Научная статья на тему 'Организация и деятельность чувашского отделения Восточного педагогического института (1926 – 1931 гг. )'

Организация и деятельность чувашского отделения Восточного педагогического института (1926 – 1931 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / HIGHER EDUCATION / THE CULTURAL REVOLUTION / ILLITERACY / ORIENTAL STUDIES / NATIONAL INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов Михаил Юрьевич, Трепов Сергей Петрович

Рассмотрены организация и деятельность одного из первых учебных заведений, готовящих чувашские национальные кадры высшей квалификации. Раскрыто влияние изучаемого вуза на зарождение науки и высшей школы на территории Чувашской АССР, в частности Чувашского педагогического института в 1930 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE CHUVASH BRANCH OF THE EASTERN PEDAGOGICAL INSTITUTE (1926 – 1931)

The article deals with the organization and work of one of the first educational institutions, preparing the Chuvash national personnel of higher qualification. Reveal the impact of studied the University on the origin of a science and the higher school on the territory of the Chuvash ASSR, in particular the Chuvash pedagogical Institute in 1930.

Текст научной работы на тему «Организация и деятельность чувашского отделения Восточного педагогического института (1926 – 1931 гг. )»

УДК 378.637(470.344 «1926/1931»

ББК Ч489.514(2)711 (2Рос.Чув)

М.Ю. ХАРИТОНОВ, С.П. ТРЕПОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧУВАШСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1926 - 1931 гг.)

Ключевые слова: высшее образование, культурная революция, неграмотность, востоковедение, национальная интеллигенция.

Рассмотрены организация и деятельность одного из первых учебных заведений, готовящих чувашские национальные кадры высшей квалификации. Раскрыто влияние изучаемого вуза на зарождение науки и высшей школы на территории Чувашской АССР, в частности Чувашского педагогического института в 1930 г.

M.Yu. KHARITONOV, S.P. TREPOV THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE CHUVASH BRANCH OF THE EASTERN PEDAGOGICAL INSTITUTE (1926 - 1931)

Key words: higher education, the cultural revolution, illiteracy, Oriental studies, national intelligentsia.

The article deals with the organization and work of one of the first educational institutions, preparing the Chuvash national personnel of higher qualification. Reveal the impact of studied the University on the origin of a science and the higher school on the territory of the Chuvash ASSR, in particular the Chuvash pedagogical Institute in 1930.

Восточный педагогический институт Казани был образован в 1922 г. путем объединения Восточной академии, Казанского педагогического института и факультета общественных наук Казанского университета. Основной целью института являлась подготовка учителей с высшим образованием для национальных автономий Среднего Поволжья. Создаваемый институт, как однофакультетный вуз, состоял из следующих отделений: 1) общественно-экономического с географической секцией; 2) литературно-лингвистического; 3) естественно-агрономического; 4) физико-технического; 5) татарско-лингвистического; 6) чувашско-лингвистического; 7) марийско-лингвистического; 8) вотяко-лингвистического. Основной целью института была подготовка учителей по родным языкам и литературе, культуре и этнографии местных народов. В состав студентов национальных отделений принимались граждане обоего пола, достигшие 17-летнего возраста и удовлетворяющие правилам приема в вуз. Лица, окончившие педагогические техникумы и школы-девятилетки с педагогическим уклоном и имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет, принимались без испытаний. На содержание каждого отделения Главное управление профессионального образования РСФСР (Главпрофобр) по всем статьям его расходов отпускался специальный фонд [1. Д. 24. Л. 46]. В 20-е гг. происходила бурная демократизация высшей школы, начало которой положил декрет сНк РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения». Декрет отменял ограничения при приеме на обучение в вузы граждан по признакам расы, пола, сословного и имущественного положения. Устанавливались льготы для представителей «трудового народа». Данные студенты освобождались от платы за обучение, обеспечивались стипендией и жильем.

Одним из национальных отделений было чувашское, основной задачей которого являлась подготовка преподавателей чувашского языка и литературы для зарождающихся многочисленных учебных заведений, а также организация научно-исследовательской работы по языку и культуре чувашского народа. Каждое отделение, в том числе и чувашское, управлялось Советом отделения, которое избирало заведующего отделением, его заместителя и секретаря. 21 ноября 1925 г. решением СНК РСФСР было утверждено новое наименование под на-

званием Чувашское национально-лингвистическое отделение Восточного педагогического института, в 1927 г. его переименовали в Чувашское отделение языка и культуры Восточного педагогического института [2].

