пеленок, отодвигая изучение родного языка на второстепенный план. Но здесь, же можно заметить, что русские педагоги стали на защиту родного языка, и стали внедрять новые доказательства того, что такое раннее увлечение чужим языком может нанести ребенку вред.
Е.И. Тихеева считает, что начинать обучение второму языку можно только тогда когда ребенок усвоит родной язык на высоком уровне. В своей книге по развитию речи дошкольников она пишет что: "Ребенок еще не усвоил родного языка, между его мышлением и навыком передавать его результаты на родном языке еще не подчиняется ему в достаточной степени, а ребенка уже заставляют изучать новый, чужой язык, а то и два одновременно. Часто мы встречаемся с искаженным явлением, когда лингвистическое воспитание ребенка начинается с иностранного языка, а родной язык оттиснут на задворки". [3, с. 164]
Но в противовес Тихеевой Е.И., исследования Калининой Л.Г. показали, что чем раньше начинается изучение второго языка, тем успешнее дети его усваивают. А.М. Богуш так же подчеркнула что: "Дети, не имея никаких представлений о законах грамматики, строят предложения и употребляют грамматические формы в соответствии с нормами и правилами родного языка" [1]. Такие действия обучающихся дали возможность ученным говорить о наличии у них "чувства языка", которое помогает им с раннего возраста легко и быстро усваивать второй язык. Конечно же, чувство родного языка у ребенка формируется легко и быстро в отличие от чувства второго языка. Для того чтобы воспитать чувство иностранного языка обучающемуся необходимо создать "соответствующую речевую практику, в процессе которой он мог бы, под руководством преподавателя, решать речевые, познавательные задачи, сравнивать, сопоставлять, ощущать специфику, "дух" родного и иностранного языков, пишет А.М. Богуш.
Выводы. Обучение иностранному языку всегда сталкивается с проблемой влияния на этот процесс родного языка. Это влияние сильнее, если уровень языковой подготовки студента снижен, и времени на практические занятия отводится не достаточное количество. Изучение проблемы воздействия родного языка на процесс обучения иностранному представляет бесспорный интерес для теории и практики обучения. При этом необходимо учитывать соотношение двух языков родного и иностранного. Конечный результат, эффективность используемых методических приёмов зависит не только от учебных способностей, от базового уровня обучаемых, но и от качества самого процесса обучения. Самостоятельная работа может привести к хаосному слиянию двух языков, особенно если они являются близкородственными. Также если у обучаемых отсутствует устойчивая мотивация, то процесс обучения не оказывает должного влияния на формирования коммуникативных навыков и умений. При изучении иностранного языка необходимо сопоставление систем родного и изучаемого языков в области фонетики, лексики и грамматики, что дает единица коммуникации.
Литература:
1. Богуш, А.М. Методика обучения украинского языка в дошкольных учебных заведениях [Текст] / А.М. Богуш // Учебное пособие. - К.: Высшая школа, 1993. - 327 с.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения.
3. Тихеева, Е.И. Развитие речи дошкольника [Текст] / Е.И. Тихеева. - М., Просвещение, 1967.
4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 тт. Т. 2. О необходимости сделать русские школы русскими. Родное слово / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 496 с.
5. Халиева, И.И. Знание языка и языкознание [Текст] / И.И. Халиева. - М.: Наука, 1991. - 184 с.
6. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., Учпедгиз, 1960.
Педагогика
УДК 371.311.4 - 053.5
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Габеркорн Ирина Ивановна
Институт педагогического образования и менеджмента (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Армянск)
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации групповой учебной деятельности младших школьников в процессе обучения в начальной школе. В данной работе раскрывается сущность понятий «групповая работа», «групповая учебная деятельность». Характеризуются виды организации групповой учебной деятельности. Автор обосновывает требования к эффективной организации групповой работы учащихся. Особое внимание направлено на раскрытие этапов организации групповой учебной деятельности, особенностей формирования учебных групп, комплекса методов и приёмов групповой работы, применяемые на разных этапах урока.
