Зарубежный опыт
образовательных уч-
зопрос заключается в аемный метод быть чествующий учебный _з;дгний в будущем. В етные предложе-_ ющего опыта истого метода изучения в и лингвостранове-различных учрежде-;йских странах, способы повышения компетентного спе-собой проблему, ь. к сожалению, яв--:нм делом каждого :онального учебного ' "-сть изучения ино-зострановедения :;ния в условиях .. _. __;шя представляет-из важных направле-гиг-"народного сотрудни-□¿з. учебных заведений, ¡странного языка могут компьютерные те-з учебном процессе, возможно: включить-"гезных европейских про-« изучение иностранно-:ы», чтобы побудить /шостранный язык и по лингвострановеде-:: внеурочное время.
: -кчгские и информаци-; системе образования: ~~ - пед. вузов и системы -: _ кадров / Е.С. Полат, ■LB Моисеева, А.Е. Петров. —- - М.: Издательский -272 с. .me Journals Related to and Learning // Lan-. "Winter 2003, № 28
. _gn Language Education _> _ Education // Language iner 2002, №26 p. 43-47
4. Calvert M. Tandem: a Vehicle for Language and Intercultural Learning // Language Learning Journal, June 1999,№ 19 p. 56-60
5. Denton J.M. Using Vox-Pop Interviews to Expose Language Learners to Authentic Dis-
course // Language Learning Journal, Summer 2004, №29 p. 47-51
6. Morley J., Truscott S. The Integration of Research-Oriented Learning into a Tandem Learning Programme // Language Learning Journal, Summer 2003, № 27 p. 52-57
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Артамонова, аспирант ИПП ПО РАО
Создание системы контроля и оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим возникает вопрос создания системы получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами. Традиционная система, проверка и оценка знаний, умений и навыков обучаемых, предполагающая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может удовлетворить данные потребности общества, поэтому в настоящее время в России перед учеными стоит задача не только разработать подходы к оцениванию достижений разного уровня образования, но и проанализировать перспективность их применения для аттестации обучающихся. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения в различных странах, преобладающие подходы в оценочной деятельности на различных уровнях образовательной системы, технологии оценки и другие аспекты, которые можно использовать для сравне-
ния с отечественными разработками с целью обоснования их практической значимости и перспективности, а также в качестве основы для развертывания новых исследований в данной области. Особый интерес представляют страны с развитыми системами контроля за результатами обучения, например, Франция, Англия, Германия, Великобритания, США, Япония. В последнее время общим для большинства стран мира является тенденция замены тестовых процедур (тестирования /testing/) на эссессмент (assessment - оценка, проверка, контроль), имеющий место быть в связи с широкой критикой тестов за ограниченность их использования, в основном только для оценки знаний и репродуктивных умений. Речь в данном случае идет о замене тестов в их традиционном понимании как системы закрытых заданий (например, заданий с выбором ответа) на систему стандартизированных заданий разного типа. Расширение спектра проверяемых умений привело к увеличению доли открытых заданий, позволяющих оценить не только правильность полученного ответа, но и способы решения, логику изложения, обоснованность суждений и многие другие умения, включая практические, которые невозможно оценить с помощью закрытых заданий. Появились такие понятия, как аутентичная оценка
(authentic assessment), оценка деятельности (performance assessment). Заметим, что все основные характеристики системы проверки и оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся страной перед этой системой. В большинстве стран перед системой оценки результатов обучения ставится основная цель - получение объективной информации о функционировании системы образования, необходимой для обеспечения прав граждан в получении полноценного образования; поддержания устойчивого развития образовательной системы, установления отчетности образовательных учреждений перед обществом и его гражданами, оценки реализации инновационных введений в образовании.
Итак, остановимся на основных тенденциях в проверке и оценке результатов обучения в нескольких странах мира, наблюдаемых в последнее время.