Учебная программа составлялась с таким расчетом, чтобы потом каждый из окончивших отделение мог воспользоваться материалом в педагогической работе чувашской школы повышенного типа. Разработанная в начале академического года учебная программа отсылались в Наркомат просвещения Чувашской АССР для соответственных изменений и дополнений. Полученные материалы обязательно принимались к руководству, и программа переделывалась в соответствии с потребностями чувашской национальной школы. Даже утвержденные Главпрофобром РСФСР программы отсылались на просмотр в Наркомат просвещения Чувашской АССР и здесь подвергались некоторым изменениям в соответствии с новыми задачами чувашских школ [1. Д. 22. Л. 89].

На чувашском отделении языка и литературы преподавались как общие, так и специальные дисциплины по чувашскому языку, истории и культуре чувашского народа. Чувашскому языку отводилось значительное количество часов (16 ч): этнографии и истории чувашей - по 4 ч, устной и письменной чувашской литературе - по 6 ч в неделю. Был специальный курс по методике преподавания чувашского языка и культуры. Семинары проводились на чувашском языке. Этнографию и историю читал Н.В. Никольский, чувашский язык - В.Е. Егоров и Н.И. Ашмарин, устную и письменную литературу чувашей - Г.Н. Комиссаров. Использовались чувашские журналы и газеты, художественные произведения чувашских писателей, например Т.К. Кириллова и К.И. Иванова.

Одним из важнейших компонентов учебной программы в 1925 г. в соответствии с проводимыми в жизнь новыми учебными планами, выработанными Государственным ученым советом Наркомата просвещения РСФСР, стала организация производственной практики всех видов, что постулировалось как совмещение на основе практики учебно-теоретического материала с жизнью. В этот год Правление института организовало для студентов первого курса (общее количество - 226 чел.) сельскохозяйственную практику. Они участвовали в экскурсиях на сельскохозяйственные предприятия и учреждения. Экскурсии были достаточно длительными и имели характер обследовательской работы, проводимой по определенному плану, заранее выработанному соответствующими предметными комиссиями. Студенты направлялись сначала в совхоз или на опытное поле, а затем в деревни на территории Татарской и Чувашской АССР, чтобы последовательно изучить основные типы как интенсивного, так и экстенсивного сельскохозяйственного производства [1. Д. 1. Л. 240].

Для студентов старших курсов, третьего и четвертого, в количестве 234 чел. практика была организована в педагогических учреждениях. В частности, студенты также проходили практику в Чувашском педагогическом техникуме по преподаванию чувашской литературы и отчасти по организации и руководству литературно-драматическим кружком учащихся [1. Д. 19. Л. 1]. Они изучали также учебные программы и планы техникума по чувашскому языку, наблюдали за работой преподавателей, проводили пробные занятия по предметам и обсуждали проведенные «уроки» на кафедре. Практические занятия в школе являлись основной формой практики. Школьная практика протекала, главным образом, в Казанском чувашском педагогическом техникуме, отчасти в чувашских школах повышенного типа в чувашской и татарской республиках, расположенных в сельских чувашских районах [1. Д. 20. Л. 109]. Практические занятия организовывались на базе кабинета методики чувашского языка и литературы, что служило дополнением к практике.

Темы дипломных работ выбирались студентами свободно, но обязательно утверждались соответствующей предметной комиссией, назначающей из своей

среды руководителя. Студенты, желающие работать над темами, не предусмотренными предметной комиссией, сообщали об этом представителю кафедры, который направлял свое заключение на утверждение соответствующей предметной комиссии. Основная оценка работы производилась в объединенной на заседании педагогической методической предметной комиссии и соответствующей научной предметной комиссии, при этом студент-выпускник обязательно делал устный доклад о своей работе с предварительным (не менее как за 3 недели до заседания) представлением тезисов работы. Дипломные работы в институте писались как на русском, так и на национальных языках. К дипломным работам, представляемым на всех языках, кроме русского, были приложены тезисы на русском языке [1. Д. 1. Л. 210].

На кафедре истории чувашской литературы был кабинет методики чувашского языка и литературы. Он работал с апреля 1928 г. Первоначально кабинет имел всего лишь одну комнату с 3 шкафами, 25 стульями и 2 столами. Позднее была получена еще одна комната, но уже с соответствующим оборудованием. Через год кабинет расширили, в 1930 г. из него выделили еще один кабинет -истории и экономики, выделено 2215 предметов на сумму 4574 руб. 85 коп. Кабинет методики чувашского языка и литературы имел классную доску на постаменте, библиотечный шкаф, 2 портрета и доску для объявлений, коллекцию наглядных пособий, а в библиотеке содержалось 1288 книг. Также имелись рукописные материалы В.К. Магницкого и Н.В. Никольского. В кабинете работали лаборанты, а также дежурные из студентов [1. Д. 19. Л. 1]. В целом кабинет был рассчитан на 30 студентов и 1 руководителя. Преподавание предметов составлялось по превалирующим в те годы социологическому и синтетическому принципам построения учебных курсов. На них обсуждались методологические вопросы литературоведения, источники и исследования этапов развития чувашской литературы с ссылками на произведения народной словесности с кратким обзором памятников переводной литературы. Порядок работы курсов на базе кабинете основывался на полугодичном расписании, при этом вначале читалась лекция, а затем проводился семинар; после этого студенты принимались за составление докладов. В кабинете проводились дневные и вечерние занятия. Он работал в будни с 05.00 до 21.00, а в воскресенье с 10.00 до 14.00. На базе кабинета организовывались заседания Казанского отделения Общества изучения чувашской культуры. Проводились студенческие кружки, в том числе по политзанятиям и чувашеведению. Кружок чувашеведения в целях научно-исследовательской работы был организован в 1927 г. Он состоял из четырех секций (лите-ратурно-лигвистической - руководители Н.И. Ашмарин; В.Г. Егоров, этнографофольклорной и историко-экономической - руководителем обоих являлся Н.В. Никольский; педагогико-методической - руководитель Г.И. Комиссаров). Собрания в каждой секции проходили не реже 1 раза в месяц.

