Научная статья на тему 'Организация грузовых перевозок на Октябрьской железной дороге: опыт реформирования'

Организация грузовых перевозок на Октябрьской железной дороге: опыт реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степов В.В.

Реформа железнодорожной отрасли привела к увеличению числа субъектов транспортного рынка. Поскольку в таких условиях дальнейшие шаги реформирования возможны только при консолидации усилий участников рынка, ОАО «РЖД» выступило инициатором создания Межрегиональных координационных советов. Холдинг работает над устранением противоречий между существующими технологиями управления и эксплуатационной работы и реализованной моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация грузовых перевозок на Октябрьской железной дороге: опыт реформирования»

Организация грузовых перевозок на Октябрьской железной дороге: опыт реформирования

В. В. СТЕПОВ, начальник Октябрьской железной дороги

Н Реформа железнодорожной отрасли привела к увеличению числа субъектов транспортного рынка. Поскольку в таких условиях дальнейшие шаги реформирования возможны только при консолидации усилий участников рынка, ОАО «РЖД» выступило инициатором создания Межрегиональных координационных советов. Холдинг работает над устранением противоречий между существующими технологиями управления и эксплуатационной работы и реализованной моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок.

В результате реформ на железнодорожном транспорте достигнуто привлечение значительных инвестиций в обновление парка грузовых вагонов. Численность общего парка выросла и составила более 1 млн единиц. Создана конкурентная среда на рынке грузовых перевозок, дерегулирована вагонная составляющая тарифа на перевозки, что заложило основы появления новых участников рынка — собственников подвижного состава и операторских компаний. Потребители получили возможность выбора подвижного состава для транспортировки грузов, что в долгосрочной перспективе, безусловно, повысит качество услуг.

Трудности и противоречия

Безусловно, осуществить такие масштабные изменения без некоторых сложностей невозможно.

На сегодняшний день число собственников подвижного состава превысило 1800 компаний. Большинство из них владеют парком численностью от нескольких единиц до нескольких сотен грузовых вагонов. Каждая компания самостоятельно управляет логистикой своих вагонов, не учитывая маршруты движения вагонов других операторов и не имея представления об общей эксплуатационной обстановке на сети дорог. Из-за возникающих противоречий в управляющих воздействиях на приватный подвижной состав и ограниченных возможностей инфраструктуры, построенной для пропуска исключитель-

но инвентарного вагонопотока, происходит снижение эффективности управления эксплуатационной работой сети дорог.

Сейчас произошло превышение порогового значения общего парка в 1,2 млн вагонов, и если не будут приняты меры по повышению эффективности его использования, возникнут значительные трудности с пропуском такого вагонопотока по инфраструктуре.

Уже сегодня наблюдается ряд противоречий между существующими технологиями эксплуатационной работы и реализованной моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок. В частности:

• вагоны перестали быть универсальными из-за использования их на конкретных грузах и направлениях; таким образом, утрачено основное преимущество общего парка — возможность быть погруженным в любом месте и любым грузом;

• порожние вагоны длительно простаивают из-за того, что операторы ожидают выгодных перевозок, и это противоречит логике перевозочного процесса;

• произошло снижение пропускной способности важнейших направлений при массовых встречных перевозках порожних вагонов разных собственников.

Изменения в законодательстве

Регулирующие взаимодействие субъектов железнодорожной перевозки нормативные акты и тарифная система к настоящему времени устарели. Сло-

жившаяся в ходе реформы структура транспортного рынка железнодорожных перевозок в них не учитывается. Взаимосвязь между применяемыми технологиями и правилами перевозок практически утрачена. Функции, права и обязанности участников рынка четко не определены и вступают в противоречие с единым перевозочным процессом.

Без скорейшего внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих согласованных с основными участниками железнодорожных перевозок изменений и дополнений и в условиях, когда у перевозчика (ОАО «РЖД») отсутствует парк грузовых вагонов, невозможно обеспечить удовлетворение потребностей государства в железнодорожных перевозках. Понимая это, руководство холдинга РЖД выступило с инициативой создания Межрегиональных координационных советов с участием глав регионов, общественных организаций и ассоциаций, а также представителей бизнес-структур. Такие советы в первую очередь должны вырабатывать конкретные консолидированные предложения, касающиеся внесения изменений в нормативные акты, совершенствование технологических и других управленческих процессов.

Образованный на полигоне Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог Северо-Западный межрегиональный координационный совет сформулировал предложения по корректировке нормативно-правовой базы организации грузовых перевозок. Предложения были направлены на рассмотрение рабочей группы, созданной в ОАО «РЖД» под председательством первого вице-президента В. М. Морозова для формирования предложений в адрес федеральных органов государственной власти.

В феврале 2012 г. по итогам рассмотрения предложений от всех восьми межрегиональных координационных

советов сети дорог РФ в Минтранс России был направлен на рассмотрение проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов». Документ был подготовлен с учетом предложений всех заинтересованных сторон. В нем заложены основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожных вагонов, контейнеров в области грузовых железнодорожных перевозок в РФ. При этом впервые нормативно определено понятие «оператор железнодорожного подвижного состава», относящееся к участнику перевозочного процесса, перечислены его права и обязанности операторов.

Для того чтобы упростить прием порожнего вагона к перевозке и предотвратить его следование на станцию погрузки, где вагон не будет востребован под погрузку, приказом Минтранса РФ от 03.10.2011 г. № 258 внесены изменения в Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и другие нормативные документы Министерства путей сообщения РФ. Изменения касаются перевозок собственниками порожних вагонов.

Одним из важнейших изменений, введенных этим приказом, является наложение обязательства на отправителя уведомлять перевозчика о предъявлении собственного порожнего вагона для перевозки не позднее чем за 4 часа. Перевозчик же в течении 3 часов после получения уведомления обязан либо согласовать указанные отправителем дату и время приема вагона, либо представить мотивированный отказ.