Так, оценка образовательных достижений обучаемых осуществляется наиболее часто преподавателем в процессе текущего и итогового контроля (выпускных или переводных экзаменов): текущий контроль обычно используется для постоянного слежения за обучением учащихся, а также планирования и организации учебного процесса; итоговый контроль в основном дает информацию об усвоении учащимися пройденного курса или программы. Выпускные обязательные экзамены по завершению учебного заведения, на основе которых выдается сертификат об окончании определенной ступени обучения, сдают учащиеся в Англии, Франции и Германии. Однако только в Англии экзамен сдается централизованно по единым тестам. Во Франции и Германии экзамен разрабатывается или утверждается на региональном уровне при участии учителей школ. В США обязательных выпускных экзаменов нет, однако во многих штатах централизован-
но проводится тестирование. К тому же в реальной практике зарубежных учебных заведений практикуются следующие виды экзаменов:
• Устный экзамен (Oral Exam) — экзамен, на котором профессор задает учащимся вопросы, требующие устного ответа.
• Письменный экзамен «с закрытой книгой» (Closed book Exam) является самой «обычной» формой, когда студент впервые видит вопросы и пишет ответы в течение экзамена.
• Open book Exam представляет собой такую форму экзамена, на котором студенты имеют право пользоваться учебниками. Однако число и тип книг ограничивается. Несмотря на то, что это может показаться достаточно легкой формой, сдать его на самом деле гораздо сложнее. Например, такой экзамен обычно предполагается для предметов, в которых много формул и вычислений (статистика). Студент успешно сдает его в том случае, если он хорошо разбирается в данном предмете и большую часть времени, данного на подготовку, использует для решения задач. Основной акцент делается не на том, «что студент запомнил», а на том, «как он может использовать материал», который изучал.
• Open paper Exam — достаточно трудная форма экзамена, когда один или два вопроса сообщаются студентам заранее (например, за неделю). Обычно для его сдачи необходимо показать свои исследовательские или аналитические навыки. Результат оформляется в виде короткого эссе по заданной теме. В день экзамена студенты просто записывают свои эссе, которые должны были подготовить заранее. Ответы на предлагаемые в этом виде экзамена вопросы нельзя напрямую найти в учебниках. Для того, чтобы добиться успеха, студенты часто собираются вместе, для обмена идеями и обсуждения предварительных результатов своих исследований.
Зарубежный опыт
вание. К тому же в зарубежных учебных -^тся следующие ви-
i ж^мен (Oral Exam) — профессор задает требующие устного
г:жй экзамен «с закры-ssi book Exam) является формой, когда студент . ^сса и пишет ответы в
>А Exam представляет - --'замена, на котором т-аво пользоваться. . ЧИСЛО И ТИП книг на то, что это с» достаточно легкой z ш самом деле гораздо »ст. такой экзамен обыч-п i предметов, в кото-;числений (стати-сдает его в том разбирается в шую часть вре-. - эвку, использует Основной акцент де-«что студент запом-он может использо--зкорый изучал, зет Exam — достаточно охмена. когда один или гея студентам зара-_ . :елю). Обычно для :. : показать свои ис-аналитические на-:с :_,-пяется в виде ко-... . ¡ной теме. В день -росто записывают 1:.:жны бьши подгона предлагаемые вопросы нельзя наемниках. Для того, : . ч-. студенты часто тг. Х1я обмена идеями и --•.»зрительных результа-
дЖЗНЁ
• Экзамен «размышление» («Thinking» exam). Этот вид экзамена предполагает написание студентами одного большого текста по определенной проблеме. Например, студентам предлагается в течение трех часов написать одно большое эссе ( в течение одного часа студенты размышляют, делают наброски и готовят структуру эссе, затем в течение двух часов они пишут). Этот формат экзамена требует собрать воедино много различных элементов курса, используя свои аналитические способности.
• «Экзаменационная работа, которая берется домой» («Take-Home» exam). Студенты забирают домой свои экзаменационные задания. Обычно студентам дается некоторое время (от нескольких часов до нескольких недель) для того чтобы закончить и сдать работу.
• Практический экзамен (Practical exam). Некоторые экзамены включают в себя практические задачи или проекты. В этом случае студенты должны продемонстрировать свои умения, способности, применение полученных знаний (это могут быть испытания по созданию портфо-лио или задание по конструированию какой-либо вещи или предмета, или демонстрация моторных, артистических и тому подобных навыков).
