Научная статья на тему 'Организация групповой работы для преодоления коммуникативных барьеров в процессе тренажной подготовки будущих офицеров'

Организация групповой работы для преодоления коммуникативных барьеров в процессе тренажной подготовки будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление воздушным движением / лица группы руководства полетами / коммуникативные барьеры / тренажная подготовка / инструктор практического обучения / air traffic control / flight control team persons / communication barriers / simulator training / practical training instructor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голяков Павел Эдуардович

Нарушение взаимодействия между членами экипажа воздушных судов и лицами группы руководства полетами может индуцировать инциденты, представляющие угрозу для авиационной безопасности. Такие инциденты часто обусловлены коммуникативными барьерами, проявляющимися как во взаимодействии между указанными группами, так и внутри них. Использование тренировочных сессий на авиационных симуляторах является эффективным методом для обучения будущих специалистов по руководству полетами, позволяя им развивать навыки преодоления коммуникативных препятствий, что является критически важным для обеспечения безопасности управления воздушным движением. Материалы и методы. Ретроспективный анализ; анализ и обобщение нормативно-правовой информации; научный поиск; сравнительно-правовой метод; формально-догматический метод; рефлексия. Результаты. В соответствии с выявленной классификацией коммуникативных барьеров предложены следующие формы организации групповой работы в рамках тренажной подготовки будущих офицеров с целью подготовки к преодолению коммуникативных барьеров: 1) симуляция передачи «не по форме» информации; 2) управление при избыточном потоке данных; 3) принятие решений на основе неполной информации; 4) имитация внештатных ситуаций; 5) работа с различиями в тезаурусе, работа в межкультурной среде; 6) тренировка однозначности коммуникации; 7) учет индивидуальных психологических особенностей; 8) управление межличностными отношениями; 9) тренировка гибкости восприятия. Обсуждение. Рационально организовать групповую работу после индивидуального волнения каждым курсантов всех упражнений занятия согласно программе тренажной подготовки для будущих офицеров боевого управления и будущих штурманов. Заключение. Групповая работа на базе специализированных классов и полевых учебно-материальных баз является эффективной формой подготовки специалистов авиационного профиля, обеспечивая необходимый уровень готовности к выполнению служебных задач в различных ситуациях профессионального взамимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голяков Павел Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF GROUP WORK FOR OVERCOMING COMMUNICATIVE BARRIERS IN THE PROCESS OF SIMULATION TRAINING OF FUTURE OFFICERS

A breakdown in communication between aircraft crew members and flight management team members can lead to incidents that pose a threat to aviation safety. Such incidents are often caused by communication barriers, both between and within these groups. The use of training sessions on flight simulators is an effective method for training future flight control professionals to develop skills in overcoming communication barriers, which is critical to air traffic control safety. Materials and methods. Retrospective analysis; analysis and generalization of normative-legal information; scientific search; comparative-legal method; formal-dogmatic method; reflexion. Results. In accordance with the identified classification of communication barriers, the following forms of organizing group work within the framework of the training of future officers in order to prepare for overcoming communication barriers are proposed: 1) simulation of the transmission of «out of shape» information; 2) management in case of excessive data flow; 3) decision-making based on incomplete information; 4) imitation of emergency situations; 5) working with differences in the thesaurus, working in an intercultural environment; 6) training in the uniformity of communication; 7) accounting individual psychological characteristics; 8) management of interpersonal relationships; 9) training of perceptual flexibility. Discussion. It is rational to organize group work after individual excitement of each cadet of all exercises of the class according to the program of simulator training for future combat control officers and future navigators. Conclusion. Group work on the basis of specialized classes and field training and material bases is an effective form of training of aviation specialists, providing the necessary level of readiness to perform service tasks in various situations of professional interaction.

