Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / СБЕРЕЖЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ENERGY STRATEGY OF RUSSIA / FUEL AND ENERGY COMPLEX / ENERGY SECURITY / FINANCIAL SUPPORT OF THE ENERGY COMPLEX / ENERGY RESOURCES CONSERVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Светлана Витальевна, Маслихова Елена Александровна, Зяблицкая Наталья Викторовна

Последние десятилетия сопряжены со значительным ростом потребления природных энергетических источников. Российская Федерация является одним из уникальных государств по территориальному аспекту и ресурсному энергетическому потенциалу. Реализация Стратегии связана с сохранением государственной гарантии на энергетическое обеспечение всех территориальных образований с одновременным обеспечением энергетической автономии. Цель и приоритеты государственной энергетической политики России закреплены в государственной программе «Развитие энергетики», которая стала третьим программным документом в данной области. Приоритетными задачами государства, согласно программы, являются: полноценное обеспечение населения государства доступными энергоресурсами с одновременным повышением уровня бережливого отношения к ресурсам, расширение спектра направлений экспорта энергоресурсов через повышение конкурентоспособности сырья на мировом рынке и др. Результаты реализации государственной программы «Развитие энергетики» ежегодно публикуются в формате отчета. Согласно отчетным данным, целевые показатели постепенно растут, но при этом сдерживающим фактором по-прежнему остаётся неблагоприятная конъюнктура на мировых финансовых и сырьевых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова Светлана Витальевна, Маслихова Елена Александровна, Зяблицкая Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE STATE ENERGY POLICY IN RUSSIA

Recent decades have seen a significant increase in the consumption of natural energy resources. The Russian Federation is one of the unique states in terms of territorial aspect and resource energy potential. The implementation of the Strategy is connected with the preservation of the state guarantee for the energy supply of all territorial entities, while ensuring energy autonomy. The purpose and priorities of the state energy policy of Russia are enshrined in the state program "energy Development", which became the third program document in this area. The priorities of the state, according to the program, are: full provision of the population of the state with available energy resources while increasing the level of thrift to resources, expanding the range of energy exports through increasing the competitiveness of raw materials on the world market, etc. The results of the implementation of the state program "energy Development" are published annually in a report format, where one of the main indicators are the criteria: reduce the energy intensity of the gross domestic product of the Russian Federation due to the implementation of the Program (by 2007). According to the reporting data, the targets are gradually growing, but the unfavorable situation in the world financial and commodity markets remains a deterrent.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ»

Раздел 7 Дискуссионный клуб

УДК 338.28

ГРНТИ 06.52.17

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ В РОССИИ

ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

кандидат экономических наук, доцент, федеральное государственное образовательное автономное учреждение высшего образования «ЮжноУральский государственный университет (НИУ)» филиал в г.

Нижневартовске, 628600, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, ул. Мира, 9,

Россия E-mail: svdanilova@lenta.ru МАСЛИХОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА кандидат экономических наук, доцент, Алтайский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения

высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина,

54, Россия E-mail: maslihova777@mail.ru ЗЯБЛИЦКАЯ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА доктор экономических наук, доцент, федеральное государственное образовательное автономное учреждение высшего образования «ЮжноУральский государственный университет (НИУ)» филиал в г.

Нижневартовске, 628600, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, ул. Мира, 9,

Россия E-mail: econ10@rambler.ru

Аннотация. Последние десятилетия сопряжены со значительным ростом потребления природных энергетических источников. Российская Федерация является одним из уникальных государств по территориальному аспекту и ресурсному энергетическому потенциалу.

Реализация Стратегии связана с сохранением государственной гарантии на энергетическое обеспечение всех территориальных образований с одновременным обеспечением энергетической автономии. Цель и приоритеты государственной энергетической политики России закреплены в государственной программе «Развитие энергетики», которая стала третьим программным документом в данной области. Приоритетными задачами государства, согласно программы, являются: полноценное обеспечение населения государства доступными энергоресурсами с одновременным повышением уровня бережливого отношения к ресурсам, расширение спектра

119

направлений экспорта энергоресурсов через повышение конкурентоспособности сырья на мировом рынке и др.

Результаты реализации государственной программы «Развитие энергетики» ежегодно публикуются в формате отчета. Согласно отчетным данным, целевые показатели постепенно растут, но при этом сдерживающим фактором по-прежнему остаётся неблагоприятная конъюнктура на мировых финансовых и сырьевых рынках.