• Тестирование (Multiple-choice exam или Shot-question exam) - экзамен по выбору правильного ответа. Экзамен, при котором на каждый вопрос имеется два или более ответов, из которых студент должен выбрать правильный. Данный вид экзамена обычно используется для проверки фактических знаний. С одной стороны, данный вид экзамена требует точности воспроизведения имеющихся у студента знаний, с другой стороны, не исключает случайности ответов.
Основными учебными дисциплинами, предусматривающими итоговую оценку результатов обучения во всех странах, является математика и родной (государственный) язык, затем по важности следует естествознание и иностранный язык, далее один из предметов соци-
ального цикла и технология. Основными формами для проверки по математике и естественнонаучным предметам являются письменные и устные тесты, портфолио, практические работы, самооценка и наблюдения преподавателя.
В большинстве стран письменные экзамены проводятся в конце основных ступеней обучения самим учебным заведением с целью определения возможности перехода на последующую ступень обучения.
Решения о содержании экзаменов в стране может приниматься как централизованно - Министерством образования или другой государственной организацией, - так и без утверждения на государственном уровне.
Сравнивая экзаменационную систему, функционирующую в нашей стране, с зарубежными, нужно признать, что и с точки зрения педагогического контроля, и с точки зрения воздействия на работу учебного заведения она имеет ряд преимуществ.
Рассмотрим, например, экзаменационную систему во Франции, где за оценку результатов обучения отвечает Генеральная инспекция (Inspection Generale). Курс французской элементарной школы - 8 лет, а экзамен на свидетельство об элементарном образовании производится по окончании пяти лет пребывания в школе, причем устраивается он для учеников целого ряда школ, объединяемых с этой целю в кантональном центре или в одной из более крупных коммун кантона. Экзамен проводится публично, в напряженной обстановке, экзаменует учеников особая комиссия, в состав которой учителя экзаменующихся не входят (они могут лишь присутствовать на экзамене). При этом ученик не сдавший экзамена не остается на второй год (как в России), а отчисляется. Экзамен проходит по всем предметам элементарной школы и продолжается два дня: в первый проходят все письменные испытания (их пять), во второй - все устные (их четыре).
Среди письменных экзаменов особой популярностью пользуется такая форма контроля, как диктант. Если добавить к сказанному, что никакой особой подготовки к экзаменам не предусмотрено, то можно сделать вывод, что экзаменационная проверка учащихся в элементарной школе Франции построена на менее разумных педагогических основаниях, чем в российской школе, причем данное положение можно отнести и к экзаменационной системе французской средней школы (лицея, колледжа), которая предполагает переводные и выпускные экзамены, но первым подвергаются только малоуспевающие, да и то больше формально. Факты оставления на второй год из-за провала на этих экзаменах очень редки, тем более, что провалившийся на экзамене в конце года (в июле) может держать переэкзаменовку в начале нового учебного года (в октябре).
Насколько слабы в лицеях и колледжах переводные экзамены, настолько сложны и строги в них выпускные экзамены на степень бакалавра (baccalauréat, сокращенно ВАС-французский диплом, предоставляющий право на обучение в вузе, выдается после успешной сдачи экзаменов на степень бакалавра по окончании лицея общеобразовательного (général) или технологического (technologique) направления). Собственно, это не столько экзамены за курс средней школы, сколько экзамены для определения подготовленности окончивших эту школу к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Проводятся эти экзамены при филологических и физико-математических факультетах университетов особыми экзаменационными комиссиями, назначаемыми университетами из профессорского состава и частично из представителей средней школы. При этом так же, как и в элементарной школе преподаватели, обучавшие экзаменующихся не могут быть экзаменаторами.
Экзамены на степень бакалавра состоят из двух серий или частей, разде-
ленных годичным сроком. Первая часть экзаменов проходит по окончании предпоследнего, по французскому счету, I класса средней школы, вторая часть - по окончании последнего. В обоих случаях учащиеся экзаменуются по тем предметам, которые они изучали в истекающем году.
