ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА Полякова В.К.1, Шубная А.А.2, Шубная А.А.3
1Полякова Вера Константиновна - старший преподаватель, кафедра Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте, 2Шубная Алина Андреевна - студент, 3Шубная Альбина Андреевна - студент, Российский университет транспорта (РУТ(МИИТ), г. Москва
Аннотация: в статье проведен анализ и сравнение основ организации движения, применяемых на различных видах транспорта, в условиях возникновения ограничений движения поездов. Ключевые слова: инфраструктура, сигнализация, диспетчерское управление, вид транспорта.
TRAFFIC MANAGEMENT IN CONDITIONS OF LIMITED INFRASTRUCTURE ON DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT Polyakova V.K.1, Shubnaya A.A.2, Shubnaya A.A.3
1Polyakova Vera Konstantinovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF OPERATIONAL WORK AND SAFETY MANAGEMENT IN TRANSPORT, 2Shubnaya Alina Andreevna is a student, 3Shubnaya Albina Andreevna is a student, RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (RUT(MIIT), MOSCOW
Abstract: the article analyzes and compares the basics of traffic management used on various types of transport in conditions of train traffic restrictions.
Keywords: infrastructure, alarm system, dispatch control, type of transport.
Многие исследования и практический опыт доказывают существование прямой зависимости эффективности функционирования транспортно-логистической системы региона от наличия инфраструктурных ограничений. В качестве таких ограничений можно выделить недостаток пропускных способностей, низкую конкурентоспособность логистических и транспортных предприятий, особенности рельефа местности и т.д. Также проблемой является и дисбаланс между использованием различных видов транспорта, а также отсутствие информационных систем, обеспечивающих возможность целостного использования элементов транспортного комплекса региона.
Главным ограничением в движении автомобильного транспорта являются ремонтные и восстановительные работы. Временные ограничения движения автомобильного транспорта осуществляются путем: закрытия движения на участке автомобильной дороги; ограничения движения по отдельным полосам автомобильной дороги; устройства временной объездной дороги; устройства реверсивного или одностороннего движения; закрытия движения в течение времени, необходимого для устранения причины, вызвавшей данную ситуацию [2].
Места проведения работ вне зависимости долгосрочный или краткосрочный ремонт, за пределами или в пределах населенного пункта обязательно должны ограждаться специальными знаками, щитами, машинами-прикрытия [3]. В этих случаях играет важное значение сигнализация, представленная знаками дорожного движения, световыми щитами, светофорами. Ограждение места проведения дорожных работ можно сравнить с ограждением места проведения ремонтных работ на участках железной дороги (световые щиты, светоотражающие щиты, указатели). Однако подобные сигналы невозможны для применения на авиационном и водном видах транспорта ввиду отсутствия возможности установки этих стационарных устройств непосредственно вблизи места, ограничивающего движение.
Сигналы в водном виде транспорта используется, но в другом виде и для других случаев, в частности, в случае бедствия. К примеру, применение маяков на суше, петарды с разными цветами огней, выпускаемые с борта судна. Сигналы на авиатранспорте предназначены для координации судов на перронах (перроном в авиасообщении называется часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов).
Проблема низкой авиационной подвижности остро стоит для территорий Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока, где часто единственным круглогодично доступным видом транспорта является авиасообщение [4]. Основные ограничения, препятствующие нормальному режиму
работу, инфраструктурные ограничения, связанные со слотами аэропортов. Также необходимо учесть, что значительная часть действующей авиационной инфраструктуры, применяемой для осуществления местных и региональных перевозок, требует капитального ремонта и реконструкции.
Также надо принимать во внимание геополитическую обстановку, закрытие ряда аэропортов в южной части страны отразилась на структуре и объеме как грузопотоков, так и пассажиропотоков. В настоящее время разрабатываются обходные маршруты следования и использование смешанного вида сообщения, в котором авиасообщения выступает одним из звеньев на определенном участке пути.
Для решения этих проблем важную роль играет диспетчерское управление. Диспетчер управления воздушным движением отвечает за обеспечение безопасности на воздушном транспорте и минимизацию рисков. Это тот сотрудник, который непосредственно держит связь с самолетами и экипажем, отвечает за поддержание курса воздушного судна. Можно провести аналогию с диспетчером поездным, осуществляющим деятельность на железнодорожном транспорте. Диспетчер поездной руководит движением поездов на диспетчерском круге и несет за него полную ответственность.
На железнодорожном транспорте основным ограничивающим элементом является пропускная способность, значение, которой резко снижается в период проведения технологических «окон» [5]. И именно от действий диспетчера поездного напрямую зависит выполнение графика движения поездов (ГДП) и плана формирования поездов.
Инфраструктурные ограничения значительно влияют и на водный вид транспорта, который подразделяется на внутренний водный и морской. Внутренний водный транспорт является стратегически важной составляющей для связанности регионов, национальной безопасности и жизнеобеспечения регионов Крайнего Севера. Однако используется она крайне неэффективно. Основными проблемами являются снижение глубины водных путей и протяженности путей с гарантированными габаритами, которая на сегодняшний день составляет менее 50%. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота из-за уменьшения загрузки судов, ограничениям скорости прохождения отдельных участков, значительных простоев в ожидании шлюзования, что увеличивает срок доставки грузов, и как следствие ведет к отказу грузоотправителей в выборе данного вида транспорта. Имеющиеся существенные инфраструктурные ограничения судоходства на магистральных водных путях, касаются Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, а также водные бассейны Сибири и Дальнего Востока в период маловодья [6].
В настоящее время техническое состояние и мощность большинства портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов и причалов не соответствуют заявленным нормам и грузопотоку.
Развитие морских контейнерных перевозок выявило новую существенную проблему в инфраструктуре. Для морского транспорта - дефицит глубоководных морских портов для обработки крупнотоннажных судов [1]. Для внутреннего водного - отсутствие оборудования для перегрузки 20- и 40-футовых контейнеров в не европейской части России.
При организации смешанной перевозки грузов морской транспорт находится в тесной взаимосвязи с железнодорожным. Однако из-за ограничения пропускной способности портовых и припортовых станций, которая особенно наблюдается на Восточном полигоне, порт вынужден устанавливать ограничения по приему и отправлению отдельных категорий грузов, тем самым образуя задержи в выстроенной логистической цепочке. Решением такой проблемы является грамотное составление графика подвода железнодорожных вагонов с припортовой станции для организации поточности операций. Также последнее десятилетие актуальным стало устройство «сухих» портов.
Таким образом, на каждом виде транспорта наличие инфраструктурных ограничений приносит сбой в его нормальном функционировании. Некоторые из ограничений возникают в связи с недостаточным содержанием инфраструктуры и ее несоответствием заданным объемам перевозкам, другие в связи с временными ограничениями из-за ремонтов, политической ситуации или природных бедствий. Однако в каждом из этих случаев необходимо оперативно находить наиболее эффективные способы решения проблем в организации движения, позволяющее минимизировать затраты и сбои в грузовых и пассажирских перевозках, с возможностью дальнейшего взаимодействия различных видов транспорта между собой для организации единой транспортной сети.
Список литературы /References
1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. № 3363-р.
2. Постановление Правительства Астраханской области. О Порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Астраханской области от 5 июня 2023 года N 302-П.
3. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 02.03.2016 N 303-р).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. №3363-р.
5. Полякова В.К., Шубная А.А., Шубная А.А. Анализ исследований в области организации движения поездов в условиях инфраструктурных ограничений // Вестник науки и образования. 2024. №2 (145).
6. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 327-р).