Ключевые слова: энергетическая стратегия России, топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность, финансовое обеспечение энергетического комплекса, сбережение энергетических ресурсов.

ORGANIZATION OF THE STATE ENERGY POLICY IN RUSSIA

SvetlanA V. Danilova

PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor of the Federal state Autonomous educational institution of higher education "South Ural state University (national research UNIVERSITY) " the branch in Nizhnevartovsk, 9, Mira str., Nizhnevartovsk, KhMAO-Yugra, 628600, Russia e-mail: svdanilova@lenta.ru Elena A. Maslihova PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor of the Altai branch of the Federal state educational budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation», 54 Lenin

Ave., Barnaul, Altai Krai, 656038, Russia, e-mail: maslihova777@mail.ru Natalia V. Ziablitckaia PhD (Doctor of Science) in Economics, Associate Professor of the Federal state Autonomous educational institution of higher education "South Ural state University (national research UNIVERSITY) " the branch in Nizhnevartovsk, 9, Mira str., Nizhnevartovsk, KhMAO-Yugra, 628600, Russia e-mail: econ10@rambler.ru

Abstract. Recent decades have seen a significant increase in the consumption of natural energy resources. The Russian Federation is one of the unique states in terms of territorial aspect and resource energy potential.

The implementation of the Strategy is connected with the preservation of the state guarantee for the energy supply of all territorial entities, while ensuring energy autonomy. The purpose and priorities of the state energy policy of Russia are enshrined in the state program "energy Development", which became the third program document in this area. The priorities of the state, according to the program, are: full provision of the population of the state with available energy resources while increasing the level of thrift to resources, expanding the range of energy

exports through increasing the competitiveness of raw materials on the world market, etc.

The results of the implementation of the state program "energy Development" are published annually in a report format, where one of the main indicators are the criteria: reduce the energy intensity of the gross domestic product of the Russian Federation due to the implementation of the Program (by 2007). According to the reporting data, the targets are gradually growing, but the unfavorable situation in the world financial and commodity markets remains a deterrent.

Keywords: energy strategy of Russia, fuel and energy complex, energy security, financial support of the energy complex, energy resources conservation.

Российская Федерация является той страной, которая обладает значительным количеством разнообразных природных ресурсов, одними из них являются энергетические ресурсы. Следует объективно предположить, что российская политика в сфере энергетики обоснованно разрабатывается на долгосрочную перспективу. Основной целью долгосрочной перспективы развития энергетического хозяйства является гарантирование потребностей страны в энергоресурсах на основе максимального эффективного их производства и применения, развития научно-технического прогресса и экономического потенциала энергетической отрасли для роста экономики страны, и повышения уровня и качества жизни ее населения. Кроме того, правильно выстроенная энергетическая политика государства дает возможность укрепления внешнеэкономических отношений с другими государствами. В основе разработки энергетической политики и стратегии находятся два федеральных закона: ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ [1] и ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ [2].

Основой формирования современной энергетической политики России стала энергетическая стратегия России на период, которая была принятая распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года № 1234-р [3] и, соответственно рассчитанная для реализации до 2020 года. Главным содержанием энергетической стратегии стало существование гарантии государства по обеспечению топливом и энергией всех территорий скоординированное с прогнозом социально-экономического развития экономики страны.

Распоряжением правительства РФ от 13.11.2009 года № 1715-р была принята энергетическая стратегия России на период до 2030 года, которая с учетом итогов реализации Энергетической стратегии до 2020 года, продолжила развитие отечественной энергетики во всех сферах и увеличила временной интервал её реализации еще на 10 лет [4].

Во второй Энергетической стратегии России были учтены основные пробелы предшествующей Энергетической стратегии, представлены отдельные итоги реализации Энергетической стратегии до 2020 года,

сформулирована цель обновленной Стратегии и перспективы социально-экономического развития государства во взаимосвязи с энергетическим хозяйством, предложены перспективы развития ТЭК России и предполагаемые результаты реализации стратегии.

В настоящее время разработана, но не утверждена следующая версия Энергетической стратегии России на период до 2035 года. Проект третьей Стратегии размещен на официальном сайте Министерства Энергетики РФ [5].

