Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктура / сигнализация / диспетчерское управление / вид транспорта. / infrastructure / alarm system / dispatch control / type of transport.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Полякова Вера Константиновна, Шубная Алина Андреевна, Шубная Альбина Андреевна

в статье проведен анализ и сравнение основ организации движения, применяемых на различных видах транспорта, в условиях возникновения ограничений движения поездов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Полякова Вера Константиновна, Шубная Алина Андреевна, Шубная Альбина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFIC MANAGEMENT IN CONDITIONS OF LIMITED INFRASTRUCTURE ON DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT

the article analyzes and compares the basics of traffic management used on various types of transport in conditions of train traffic restrictions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА Полякова В.К.1, Шубная А.А.2, Шубная А.А.3

1Полякова Вера Константиновна - старший преподаватель, кафедра Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте, 2Шубная Алина Андреевна - студент, 3Шубная Альбина Андреевна - студент, Российский университет транспорта (РУТ(МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье проведен анализ и сравнение основ организации движения, применяемых на различных видах транспорта, в условиях возникновения ограничений движения поездов. Ключевые слова: инфраструктура, сигнализация, диспетчерское управление, вид транспорта.

TRAFFIC MANAGEMENT IN CONDITIONS OF LIMITED INFRASTRUCTURE ON DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT Polyakova V.K.1, Shubnaya A.A.2, Shubnaya A.A.3

1Polyakova Vera Konstantinovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF OPERATIONAL WORK AND SAFETY MANAGEMENT IN TRANSPORT, 2Shubnaya Alina Andreevna is a student, 3Shubnaya Albina Andreevna is a student, RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (RUT(MIIT), MOSCOW

Abstract: the article analyzes and compares the basics of traffic management used on various types of transport in conditions of train traffic restrictions.

Keywords: infrastructure, alarm system, dispatch control, type of transport.

Многие исследования и практический опыт доказывают существование прямой зависимости эффективности функционирования транспортно-логистической системы региона от наличия инфраструктурных ограничений. В качестве таких ограничений можно выделить недостаток пропускных способностей, низкую конкурентоспособность логистических и транспортных предприятий, особенности рельефа местности и т.д. Также проблемой является и дисбаланс между использованием различных видов транспорта, а также отсутствие информационных систем, обеспечивающих возможность целостного использования элементов транспортного комплекса региона.

Главным ограничением в движении автомобильного транспорта являются ремонтные и восстановительные работы. Временные ограничения движения автомобильного транспорта осуществляются путем: закрытия движения на участке автомобильной дороги; ограничения движения по отдельным полосам автомобильной дороги; устройства временной объездной дороги; устройства реверсивного или одностороннего движения; закрытия движения в течение времени, необходимого для устранения причины, вызвавшей данную ситуацию [2].

Места проведения работ вне зависимости долгосрочный или краткосрочный ремонт, за пределами или в пределах населенного пункта обязательно должны ограждаться специальными знаками, щитами, машинами-прикрытия [3]. В этих случаях играет важное значение сигнализация, представленная знаками дорожного движения, световыми щитами, светофорами. Ограждение места проведения дорожных работ можно сравнить с ограждением места проведения ремонтных работ на участках железной дороги (световые щиты, светоотражающие щиты, указатели). Однако подобные сигналы невозможны для применения на авиационном и водном видах транспорта ввиду отсутствия возможности установки этих стационарных устройств непосредственно вблизи места, ограничивающего движение.

Сигналы в водном виде транспорта используется, но в другом виде и для других случаев, в частности, в случае бедствия. К примеру, применение маяков на суше, петарды с разными цветами огней, выпускаемые с борта судна. Сигналы на авиатранспорте предназначены для координации судов на перронах (перроном в авиасообщении называется часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов).

Проблема низкой авиационной подвижности остро стоит для территорий Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока, где часто единственным круглогодично доступным видом транспорта является авиасообщение [4]. Основные ограничения, препятствующие нормальному режиму

работу, инфраструктурные ограничения, связанные со слотами аэропортов. Также необходимо учесть, что значительная часть действующей авиационной инфраструктуры, применяемой для осуществления местных и региональных перевозок, требует капитального ремонта и реконструкции.