Ключевые слова: групповая работа, групповая учебная деятельность, сотрудничество, учебные группы, младшие школьники.
Annotation. The article is devoted to the actual problem of organization of group educational activity of primary school children in the process of education in primary school. In this work the essence of concepts «group work», «group educational activity» is revealed. Types of the organization of group educational activity are characterized. The author substantiates the requirements for the effective organization of group work of students. Particular attention is directed to the disclosure of the stages of the organization of group learning activities, features of the formation of training groups, a set of methods and techniques of group work used at different stages of the lesson. Keywords: group work, group educational activity, cooperation, educational groups, younger schoolchildren.
Введение. На современном этапе развития образования форма организации обучения приобретает все большее значение в поиске путей повышения эффективности учебно-познавательной работы учащихся. Сотрудничество со сверстниками в процессе групповой работы играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников, предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников процесса обучения. Данные педагогического наблюдения показывают, что более трети детей в каждом классе не могут договариваться с партнером по взаимодействию в конфликтной или проблемной ситуации, не умеют аргументировать свою
позицию, не желают прислушиваться к мнению партнера. В результате страдает эффективность не только коммуникаций, но и делового сотрудничества, так как продуктивного взаимодействия не получается.
При последовательном применении групповых форм организации учебной деятельности учащихся класс формируется как система малых групп. Благодаря этому создаются благоприятные условия для самостоятельного овладения знаниями, свободного общения, обмена мнениями, открытости, доброжелательности. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема организации групповой учебной деятельности младших школьников в процессе обучения.
Изложение основного материала статьи. Проблему организации групповой учебной деятельности рассматривали Л.В. Гикал, В.И. Дьяченко, Е.И. Пассов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, Г.А. Цукерман и др. В научных исследованиях раскрыта эффективность форм сотрудничества младших школьников, направленных на усвоение содержания школьных предметов.
По мнению И.М. Витковской, суть групповой работы, отличающая ее от других форм обучения, выражается, главным образом, в двух ее характеристиках: наличие непосредственного взаимодействия между учащимися; опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя [1, с. 27].
Понятие «групповая деятельность» выступает видовым по отношению к родовому понятию «учебная деятельность» и одновременно характеризует самостоятельный вид деятельности. А.Г. Ярошенко трактует групповую учебную деятельность как самостоятельный вид познавательной деятельности, структурными элементами которого являются: объект, групповой субъект, активность субъекта, результат, как «совокупную учебную деятельность в группах малого состава, которые создаются и действуют в пределах одного класса длительное время». По мнению Е.Ф. Нор, групповая деятельность от начала и до конца построена на совместных действиях и общении учащихся. Это проявляется в том, что они опрашивают друг друга, совместно работают над выполнением задач и упражнений, проверяют правильность выполнения, оценивают достигнутые результаты обучения каждого члена группы [3, с. 45].
В.В. Рубцов считает, что групповая учебная деятельность по сравнению с другими организационными формами имеет ряд преимуществ: за тот же промежуток времени объем выполненной работы гораздо больше; высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений; формируется умение сотрудничать; формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми; развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль) [4, с. 101].
Целью групповой учебной деятельности является формирование способов умственных действий, деятельностно-практической сферы личности, коммуникативных качеств. Групповая учебная деятельность младших школьников обеспечивают постепенное усложнение учебной деятельности учащихся за счет усложнения видов групповых работ, повышения самостоятельности учащихся в учебной деятельности и сложности материала, с которым работает группа, что активизирует познавательную деятельность и способствует их развитию. В условиях этой технологии каждый ученик работает в индивидуальном темпе, несет ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективной работы; у учителя отпадает необходимость сдерживания одних и стимулирования других учащихся.