Реализация государственной политики в области развития энергетики, прежде всего, направлена на защиту прав и законных интересов жителей страны, а также учитывает определенные интересы субъектов хозяйствования энергетической отрасли, обеспечивает энергетическую автономию и безопасность государства на данном этапе развития.

С учетом потребностей государства энергетическая политика должна формироваться на следующих принципах:

- обеспечение взаимосвязанности алгоритма действий государственных органов власти в процессе реализации стратегических направлений развития ТЭК страны;

- формирование устойчивой заинтересованности хозяйствующих субъектов и органов власти в повышении конкурентоспособности топливно-энергетических предприятий государства при одновременном повышении эффективности функционирования как на внутреннем энергетическом рынке, так и на внешнем;

- реализация процесса государственного регулирования энергетической отрасли через развитие предпринимательской инициативы в топливно-энергетической отрасли.

Приоритетными задачами российской энергетической политики являются [4]:

- полномасштабное расширение функционирования энергетической инфраструктуры через реализацию мероприятий в области внедрения комплекса правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий;

- повышение доли внебюджетных источников финансирования энергосберегающих проектов;

- через работу всех государственных структур обеспечение всесторонней информационной поддержки в сфере энергоэффективности;

- комплексное и всестороннее совершенствование электроэнергетики;

- формирование научной базы в области применения возобновляемых источников энергии и её внедрение;

- развитие качества освоения уже разрабатываемых месторождений и ввод новых с одновременным увеличением глубины добычи сырья и повышение качества выпускаемого топлива;

- увеличение протяженности линейной части магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов и конденсатопроводов;

- расширение действующих и строительство новых мощностей по производству сжиженного природного газа;

- повышение рациональности использования ресурсного потенциала страны через расширение действующих и строительство новых мощностей по производству крупнотоннажных полимеров, повышение качества разработка существующих газовых месторождений, оптимальной модернизации и расширение газотранспортной системы, объектов подземных хранилищ газа Единой системы газоснабжения;

- развитие качества функционирования инфраструктуры по производству сжиженного природного газа с учетом повышения объемов продаж на рынках сбыта природного газа;

- развитие качества функционирования инфраструктуры по производству крупнотоннажных полимеров;

- развитие качества освоения месторождений добыче и переработке угля с учетом повышения объемов продаж на рынках сбыта;

- создание эффективных механизмов в сфере обеспечения в угольной промышленности условий промышленной и экологической безопасности;

- формирование благоприятной экономической среды в целях повышения объемов освоения торфа;

- повышение качества реализации процесса реструктуризации угольной промышленности;

- расширение эффективности функционирования сектора инноваций в топливно-энергетическом комплексе;

- создание и внедрение в ТЭК инновационной государственной информационной системы.

Потребность в постоянном контроле условий функционирования внешнего энергосырьевого рынка связанная с дисбалансом на мировых рынках энергоресурсов, а также с необходимостью повышения уровня эффективности российского ТЭК во внешнеэкономической сфере требует соблюдение следующих гарантий:

- с учетом повышения конкуренции на мировом рынке за энергоресурсы и рынки их сбыта требуется получение оптимально высоких показателей ТЭК во внешней экономике;

- оптимальное снижение уровня воздействия мирового экономического кризиса с одновременным обновлением структуры экономики России с установлением приоритетности по уровню энергоемкости;

- создание условий по трансформации ТЭК России в направлении совершенствования применяемых технологий и инновационных проектов;

- ориентация на специальные разработки в целях повышения роли России на внешнем энергетическом рынке в секторе интеллектуальных продуктов и высокотехнологичных производств;

- обеспечение роста экспорта энергоресурсов через расширение рынка поставок энергетических ресурсов на мировом пространстве;

- рост доли экспортируемой продукции глубокой переработки энергоресурсов, а не непосредственно реализации сырьевых ресурсов, что будет обеспечивать снижение объема топливно-энергетических ресурсов во всем экспорте РФ;

- строительство энергетических инфраструктурных объектов международного уровня с внедрением актуальных технологий и инновационных проектов.

Достижению поставленных Стратегией целей и задач, а также наличие потребности в постоянном контроле условий функционирования внешнего энергосырьевого рынка, как отмечалось ранее, способствует реализация Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» в редакции от 28.03.2019 [6], до 28 марта 2019 года данная программа называлась «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Государственная программа РФ «Развитие энергетики» является одним из инструментов способствующим повышению эффективности и рациональности использованию энергетических ресурсов государства в целях полномасштабного слияния с мировым рынком энергоресурсов и, соответственно, максимизации выгод для экономики страны.

