Научная статья на тему 'Организация хирургической помощи недоношенным новорожденным с открытым артериальным протоком в Кемеровской области'

Организация хирургической помощи недоношенным новорожденным с открытым артериальным протоком в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Нохрин А. В., Игишева Л. Н., Сизова И. Н., Кузьмин А. В., Кузьмин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация хирургической помощи недоношенным новорожденным с открытым артериальным протоком в Кемеровской области»

Материалы Международной конференции «Современная кардиология: эра инноваций»

TICA 6.0 FOR WINDOWS» (StatSoft Inc., USA) и SPSS (SPSS for Windows, Release 12.0, SPSS Inc., Chicago, IL, USA). Представление описательных статистик и выбор статистических критериев производились исходя из цели исследования, решаемых задач и рекомендаций руководств по биостатистике. Для выявления зависимости между изучаемыми признаками применялся корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента корреляции Spearman (r). Результат считался достоверным при р<0,05.

Результаты исследования. Семейный анамнез по кардиоваскулярной патологии был отягощён у 47 (84%) детей. Средние значения СОЭ и сывороточной концентрации СРБ в группе детей с системным вариантом ЮРА были значительно выше аналогичных показателей у детей с суставным вариантом болезни (р=0,008 и р=0,004, соответственно).

Аутоантитела (Ат) к церулоплазмину у больных ЮРА были выявлены в 51,8% случаев (у 29 человек). У больных ЮРА с клинико-лабораторными признаками поражения сосудов повышенные уровни Ат к ЦП определялись достоверно чаще и в более высоком титре (у 68,2% против 35,3%, р<0,002). Известно, что одной из функций ЦП является ингибирование миелопероксидазы, принимающей участие в повреждении сосудистой стенки за счет синтеза активных форм кислорода (АФК). Ат к ЦП, по аналогии с действием анти-миелопероксидазных антител, могут препятствовать образованию связи миелоперокси-дазы с ЦП. Как следствие, активная миелопероксидаза продолжает оказывать повреждающее действие на стенки сосудов.

Выраженность аутоантителогенеза к ГР зависела от активности патологического процесса (p=0,034) и наличия внесуставных проявлений: поражения ретикуло-эн-дотелиальной (р=0,018) и нервной (p=0,042) систем. При наличии у больных синдрома Стилла (2 случая) отмечены наиболее высокие уровни Ат к ГР (р<0,001).

При ЮРА выраженность аутоантителогенеза к СОД и КО зависела от активности патологического процесса (p=0,036 и p=0,045, соответственно) и поражения сердечно-сосудистой системы (р=0,028 и p=0,031). При системном варианте ЮРА по типу миоперикардита (3 случая) отмечены наиболее высокие уровни Ат к КО (р=0,024). Определенная схожесть иммунологических проявлений воспалительных ревматических заболеваний (РЗ) позволяет выделить общие звенья патогенеза, как в смысле спектра поражаемых органов, так и по глубине нарушения анаболических и деструктивных процессов. При наличии ревматоидного воспаления Ат к СОД могут способствовать развитию иммуннокомплексного процесса за счет снижения клиренса циркулирующих иммунных комплексов и числа рецепторов в результате их модификации под влиянием АФК. Роль Ат к КО у больных воспалительными РЗ может быть связана с усилением процессов трансформации D-формы фермента в О-форму, что в итоге ведет к существенному увеличению генерации супероксидных радикалов.

Заключение. Внедрение инновационных методов лабораторной диагностики на основе АНС может быть использовано для определения специфических маркеров поражения сосудов микроциркуляторного русла, внутренних органов и систем при ЮРА, что позволит проводить у детей с данной патологии своевременную адекват-

ную дифференцированную противоревматическую терапию, а также разрабатывать эффективные меры профилактики ССО при ЮРА.

ОРГАНИЗАЦИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ С ОТКРЫТЫМ АРТЕРИАЛЬНЫМ ПРОТОКОМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Нохрин А.В., Игишева Л.Н., Сизова И.Н., Кузьмин А.В., Кузьмин И.В., Бедин А.В., Тризна Е.В., Резников О.Г., Цой Е.Г.1, Голомидов А.В.1, Шепетков С.П.2, Мальцева Е.В.2, Ковригина Н.А.2, Барбараш Л.С.

Учреждение РАМН НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН;

1 МУЗ Муниципальная детская клиническая больница № 5, Кемерово;

2 МЛПУ Городская детская клиническая больница № 4, Новокузнецк

Цель исследования: определение тактики ведения при хирургическом лечении открытого артериального протока (ОАП) у недоношенных детей.

Материал и методы. С июля 2008 по март 2010 гг. оперировано 18 недоношенных пациентов с открытым артериальным протоком. Все пациенты были госпитализированы в один из двух региональных перинатальных центров Кузбасса, расположенных в г. Кемерово и г. Новокузнецке. Средний гестационный возраст составил 25,2±2,1 недель, средний вес при рождении 1050+182 г. Диагноз гемодинамически значимого ОАП устанавливали по клиническим данным. Все пациенты получали консервативную терапию, направленную на закрытие ОАП с момента его выявления, в среднем на 5,1+2,2 дня после рождения. ЭхоКГ протокол, свидетельствующий о перегрузке левых отделов сердца (ЛП/Ао = или >1,3) при сохраняющихся проблемах в респираторном статусе ребенка явились показанием к активной хирургической тактике. Все дети получали респираторную поддержку в традиционных режимах под контролем газового состава крови. Средний возраст ребенка на момент операции после рождения составил 17,5+8,2 дня (7-35 дней). Все новорожденные разделены на 2 группы. В первую группу включены 9 пациентов, операции которым выполнены в условиях неонатального стационара выездной кардиохирур-гической бригадой НИИ КПССЗ СО РАМН г. Кемерово. Вторая группа больных была транспортирована и оперирована в кардиохирургическом центре НИИ КПСС ЗСО РАМН. Выбор тактики определялся тяжестью состояния пациента, массой тела менее 1000 грамм и наличием фоновой патологии. Хирургическая техника закрытия ОАП была стандартной: выполняли его перевязку либо накладывали металлическую клипсу.

Результаты. Полнота наблюдения составила 100% в течение 30 дней после операции. В 17(94,5%) случаях отмечали положительный клинический эффект. Во второй группе после стабилизации состояния пациентов: эксту-бации в течение 3 суток, отсутствия кардиотонической поддержки (90%), с адекватным диурезом пациенты переведены в соответствующие отделения реанимации но-

Сибирский медицинский журнал, 2010, Том 25, №2, Выпуск 2

ворожденных, откуда изначально были транспортированы. Ранней и отдаленной летальности не было.

В первой группе пациенты находились на ИВЛ в среднем 7±2,2 дней после операции, имели более длительную кардиотоническую поддержку и нахождение в стационаре. Один пациент был переведен в профильное отделение для лечения БЛД. Наблюдали один летальный исход (5,6%), причиной смерти явилось массивное внутриже-лудочковое кровоизлияние.

Достоверных отличий в исходах оперативного лечения в двух группах не отмечено.

Заключение. Эффективное лечение ОАП у недоношенных пациентов с критической массой тела является проблемой, требующей комплексного организационного подхода. Исходное состояние пациента определяет тактику и место проведения оперативного лечения.

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КОАПТАЦИИ СТВОРОК НА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Овчаренко Е.А., Борисов В.В.

Учреждение РАМН НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАMН, Кемерово

Цель исследования: изучение влияния величины коап-тации створок ксеноаортального биопротеза «ПериКор» на гидродинамические показатели.