Текст научной работы на тему «Организация групповой работы для преодоления коммуникативных барьеров в процессе тренажной подготовки будущих офицеров»

Организация групповой работы для преодоления коммуникативных барьеров в процессе тренажной подготовки будущих офицеров

Голяков Павел Эдуардович,

аспирант, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета E-mail: goliakovp@yandex.ru

Нарушение взаимодействия между членами экипажа воздушных судов и лицами группы руководства полетами может индуцировать инциденты, представляющие угрозу для авиационной безопасности. Такие инциденты часто обусловлены коммуникативными барьерами, проявляющимися как во взаимодействии между указанными группами, так и внутри них. Использование тренировочных сессий на авиационных симуля-торах является эффективным методом для обучения будущих специалистов по руководству полетами, позволяя им развивать навыки преодоления коммуникативных препятствий, что является критически важным для обеспечения безопасности управления воздушным движением.

Материалы и методы. Ретроспективный анализ; анализ и обобщение нормативно-правовой информации; научный поиск; сравнительно-правовой метод; формально-догматический метод; рефлексия.

Результаты. В соответствии с выявленной классификацией коммуникативных барьеров предложены следующие формы организации групповой работы в рамках тренажной подготовки будущих офицеров с целью подготовки к преодолению коммуникативных барьеров: 1) симуляция передачи «не по форме» информации; 2) управление при избыточном потоке данных; 3) принятие решений на основе неполной информации; 4) имитация внештатных ситуаций; 5) работа с различиями в тезаурусе, работа в межкультурной среде; 6) тренировка однозначности коммуникации; 7) учет индивидуальных психологических особенностей; 8) управление межличностными отношениями; 9) тренировка гибкости восприятия.

Обсуждение. Рационально организовать групповую работу после индивидуального волнения каждым курсантов всех упражнений занятия согласно программе тренажной подготовки для будущих офицеров боевого управления и будущих штурманов. Заключение. Групповая работа на базе специализированных классов и полевых учебно-материальных баз является эффективной формой подготовки специалистов авиационного профиля, обеспечивая необходимый уровень готовности к выполнению служебных задач в различных ситуациях профессионального взамимодействия.

Ключевые слова: управление воздушным движением; лица группы руководства полетами; коммуникативные барьеры; тре-нажная подготовка; инструктор практического обучения.

Основные положения

• Описан алгоритм реализации формально-догматического метода применительно к задаче классификации коммуникативных барьеров в авиационной сфере;

• раскрыты этапы применения сравнительно-правовой метода для решения задачи регулирования профессионального взаимодействия в процессе управления воздушным движением, в том числе преодоления коммуникативных барьеров;

• представлена классификация наиболее распространенных групп коммуникативных барьеров, возникающих между экипажем и лицами группы руководства полетами, а также внутри самой группы в процессе управления воздушным движением;

• описана подготовка к тренажной работе со стороны обучающихся и инструкторов практического обучения, представлена структура занятия;

• для преодоления каждой группы коммуникативных барьеров подобраны формы для групповой работы для будущих офицеров боевого управления и будущих штурманов.

Введение

Ретроспективный анализ инцидентов в авиации, в частности катастроф, обусловленных столкновением воздушного судна с орографическими препятствиями, выявил, что в относительно большом количестве случаев экипаж инициировал запрос на выполнение посадочного маневра, игнорируя установленную процедуру и осуществляя посадку «с прямой», минуя установленные контрольные пункты маршрута, на что получал ассентивный ответ от диспетчера, который в свою очередь не обеспечивал должного контроля за траекторией полета самолета. Экипаж, утративший ориентировку в пространстве и не сообщавший о прохождении контрольных точек, осуществлял преждевременное снижение ниже безопасной высоты полета, в то время как диспетчер, не используя доступные радиолокационные и радионавигационные средства контроля, санкционировал такое снижение [5].

Приведенный инцидент демонстрирует, как нарушение коммуникации между экипажем и лицами из группы руководства полетами выступает источником угроз и ошибок в процессе управления воздушным судном, что подвергает опасности весь процесс управления воздушным движением в конкретном регионе.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Причиной нарушения коммуникации являются коммуникативные барьеры, возникающие между экипажем и лицами группы руководства полетами, а также внутри самой группы в процессе управления воздушным движением.

В свою очередь отработка практических умений и навыков по различным видам летной подготовки или подготовки к управлению полетами за счет имитирования условий реального полета на воздушных судах и реального управления полетами экипажей воздушных судов на тренажерах осуществляется в ходе тренажной подготовки будущих офицеров.