В таблице 1 представлены показатели, отражающие основные результаты, полученные за последние отчетные периоды осуществления государственной программы «Развитие энергетики» (до 2019 года «Энергоэффективность и развитие энергетики»).

Таблица 1 - Основные результаты государственной программы Российской

Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» [7]

Наименование показателя Единица 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

измерения (факт) (факт) (факт) (план)

Снижение энергоемкости валового % 7,04 8,3 8,3 -

внутреннего продукта РФ за счет

реализации мероприятий Программы (к 2007 году)

Добыча нефти, включая газовый Млн.тонн 547,5 546,8 555,9 555

конденсат

Глубина переработки нефтяного сырья % 79 81,3 83,4 84,2

Добыча газа природного и попутного Млрд. куб.метров 640,23 691,1 725,4 689

Добыча угля Млн.тонн 385,7 408,9 439,3 436

Потери электроэнергии в электрических сетях от общего объема % 10,7 10,2 9,7 -

отпуска электроэнергии

Динамика производительности труда в ТЭК % 102,8 101,9 102,6 -

Согласно данным представленным в таблице следует, что динамика годовых итогов реализации государственной программы «Развитие энергетики» положительная, так как за последние три года целевые индикаторы растут. Но обозначившаяся динамика достаточно минимальна и,

в настоящее время, следует выделить группу сдерживающих факторов, которые тормозят позитивные процессы в ТЭК России.

В последние периоды создалась уже достаточно стабильная негативная ситуация на мировых сырьевых торговых площадках, что прежде всего связано с достаточно заниженными ценами на реализуемые ресурсы, в том числе и на нефть, которая составляет существенный сегмент российского экспорта. Продолжают оказывать свое сдерживающее отрицательное влияние внешнеэкономические ограничения обусловленные взаимоотношениями с отдельными странами Европы и Запада, что, прежде всего, проявляется в наличии барьеров в проникновение на международные рынки капиталов российских финансово-кредитных структур и коммерческих хозяйствующих агентов.

Согласно отчету «Основные результаты работы ТЭК в 2018 году» опубликованному Министерством энергетики РФ, Россия занимает лидирующие позиции на мировом рынке энергоресурсов (см. Рисунок 1).

■ Добыча нефти и газового конденсата, млн.т Добыча газа, млрд.куб.м.

Добыча угля, млн.т.

■ Выработка электроэнергии, млрд.кВт.ч.

1073,7 1091,7

2017 г. 2018 г.

Рисунок 1. Топливно-энергетический комплекс РФ в мировой экономике РФ

за 2018 г. [8]

Согласно отчетным данным, в секторе «Добыча нефти и газового конденсата» Россия находится на 2 месте после США, в секторе «Добыча газа» аналогично на 2 месте после США, «Добыча угля» уже на 6 месте после Индонезии и на 4 месте по выработке электроэнергии после Индии.

Финансовое обеспечение энергетического хозяйства России должно осуществляться из различных источников. Согласно Приложению 7/3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» в редакции от 28.03.2019 источниками финансирования программы могут быть федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, территориальные государственные внебюджетные фонды, местные бюджеты, компании с государственным участием и иные.

В таблице 2 представлены данные за период с 2016 по 2019 год об объемах ассигнований на развитие энергетического хозяйства. Фактически за последние периоды единственным источником финансирования оставался федеральный бюджет в лице Министерство энергетики РФ. На плановый же период с 2019 года заложена иная структура финансового обеспечения.

Таблица 2 - Ассигнования на реализацию государственной программы

РФ из федерального бюджета, в млн.руб. [7]

Год Федеральный бюджет В том числе: Министерство В том числе:

промышленности и Министерство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торговли РФ энергетики РФ

План Факт План Факт План Факт

2016 9 629,3 9 895,1 0 0 9 629,3 9 895,1

2017 7 808,7 7 939,5 0 0 8 011,1 7 939,5

2018 11 230,3 11 169, 3 0 0 12 447, 4 11 169, 3

2019 12 910,6 - 0 - 12 910,6 -

По данным таблицы 2 видно, что наблюдается постепенный рост объема финансирования программы из федерального бюджета. Очевидно, что, согласно таблицы, соблюдается ежегодная дельта между планом и фактом в исполнении программы. Максимально средствами, выделенными из бюджета, распоряжается министерство энергетики России, а министерство промышленности и торговли РФ не использовало средства в рамках реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

В таблице 3 представлены данные о планируемых расходах из различных источников для реализации целей и задач государственной программы «Развитие энергетики».