Материал и методы. Испытанию на гидродинамическом стенде ViVitro Systems Inc. (Канада) были подвергнуты 20 биопротезов «ПериКор» различного диаметра (28, 30 и 32 мм). Данный стенд полностью отвечает требованиям международного стандарта ISO 5840 «Cardiovascular implants - Cardiac valve prostheses». Измерение обратных утечек клапанов проводили с помощью дополнительного устройства Leakage Tester LT 9891 (ViVitro Systems Inc.). Регистрировали транспротезный градиент (AP), максимальную площадь открытия (S ), обратные перетоки (V) и пропускную способность. Клапаны исследовали в условиях, имитирующих митральную и три-куспидальную позиции.

Результаты. При анализе результатов гидродинамических испытаний были выявлен следующий ряд закономерностей относительно величины коаптации (CO) створок, которую условно разделили на три группы: «минимальную» (<1,5 мм), «нормальную» (1,5 < CO < 4,0 мм) и «максимальную» (>4,0 мм). При частоте 60-75 цикл/мин биопротезы с коаптацией менее 1,5 мм в митральной позиции демонстрировали объемы обратного перетока, в 2,5 раза превышающие соответствующие показатели биопротезов с «нормальной» коаптацией.

Аналогичную картину наблюдали и в «трикуспидаль-ной» позиции, хотя здесь величины общего обратного перетока были меньше: показательVобр уменьшался по мере увеличения частоты от 1,79+0,31 до 0,85+0,42 мл/цикл. Биопротезы с коаптацией > 4,0 мм также обнаруживали значительно большие (р<0,05) показатели V на физиологических частотах в «митральной» позиции, однако с увеличением частоты достоверность различий исчезала. В «трикуспидальной» же позиции достоверных различий между этими группами не было выявлено

(р>0,05) во всем интервале частот. Установлено, что самые высокие значения V, полученные у биопротезов с СО<1,5 мм при 60 цикл/мин, в 2 раза меньше допустимых пределов, установленных международным стандартом ISO 5840.

В связи с этим следует акцентировать внимание на двух аспектах. Во-первых, недостаточная величина коап-тации (менее 1,5 мм), действительно, негативно отражается на показателях обратного перетока. Во-вторых, избыточная коаптация (4 мм и более) при высоком запирающем давлении на клапан также увеличивает обратный переток при физиологических частотах.

При анализе минутного объема биопротезов с минимальной, нормальной и максимальной коаптацией не было получено достоверных различий (р>0.05) ни в митральной, ни в трикуспидальной позициях. Кроме того, не было получено достоверных различий (р>0,05) максимальной площади открытия между группами протезов с «минимальной» и «нормальной» коаптацией. В то же время, достоверно (р<0,05) меньшую площадь открытия демонстрировали биопротезы с «максимальной» величиной коаптации при всех частотах как в «митральной», так и в «трикуспидальной» позициях, по отношению к площади биопротезов с нормальной коаптацией. Показатели транспротезного градиента были значительно ниже у биопротезов с нормальной коаптацией как в «митральной», так и в «трикуспидальной» позициях во всем интервале частот. Более высокие показатели транспротезного градиента были отмечены на биопротезах с минимальной и максимальной коаптацией. В двух последних группах показатели АР достоверно не различались (p>0,05).

Створчатый аппарат биопротезов с избыточной (> 4,0 мм) коаптацией за счет большой площади имеет складчатость, приводящую к неравномерному движению створок. Время и энергия, затрачиваемые на открытие таких створок, значительно больше и, как следствие этого, меньше площадь открытия и выше транспротезный градиент. Выводы:

1) Величина коаптации менее 1,5 мм приводит к увеличению обратного перетока на биопротезах, в особенности при высоком давлении закрытия.

2) Величина коаптации > 4,0 мм ухудшает показатели Smax, АР и V, что в последствии приведет к структурным нарушениям протеза под действием длительной циклической нагрузки.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА И ОЖИРЕНИЯ И ИХ СВЯЗЬ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ У РАБОТНИКОВ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Огарков М.Ю., Индукаева Е.В., Шаповалова Э.Б., Макаров С.А., Скрипченко А.Е., Артамонова Г.В.

Учреждение РАМН НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово

Избыточная масса тела (ИМТ) и ожирение представляют собой одну из важнейших проблем здравоохране-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.