Таким образом, организация групповой работы для преодоления коммуникативных барьеров в процессе тренажной подготовки обучающихся военных вузов видится нам одним из необходимых условий для подготовки будущих офицеров к профессиональному взаимодействию в процессе управления воздушным движением с целью обеспечения его безопасности.

Материалы и методы

Ретроспективный анализ инцидентов в авиации; анализ и обобщение нормативно-правовой базы систем высшего военного образования и управления воздушным движением; научный поиск; рефлексия.

Применительно к задаче классификации коммуникативных барьеров в авиационной сфере, был использован формально-догматический метод следующим образом: 1) сбор и анализ данных о различных типах коммуникативных барьеров, с которыми сталкиваются экипажи и лица группы руководства полетами из отчетов о происшествиях, интервью с участниками процесса управления воздушным движением и анализ регламентирующих документов; 2) формализация полученных данных, т.е. представление их в виде конкретных категорий или понятий, которые могут быть четко определены и описаны; 3) догматический анализ, заключающийся в изучении установленных норм и правил, регулирующих взаимодействие между экипажем и лицами группы руководства полетами, в рамках которого были анализированы как юридические аспекты (например, нормативные акты), так и процедурные стандарты (стандартные операционные процедуры); 4) классификация: на основе формализованных данных и догматического анализа разработана система классификации коммуникативных барьеров, в которой каждая категория имеет свои характеристики и определение, что позволит более четко понимать природу проблемы и находить результативные способы её решения; 5) разработка рекомендаций рекомендации по устранению или минимизации коммуни-О кативных барьеров, включающая в себя не толь-Ы ко совершенствование подготовки военных авиационных специалистов, но и внесение изменений в отдельные пункты должностных обязанностей, а также технические улучшения (по возможности).

В свою очередь применительно к задаче регулирования профессионального взаимодействия и преодоления коммуникативных барьеров в авиационной сфере сравнительно-правовой метод был использован следующим образом: 1) сбор информации о правилах, процедурах и практиках управления воздушным движением в различных странах посредством анализа нормативных актов и стандартов; 2) сравнительный анализ заключался в сравнении существующих подходов к регулированию взаимодействия между экипажем и лицами группы руководства полетами, а также внутри самой группы, особое внимание уделялось регионам, имеющим наилучшие показатели безопасности воздушного движения; 3) выявление лучших практик: определение общих элементов успешных практик таких как: четкие коммуникативные процедуры, использование передовых технологий для обмена информацией, культура безопасности и т.д.; 4) рецепция опыта: адаптация положительного опыта организации групповой работы для преодоления коммуникативных барьеров в процессе тренажной подготовки авиационных специалистов.

Результаты

Нарушения профессионального взаимодействия в экипаже могут порождаться различными обстоятельствами, в том числе и наличием коммуникативных барьеров. С помощью ретроспективного анализа инцидентов в авиации и формально-догматического метода мы выявили и проклассифицировали наиболее распространенные группы коммуникативных барьеров, возникающих между экипажем и лицами группы руководства полетами, а также внутри самой группы в процессе управления воздушным движением: 1) переданная «не по форме» информация; 2) избыточная информация; 3) неполная информация; 4) неожидаемая (внештатная) информация как от экипажа, так и лица из группы руководства полетами; 5) различия в тезаурусе коммуницирующих; 6) двойное толкование фраз; 7) индивидуальные психологические особенности (боязнь показаться некомпетентным, переспросить, уточнить смысл); 8) сложившиеся отношения между коммуникаторами (соперничество, недоверие, неприязнь); 9) настрой на восприятие определённой информации.

Иллюстративным примером значимости однозначного и унифицированного интерпретирования лексических единиц и фразеологизмов в авиационной сфере служит инцидент, предшествующий авиационному происшествию, который произошел вследствие дивергенции в понимании термина «следующий» между двумя авиадиспетчерами, отвечающими за разные этапы полета - «Взлет» и «Посадка» [5].

