Научная статья на тему 'Организация государственного управления рыбной отраслью'

Организация государственного управления рыбной отраслью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивакин В. И.

В работе изложены правовые аспекты управления рыбной отраслью Российской Федерации, а также рассмотрена компетенция органов исполнительной власти в данной сфере и их должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State management of the fish industry

The article is devoted to the legal aspects of fish industry management in Russia. The problems of executive bodies and their officials completence in the sphere are also considered.

Текст научной работы на тему «Организация государственного управления рыбной отраслью»

Организация государственного управления рыбной отраслью

В. И. Ивакин, к.ю.н, доцент,

Оренбургский ГАУ

Управление данной сферой осуществляет Федеральное агентство по рыболовству Министерства сельского хозяйства РФ. Компетенция агентства определена постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 295. Правовой основой деятельности Росрыболовства является также Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [1].

Названное Федеральное агентство принимает правила, регулирующие вопросы промышленного рыболовства в различных водоемах страны. Эти документы устанавливают сроки, орудия лова, виды промысловых рыб, ограничения на промысел, а

также лиц, ответственных за выдачу разрешений на промысел. Территориальными структурами в данной сфере являются бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, которые действуют на основе соответствующих положений. Так, создано ФГУ «Камско-Уральское бассейновое управление», находящееся в ведении вышеназванного агентства. Данная организация осуществляет, в частности, охрану рыб, водных животных, растений и среды их обитания в пределах Пермской, Свердловской, Оренбургской, а также некоторых других субъектов Федерации во взаимодействии с их органами исполнительной власти. Зона деятельности этой структуры может изменяться в установленном порядке.

В состав бассейнового управления входят республиканские, областные, окружные и межрай-

онные государственные инспекции рыбоохраны. Это, в частности, Г осударственная инспекция рыбоохраны по Оренбургской области и Оренбургская межрайонная инспекция рыбоохраны, а также аналогичные последней Илекская и Ириклин-ская инспекции.

Камуралрыбвод осуществляет лицензирование и контроль за соблюдением законодательства о рыболовстве, выдает разрешения на проведение научных исследований в данной сфере. Кроме этого, названный орган исполнительной власти участвует в разработке правил рыболовства на подконтрольных водоемах, в распределении квот вылова водных биоресурсов, а также определяет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации водоемы для организации промышленного, спортивного и любительского рыболовства.

Начальник ФГУ «Камско-Уральское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства» назначается и освобождается от должности федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. Руководитель данного учреждения вправе утверждать структуру и штаты, а также вносить изменения в дислокацию и районы деятельности инспекций рыбоохраны и других структурных подразделений.

Практически аналогичный статус имеют и другие бассейновые управления, образованные в системе Федеральной службы по рыболовству. В частности, созданы Амурское, Байкальское, Енисейское, Северное и другие бассейновые управления.

Контроль за соблюдением правил рыболовства осуществляют соответствующие должностные лица органов рыбоохраны, которые имеют право, в частности, давать предписания, требовать от должностных лиц организаций и от отдельных граждан объяснения по поводу нарушения ими законодательства о рыболовстве. Кроме этого, названные субъекты вправе задерживать наруши-

телей, составлять протоколы о совершенных ими нарушениях и доставлять их в правоохранительные органы, а также рассматривать в установленном порядке дела о нарушениях Правил рыболовства и налагать административные санкции на виновных лиц. К числу полномочий указанных должностных лиц относится также производство досмотра вещей задержанных лиц, транспортных средств, проверка орудий и способов лова, осмотр добытой рыбы, изъятие орудий лова и иные права.

Рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушение правил рыболовства вправе:

— руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны, воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства, его заместители;

— начальники государственных администраций морских рыбных портов, их заместители, капитаны морских рыбных портов, капитаны портового надзора;

— начальники бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства;

— районные государственные инспектора органов рыбоохраны, старшие государственные инспектора органов рыбоохраны.

Объектами управления в данной сфере являются, например, рыбопромысловые суда, рыбхозы, рыбные и консервные заводы, рыбоконсервные комбинаты. К ним относятся также морские рыбные порты, такие, как Калининградский, Мурманский, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербургский, и другие.

Объектом управления в данной сфере является и Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовства и океанографии, который способствует внедрению научных достижений в предприятия отрасли.

Литература

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.

№ 52. Ч.1. Ст. 5270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.