В целом в период существования Чувашского отделения Восточного педагогического института подобрался очень авторитетный преподавательский состав. Штатные профессорские должности в институте устанавливались по тем предметам учебного плана, которые являлись основными и важнейшими для данного факультета и однофакультетного вуза, штатные преподавательские -по предметам, являвшимся вспомогательными, общеобразовательными или же составляющими часть другого, более обширного курса [1. Д. 1. Л. 203]. На отделении работали профессора Н.И. Ашмарин, Н.В. Никольский, доценты Г.И. Комиссаров, В.Г. Максудов, читавшие основные курсы [3. С. 52-55]. Руководство института и отделения большое внимание отводили подготовке научных кадров из числа наиболее одаренных студентов. Так, из выпуска 1929/30 учебного года на учебу в аспирантуру было рекомендовано 6 выпускников. Из них аспиранты И.К. Куприянов и Е.Р. Романов были ориентированы на подго-

товку по чувашскому языку под руководством профессора Н.И. Ашмарина, Н.М. Никольский на изучение истории чувашей под руководством профессора Н.В. Никольского, а И.Н. Павлов под руководством доцента И.Е. Ефимова определен на обучение экономической географии ЧАССР [1. Д. 15. Л. 20].

Основной проблемой была слабая начальная подготовка студентов. Все студенты чувашского отделения были выходцами из крестьян [1. Д. 22. Л. 17], при этом большинство из них являлись уроженцами и жителями Чувашской АССР [4. С. 39]. Студенты были оторваны от дома. Для многих первокурсников, впервые увидевших большой город, учеба давалась с трудом. Академическая успеваемость студентов, в общем, была не очень высокой. Студенты испытывали большие материальные трудности. Вследствие этого на отделении происходил немалый отсев, и число обучающихся было не очень большим. В частности, в 1928/29 учебном году на I курсе обучалось 23, на II курсе - 8, на III курсе - 10, на IV курсе - 11 студентов.

К концу 20-х гг. руководством нашей страны был взят курс на усиленную политику индустриализации. Для ее реализации необходимы были многочисленные кадры, обладающие достаточно высоким уровнем образования. Во многих национальных республиках стали открываться высшие учебные заведения. 10 июня 1930 г. ЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об открытии педагогического института в Чувашской АССР. «Для усиления подготовки учительства с высшим образованием из чувашского населения, - говорилось в постановлении, - признать необходимым открыть в 1930 - 1931 гг. в Чувашской АССР педагогический институт». В связи с открытием специального педагогического вуза было принято решение свернуть деятельность чувашского отделения Восточного педагогического института. 1930/31 учебный год для него оказался завершающим. Выпустив последнюю группу молодых специалистов, в 1931 г. отделение прекратило свою деятельность, а оставшийся контингент студентов был переведен в Чувашский государственный педагогический институт. Таким образом, чувашское отделение Восточного педагогического института просуществовало относительно недолго. Но, несмотря на это, оно внесло большой вклад в подготовку создания высшей школы Чувашской Республики.

Литература и источники

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее ГИА ЧР). Ф. 1334. Оп. 1.

2. ГИА ЧР. Дело фонда № 1334 «Чувашское отделение Восточного отделения Восточного педагогического института».

3. Ефимов Л.А., Ефимов Е.Л. Формирование и развитие педагогической интеллигенции Чувашии в конце XIX - ХХ вв. / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2002.

4. Страницы истории высшей школы Чувашии. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992.

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (muha21@mail.ru).

KHARITONOV MIKHAIL YUREVICH - candidate of historical sciences, head of Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ТРЕПОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева; соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sergej_trepov@mail.ru).

TrEPOV SERGEY PETROVICH - scientific worker, Scientific-research laboratory I.N. Ulyanov and I.Y. Yakovlev; a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate, Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.