Теперь, имея представление о коммуникативных барьерах, возникающих в процессе управления воздушным движением, перейдем к совершенствованию тренажной подготовки будущих

офицеров с целью подготовки их к преодолению возможных коммуникативных затруднений. Данный вид занятий проводится инструкторами практического обучения в соответствии методическими разработками по упражнениям программы тренажерной подготовки согласно плану-графику распределения тренажеров на месяц [6].

Для подготовки к работе на тренажерах и учета тренировок, курсанты используют тетрадь тренажерной подготовки, задания которой отрабатываются в соответствии с программами и методическими разработками по упражнениям тренажерной подготовки и тренажами, используемыми для каждой специализации (направлению подготовки) [6].

Основным методическим документом инструктора практического обучения для подготовки к проведению тренажерной подготовки является методическая разработка. Учебные цели занятия формулируются в соответствии с уровнями обученно-сти, определенными основной профессиональной образовательной программой и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников; воспитательные цели занятия согласовываются с основными задачами воинского воспитания в военной образовательной организации [3;4].

При проведении тренажерной подготовки соблюдается следующая структура занятия:

1) во введении: сообщается тема, учебные цели подготовки и их актуальность; определяется уровень готовности обучающихся к занятию; осуществляется допуск к выполнению упражнения (занятию), проводится инструктаж [7];

2) отрабатываемое упражнение (занятие): необходимо указать снаряжение и документацию для обучающихся при прохождении тренажерной подготовки, определить порядок доклада инструктору практического обучения и допуска курсан-

тов к выполнению упражнения, действия инструктора и обучающихся при отработке упражнения, порядок оценки качества и учета выполненного упражнения. При неготовности курсанта, он не допускается до тренировки с докладом начальнику тренажера [6]. Качество выполнения упражнения на тренажере оценивается инструктором при проведении разбора тренировки в соответствии с нормативами оценок. Упражнение считается отработанным, т.е. учебная цель достигнута, если каждое упражнение выполнено с оценкой не ниже «удовлетворительно»;

3) подведение итогов занятия: в заключительной части тренажерной подготовки необходимо выполнить анализ работы обучающихся, объявить оценки.

В результате выполнения упражнений по тренажерной подготовке обучающиеся в зависимости от направления подготовки приобретает практические умения и навыки: 1) эксплуатации и применения прицельно-навигационного (пилотажно-навигационного, оптико-электронного прицельно-навигационного) комплекса в качестве штурмана экипажа по специализации - будущие офицеры-штурманы; 2) управления полетами с рабочих мест лиц группы руководства полетами и применения вооружения воздушного судна по наземным и воздушным целям - будущие офицеры боевого управления [6].

Для результативной подготовки будущих офицеров-штурманов и офицеров боевого управления к преодолению выше перечисленных коммуникативных барьеров, с нашей точки зрения следует разрабатывать комплексные учебные сценарии, включающие элементы, специально направленные на развитие необходимых навыков, представим содержание таких сценариев для каждой из выделенных групп коммуникативных барьеров (табл. 1).

Таблица 1. Содержание форм групповой работы для подготовки к преодоления коммуникативных барьеров в процессе управления воздушным движением

Группы коммуникативных барьеров Формы групповой работы Содержание групповой работы для будущих офицеров-штурманов Содержание групповой работы для будущих офицеров боевого управления

Переданная «не по форме» информация Симуляция передачи «не по форме» информации Учебный сценарий включает ситуации, где инструкторы искусственно вводят нестандартные фразы или термины, заставляя курсантов адаптироваться к неожиданным формам коммуникации и учиться задавать уточняющие вопросы без страха показаться некомпетентными Организация сценариев, где курсанты сталкиваются с нестандартными запросами или командами от экипажей, требующими быстрой интерпретации и ответа

Избыточная информация Управление при избыточном потоке данных Курсанты получают большое количество данных, среди которых нужно выделить важное и игнорировать незначительное, учась фильтровать информацию и концентрироваться на приоритетах задачи Тренировки, в которых курсанты должны отсеивать критически важную информацию из общего потока сообщений и определять приоритеты для действий