В педагогической литературе по проблеме организации групповой учебной деятельности выделяются разные виды ее организации (звеньевая, бригадная, общеклассная, парная), но практически каждый автор связывает групповую учебную деятельность с дифференциацией обучения: групповая учебная деятельность организована по индивидуально-дифференцированному принципу; групповая работа на принципах дифференциации; дифференцированно-групповая учебная деятельность; дифференцированная групповая учебная деятельность. Дифференциация групповой учебной деятельности может происходить двумя способами: посредством применения разноуровневых заданий для организации самостоятельной работы в различных гомогенных группах, а также путем внутренней групповой дифференциации заданий в гетерогенных группах.
Технология групповой учебной деятельности, как считает В.С. Кукушин, включает в себя три компонента:
1) подготовка учебного материала (отбор учителем учебных текстов, дополнительной литературы; распределение учебного материала на смысловые блоки; разработка заданий);
2) ориентирование учащихся на совместную работу (формирование умения слушать партнера, находить информацию, усвоение правил групповой работы, способов отчета о результатах обучения и др.);
3) технология проведения учебного занятия [2, с. 281].
Групповая работа на уроках в начальных классах будет эффективной, если придерживаться таких требований:
1) методически обоснованно избирать тот или другой вид групповой учебной работы на конкретном уроке, что определяется целью урока, особенностями материала, который изучается;
2) правильно формировать группы;
3) тщательным образом продумывать структуру урока с использованием групповых форм учебной деятельности;
4) разрабатывать инструкции к работе, которые направляют групповую учебную деятельность;
5) регулировать меру учительской помощи группам в процессе работы;
6) учить младших школьников сотрудничеству во время выполнения групповых заданий.
Г.К. Селевко выделяет такие этапы групповой работы. На первом этапе необходимо учить детей слушать друг друга, сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации школьников для достижения ими лучшего результата. После того, как проведена подобная подготовка детей к совместной деятельности, можно переходить ко второму этапу - непосредственно к организации групповой учебной деятельности на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой лежит усложнение деятельности учащихся в группах. Заключительная часть включает сообщение о результатах работы в группах, общий вывод о групповой роботе и выполнении поставленной задачи, анализ познавательной задачи, рефлексию [5, с. 117]. Рекомендуемые соотношения времени на этапы: вводная часть - 1, групповая работа - 6 и заключительная часть - 2 единицы времени.
Важным этапом работы является объединение учеников в группы. Установлено, что оптимальный размер группы, как функциональной системы, не определяется ее психологическими свойствами, а предопределяется конкретным содержанием предметной деятельности и факторами, которые имеют социальную природу.
Реальные условия массовой школы свидетельствуют, что в начальной школе наиболее рационально организовывать учебные группы из четырех-пяти человек. Немногочисленные группы способствуют удобному и быстрому размещению учеников, активной деятельности каждого члена группы, деления обязанностей. Группы должны быть гетерогенными по учебным и психологическим возможностями детей. При создании групп нужно принимать во внимание психологическое единство детей, желания учеников, потенциал возможностей для их успешной совместной деятельности. Необходимо учитывать, с одной стороны, личные склонности учеников, с другой стороны, необходимо подбирать группы так, чтобы в ней не было только одних «слабых» или «сильных» учеников. В группе должен быть хотя бы один сильный ученик. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Консультанта, по товарищескому согласию, назначает учитель. Это, обычно, успешный в учебе ученик. Работа в учебных группах строится на принципе равноправия.
На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах или совместно составить памятку «Правила работы в группах»: не говорить всем вместе; всем слушать одного; каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело; каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями; каждый ученик уважает мнение другого; каждый ученик проявляет терпимость к критике; каждый ученик составляет в рабочей тетради основные положения ответов учеников всех групп.
После того как подготовка детей к совместной работе завершена, можно переходить к формированию умений работать в парах. Для работы в парах можно предложить давно известные приемы, такие как взаимопроверка, взаимодиктанты, составление плана рассказа, решение примеров. Ученики в парах по очереди решают примеры, записывают результат, объясняя друг другу, какой знак нужно ставить между выражениями и почему.