Экзамены на степень бакалавра в обеих частях распадаются на письменные и устные (четыре письменных и пять устных). Письменные экзамены устраиваются не только по языкам и математике, но философии (сочинение) и физике (сочинение или упражнение). Письменные экзамены предшествуют устным и являются, как бы предварительным отбором экзаменующихся. Ученик, не выдержавший письменные экзамены к устным не допускается и, наоборот, ученик, сдавший успешно письменные экзамены, может временно отказаться от устных и сдавать их в следующую экзаменационную сессию или через год, не подвергаясь вторично письменным испытаниям. Отметим, что первая сессия экзаменов на степень бакалавра происходит по окончании года в средних школах (в июле или августе), вторая - в начале нового учебного года (в октябре или ноябре). Устные испытания не дифференцируются по предметам. Вызванного к ответу экзаменующегося последовательно опрашивают в течение 45 минут по всем предметам испытаний. Билеты не применяются, вопросы предлагаются устно каждым экзаменатором по своему усмотрению. Поскольку решающая роль на всех этапах принадлежит представителям университетов, которые рассматривают экзамены с точки зрения отбора желательных им контингентов слушателей, то «проваливаются» на бакалаврских экзаменах очень сильно. Обычно выдерживают обе серии экзаменов не больше 40% общего количества экзаменующихся.
Что касается оценок, то вместо нее французы применяют систему модулей и коэффициентов (градуируются по двадцатибалльной шкале). Все предметы
Зарубежный опыт
: Первая часть -ончании пред-зскому счету, горая часть - по обоих случаях :о тем предме-в истекающем
:ь бакалавра в "". письменные . и пять уст-:ы устраивают-математике, но физике (сочи-Тнсьменные эк-тым и являют-лм отбором эк-. выдержавший .. ч етным не до-ученик, сдавший экзамены, может : стных и сдавать .национную сес-эдвергаясь вто-; ганиям. Отме-• экзаменов на сте-:дит по окончании 1 в июле или авгу-вого учебного :е). Устные ис-уются по пред-k ответу экзаменую-"ъно опрашивают в з:ем предметам ис-, az ~нменяются, вопро-}гтно каждым экзаме-усмотрению. По-роль на всех этапах внтелям универси-гтривают экзамены с желательных им глей, то «провали-: экзаменах очень 1грживают обе серии 40% общего коли-
7
:эк, то вместо нее :нстему модулей и ируются по два-Все предметы
делятся на обязательные (unites de valeur) и факультативы (modules optionnels). На экзамены необходимо записываться самостоятельно и вовремя. Сессий, как в российской педагогической практике, у французов нет. Просто после каждого курса лекций сразу начинается экзамен. Причем на экзаменах можно пользоваться любыми конспектами, записями и учебниками.
В Англии все задачи, связанные с контролем ЗУН обучаемых, решаются централизованно в рамках программы Национальной оценки (National Assessment) на основе единых национальных тестов. За организацию и проведение этих программ отвечает Управление по квалификации и программам (QCA -The Qualifications and Curriculum Authority). Система оценки результатов обучения в Англии имеет две составляющие: внешний контроль за достижениями учащихся с помощью централизованно разработанных тестов и обязательный внутренний контроль, со стороны преподавателя ("teacher assessment").
Английская экзаменационная система в части, относящейся к начальной, «младшей школе», сводится только к выпускным экзаменам, но проводятся они по окончании всего курса обучения. Выпускной экзамен очень сходен с французским экзаменом на свидетельство об элементарном образовании. Испытания обычно имеют письменный характер: сочинения, упражнения, решение задач, письменные ответы на вопросы и т.д. Каждый контрольный материал дается в нескольких вариантах, так что ученик имеет возможность выбирать. В профессиональных учебных заведениях Англии имеются два вида экзаменов - семестровые и выпускные. Из них экзаменами в нашем смысле являются только вторые, поскольку семестровые экзамены аналогичны нашим контрольным работам. Все семестровые экзамены обычно письменные и проводятся самой школой. Выпускные экзамены также письменные, но проводятся они посторонними организа-