Новые модели управления

На полигоне Октябрьской дороги в рамках созданных механизмов взаимодействия с участниками транспортного рынка разрабатываются и реализуются следующие модели:

• заключение соглашений о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, необходимой для реализации проектов промышленного развития отраслей и регионов РФ, в том числе для освоения дополнительных объемов грузов и реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г.;

• реализация положений решения Правительства РФ о привлечении под управление ОАО «РЖД» подвижного

состава, принадлежащего иным собственникам, на согласованных условиях с дальнейшей организацией его работы силами ОАО «РЖД» на принципах инвентарного парка;

• реализация инициатив Октябрьской железной дороги по технологическому обезличиванию подвижного состава операторских компаний на полигоне дороги.

Технологически обезличенный подвижной состав — это вагоны, в отношении которых на определенных направлениях движения или полигонах обращения действуют принципы регулировки, но которые при этом остаются под контролем оператора в части контрактования.

На полигоне Октябрьской железной дороги для повышения эффективности эксплуатационной работы, а также для снижения негативного влияния движения приватного подвижного состава на пропускные способности инфраструктуры активно реализуется программа «7 шагов». Она создана на основе разработанной ОАО «РЖД» «Комплексной программы на 2011-2015 гг. по поэтапному переходу на организацию движения грузовых поездов по расписанию». Данная программа предусматривает организацию движения грузовых поездов по расписанию, в том числе в интересах крупнейших грузоотправителей Северо-Западного региона, с возможностью гарантированной подачи подвижного состава в установленные интервалы суток и доставки грузов, в том числе контейнерных, «точно в срок».

Организация движения грузовых поездов по расписанию позволяет полу-

чить экономический эффект как для ОАО «РЖД» — за счет более рационального использования нашей инфраструктуры, так и для грузовладельцев и собственников подвижного состава — за счет улучшения показателей использования вагонов и их ритмичной подачи под погрузку.

Продуктовая линейка: комплексный подход

Программа «7 шагов» явилась основой создания линейки конкурентных транспортных продуктов. В частности, на дороге уже сформированы и активно реализуются потребителям такие продукты, как:

• «Регулярные поезда по расписанию», т. е. регулярные фиксированные грузовые маршруты с фиксированной датой и временем отправления;

• «Грузовые экспрессы» — фиксированные маршруты на определенную дату и время отправления с ускоренными сроками доставки;

• «Блок-трейны» — регулярные контейнерные поезда между портом Санкт-Петербург и тыловыми контейнерными терминалами.

Находится в разработке продукт «Интермодальная перевозка», представляющий собой комбинированную транспортную услугу на базе железнодорожной перевозки.

Еще один новый продукт ОАО «РЖД» — перевозки грузов в Калининград и Германию с использованием паромной переправы Усть-Луга — Балтийск — Засниц. В данном случае использован принцип «единого окна», и потребитель получает конечную ставку и

договор в любом агентстве Центра фирменного транспортного обслуживания.

Здесь мы выходим на решение важнейшей задачи по повышению клиен-тоориентированности холдинга «РЖД», потому что продуктовая стратегия в сфере грузовых перевозок направлена на организацию комплексного транспортного обслуживания и предложение потребителю решения его логистических задач на качественно ином уровне. При этом безусловными остаются реальная востребованность данного продукта и наши гарантии четкого соблюдения графика вне зависимости от инфраструктурных ограничений и форс-мажоров.

Логистический центр расширяет функции

Неотъемлемым функциональным элементом, позволяющим обеспечить качественную реализацию продуктовой стратегии ОАО «РЖД», должен стать обновленный логистический центр.

Мы значительно расширяем его функции. К имеющимся у него задачам, связанным с участием в планировании отгрузок и управлением подходами поездов к портам и погранпереходам, мы добавляем блок задач, касающихся технологического управления програм-

мой движения грузовых поездов по расписанию. Кроме того, центр будет заниматься организацией взаимодействия участников перевозочного процесса для формирования технологических решений, направленных на решение логистических задач клиентов. В задачи центра войдет также привлечение различных филиалов и ДЗО холдинга к формированию и продаже комплексных услуг, а также организация и координация деятельности всех причастных подразделений ОАО «РЖД» на полигоне дороги. Это необходимо для гарантированного выполнения обязательств холдинга по заключенным договорам с ключевыми клиентами.

Внедрение безбумажных технологий

Еще одним важнейшим элементом в повышении качества транспортного обслуживания является внедрение информационных технологий, которые базируются на развитии электронного документооборота с применением функции электронно-цифровой подписи. Октябрьская железная дорога является опытным полигоном для отработки и тиражирования новых информационных технологий.

В 2011 г. на полигоне ОЖД реализована технология безбумажных перевозок порожних приватных вагонов из России в Финляндию и обратно. С учетом этого опыта Октябрьской железной дороги данное решение распространено на сетевом уровне.

В 2012 г. ОАО «РЖД» начнет осуществлять перевозки порожних и груженых вагонов по безбумажной технологии между Октябрьской дорогой и Белоруссией, Латвией, станциями железных дорог Украины и Казахстана.

В настоящее время совместная рабочая группа Федеральной таможенной службы РФ и ОАО «РЖД» подготовила план-график совместных мероприятий по использованию электронных технологий при предварительном информировании таможенных органов и при организации проследования груженых вагонов за территорию Таможенного союза без оформления бумажных документов. Согласно плану-графику, безбумажная перевозка груженых вагонов за пределы Таможенного союза должна быть реализована в опытном режиме на полигоне Октябрьской железной дороги с участием Северо-Западного таможенного управления ФТС РФ в III квартале 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.