Организовывая групповую учебную деятельность на занятии, нужно обеспечить активность каждого ученика. Этого можно достичь, распределив предложенные группе задания на части по количеству участников группы, когда каждый должен выполнить свою часть работы и объяснить способ ее выполнения другим, а также наладив систему учета деятельности каждого ученика в группе. С самого начала перед каждым учеником ставится цель овладения информацией так, чтобы он сумел рассказать о ней и дать ответы на все вопросы. Для этого после выполнения предложенного группе задания дети на специальных карточках отображают оценку работы всей группы, а также дают оценку работе каждого ученика в группе.
Формирование у младших школьников умений группового взаимодействия нужно начинать в процессе проведения дискуссии на уроке. Дискуссия наиболее оптимально должна обеспечить решение выдвинутых на данном этапе учебных заданий. Она отличается от обычной беседы тем, что ученики вступают в опосредствованное общение друг с другом. Если в беседе ученику достаточно выразить правильное положение, учитель оценивает его, а часто и объясняет это положение вместо ученика, то в дискуссии ученику приходится самостоятельно обосновывать свою точку зрения.
Когда учитель убедится в том, что ученики в парах могут вести дискуссию, совместно выполнять задание, учить друг друга, можно переходить к наиболее сложному виду групповой деятельности - к звеньевой. В организации звеньевой работы совместная деятельность учеников происходит на более высоком уровне, потому что осуществлять взаимодействие четырех лиц сложнее, чем парную. Формировать группы нужно с учетом тех требований, которые определены выше. Каждая группа из четырех лиц включает сильных, средних и слабых учеников. Учитель руководит работой группы через руководство, инструкции.
Обсуждение в группе происходит таким образом: один ученик зачитывает условие задачи; второй ученик анализирует задачу, остальные дополняют; третий определяет, что нужно узнать (определяет вопрос); четвертый объясняет решение. В группе определяется ученик, который будет отвечать перед классом. Ученики из каждой группы по очереди сообщают, остальные следят за ходом обсуждения решения задачи, дополняют или исправляют. Командир группы выставляет оценки.
Когда ученики овладели приемами работы в группе, научились общаться, сотрудничать, можно вводить более сложный вид групповой деятельности - кооперативно-групповую, которая предусматривает взаимодействие не только членов группы, но и взаимодействие между группами. С. В. Ратовская отмечает особенности организации обучения на основе кооперации учащихся: каждая из групп выполняет определенное задание и работает над ним до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут новый материал и не выполнят свою часть работы; совместные усилия направлены на достижение общей цели, успех каждого разделяют его товарищи, все члены группы работают на общий результат. Так, например, кооперативно-групповую работу полезно организовывать на уроках чтения во время составления плана рассказа, диафильма, текста. Например, после работы над сказкой ученикам предлагается составить диафильм. В группах назначаются режиссер, художник, актеры, сценарист. Каждая группа составляет кадр диафильма по определенному сюжету сказки. Когда учащиеся справилась с заданием, кадры диафильма объединяются. Таким образом, каждая группа, выполняя часть общего задания, формирует конечный результат.
При кооперативном обучении ситуации взаимодействия характеризуются положительной взаимозависимостью с индивидуальным отчетом. Каждый член малой группы отвечает не только за собственный учебный процесс, но и за помощь другим, то есть за создание исследовательской и продуктивной атмосферы. Довольно часто групповая работа имеет конечной целью предъявление результатов деятельности группы всему классу. Самооценка группами своей работы и оценивание всем классом работы каждой группы пользуется особой популярностью среди школьников. Работа в группах будет более эффективной, когда работа учащихся будет нестандартно оценена.
В соответствии с распределением информации и поставленными учебными задачами выделяют четыре типа организации групповой учебной деятельности: организация по комбинированному типу, типу преимущества, типу соучастия и индивидуальному типу. Комбинированный тип предполагает наличие такой информации у каждого участника, которой нет у других, но она необходима для решения общей задачи. Можно использовать задачи на подбор пары, поиска решения, выработки алгоритма действий.
Организация обучения в малых группах по типу преимущества требует наличия информации у одного или нескольких учащихся, которая необходима для всех членов группы. Предлагаются задания на сбор информации, опроса, подбора ключевых слов.
