, оп.1, д.864.

12. ГАВО, ф.И-20, оп.1, д.10491.

13.Отчет о состоянии школьного и внешкольного образования в Острогожском земстве за 1915/1916 учебный год. - Острогожск, 1916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.