Неполная информация Принятие решений на основе неполной информации Сценарии требуют от курсантов принятия решений на основе ограниченных или неполных данных, стимулируя развитие аналитического мышления и способности действовать в условиях неопределенности Сценарии с ограниченными данными о положении сил противника или состоянии своих войск, где требуется быстрое и точное решение

Окончание

Группы коммуникативных барьеров Формы групповой работы Содержание групповой работы для будущих офицеров-штурманов Содержание групповой работы для будущих офицеров боевого управления

Неожидаемая (внештатная) информация Имитация внештатных ситуаций Вводятся неожиданные события, такие как изменение погодных условий или технические неполадки, заставляющие курсантов быстро перестраивать план полета и адаптироваться к новым обстоятельствам Моделирование ситуаций, где происходят непредвиденные изменения в ходе боевых операций (например, появление новых целей), требующих мгновенного перепланирования и координации

Различия в тезаурусе коммунициру-ющих Работа с различиями в тезаурусе; работа в межкультурной среде Сценарии включают межкультурное взаимодействие с использованием различных авиационных жаргонов и терминологий, требуя от курсантов понимания и уважения многообразия языковых практик Сценарии международных учений, где курсанты должны общаться и координировать действия с представителями разных стран и культур

Двойное толкование фраз Тренировка однозначности коммуникации Упражнения нацелены на избежание двусмысленности в общении, требуя от курсантов использовать четкую и точную формулировку при передаче информации Упражнения на четкость передачи команд и запросов, чтобы минимизировать риск недопонимания и ошибок

Индивидуальные психологические особенности Учет индивидуальных психологических особенностей Разработка сценариев, которые стимулируют курсантов преодолевать личные барьеры, такие как страх ошибиться или потребность в подтверждении своих действий Развитие уверенности в принятии решений и способности выражать свои мысли без страха критики

Сложившиеся отношения между коммуникаторами Управление межличностными отношениями Ролевые игры и тренировки, направленные на преодоление личных конфликтов и налаживание эффективного взаимодействия даже при наличии личной неприязни или соперничества Работа над командной динамикой для создания атмосферы доверия и уважения между курсантами, что улучшит общую эффективность управления

Настрой на восприятие определённой информации Тренировка гибкости восприятия Упражнения, которые заставляют курсантов быть открытыми для новой информации и менять свой первоначальный взгляд на ситуацию в свете новых данных Сценарии, которые требуют от курсантов быть открытыми для новой информации и готовыми к изменению тактики или стратегии в зависимости от обстоятельств

о с

CJ

см см

Каждое из представленных упражнений должно проводиться под руководством опытных инструкторов, которые могут анализировать действия курсантов, предоставлять обратную связь и помогать им развивать необходимые навыки для преодоления коммуникативных барьеров и освоения должностных обязанностей.

Обсуждение

Исходя из структуры тренажной подготовки, логично заключить, что организация групповой работы с целью подготовки курсантов к преодолению коммуникативных барьеров будет осуществляется в конце этапа «отрабатываемое упражнение», после индивидуального волнения каждым обучающимся всех упражнений согласно программе тренажной подготовки на занятии. При этом рекомендуется, чтобы большинство курсантов получили за индивидуальные упражнения «хорошо» и «отлично», в противном случае групповую работу следует перенести на следующее занятие, а самоподготовке обучающимся стоит провести работу над ошибками.

Заключение

Групповые упражнения на тренажерах помогут будущим офицерам не только освоить технические аспекты своих специализаций, но и развить навы-

ки командной работы, коммуникации и принятия решений в условиях, максимально приближенных к реальным операциям управления воздушным движением и боевыми задачами.

Литература

1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1083 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base. garant.ru/74636690/53f89421bbdaf741eb2d1ec-c4ddb4c33/ #Ыоск_1000 (дата обращения: 01.11.2023).

2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1086 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/565720007 (дата обращения: 01.11.2023).

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant. ru/405116179/ (дата обращения: 02.11.2023).

4. Приказ Министра обороны РФ от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// docs.cntd.ru/document/351673959#6540IN (дата обращения: 02.11.2023).