Также надо принимать во внимание геополитическую обстановку, закрытие ряда аэропортов в южной части страны отразилась на структуре и объеме как грузопотоков, так и пассажиропотоков. В настоящее время разрабатываются обходные маршруты следования и использование смешанного вида сообщения, в котором авиасообщения выступает одним из звеньев на определенном участке пути.

Для решения этих проблем важную роль играет диспетчерское управление. Диспетчер управления воздушным движением отвечает за обеспечение безопасности на воздушном транспорте и минимизацию рисков. Это тот сотрудник, который непосредственно держит связь с самолетами и экипажем, отвечает за поддержание курса воздушного судна. Можно провести аналогию с диспетчером поездным, осуществляющим деятельность на железнодорожном транспорте. Диспетчер поездной руководит движением поездов на диспетчерском круге и несет за него полную ответственность.

На железнодорожном транспорте основным ограничивающим элементом является пропускная способность, значение, которой резко снижается в период проведения технологических «окон» [5]. И именно от действий диспетчера поездного напрямую зависит выполнение графика движения поездов (ГДП) и плана формирования поездов.

Инфраструктурные ограничения значительно влияют и на водный вид транспорта, который подразделяется на внутренний водный и морской. Внутренний водный транспорт является стратегически важной составляющей для связанности регионов, национальной безопасности и жизнеобеспечения регионов Крайнего Севера. Однако используется она крайне неэффективно. Основными проблемами являются снижение глубины водных путей и протяженности путей с гарантированными габаритами, которая на сегодняшний день составляет менее 50%. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота из-за уменьшения загрузки судов, ограничениям скорости прохождения отдельных участков, значительных простоев в ожидании шлюзования, что увеличивает срок доставки грузов, и как следствие ведет к отказу грузоотправителей в выборе данного вида транспорта. Имеющиеся существенные инфраструктурные ограничения судоходства на магистральных водных путях, касаются Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, а также водные бассейны Сибири и Дальнего Востока в период маловодья [6].

В настоящее время техническое состояние и мощность большинства портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов и причалов не соответствуют заявленным нормам и грузопотоку.

Развитие морских контейнерных перевозок выявило новую существенную проблему в инфраструктуре. Для морского транспорта - дефицит глубоководных морских портов для обработки крупнотоннажных судов [1]. Для внутреннего водного - отсутствие оборудования для перегрузки 20- и 40-футовых контейнеров в не европейской части России.

При организации смешанной перевозки грузов морской транспорт находится в тесной взаимосвязи с железнодорожным. Однако из-за ограничения пропускной способности портовых и припортовых станций, которая особенно наблюдается на Восточном полигоне, порт вынужден устанавливать ограничения по приему и отправлению отдельных категорий грузов, тем самым образуя задержи в выстроенной логистической цепочке. Решением такой проблемы является грамотное составление графика подвода железнодорожных вагонов с припортовой станции для организации поточности операций. Также последнее десятилетие актуальным стало устройство «сухих» портов.

Таким образом, на каждом виде транспорта наличие инфраструктурных ограничений приносит сбой в его нормальном функционировании. Некоторые из ограничений возникают в связи с недостаточным содержанием инфраструктуры и ее несоответствием заданным объемам перевозкам, другие в связи с временными ограничениями из-за ремонтов, политической ситуации или природных бедствий. Однако в каждом из этих случаев необходимо оперативно находить наиболее эффективные способы решения проблем в организации движения, позволяющее минимизировать затраты и сбои в грузовых и пассажирских перевозках, с возможностью дальнейшего взаимодействия различных видов транспорта между собой для организации единой транспортной сети.

Список литературы /References

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. № 3363-р.

2. Постановление Правительства Астраханской области. О Порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Астраханской области от 5 июня 2023 года N 302-П.

3. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 02.03.2016 N 303-р).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. №3363-р.

5. Полякова В.К., Шубная А.А., Шубная А.А. Анализ исследований в области организации движения поездов в условиях инфраструктурных ограничений // Вестник науки и образования. 2024. №2 (145).

6. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 327-р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.