Организация работы малых групп по типу соучастия рассчитана на равных с учебными возможностями учащихся. Она предусматривает знакомство с информацией всех участников группы для решения проблемы, изучения материала. Распределение ролей среди участников групп побуждает к активной деятельности каждого. Используются задачи, направленные на классификацию или отбор материала; нахождение смысла, значения, причины, решение проблемы; организацию проектной деятельности.
При организации групповой учебной деятельности учащихся по индивидуальному типу учитель учитывает индивидуальные возможности усвоения учебного материала каждым участником. В процессе работы школьники должны выполнить свою часть задачи и представить ее для обсуждения в малой группе. Применяются задачи, предполагающие решения проблем, повторение, завершение; рассказ с комментариями.
Предложенные типы организации групповой учебной деятельности предполагают, что малые группы могут выполнять учебное задание в таких режимах: группа работает коллективно над всеми или большинством задач или проектов; отдает предпочтение выполнению задания в подгруппах; каждый член группы работает индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.
Одной из наиболее эффективных технологий по усвоению учебного материала является технология «Обучая - учусь». Урок, как правило, включает следующие этапы: 1) каждый ученик индивидуально прорабатывает свою часть информации; 2) обмен знаниями в паре (ролевая игра «учитель - ученик»). Тот, кто выполняет роль учителя, предлагает свой вариант названия текста, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные задания и т.п; 3) проработка уже новой, полученной в паре информации и поиск нового партнера для взаимообучения.
Однако, по мнению Е.Ф. Нор, имея высокий потенциал социально-психологического воздействия, групповая учебная деятельность не всегда обеспечивает повышение эффективности обучения вследствие таких возможных негативных явлений, как эмоциональная дезорганизация учебной деятельности через внутригрупповые конфликты, преимущество одной группы над другими, активность одного члена группы и копирование без глубокого понимания со стороны других групп [3, с. 7]. Мастерство педагога в организации групповой учебной деятельности должно быть направлено на преодоление этих возможных явлений. А для этого следует выделить главное в работе учителя - помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать полученную информацию, научиться делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы и осуществлять все это в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания, утверждения высоких нравственных качеств в поведении. Анализируя работу учеников, учитель подводит детей к выводу, что согласованная работа позволяет найти наиболее интересное решение, проявить творчество, ускорить выполнение заданий, помочь, поддержать друг друга.
Такая организация групповой учебной деятельности позволяет педагогу в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие тех, кого он учит, и обеспечивает гарантированное достижение поставленных дидактических целей.
Выводы. Организация групповой учебной деятельности предполагает формирование у младших школьников умения работать в паре и малой группе, обеспечение положительного отношения учеников к совместной работе. В основе групповой учебной деятельности положены общая для всех участников группы цель и план выполнения учебных операций; совместное распределение ими объектов деятельности; обсуждение и выбор способов решения учебных задач; взаимодействие, сотрудничество, взаимозависимость участников группы, взаимопомощь. Организация взаимодействия субъектов учебного процесса основана на демократизме межличностных отношений, диалоге.
Литература:
1. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. -Псков, 2000. - 96 с.
2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
3. Нор Е.Ф. Технология организации групповой учебной деятельности / Е.Ф. Нор. - Николаев, 1998. - 75 с.
4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Академия, 2008. - 163 с.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
студент Глухов Самир Темурович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гринёв Валерий Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ БУСИ-ДО КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
ВУЗОВ МВД
Аннотация. Специальные навыки и качества рукопашного боя всегда были характерным показателем профессионализма офицера полиции (милиции). Важность этих составляющих учебно-воспитательного процесса ВУЗов МВД России на сегодняшний день определяется всё новыми требованиями в современных сложных внешнеполитических обстоятельствах существования нашего государства. Отсюда объективным направлением данного исследования является разработка и внедрение в педагогическую практику системы МВД России интегральных методологий тренировки традиционных (прикладных) направлений единоборств.