циями, главным образом экзаменационными организациями университетов (Кембриджский синдикат местных экзаменов, Оксфордская делегация местных экзаменов, Объединенный матрикуляци-онный комитет северных университетов и т.п.). Однако необходимо отметить, что в Англии нет обязательных экзаменов. По окончании средней школы их сдают лишь те ученики, которые намерены поступать в университет. Экзаменационные комитеты присылают в школы специальные экзаменационные задания и бумагу для учащихся. Выполненные учащимся экзаменационные работы отправляются в экзаменационный комитет. Выпускные экзамены в английских учебных заведениях бывают двух видов либо так называемых двух уровней: «первый экзамен» или «обычного» уровня («на школьный аттестат»), к которому допускаются ученики, прошедшие пятый (предпоследний) класс и «второй экзамен», так называемый «повышенного» уровня («на высший школьный аттестат»), к которому допускаются ученики, прошедшие 2-3-летнее обучение в дополнительном, VI классе школы. Каждый из этих экзаменов дает право на поступление в университет или другое высшее учебное заведение, но выдержавшие второй пользуются преимуществом перед выдержавшими первый; это заставляет многих учеников, сдавших уже «первый экзамен», учиться еще 2-3 года и сдавать «второй экзамен». Недостаточная подготовка учащихся в массовых средних школах для получения престижного «Общего свидетельства об образовании» привела к появлению огромного количества различных свидетельств и сертификатов, выдаваемых после сдачи так называемых «внешних» экзаменов, организуемых на более низком уровне, чем экзамены на «Общее свидетельство об образовании». В отличие от привилегированных «паблик скулз» и грамматических школ, предоставляющих учащимся полное среднее образование, завершающееся получением «Общего свидетельства об образовании»,
средние массовые школы, рассчитанные на подготовку учащихся к массовым профессиям, чаще практикуют экзамены, ведущие к получению свидетельств, открывающих их обладателям путь к занятию определенных должностей в промышленности и сельском хозяйстве. В проведении этих экзаменов участвуют помимо школы различные заинтересованные организации (отсюда название: «внешние» экзамены). Среди подобных свидетельств можно назвать «младший технический сертификат», «младший сельскохозяйственный сертификат», «сертификат колледжа наставников» и др. В проведении экзаменов на «младший технический сертификат», например, принимают участие представители промышленных фирм, на базе которых осуществляется профессиональная подготовка учащихся. По сути дела, промышленные фирмы совместно с массовыми школами готовят кадры для своих предприятий. Так, свыше 35 английских фирм и различных организаций (банк Ллойда, королевский институт британских архитекторов) требуют от поступающих на работу наличия «сертификата колледжа наставников». Требования при сдаче экзаменов на это свидетельство значительно ниже, чем при сдаче на «Общее свидетельство об образовании» даже на «обычном» уровне. Одна из причин популярности подобных «внешних» экзаменов низшего порядка заключается и в том, что они обеспечивают свидетельством тех, кто заканчивает свое образование в 16 лет и не получает полного среднего образования, которое завершается в 18 лет. Введение в школьную практику «Свидетельства о среднем образовании» имело и свои негативные стороны. С появлением более низкого, но достаточно престижного экзамена у многих учащихся ослабло стремление добиваться высо-
ких академических успехов. Система отметок в Англии, претерпев некоторые изменения, в настоящее время состоит из шести баллов: первые пять представлены цифрами: 1 (высшая), 2,3,4,5, а шестой называется «ангрейдид», то есть «нестандартный», не попадающий под установленную классификацию. Оценка традиционных работ осуществляется, как в процессе экзамена, так и комплексно, то есть оценка «комплексуется» на основании учета всей работы, проделанной учащимся за весь период обучения, включая курсовые и практические работы и т.д. Все выпускные экзамены проводятся в одни и те же дни во всех пунктах, входящих в сферу действия данной экзаменационной организации. В один день проводятся два экзамена (на каждый из них отводится два с половиной часа). Контрольные материалы (темы, вопросы, задачи и пр.) являются одинаковыми для всех экзаменационных точек данной организации.
Подводя итог, отметим, что в последние десятилетия мы все чаще обращаемся к зарубежному опыту, стремясь через его призму посмотреть на свои собственные проблемы.
Литература:
Диплом Гексагона //Обучение за рубежом (приложение), 1999. - С.120-123.
Nuttall D.L. The implications of National Curriculum assessments, Educational Psychology, 1988.-P. 4, 229-236.
Robitaille D. National context for mathematics and science education: An encyclopedia of the educational systems participating in TIMSS. Pacific Educational Press. Vancouver, ВС, 1996. - P. 28-53.
McCallum В., McAlister S., Gipps C. and Brown M. Something to gain? Creative responses to national assessment, Aspects of Education, 1991.-P. 45,18-25.