5. Психологические основы взаимодействия в экипаже: учеб. пособие / сост. Д.А. Евстигнеев, В.Х. Копысов. - Ульяновск: УВАУГА, 2007. -194 с.

6. СО 2.059.03-РИ Учебно-методический комплекс дисциплины (практики) в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске. - Челябинск, 2023. - 205 с.

7. Турчин, В.А. Специфика обучения информационным технологиям курсантов военного вуза / В.А. Турчин, Д.Г. Дейкун // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Сборник научных трудов материалов Двадцатой открытой Всероссийской конференции, Москва, 19-20 мая 2022 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «1С-Паблишинг», 2022. - С. 333-336.

ORGANIZATION OF GROUP WORK FOR OVERCOMING COMMUNICATIVE BARRIERS IN THE PROCESS OF SIMULATION TRAINING OF FUTURE OFFICERS

Golyakov P.E.

South Ural State University of Humanities and Pedagogy

A breakdown in communication between aircraft crew members and flight management team members can lead to incidents that pose a threat to aviation safety. Such incidents are often caused by communication barriers, both between and within these groups. The use of training sessions on flight simulators is an effective method for training future flight control professionals to develop skills in overcoming communication barriers, which is critical to air traffic control safety.

Materials and methods. Retrospective analysis; analysis and generalization of normative-legal information; scientific search; comparative-legal method; formal-dogmatic method; reflexion. Results. In accordance with the identified classification of communication barriers, the following forms of organizing group work within

the framework of the training of future officers in order to prepare for overcoming communication barriers are proposed: 1) simulation of the transmission of «out of shape» information; 2) management in case of excessive data flow; 3) decision-making based on incomplete information; 4) imitation of emergency situations; 5) working with differences in the thesaurus, working in an intercultural environment; 6) training in the uniformity of communication; 7) accounting individual psychological characteristics; 8) management of interpersonal relationships; 9) training of perceptual flexibility. Discussion. It is rational to organize group work after individual excitement of each cadet of all exercises of the class according to the program of simulator training for future combat control officers and future navigators. Conclusion. Group work on the basis of specialized classes and field training and material bases is an effective form of training of aviation specialists, providing the necessary level of readiness to perform service tasks in various situations of professional interaction.

Keywords: air traffic control; flight control team persons; communication barriers; simulator training; practical training instructor.

References

1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 21, 2020 No. 1083 "On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty in specialty 05.25.04 Flight operation and application of aviation complexes" [Electronic resource] // Access mode: https://base.garant.ru/74636690/53f89421bbdaf741eb-2d1ecc4ddb4c33/ #block_1000 (access date: 11/01/2023).

2. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 21, 2020 No. 1086 "On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty in specialty 05.25.05 Operation of aircraft and air traffic management" [Electronic resource] / / Access mode: https://docs.cntd.ru/document/565720007 (access date: 11/01/2023).

3. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated December 28, 2021 No. 803 "On approval of the Guidelines for organizing military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation" [Electronic resource] // Access mode: https://base.garant. ru/405116179/ (date of access: 02.11.2023).

4. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated May 30, 2022 No. 308 "On the organization of educational activities in federal state organizations that carry out educational activities and are under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation" [Electronic resource] // Access mode: https://docs.cntd.ru/document/351673959#6540IN (date of access: 02.11.2023).

5. Psychological foundations of interaction in the crew: textbook. allowance / comp. YES. Evstigneev, V. Kh. Kopysov. - Ulyanovsk: UVAUGA, 2007. - 194 p.

6. SO 2.059.03-RI Educational and methodological complex of discipline (practice) in the branch of VUNTS Air Force "VVA" in Chelyabinsk. - Chelyabinsk, 2023. - 205 p.

7. Turchin, V.A. Specifics of teaching information technology to military university cadets / V.A. Turchin, D.G. Deykun // Teaching information technologies in the Russian Federation: Collection of scientific papers, materials of the Twentieth Open All-Russian Conference, Moscow, May 19-20, 2022. - Moscow: Limited Liability Company "1C-Publishing", 2022. - P. 333-336.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.