Таблица 3 - Расходы по достижению целей государственной программы «Развитие энергетики», в млн.руб. [6]_

Источник ресурсного обеспечения Расходы

2019 год 2020 год 2021 год

Федеральный бюджет 12 910,6 15 585,2 1 252,8

Бюджеты субъектов Российской

Федерации 892,5 445,7 64,1

Местные бюджеты 33,5 20 0

Компании с государственным участием 290 715,6 151 817,6 81 942,6

Согласно информации размещенной в таблице 3 следует, что основными источниками финансирования государственной программы Развитие энергетики» на ближайшую перспективу стали федеральный бюджет и средства компаний с государственным участием. Следует обратить внимание, что объемы финансового обеспечения из года в год снижаются значительными темпами (в 2021 году запланировано сокращение финансирования более чем в 3 раза).

Полученные итоги реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в целом свидетельствуют о высоком качестве проводимых мероприятий в энергетической сфере, что способствует целям и задачам всей Энергетической стратегии РФ. В рамках проводимых программных мероприятий в России продолжает повышаться качество освоения полезных ископаемых (происходит рост объемов добычи энергетических природных ресурсов), начинают разрабатываться новые месторождения, строятся новые высокотехнологичные объекты

энергетической инфраструктуры (например, электростанции), модернизируются уже существующие объекты.

Следовательно, несмотря на складывающуюся обстановку, Россия, продолжает занимать одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов и активно участвует в мировой торговле ими. Топливно-энергетический комплекс имеет ключевую составляющую в отечественной экономике, за счет ТЭК обеспечивается около 45% поступление в доходную часть консолидируемого бюджета Российской Федерации, доля отраслей ТЭК в объеме внутреннего валового продукта составляет почти 30%.

Современная энергетическая политика Российской Федерации строится на долгосрочную перспективу и нацелена на развитие сбережения энергетических ресурсов, рациональное их использование. Современная энергетическая политика РФ строится так, чтобы иметь возможность закрепится на мировом энергетическом рынке.

Еще одно направление, в котором работает отечественная энергетическая политика - это энергетическая безопасность. Сущность энергетической безопасности заключается в гарантировании гражданам страны энергии, подобные гарантии являются залогом стабильного развития государства.

Развитие и соответствие современным стандартам энергетической системы необходимо в современной цивилизации. От выстроенной энергетической политики зависит существование и развитие промышленности, инфраструктуры, транспорта и в целом благосостояние граждан страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-Ф3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения: 09.09.19).

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ (дата обращения: 16.09.19).

3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/5432890/ (дата обращения: 23.09.19).

4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 23.09.19).

5. Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения: 30.09.19).

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» в редакции от 28.03.2019 № 335 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/323 (дата обращения: 07.10.19).

7. Отчеты по реализации государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/323 (дата обращения: 07.10.19). Презентация Министра энергетики РФ Александра Новака «Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2018 году» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/14461 (дата обращения: 07.10.19).

УДК 331.5 ГРНТИ 06.77.61

КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ

ДИНАМИКИ «ЦЕНЫ ТРУДА» И ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ НЕРАВНОВЕСИЯ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРИЯ И

ЭМПИРИКА4

КРЫШКА ВИКТОР ИВАНОВИЧ

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 656049, г. Барнаул, просп. Ленина, 61,

Россия E-mail: kryshka@mail. ru

ПЕРЕКАРЕНКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

научный сотрудник, ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, г. Новосибирск, просп. Акад.

Лаврентьева, 17, Россия E-mail:perekarenkova@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена некоторым существенным моментам критического подхода в исследовании взаимной связи динамики цены труда (заработной платы) и воспроизводства рабочей силы в постсоветский период развития российской экономики. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе критических замечаний, уточняющих содержание признанных экономических категорий, связанных с рынком труда, проанализировать указанную взаимосвязь, отказаться от элементов

4Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-010-00491 «Исследование взаимного влияния уровня оплаты труда и воспроизводства рабочей силы в условиях макроэкономических и институциональных изменений в российской экономике в 1992-2018 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.